Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 22:48, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория".
5) с учетом
ассортимента товаров: 6) по степени
соблюдения законности: легальный
(официальный) и нелегальный ( 7) по степени насыщенности: равновесный (спрос = предложению); дефицитный (спрос>предложения); избыточный (спрос<предложения). 8) по степени
развитости экономических Все типы рынков связаны и существуют как единая рыночная система. структура рынка определяется как внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка. Структура опр-ся как внут. строение,расп-е,порядок отдельных эл-тов рынка,исходя из этого можно назв,след признаки структуры рынка:тесная свзязь м/ду ее эл-там; опр-нная устойчивость этих эл-тов и целостность,совокупнсоть джанных эл-тов.По структре рынок охв-ет эл-ты, свзя-ные с обеспе-ем произовдства,а так жэе эл-ты мат-ного и денеж-о обр-я Современный рынок превратился в соц. институт – организацию общественной деятельности, кот. регулирует правила поведения людей и их взаимоотношения и имеет определенную организационную форму. Инфраструктура рынка – это совокупность разнообразных предприятий, учреждений и организаций, кот. обеспечивают деятельность рынка, связывают в разных формах продавцов и покупателей. Важными элементами являются биржи, ярмарки, аукционы, специализированные посредники, гос. бюджетные учреждения и др. Разные инфраструктурные звенья используют различные формы рыночных связей – бартер (обмен товара на товар), разные виды торговли (оптом, в розницу, продажа за наличный и безналичный расчет). |
2) теория предельной
полезности – ст-ть товара
определяется значимостью (полезностью) товара
для потребителя (завис-ть прямая). Суть
теории предельной полезности – по мере
насыщения потребности в данном товаре
его значимость для потребителя уменьш-ся
=> ст-ть каждой след-ей единицы товара
падает, а ст-ть последней единицы товара
стремится к нулю. Деньги – это товар,
выполн-ий роль всеобщего эквивалента.
С возникновением денег ст-ть всех товаров
стала в них выражаться, т. е. товары приобрели
цену. Цена – денежное выражение
ст-ти товара. Ф-ции цены: 1)Учетная
2)цена- ср-во получения доходов; 3) цена
поддерживает равновесие в эк-ке4) стимулирующая
(Низкая цена стимсулирует потребителя,
высокая производителя)5) |
3) теория совершен-ой и несов-ой конкуренции: какая эконом-ая среда создается на рынке; как она влияет на конкуренцию товаропроизвод-ей; от чего зависит совершен-ая и несов-ая конкуренция; как формир-ся рыночные цены и т. д.; 4) теория создания и распределения доходов: от чего зависит объем полученного на предпр-ии дохода; какая его часть идет на его внешние платежи, а какая – остается внутри предприятия; как доход распред-ся между субъектами предпринимательской деят-ти и др. Макроэк-ка – это наука об эк-ке как о едином целом на федеральном уровне и его взаимод-ии с мировым хоз-вом. Рассматр-ые проблемы: 1) теория эк-ого роста: как осущ-ся эк-ий рост; какие фак-ры ему способствуют; 2) теория циклов: чем определяется эк-ая конъюнктура; каковы антикраз-ые меры; 3) теория денежного обращения: как функ-ют денежно-кредитная и финансово-бюджетные сис-мы; 4) теория инфляции: что такое уровень цен и чем определяется его динамика; 5) теория занятости: чем опрредел-ся уровень занятости; как решается проблема безработицы; 6) теория эк-ой политики: какое воздействие на эк-ку оказывает гос-во; 7) теория внешнеэк-их отношения: какое воздействие на нац-ую эк-ку оказывает заграница. |
Эком-кий выбор – это выбор наилучшего среди альтернативных вариантов, при к-ром достиг-ся max удовлетворения потреб-ей при min затрат. Люди все сталкивыаются с альтерн-ими издержками. Пр-во одного товара означает отказ от другого, рацион-ый человек должен подсчитать не только будущие произв-ые затраты, но и издержки неиспольз-ых возм-ей, чтобы сделать оптимальный эк-кий выбор.
График: |
13.Сущность рыночного
Рыночный механизм–форма организации производства, при которой эк-кие субъекты взаимодействуют друг с другом посредством рынка для решения центральной проблемы производства. Рыночного механизма предст-ет собой взаимодействие 4х его эл-тов: 1) спрос – это то кол – во товаров, кот. покупатели хотят и могут купить по определенной цене и в определенное время. 2) предложение – то количество товаров, кот. продавец может и желает продать по определенной цене и за определенное время. 3) цена – денежная оценка товара. 4) конкуренция – соперничество на рынке за лучшие условия производства и сбыта продукции, за лучшие товары и цены. |
14. Рыночный спрос и его факторы Зак спроса Эл-ность спроса.
