Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 22:48, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория".
Коммерческий – банк, осуществляющий следующие виды операций: приём вкладов, предоставление кредитов, ведение счетов, безналичные платежи, выплата денег по вкладам, покупка и продажа ценных бумаг и валюты, оказание консультационных и других видов услуг. Виды коммерческих банков: универсальные – банки, выполняющие различные виды услуг; специальные – банки, выполняющие определённые виды услуг, как правила отражённые в их названии (например, ипотечные, инновационные и другие). Виды банковских операций: пассивные (привлечение вкладов, продажа ценных бумаг) – посредством них банк формирует финансовые ресурсы; активные (предоставление кредита, покупка ценных бумаг) – посредством них банк размещает финансовые ресурсы; комиссионные – посреднические операции. Банковская прибыль – это разность между доходами и расходами банка, что по сути означает разность между процентами за кредиты, которые банк предоставляет, и процентами, которые он выплачивает за полученные деньги. Банковская прибыль в значительной степени определяется базовой ставкой %-а за кредит. Базовая ставка %-а – ставка %-а, устанавливаемая коммерческими банками на основе ставок рефинансирования, процентных ставок ЦБ. Финансовый капиптал – капитал, воплощенный в фин.активах(ценные бумаги, имеющие стоимость). Фин.капитал – денежное выражение стоимости ценных бумаг, дающих право собственности на реальный капитал предприятия. Организ-ая форма фин.капитала – финансово промышленные-группы(ФПГ), которые представляют собой объединение вокруг банка производ-ых, научно-исслед., сбытовых организаций. ФПГ наделена полномочиями по перераспределению финансовых средств между ее членами., что позволяет снизить издержки произвд., наладить выпуск конкурентноспособной продукции. ФПГ представляет собой удобную эффективную форму взаимодействия гос-ва с частным капиталом. |
Формы кредита: коммерческий – предоставляемый продавцом покупателю в форме отсрочки платежа. Оформляется векселем и облегчает процесс реализации товара. банковский – предоставляемый банками и другими кредитными организациями в виде денежных ссуд Виды банковского кредита: 1)по субъектам кредитных отношений: межбанковский; межхозяйственный – взаимное кредитование различных предприятий и организаций; государственный; международный; потребительский – для потребительских нужд населения; инвестиционный; ипотечный; денежный; акционерный; другие; 2)по размерам: крупные; средние; мелкие; 3)по обеспечениию: необеспеченные (бланковые); обеспеченные; 4)по времени: краткосрочные; среднесрочные; долгосрочные; другие. Кредитная система – совокупность кредитных отношений, форм и методов, а так же кредитных организаций. Денежно-кредитная политика – комплекс мероприятий, предпринимаемых государством по регулированию количества денег в экономике. Проводит денежно-кредитную политику в основном Центральный банк. Инструменты денежно-кредитной политики по воздействию на величину денежной массы: ставка рефинансирования – ставки %-а по кредитам, предоставляемым центральным банком коммерческим банкам; нормативы обязательных резервов – нормы обязательных отчислений коммерческих банков от привлечённых ресурсов на резервный счет в центральном банке; операции на открытом рынке – купля-продажа ценных бумаг своего правительства (покупая ценБум ЦБ увеличивает кол-во денег в обращении, продавая- изымает часть их из обращения); рефинансирование банков – кредитование центральным банком других банков; валютное регулирование – поддержание курса национальной валюты; установление ориентиров денежной массы – регулирование количества денег в обращении; прямые количественные ограничения – установления максимальных уровней ставок по отдельным видам операций и сделок, прямое ограничение кредитования, замораживание процентных ставок, прямое регулирование отдельных видов кредита. |
