Шпаргалка по экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 15:32, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит краткие ответ на 75 вопросов по экономической теории

Файлы: 1 файл

ЭТ шпоры.docx

— 285.06 Кб (Скачать файл)

1.Генезис ЭТ

Первые элементы  экономической  науки стали известны в период 9-5 в до н.э в древнем Китае, Индии, Риме и Греции. Ксенофонт(фил.) автор понятия экономика. Термин экономика происходит от др. греческого словосочетания «ой кос»  «номос» - дом. хозяйство и правило, закон.  Аристотель,  философ  и экономист,  исследует  основание  пропорций обмена,  происхождение и функции денег, значение торговли и т.п.

2. Меркантилисты и физиократы

Меркантилизм(17-17 в)- это первая экономическая  школа, которая появилась в эпоху  гибели феодализма и рождения рыночной экономики. Она выражала интересы торговой буржуазии и обосновывала экономическую  политику протекционизма. Меркантилисты  отождествляли богатство науки  золотыми и серебряными деньгами и считали, что богатство страны увеличивается за счет внешней торговли. Характерными выразителями идей меркантилизма были англичанин Томас Ман и француз Жан Батист Кольбер. Французский меркантилист Антуан де Монкретьен вошел в историю как автор научного термина «политическая теория». Термин служил до конца 19 в оф. названием ЭТ. С возникновением классической полит. Экономики богатство нации отождествлялось классиками уже не с золотыми деньгами, а с массой созданных товаров.

Школа Физиократов сложилась во Франции в 18 в (Ф. Кенэ и А. Тюрго).Главная идея  физиократов – экономический либерализм. Физиократы перенесли основной акцент исследования (в  отличие  от меркантилистов) непосредственно на производство. Он нашел выражение в знаменитом принципе «Lassez Fair»( свобода деятельности). Другой, объединяющий физиократов, идеей было представление о том, что богатство создается только в с/х. А.Тюрго, французский экономист, продолжил развитие теории физиократической школы. Он сформулировал понимание физиократами производство чистого продукта как результата особой производительности труда, занятого в земледелии.

3. Классическая политическая экономия

Основоположники: А. Смит, Д. Рикардо. Последователи: Ж.-Б. Сэй, Дж. Ст. Милль, Т. Мальтус.  Классическая школа это- Первая научная школа, предложившая для изучения экономики систему взаимосвязанных законов и категорий. В классической школе источником  богатства является не внешняя торговля (меркантилизм), не природа как таковая (физиократия), а сфера производства, трудовая деятельность в ее многообразных формах. А. Смитт выдвинул «трудовую теорию собственности» - «труд есть первоначальный источник всякой собственности вообще». Давид Рикардо(« Начало полит. экономики и налогообложения») продолжил и развил традиции классической полит.  экономики, существенно углубил трудовую теорию стоимости. «Закон Сея» утверждал столь совершенную саморегулируемость рыночной системы, что даже отрицал возможность кризиса в экономике. На базе классической полит экономии сложилась неоклассическая школа.

4. Маржинализм

Маржинализм – крупная научная  школа, ее появление относится к 70-м годам 19 в. Маржинализм был  направлен на исследование потребительского поведения и роли потребителя  в экономике. В Маржинализме выделялось субъективно-психологическое направление, так называемая Австрийская школа. Маржиналисты пришли к выводу о связи психологической ценности того или иного блага для потребителя с кол-вом данного блага уже имеющегося в его распоряжении. Как и классики Маржиналисты считали рынок саморегулирующимся системой. Маржиналистов «2 ой волны» называют неоклассиками.  Основная идея маржинализма — исследование предельных экономических величин как взаимосвязанных явлений экономической системы в масштабе фирмы, отрасли, домохозяйства (микроэкономика), а также в масштабе всего хозяйства (макроэкономика).

5. Институцонализм 

К причинам возникновения  институционализма относят переход  капитализма в монополистическую  стадию, который сопровождался значительной централизацией производства и капитала, что и породило социальные противоречия в обществе.

Институцонализм- это одно из направлений в эконом науке, исследующий политическую организацию общества, а именно такие институты как право, мораль, гос-во, обычаи, нравы и тд.