Рыночный спрос – это форма проявления потребностей населения, обеспеченная денежным эквивалентом. Индивидуальный спрос – это спрос, субъектом которого является отдельный потребитель, желающий приобрести товары при данных условиях. Рыночный спрос – это совокупность всех индивидуальных спросов на данном рынке. Виды спроса: нерегулярный – основан на сезонной, почасовой потребности; нерациональный – спрос на товары, которые вредны для здоровья(общ тарнсп), антисоциальны(сиг); отрицательный – спрос, когда большая часть рынка “недолюбливает” товар или услугу(прививки); скрытый – возникающий, когда многие потребители испытывают потребности в чём-либо, но не могут её удовлетворить, так как товаров и услуг, для удовлетворения этих потребностей, на рынке недостаточно(эк чист автомоб); падающий – постоянное снижение спроса на данный товар или услугу;(посещ музеев) реализованный; неудовлетворённый; формирующийся; ажиотажный; престижный; импульсивный; другие. Показатели спроса: объём спроса – это количество товара, которое потребители согласны купить; цена спроса – это максимальная цена, которую покупатель готов заплатить за определённое количество товаров. Факторы спроса: по характеру воздействия: общие – уровень доходов, численность население, цены на товары и тому подобное; специфические – жилищное строительство, электрификация быта, численность различных категорий населения, уровень развития различных отраслей народного хозяйства и тому подобное; по возможности измерения спроса: поддающиеся количественной оценке; неподдающиеся количественной оценке; по ценовым характеристикам: ценовые; НЕЦЕНОВЫЕ: доходы потребителей; потребительские вкусы; число покупателей; цены на сопряжённые товары; потребительские ожидания; степень удовлетворения потребностей населения в данном товаре.Гл факт -р,вляяющ на спрос-цена.D=F(P) |
15. Рыночное предложение и его
факторы. Предложение, закон
Предложение – Это совокупность товаров на рынке. S=F(P)фун от цены Индивидуальное предложение – предложения товара на рынке отдельным продавцом. Рыночное предложение – предложение товара всеми продавцами на рынке. Показатели предложения: объём предложения – количество товаров, которые готовы продать продавцы; цена предложения – минимальная цена, по которой продавцы готовы продать определенное количество товара. Факторы предложения: ценовые; неценовые: цены на ресурсы; изменение в технологии производства; налоги и субсидии; цены на другие товары; ожидания; число продавцов; природные условия. Функция предложения – зависимость объёма предложения от цены. S=F(P)фун от цены Закон предложения: чем выше цена товара,тем больше предложение. Закон предложения отражается на шкале предложения. |
16. Конкуренция и ее виды. Монополия как рыночная власть. Антимонопольное регулирование.
Конкуренция – Соперничество м/д участниками рыночного хоз-ва за лучшие условия пр-ва, купли-продажы товаров, в конченом счете за потребителя. Виды конкуренции: по функциональному проявлению: внутриотраслевая – между производителями одной отрасли; межотраслевая – между производителями разных отраслей, соперничающих за деньги потребителей;национальных капиталов ,международная,т.е интренациональных кап-лов. Методы конкурентоной борьбы: ценовая – посредством изменения цен; неценовая – посредством рекламы, сервиса и тому подобного; Условия в кот,протекает конкуренция наз-ся рыночной структурой,изв-ны след виды рыночных структур: совершенная – характеризуется: наличием большого количества мелких продавцов и покупателей; однородностью продаваемого продукта у всех производителей; невозможностью контроля цен и объёмов купли продажи; полная свобода входа на рынок и ухода с рынка; несовершенная: чистая монополия – один производитель или отрасль является единственным производителем данного продукта; монополистическая конкуренция – наличие достаточно большого количества производителей, предлагающих аналогичную, но не идентичную (с точки зрения потребителя) продукцию; олигополия – существование нескольких производителей, отдельные из которых контролируют значительную долю рынка. |