Денежный рынок – это рынок, на котором в результате возникновения спроса на деньги и предложения денег формируется цена денег в виде %-ой ставки. Основные элементы денежного рынка: MD – спрос на деньги (спрос на деньги – это желание экономических субъектов(фирмы нас-е ,гос-во) иметь в своём распоряжении определённое количество наличных средств),(Разл-ют 2 вида спроса на денги,1)СПРОС НА денги для заключения сделок 2)спрос на деньги для приобретения финансовых активов(акция ,недв-сти)) MS – предложение денег (предложение денег – это совокупность платёжных средств обращения в государстве в данный момент,оно представлено наличными деьнгами,вкладами в банках,казначейскими обязаетльствами). Существуют различные теории спроса на деньги: классическая (количественная) – в основе этой теории лежит уравнение Фишера: MV=∑PQ, где M – количество денег, необходимых для обращения; V – скорость оборота одноимённой денежной единицы, P – цена, Q – количество, ∑PQ – сумма цен всех товаров; кейнсианская – согласно данной теории спрос на деньги складывается из спроса на деньги для заключения сделок и спроса на приобретение финансовых активов; монетаристская – согласно данной теории количество денег в обращении находится в обратной зависимости с темпами инфляции. Для прогнозирования предложения денег используется денежный мультипликатор, характеризующий возможное увеличение денежной массы без отрицательных последствий для роста цен и инфляции. Денежный мультипликатор n – это коэффициент, определяемый отношением денежной массы M к денежной базе B (n=M\B, n>1). Равновесие на денежном рынке – это наличие сбалансированности спроса на деньги и предложения денег. Методы стабилизации
и упорядочивания денежного |
Преобладание тех или иных факторов обуславливается существованием различных комбинаций источников и резервов производства. Резервы роста производства – непосредственные возможности повышения объёма и эффективности производства. Классификация резервов роста общественного произ-ва: 1)по положению: народнохозяйственные; отраслевые; региональные; предприятий; 2)по источникам образования: научно-технические; материальные; организационные; экономические; социальные; 3)по времени действия: постоянно действующие; временные (оперативные, тактические, стратегические); 4)по методам выявления: полные; неполные; количественные; качественные; 5)по степени влияния: главные; дополнительные; 6)по мере влияния: запланированные; случайные; в зависимости от потребностей в затратах: ресурсосберегающие; ресурсоёмкие; 7)по типу действия: прямые; косвенные.Сегодня в странах с развитой эк-кой почти половина эк-кого роста обусловлена инновационным процессом-процесс разработки и внедрения новых технологий,создания принципиально новых видов техники и оборудовния. |
33. Финансы, их ф-ции и структура. Финансовая система.
Финансы – совокупность экон. отнош., возникающих в процессе образования, распредел. и использ. денеж. средств. Фин. денеж. отнош. в отличие от нефин. денеж. отн-ий всегда регулируются правовыми актами гос-ва. Фин. отн. Охватывают две сферы: 1) фин. отн., связ. с формиров-ем и использ-ем централиз-ых ден. фондов гос-ва; 2) фин. отн., связанные с кругооборот денежных фондов пред-ия. Финансы – это фонды ден. ср-в и эк-ие отн-я по их форм-ию, распределению и использ-ию. Фин. отн возникают: а) между гос-вом и предпр-ями при уплате налогов в бюджет. сис-му и финансировании расходов; б) между гос-вом и гражданами при внесении ими налогов и добровол. платежей; в) между предпр-ями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг; г) между пред-ми и работниками на них. Объектами финансов явл-ся платежи в бюджет, отчисления в различных фондах, сис-ма налогов, экспортно-импортные пошлины, тарифы, штрафы, пенсии, пособия и т. п. Глав матер. источником денеж. фондов выступает нац. доход страны, его сост-е части – фонд потребления и фонд накопления, а финансы – инструментом распределения и перераспределения нац. дохода, сред-ом контроля за формированием и испол-ем фондов денеж. ср-в. Ф-ции финансов: 1)воспроизводственная – мобилизация и предоставление ден. ср-в пользователям для обслуживания потребностей воспроизводства на принципах финансирования. Финансы превращ. ден. потоки в целевые ден. ср-ва. Финансы обеспеч кругооборот капитала. |
34. Гос. бюджет и налоги. Бюджетно-налоговая политика. Эффект мультипликатора гос. расходов.