Институционализм характеризуется следующими положениями: 
– основа анализа – метод описания экономических явлений;  
– объект анализа – эволюция социальной психологии; 
– движущей силой экономики наряду с материальными факторами являются моральные, этические и правовые, элементы в историческом развитии; 
– трактовка социально-экономических явлений с точки зрения общественной психологии; 
– неудовлетворение применением абстракций, присущих неоклассицизму; 
– стремление к интеграции экономической науки с общественными науками; 
– необходимость детального количественного исследования явлений; 
– защита проведения антимонопольной политики государства.

Первый  этап – 20–30-е годы XX века; он характеризуется формированием основных положений институционализма; родоначальниками этого этапа являются Т. Веблен, Д. Коммонс, У. Митчелл. Второй этап – середина XX века; изучались демографические проблемы, социально-экономические противоречия капитализма, была разработана теория профсоюзного движения; типичными представителями являются Дж. М. Кларк, А. Берли, Г. Минз. Третий этап – 60–70-е годы XX века; этот этап называют неоинституционализмом, в котором экономические процессы ставятся в зависимость от технократии, а также объясняется значение экономических процессов в социальной жизни общества; видными идеологами этого этапа являются Я. Ноув, Дж, Гэлбрейт, Р. Хайлбронер, Р. Коуз.

 

6. Предмет ЭТ

ЭТ- это общественная наука, которая изучает поведение отдельных людей и групп людей в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных благ и услуг в целях удовлетворения своих потребностей, посредством ограниченных, наличных ресурсов. Функции:

Познавательная функция состоит в том, что в экономических категориях, принципах, законах и закономерностях выражаются самые существенные процессы развития в обществе, чем обеспечивается познание сложного мира экономики, взаимосвязи производства и потребления товаров и услуг во всех сферах народного хозяйства.  
Суть практической функции состоит в том, что ЭТ должна дать практические рекомендации производству, хозяйству, как преодолевать противоречия, кризисные ситуации и создавать заинтересованность в действиях субъектов экономики, как обосновать рациональность использования ресурсов, воздействовать на потребности общества. 
Мировоззренческая функция заключается в том, что, анализируя с помощью экономических категорий и законов практику хозяйственной деятельности, ЭТ дает возможность познавать окружающий мир, закономерности экономического развития, выявлять суть отношений между человеком, природой и экономикой. 
 Методологическая функция – ЭТ разрабатывает законы, закономерности, принципы, категории, понятия экономических процессов, что затем используется при их изучении и исследовании.

Методы ЭТ:  - традиционный изучающий законы, управляющие поведением людей в сфере производства, распределения, обмена и потребления экономических благ; - современный исследующий поведение людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг с целью удовлетворения неограниченных потребностей.

7. Производственные факторы.

Три производственных фактора: труд, земля, капитал. Некоторые ученые рассматривают  еще и образование. Земля и ее недра  являются первичным фактором. Именно от него зависит существование каждого отдельно взятого человека.  В производстве мы используем землю в качестве: 1.земельного участка для сельского хозяйства; 2. земельного участка, на котором возводятся сооружения, определяющие развитие ремесел, промышленности, торговли, транспорта; 3.недр, подвергаемых разработке (горнодобывающая промышленность);

Производственный фактор труд участвует  во всех производственных процессах. Даже при автоматических процессах фактор труд не поддается полному исключению. В экономической жизни труд является планомерной физической или умственной трудовой деятельностью. Выделяют: самостоятельный  и не самостоятельный труд; руководящий  и исполнительный; квалифицированный (рабочий специалист, подмастерье), полуквалифицированный и неквалифицированный  труд.

Капитал — это фактор, который  стоит на более высокой ступени  производства, чем факторы труд и  земля. При производственных процессах  многие виды продукции (товары и услуги) можно производить только при  наличии капитала (например, производство автомобилей). В данном случае мы понимаем под капиталом произведенные  средства производств. При применении капитала производство чаще всего существенно  возрастает. Следовательно, капитал  ведет к увеличению отдачи производственных процессов (к росту).

8.Фундаментальные проблемы экономики

три фундаментальные проблемы: ЧТО  надо производить? КАК следует производить? ДЛЯ КОГО производить?

Что производить: надо производить и средства производства, и предметы потребления. Это не только определение наименований сотен тысяч товаров и услуг, но и решение вопроса об их количестве, так как в любой данный краткосрочный отрезок времени увеличение выпуска одного блага может быть достигнуто за счет сокращения другого.

Решение вопроса, как производить, будет зависеть от того, есть ли необходимость перехода на новую технологию, есть ли возможности для этого, есть ли стимулы к применению новой технологии, и от многих других обстоятельств.