Функции конкуренции: установление равновесной цены;регулирует обьем произ-ва; стимулирование научно-технического прогресса; очищающая (конкуренты очищают рынок от слабых предприятий) Монополия – исключительное право определённой деятельности(пр-ва,торговли), принадлежащие одному лицу или государству. Характеристические элементы монополии: возникновения из господства в производстве; господство на рынке; получение монопольно высокой прибыли. Виды монополий: естественные – возникающие из-за особых условий хозяйствования или технологий; легальные – защищённые от конкуренции законодательно (авторскими правами, патентами, торговыми марками и прочим); искусственные – создаваемые для получения монополистических прибылей (картели, синдикаты, тресты, концерны). Антимонопольная политика (антимонопольное регулирование) – политика, проводимая государством с целью регулирования структуры отраслей, препятствования монополизации отраслей, образованию монополий. |
Шкала предложения – показатель того, какое количество товаров продавцы готовы продать по разным ценам. “Эластичность предложения” – изменения предложения товара при изменении уровня цен на него (коэффициент эластичности предложения показывает на сколько процентов изменится объём предложения товара при изменении его цены на 1%). Предложения называется “эластичным”, если оно изменяется в большей степени, чем цена, и “неэластичным”, если оно изменяется в меньшей степени, чем цена. |
Функция спроса – зависимость объёма спроса от определяющих его факторов. Закон убывающей предельной полезности: предельная полезность каждой дополнительной единицы товара сокращается по мере того, как субъект увеличивает потребление соответствующего товара. Закон спроса:Чем больш цена тов-а ,тем меньш спрс на него. Кривая С1-С2 пок-ет обратно пропорциональную зав-сть повышения цены и сокращения платежеспособной потребности людей.Закон спроса пок-ети другой важн процесс:постепенное убываение спроса.Снижение кол-ва продаж тов-ра,происх не тольок всл-е роста цены,но и насыщения потр-ского спроса. Эффекты изменения спроса: “эффект дохода” –пониженная цена позволяет приобрести на прежнюю сумму расходов на данный товар приобрести его в большем размере(Доход как бы увел-еться)”эффект замещения” – замена дорогостоящего или ставшего дорогостоящим товара более дешёвым.Заменяя пок-ль обеспе-ет себе дополнительный эффет дохода. “Ценовая эластичность спроса” – это зав-сть м/ду 2мя случйными вел-нами ценой и объемом спроса.K=дельтаQd/ дельтаP Спрос называется “эластичным”, если он изменяется в большей степени, чем цена, и “неэластичным”, если он изменяется в меньшей степени, чем цена. “Эластичность спроса”: по цене – показатель изменения объёма спроса на товар при изменении цены на него (коэффициент эластичности спроса по цене показывает на сколько процентов изменится объём спроса на товар при изменении цены товара на 1%); по доходу – показатель изменения спроса при изменении доходов потребителей (коэффициент эластичности спроса по доходу показывает на сколько процентов изменится объём спроса на товар при изменении дохода потребителя на 1%). |
Согласно классической школе (Адам Смит) рыночный механизм выполняет роль «невидимой руки» в экономике: каждый предприниматель, действуя в своих интересах, одновременно как бы «невидимой рукой» направляется к достижению наибольшего блага для всего общества, поскольку производит ту продукцию, которая необходима людям. Концепция «невидимой
руки» рынка заключается в
том, что когда фирма – |
17. Предприятие и фирма,их сод-е,
Предприятия – это хоз. субъект, обесп. Произ-во продукции в целях удовлетворения общ. потребн. И получения прибыли. Фирма – основная
хоз. ед. соврем. Экономики рыночного
типа, зарегестр. В соотв. Правовой форме.Ф-ии:
1)произв-я2)социально- Предпр и формы мб класииф по сл признакам:
по организационно правовой форме: инд. Предпр. (ИП), товарищества, общества, гос. |
18. Капитал фирмы, его кругооборот оборот. Основной и оборотный капитал.
Капитал- совокупность мат. Ресурсов и денежных ср-в фирмы Ф-ии: приобрет. Необх. Средств произв-ва и рабочей силы, создание новой стоимости, превращ. Её в денежн. Форму. Производственный капитал-экономическая форма сред-в производства в сфере мат-ного производства.Капитал находитсья в постоянном движении. Кругооборот кап-ла– последовательное превращение капитала из одной формы в дугую (днежную, товарную, производителную ) и прохождение 3х стадий (2-е в сфере обращ-я,1-а в сфере производстава) Формула: Д – Т – (Сп, Рс) … П … Т1 – Д1 Оборот капитала – постоянно повторяющийся кругооборот. Предпр-ль заинтересован
в ускорении оборота кап-ла,т. Капитал делиться на основной и оборотный. Основной капитал – часть производительного капитала, выступающая в форме средств труда и переносящая свою стоимость на готовый продукт постепенно по мере износа.(Основной кап-л –средство труда) Основ-ной кап-л подвергается износу–физичес-у и моральному. |
19. Издержки производства, их структура и виды. Закон убывающей предельной производительности.