ГосБюджет, налоги. Бюджетно-налоговая политика. Эффект мультипликатора гос.расходов. Осн. фин-вым планом страны явл-ся гос. бюджет. Гос. бюджет – это годовой план доходов и расходов гос., требующий законодательного утверждения. Он представляет общегос. фонд ден. ср-в, гос. казну. Отличительные особенности использования гос бюджета состоят в безвозвратности, безвозмездности и целевом назначении ср-в бюджета, бюджетном финансировании. По структуре бюджет сост. из доходной и расходной частей. Доходные операции гос-ва обеспечивают основу для удовлетвор. потреб в расходах и предоставления гос. кредитов за счет имеющихся ресурсов. Доходы – невозвратные поступления. Они складываются из налогов с предприятий, налоги с граждан,поступления от внешней экон.дея-ти, займы, приватизация. Гос. расходы – затраты, связ. с осуществлением гос-ом своих ф-ций, к-рые складываются в основном из закупок товаров и услуг, оплаты труда гос. служащих, соц. выплат и обслуж. гос. долга. По функц. назначению они м/б объединены в группы: 1) гос. услуги общего назначения – расходы на оборону, поддержание обществ. порядка, безопасность, законодат. и исполнит. органы власти, внеш. политику и т. п.; 2) общественные и соц. услуги - расходы на образ., здравоохр., соц. страхование и обеспечение, ЖКХ, культуру, СМИ и т. п.; 3) гос. услуги, связ. с эк. деят-ью – расходы на повышение эффек-ти хоз. деят-ти, создание условий эк. роста, целевые программы эк. характера, созд. новых раб. мест и др.; 4) прочие – выплаты процентов и расходы, связ. с обслуж. гос. долга, трансфрты, передаваемые др. гос-вам. Профицит – сумма превышения доходов над расходами. Дефицит гос. бюджета – сумма превышения расходов бюджета над его доходами. Осн. причины дефицита – уменьш. темпов роста эк. и сокращ. ВВП, неоправданное увел. бюджет. расходов, отсутствие продуманной налоговой политики и т. п. Источники покрытия – гос. займы и эмиссия новых денег. Гос. долг – сумма накопленных за определенное время бюджетных дефицитов за вычетом профицитов. Глав. источник
доходной части бюджета – |
35. Ценные бумаги и их виды. Акции и их виды. Рынок ценных бумаг.
Ценные бумаги – это документ, выражающий права владения или отношения по займу, м.б. объектом купли-продажи и служит источником получения доходов. Св-ва ценных бумаг: доступность, обращаемость, серийность,стандартность. Виды ценных бумаг: 1)вексель – письменное долговое обязательство. 2)казначейские
обязательства и депозитные С точки зрения прав владельцев ценн.бум. делятся на: 1) ц.бум. на предъявителя – для реализ. Достаточно предъявления ц.бум. (акции, облигации, предъявительские чеки) 2)именные – подтверждение прав держателя ц.бум. на основе записи имени вледельца в тексте ц.бум. и записи в соотв. книге регистрации данного типа ц.бум. 3)ордерные – права держателей подтвержд. как предъявит., так и наличием передаточных записей. Наиболее распространенными видами ц.бум. яляются облигации и акции. |
36. Экономический цикл, его черты и виды. Экономические кризисы и их причины. Э.цикл – повторение последовательных
изменений деловой активности. Э.ц. состоит
из 4 фаз: кризис->депрессия->оживление-> Причины: 1)с т.зр. Кейнса –> циклы связаны с избытком сбережений и недостатком инвестиций. 2)с т.зр. Джевонса –> э.ц. связаны с воздействием природы на людей (влияние вспышек на Солнце в с/х и след-но в торговле) 3) с т.зр. Маркса -> противоречие между обществ. характером произв-ва и частной формой присвоения результатов произв-ва Виды Э.ц.: 1)Маркса - » 8-10 лет, эк. приходит к кризису в связи с необх. обновления основного капитала. 2)Кузнеца - »20 лет, связан с необходимостью нового строительства; 3)Кондратьева – длинные волны »30-50 лет, связаны с инновациями (радикальн. измен.) в науке и технике. Рассмотрим подробнее фазы цикла: 1)Кризис – главная и начальная фаза
цикла – более//менее регулярно повтор.
временное падения пр-ва. Главн. ф-я К. состоит
в насильственном и временном восстановлении
пропорций в экономике (между пр-вом и
потребл.). Различают кризис недопр-ва(в
командно-админист-ой экономике) и перепр-ва.