Для кого производить является обратной стороной проблемы «что производить?». Решение проблемы,  для кого производить, сводится к ответу на вопросы: кто будет покупать произведенные товары и оплачивать услуги? Какие товары и услуги хотят получить на свои доходы те или иные лица, те или иные фирмы? В какой продукции нуждается государство? Ответы на эти вопросы будут зависеть от того, какие доходы получат субъекты экономики, т. е. как будут распределяться доходы в обществе, какие цены сформируются на рынках товаров и услуг, как будут поступать покупатели в зависимости от своих потребностей, от своих доходов, от уровня цен, и многих других обстоятельств.

 

9. Граница производственных возможностей  общества

Производственные возможности — это максимальное количество товаров и услуг, которое может быть одновременно произведено за данный период при данных ресурсах и технологиях. При этом имеющиеся ресурсы используются наиболее полно и эффективно. 

Граница производственных возможностей (AF) показывает максимально возможный объем производства конкретного товара или услуги при заданных ресурсах, которыми располагает конкретная экономика. Каждая точка на кривой производственных возможностей представляет какой-то максимальный объем производства двух продуктов. Точка N, находящаяся вне кривой производственных возможностей, недостижима при данном количестве ресурсов и при данной технологии производства. Точка М, находящаяся внутри кривой производственных возможностей, показывает, что распределение ресурсов является неэффективным. 

 

10. Типы экономических систем.

Основные экономические системы: традиционная, командная, рыночная, смешанная

Традиционная экономика базируется на натуральном производстве. Она имеет сильный сельскохозяйственный уклон. Характерны клановость, узаконенное разделение на сословия, касты, закрытость от внешнего мира. Сильны традиции и негласные законы. Развитие личности  сильно ограничено и переход из одной социальной группы в другую, стоящую более высоко в социальной пирамиде, практически невозможен. Нередко использует натуральный обмен вместо денег. Развитие технологий в таком обществе происходит очень медленно.

Командная экономика. Командная или плановая экономика характеризуется тем, что централизованно решает что, как, для кого и когда производить. Спрос на товары и услуги устанавливается исходя из статистических данных и планов руководства страны. характерна высокая концентрация производства и монополизм. Частная собственность на факторы производства практически исключена или существуют значительные преграды для развития частного бизнеса. Кроме того, плановой экономике характерна быстрая реакция на неожиданные угрозы - как экономические, так и военные.

Рыночная экономическая  система в отличие от командной основана на преобладании частной собственности и свободного ценообразования на основе спроса и предложения. Государство не играет существенной роли в экономике, его роль ограничивается регулированием ситуации в экономике через законы. Государство только следит за тем чтобы соблюдались эти законы, а любые перекосы в экономике быстро исправляются "невидимой рукой рынка".

Смешанная экономика. Сейчас в мире не осталось стран с только лишь рыночной или командной, или традиционной экономикой. Любая современная экономика имеет элементы как рыночной, так и плановой экономики и, конечно же, в каждой стране есть остатки традиционной экономики. В наиболее важных отраслях присутствуют элементы плановой экономики, например, это производство ядерного оружия. Потребительский сектор практически весь принадлежит частным компаниям, ведь они лучше могут определить спрос на свою продукцию, а также вовремя увидеть новые тенденции

11. Предмет и эконом агенты  микроэкономики

Микроэкономика - составная часть  экономической теории, изучающая  экономические взаимоотношения  между людьми и определяющая общие  закономерности их хозяйственной деятельности. Ее основными проблемами являются:1.цены и объемы выпуска и потребления конкретных благ;2.состояние отдельных рынков;3.распределение ресурсов между альтернативными целями.

Экономические агенты –  субъекты экономических отношений, участвующие в производстве, обмене и потреблении экономических  благ. Основными экономическими агентами являются индивиды (домохозяйства), фирмы, государство и его подразделения. Экономические агенты осуществляют связи друг с другом с помощью экономических благ. Движение их образует своеобразный кругооборот. Положение и роль каждого экономического агента определяется его отношением к факторам производства, которыми он владеет. Одни располагают капиталом и обладают экономической властью, определяют формы хозяйствования, участвуют в управлении, занимаются предпринимательской деятельностью. Другие распоряжаются лишь собственной рабочей силой, их возможности влияния на организацию производства, распределение доходов, участие в управлении ограниченны.

Информация о работе Шпаргалка по экономической теории