Издержки производства- сумма затрат на приобретение факторов производства. По своей укрупненой структруе издержки продразде-ся:Явные ( сырье, полуфабрикаты, аренад, амортизация)Неявные-оценка алтернативных воз-стей к ним относяться :1)Издержки упущенных возм-стей 2)Минимальное вознаграждение предпринимателья и владельца кап-ла,которое обспечивает их эк-кие интересы и удерживаетет в конкретной сфере бизнеса.В совокупности явные и неявные состовляют эк-кие издержки. Издержки деляться на : 1)Постоянные не зависят от колв-ва произведнной продукции(арендная плата,амортизация,оплата управлен персонала). 2)Переменные–зависят от кол-ва произведенной продукции(сырье оплата труда основных работников) Сумма постоянных и переменных издержек образует валовые издержки. |
20. Эффективность производства
фирмы и эффект масштаба. Выручка,
общий доход и прибыль.
Эффективность произв-ва – это эконом-ая категория, отраж-ая отношение полученного результата к затратам, обусловившим его получение. Показатели эффекти-сти бывают: 1)Общие к ним относ-ся прибыль и рентабельность.2)Частные показатели оценивают эфф-ность использования отдельно взятых ресур-сов: а)произ-сть труда, б)материалоемкость продукции,выражая соотношение мат затра в себестоимости продукции. в)фондоемкость продукции,показ-я стоимсть основного кап-ла,приходящуюся а 1р стомости валовой продукции Эффект масштаба: в нек-х отраслях ср-ие издержки минимизируются при больших объёмах произв-ва, достаточных для удовлетворения совокупного спроса (отрасли естественной монополии). Валовая выручка-денежная сумма всей реализации товаров и услуг.(сумма цен * на кол-во),предельная выручка-прирост выручки вследствие продажи еще 1 доп единицы тогвара. Прибыль-разница м/ду выручкой за купленную продукцию и издержами на ее производство и реализацию. Валовый (Общий) доход- разница между выручкой и мат. затратами. Т.о валовый доход больше прибыли на величену зарплаты. |
Рентабельность(прибыльность) пр=ва: P=П/(ИП) P=П/(осн + оборт кап-л) В неоклассич теории разработано усл-е максимизации прибыли: Прибыль будет максимальной,а обьем произв-а продукции оптимальным ,сл-е если предельная выручка равна предельным издеражкам,т.е когда предельная прибыль равна 0. Непроверенная инф-ция(прим редактора J ): Налогооблагаемая прибыль – из валовой вычитаются доходы по видам деятельности. Бухгалтерская прибыль – разность между доходом фирмы и внешн-ми издержками произв-ва. Чистая прибыль – из налогооблагаемой вычитаются различные потери. Нормальная прибыль – плата за предприним-ую способность. Монопольная прибыль – образ-тся на предпр-ях облад-х монопольным преимуществом. Торговая прибыль – образ-тся при обмене, в результ-те функцион-ия торгового капитала. |
Средние издержки- сумма затра на про-во единицы продукции. Предельные издержки - дополнительные издержки, необходимые для производ-ва еще одной единицы продукции. Предприниматель заинтересован в расширении произ-ва,пока его предельные изд-ки будут падать и будут уменьшаться рыночные ценыю.Так опре-ся оптимальный масштаб произ-в-ва. Закон убывающей произв-ти – начиная с некоторого момента каждая добавочная, фактора производства дает меньшее приращение общего выпуска продукции,чем предыдущая единица. Этим объясняеться индивиджуальный масштаб производства. |
Амортизация – это постепенный перенос стоим-сти основного кап-ла на готовый продукт и его возмещения в денежной форме. Для хар-ки эффективности
исп-ния основного кап-ла применяют
пок-леьт,который называют фондоотдача(капитало-отдача). Оборотный капитал – та часть капитала фирмы, которая потребляеться в течение одного кругооборота и полностью переносит свою стоимость на готовый продукт.(предметы труда,сырье) Материалоемкость показывает ,сколько затрачено оборотного капитала на произв-ство единицы продукции. |
ИП - инд. Явл. Предпр., принадлеж. Гражданину на правах собственности. Для организ. ИП необх. Получить лицению.платит только подоходный налог,высок риск банкр-ва Товарищества – объединение 2-х или более лиц с целью совместного ведения какой-либо деятельности. Имущество его членов совместно.Члены тов-ва несут полную отв-ность всем своим личным имуществом. Товарищества: полные, смешанные. Общества – могут создаваться одним лицом: ООО(общ с огр отв-стью-отв-ность ограничена огр пределами вклада),высок риск банкр-ва. АО – акционерное общ-во –Объединение кап-лов для осущ хо-ной деятельности, путем выпуска ценных бум- акций или облигаций.Хар-ны широкие фин-е возм-сти, высший орган собрание акц-ов,отв-сть огр-на стоимостью акций.Гос.: унитарное предпр. Может заним. Только установл. Видами деят.; Не наделены правом собств. на закреп-е им-во. |