Кризис перепр-ва – постоянный спутник
рыночной эк. – хар-ется трудностями в
сбыте продукции. Перед наступлением кризиса
пр-во достигает высшей точки, но банки
продолжают выдавать кредиты на расширение
пр-ва. В итоге накапливаются излишки продукции
(предл.>спроса), начинается банкротство
торг.фирм–>промышл.фирм–> |
2)Депрессия –излишки товаров уничтожается, часть реализуется по бросовым ценам, самые сильные предприятия проводят замену оборудования, внедряют новые технологии с целью удешевления пр-ва. 3)Оживление – объем пр-ва увеличивается до прежнего уровня, растут цены и прибыли предприятий. 4)Подъем – фаза, когда пр-во превышает высшую точку, достигнутую в предыдущем цикле. Банки выделяют кредиты, пр-во растет, созд. предпосылки для нового кризиса. Кризис хар-ется двояко — разрушительная сила (банкротство, безработица) + оздоровление экономики (развитие НТП) Самые тяжелые кризисы: 1929-1933 – 25% спад произ-ва, 90-ые годы – российский кризис – охватил все сферы жизнидея-ти, прлдолжительный, глубкий – спад произ-ва на 50%, кризис внутри кризиса – финансовый криз 98г. С 2000 года – экон. подъем. Антициклическая политика – направлена на сглаживание колебаний. В фазе спада – гос-во должно стимулировать деловыю активность: сниж. налоги, предост. налоговых льготы на инвестиции, низкий % по кредитам, увел. расходов гос-ва на все нужды (!!!но может привести к росту инфляции). В фазе подъема – гос-во должно недопустить перегрева экономики. Необх. увеличивать налоги, сократить гос.расходы, увеличить % за кредит, (!!!необдуманные меры могут привести к сокращению инвестиций и росу безработицы) |
1)Облигации – выпуск. гос-вом/предприятием как их долговое обязательство. владелец О. является кредитором гос-ва/пр-я. По облигациям выплачиваются %, О. выпускаются на определенный срок, по истечении срока долг д.б. возвращен. 2)Акции – ценные бумаги удостоверяющие внесение ее владельцем доли капитала в АО и дающие право на получение части прибыли от его Дея-ти в виде дивидендов. Владелец акции является совладельцем АО. По характеру функц-ния акции бывают именные и предъявительские. М.б. обыкновенные и привилегированные. Обыкн. дают право на управление, но прибыль зависит от прибыли АО. Привилегир. не дают права голоса, но гарантируют фикс. доход. Разновидности привилегированных акций: 1)с долей участия (дают право на дополнит. дивиденды сверх объявленной суммы) 2)конвертируемые (могут меняться в установленной пропорции на обыкнов.акции) 3)с корректируемой ставкой дивиденда. Ценные бумаги продаются и покупаются на рынке ценных бумаг (фондовом рынке) – часть финансового рынка. Рынок ц.бум. м.б. первичным (при первом выпуске бумаги в обращение) и вторичным (фонд. биржа). Цель рынка ц.бум. – обеспечить перелив сбережений в инвестиции по цене устраивающей и продавца, и покупателя. |
Она базир. на законодат. актах гос., к-рыми устанавл. методы построения и взимания налогов, т. е. определяются эл-ты налоговой системы: а) налогоплательщик – лицо, на к-рое законом возложена обяз-ть платить налог; б) объект налогооблаж-я – доход или имущество, с к-рого начисл. налог; в)источник налога – доход, за счет к-рого выплачивается налог; г)ставка налога – величина налога на единицу обложения. Функции налогов: 1)фискальная – обеспе5чение поступлений в ГосБюджет, 2)регулирующая – роль налогов в регулировании макроэкон-их процессов. 3)распределительная – налог как инструмент распределния Нацдохода, 4)стимулирующая – стим-ют деловую активность, 5)социальная – обращение налогов на непроизв-ые цели. Виды налогов: 1) прямые – на «создание дохода», подоходный налог в населения, пред-ий, налоги в фонд соц. страхования и др. 2) косвенные – это налоги на «использование доходов», заключ-ых в товарах и услугах. Они взимаются через надбавку в цене (налог с оборота, акцизы, таможенные пошлины); 3) пропорциональный – возрастает в той же пропорции, что и доход налогоплат. при неизмен. ставке налога; 4) прогрессивный – увелич. доли налога в доходе с ростом дохода; 5) регрессивный – избыточное давление налога на низкие доходы, поэтому ставка налога повыш. по мере сниж. дохода и умен. при его увелич. Фискльная политика – налогово-бюджетная политика, связанная с использованием правительством его прав устанавливать налоги и расходовать средства. Виды фиск.пол.: 1)дескриционная фиск.полит. – манипуляции гос-ва налогами и правител-ми расходами с целью изменения ВВП, уровня инфляции и занятости: а)стимулир-ая в период экон.спада, б сдерживающая в случае инфляции, вызванной избыточным спросом. 2)политика встроенных стабилизаторов – прогрессивное налогооблажение и пособя по безработице. Механизм действия фискальной политики основан на мультипликаторах: правител-ых расходов и налогов. Мульт-ор правтРасходов – коэффициент, показывающий зависимость изменения Нац.дохода от изменения госРасходов: МультГосРасход = ИзмРеалДохода / ИзмГосРасходов. |
2)распределительная – с помощью финансов происходит расп-ие и перерасп-ие нац. дохода, ВВП. Финансы способ-ют распред-ию эк. ресурсов в те отрасли, где они будут использ. более эффективно. 3) контролирующая – эк. контроль за деят-ью гос-ва, пред-ий, орган-ий и учреж-ий. С помощью этой ф-ции осущ. контроль за доходами и расходами. Финансы выступают как ср-во контроля за эффек-ью работы пред-ий. 4)регулирующая – стимулир. (или сдержив.) развития пред-ий и отраслей в необход. об-ву направлении с помощью сис-мы фин. рычагов. Фин. сис-ма – совок-ть орг-ий, институтов, фин. отн., обеспеч. движение финансов. (или совокупность форм и методов орган-ии финансов и фин.учреждений) Она вкл.: гос. бюджет, внебюджетные фонды, финансы предприятий, фин.учреждения(страховые компании, налоговая инспекция, МинФин и управление фин-ми) Эл-ты фин. сис-мы: 1) общегос. финансы – централиз. фонды денеж ср-в, которые создаются путем распредел НацДохода и ВВП и обеспечивают воспроизводство на уровненародного хозяйства в целом; 2) финансы пред-ий – децентализ. фонды ден. ср-в, к-рые образ-ся из ден. доходов и накоплений самих пред-ий и использ. для обеспечения воспроизводственного процесса ден. ср-вами на уровне предприятий. |
37. Инфляция, ее причины и виды. Экономические и социальные последствия инфляции. Антиинф. политика.
Инфляция – чрезмерный выпуск (эмиссия) денежных знаков в размерах, превышающих потребности товарооборота, ведущий к росту цен, к обесцениванию ден. ед. измеряется с помощью индекса цен, выражается в процентах. Причины инфляции: 1) низкая эффект – ть производства; 2) дефицит гос. бюджета; 3) теневая экономика; 4)гос-ая монополия на выпуск бумажных денег, внешнюю торговлю; 5) монополия крупных фирм на определение цен. Виды инфляции: 1) по темпам: умеренная (до 10 % в год); галопирующая (свыше 30% в год); гиперинфляция (> 200%). 2) инфляция спроса (спрос> предложения -> повышение цен). 3)инф. издержек (растут издержки -> рост цен). 4)инф .прибылей (проявляется в получении сверхприбылей, в том числе за счет монополизации рынка, что ведет к росту цен без улучшения качества продукции). 5)инф. налогов (Высокие налоговые ставки гос-ва увеличивают издержки произ-ва, что уменьшает накопления ->снижение инвестиций -> тормозит произв-во). |
38. Занятость населения и ее формы. Безработица, ее причины и формы. Меры, противодействующие безработице.
Трудовые ресурсы – трудоспособная часть населения. Занятость выражает общественные отношения по поводу включения и участия работника в производ-ой дея-ти. Занятость–деятельность граждан, связанная с удовлетворением общественных и личных потребностям, непротиворечущая закону и приносящая доход. Функции занятости: 1)производственная(соединение факторов производства и и создание товаров и услуг); 2)доходная (получение доходов наемными рабочими и работодателями); 3) социальная (обретение социал.статуса занятого, социал.связей с другими работниками). Формы занятости: 1) полная – предполагает обеспеченность всех желающих и нуждающихся рабочим местом, средствами произв-ва и товарным обеспечением оплаты труда. 2) рациональная занятость предоставляет более полное приданном уровне развития произв-ых сил удовлетворение потребностей населения в труде. 3) эффективная обеспечивает трудоспособное население необходимой работой с наименьшими затратами. Приносит достойный доход. Безработица выражает отношения между лю.дьми, при которых часть трудоспо-го нас-ия не может применить свою рабочую силу и остается вне сферы занятости. Безработица–одна из форм незанятости населения. Незанятость определяется, как разность между числом лиц, находящихся в данный момент в составе трудоспособ. населения и числом занятых. |
39. Доходы населения:
Доходы населения – это сумма денежных средств, материальных ценностей и услуг, полученных от трудовой и нетрудовой деятельности за определенный период времени. Виды распределения доходов: первичное–формирующиеся непосредственно в процессе производства без вмешательства государства; вторичное –производимое государством перераспределение доходов между его отдельными получателями через налоги, пенсии, пособия. Способы распределения доходов: функциональный – денежный доход общества делится на заработную плату, ренту, процент, прибыль; личный – совокупный доход общества распределяется среди отдельных домохозяйств. Номинальный доход – это начисленные выплаты и натуральные выдачи, поступающие в личное распоряжение получателя. Реальный доход – это реализованный доход или номинальный доход, скорректированный на изменение цен на товары, тарифов на услуги. Виды доходов: зарплата, доходы от собственности(дивиденды по акциям, аренда), выплаты и льготы из соц.фондов. Классификация доходов 1) а)трудовые – их источником выступает трудовая деятельность в производстве и индивидуальная, предпринимательство, личные подсобное и домашнее хозяйства; б)нетрудовые – их источниками являются собственность, теневая экономика, выигрыши, платежи из социальных фондов, бесплатные услуги, льготы; 2) номинальные и реальные, 3) легальные и нелегальные. Совокупный доход – совокупность всех видов доходов, зарабатываемых или получаемых отдельным членом общества в течении определённого времени. Совокупный доход является одним из важнейших показателей материальной обеспеченности населения. Индексация доходов – автоматическая корректировка величины денежных доходов населения из бюджетных источников с целью частичного возмещения потерь, вызванных инфляцией. |
40. Уровень и качество жизни населения. Показатели уровня и качества жизни. Прожиточный минимум и проблемы бедности. Уровень жизни – достигнутый уровень развития потребностей населения в матер., духовных благах и степень их удовлетворения. Качество жизни выражает степень развития и полноту удовлетворения всего комплекса потребностей и интересов людей, объединяет в себе совокупность материальных, культурных и моральных ценностей. Уровень и качество жизни зависит от развития произв-ых сил общества, характера произв-ых отношений в нем. Кроме этих объективных причин ониопределяются и рядом субъективных: стандарты жизни, принятые в обществе, вкусами, субъективными оценками людей и т.д. Показатели уровня жизни: 1)экономич. (размер доходов, кол-во и кач-во товаров народн.потребл., продовольствия, пром.товаров и услуг (в т.ч. образование, медицина), размер налогов, коммунальн.платежей, уровень и рост цен); 2)социальн. (соц. выплаты семье, обеспеченность работой, продолж.рабочего времени, доступность и объем соц.благ (в сфере культуры,спорта,отдыха), хар-ер питания. Показатели Кач.Жизни: объем потребл. мат.благ, показ-ли занятости и безраб., продолж.жизни, развитие культуры, здравоохранения, спорта, жилищные условия, время работы и свободн. время,и т.д. |
Представл. об уровне жизни складываются исходя из данных о нац. продукте или нац. доходе на 1 жителя. Прожит. мин - стоимостная оценка миним. набора средств существования, необх.для сохран. здоровья человека и обеспеч. его жизнедея-ти. Прожит.мин. определяется на основе потребительской корзины, в состав которой входит мин.набор товаров и услуг в текущих розничных ценах. Потреб.корзина опред. для 3 типов соц.групп: трудоспособн. насел., дети и пенсионеры. Т.ж. потреб.корзина различ.по климату(3 зоны: тепл,холодн,умеренн) и продуктам питания (16 зон). Прожит.мин. выражает черту бедности. Бедность-оценка дохода, состояние, когда доход не обеспечивает основные потребности человека. Условия снижения масштабов бедности в России: проведение политики стабилизации и экон.роста, как основы для расшир.занятости, ликвид. задолженностей по оплате труда и соц.выплатам, установл.системы миним. соц.гарантий, созд. системы адресной соц. помощи населению, и т. д. |
Неравенство в доходах. Главное преимущество: нер-во в доходах сохранят стимул к труду, образованию и в конечном счете ведет к развитию общества. Причины нер-ва: уровень образования и квалификация, различия в способностях людей, состав семьи и семейное положение, склонность к риску, связи. Масштабы нер-ва хар-ет кривая Лоренца – показатель степени неравенства доходов семей (чем больше выпуклость кривой Л., тем неравномернее распределение доходов). Фондовый коэффициент показывает во сколько раз доходы 10% самых богатых семей превышают доходы 10% самых бедных семей(норма 10 раз). Политика доходов – политика проводимая обществом и контролируемая государством при распределении доходов путём установления компромисса межу экономической эффективностью и социальной справедливостью. Государство контролирует политику доходов посредством налогообложения, регулирования цен на важнейшие товары и услуги, социального страхования и программ государственной помощи. Семья – это группа лиц, связанных родственными связями и ведущих совместное хозяйство для семейного потребления. Бюджет семьи – соотношение доходов и расходов семьи за определённый период времени. Совокупный доход семьи – сумма совокупных доходов каждого члена семь. Совокупный доход семьи формирует доходную часть бюджета семьи. Потребительские расходы семьи – это расходы на питание, приобретение товаров длительного и кратковременного использования, оплату услуг, платежи и другое. Потребительные расходы семьи формируют расходную часть бюджета семьи. Сбережения – это часть денежного дохода семьи, оставшегося после уплаты налогов, но не потраченного на текущие потребительские расходы. Структура расходов зависит от размера дохода. Важным показателем уровня жизни в стране выступает удельный вес расходов на продукты питания в семейном бюджете: чем меньше эти расходы, тем выше уровень благосостояния. |
Неоклассическая
школа: безработица–добровольный
выбор; кейсианская школа
б. – вынужденное явление, обусловленное
недостатком совокупного спроса; марксистская школа
– б. вынужд., связ. с быстрее растущими
потребностями предпринимателей в оборудовании,
чем потребностями в труде работника. Причины безработицы:
1) НТП; 2) экон.спад или
депрессии; 3)сезонные изменения
уровня произ-ва в отдельных отраслях; 4) демографические
изменения.Формы безработицы: 1)добровольная(фрикционная- Показатели: общий уровень безработицы (безработица/ трудоспособность); масштаб= трудосп.Нас. – ЧислоЗанятых. естественный уровень безработицы (5 – 6 %). Безработица бывает: взрослая (> 30 лет); подростковая; женская; по профессии. Главная беда безработицы – недопроизводство продукции. Закон Оукена: если фактический уровень безработицы выше естественного уровня на 1%, то отставание объема ВНП составляет 2,5%. Гос-ое содей-ие занятости: 1)увеличение числа рабочих мест в госсекторе эк-ки; 2)программы подготовки и переподготовки раб.силы; 3)прог-мы содейсвия найму раб.силы. Соц.помощь: пособие по безработице, матер.помощь. |
Соц.–эконом. последствия инфляции: 1) диспропорции и несбалансированность экономики; 2)перераспределение доходов (должники богатеют за счет кредиторов); 3) материализация ден. средств (скупают золото, драгоценности); 4) снижение инвестиционной активности; 5)искажение системы налоговых ставок; 6)снижение уровня жизни населения; 7)общественно-политическая нестабильность в обществе. Антиинфляционная политика: 1)адаптация (индексирование доходов, контроль за ростом цен, за зарплатой); 2)активное сдерживание (укрепление механизмов рынка, проведение денежной политики, сокращение бюджетного дефицита); 3)Дефляция – изъятие из обращения части избыточной денежной массы, выпущенной в период инфляции. |