Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 15:32, шпаргалка
Работа содержит краткие ответ на 75 вопросов по экономической теории
12. Общественное разделение труда.
Общественное разделение труда - относительное обособление различных видов хоз-ой деятельности людей, специализация работника на изготовление какого-либо продукта или совершении определенной трудовой операции.
Различают: общее разделение труда, под которым понимаются выделение крупных родов деятельности( земледелие, промышленность и др.); Частное- разделение этих родов на виды и под виды( строительство, металлургия, станкостроение, животноводство, растениеводство и др.); единичное- разделение труда внутри отдельно взятого предприятия. Эти и др, процессы связанные общественным разделением труда, способствует росту экономики.
Натуральное и товарное производства различаются по след. признакам:
1)развитости или не
Натуральное производство - система организационно-экономических отношений, при которой люди создают продукты для удовлетв. собственных потребностей. Характерно: во-первых, ручной универсальный труд, искл. его разделения на обособленные виды, каждый человек выполняет все основные работы; во-вторых, натуральное хоз-во замкнутая система организационно-экономических отношений. Каждая ед. опирается на свои собственные ресурсы и самообеспечивает себя всем необходимым; в-третьих, системе натур. хоз-ва свойственны прямые эконом. связи между производством и потреблением.
Товарное производство- система организационно-экономических отношений, при которых полезные продукты создаются для их продажи на рынке. Характерно: во-первых, производство товаров, основано на общественном разделении труда, которое складывается между отдельными хоз. единицами; во-вторых, товарное хоз-во явл. Открытой системой организационно-экономических отношений; в-третьих, товарному хоз-ву присущи косвенные, опосредованные связи между производством и потреблением.
13. Общественное производство и его структура.
В материальное
производство, согласно официальной
статистике, входят отрасли и предприятия,
где производятся материальные блага
(промышленность, сельское и лесное
хозяйство, строительство), а также
отрасли, оказывающие материальные
услуги (транспорт, связь, коммунальное
и личное подсобное хозяйство). От
сферы материального
Труд, затрачиваемый в сфере материального производства и создающий материальные блага, выступает как производительный. Непроизводительный труд — это труд, не участвующий в создании материальных благ. Общественно полезными могут быть не только вещи, материальные блага, но и услуги материального (ремонт, транспорт, хранение) и нематериального характера. Производственные потребности удовлетворяются научными, информационными, транспортными и другими услугами. Совокупность всех услуг образует сферу услуг. Сфера услуг – часть экономики, которая вкл. в себя все виды коммерческих и некоммерческих услуг.
14. Воспроизводство и его типы
Воспроизводство
– бесконечно повторяемый процесс
созидания вновь некоего
15.Собственность как
Собственность как экономическая категория выражает отношение присвоения (отчуждения) объектов и создаваемых с их помощью эконом. благ в процессе их производства, распределения, обмена и потребления, т.е факт принадлежности эконом. благ должен признавать не только сам собственник но и др. субъекты. Собственность – отношение между человеком, группой или сообществом людей (субъектом), с одной стороны, и любой субстанцией материального мира (объектом), с другой стороны, заключающееся в постоянном или временном, частичном или полном отчуждении, отсоединении, присвоении объекта субъектом. Так что собственность характеризует принадлежность объекта определенному субъекту. Субъект собственности (собственник) – активная сторона отношений собственности, имеющая возможность и право обладания объектом собственности. Субъекты собственности в конечном счете – заведомо одушевленные лица. Попытки заменить их некоторыми категориями типа “государство” без указания, какие органы и лица представляют “государство”, приводят по сути к “бессубъектной” собственности, являющейся абстракцией. Олицетворять, реализовать практически право собственности могут только люди. Объект собственности – пассивная сторона отношений собственности ввиде предметов природы, вещества, энергии, информации, имущества, духовных, интеллектуальных ценностей, целиком или в какой-то степени принадлежащей субъекту. Объекты собственности зачастую называют просто собственностью, вкладывая в это понятие как сам объект, так и связанные с ним отношения по поводу собственности.
16. Многообразие форм
По признаку присвоения все многообразие форм собственности можно свести к 3 группам: индивидуальная, коллективная, государственная. Индивидуальная вкл в себя личную собственность на предметы потребления и домашнего обихода, личное подсобное хоз-во, индивидуальную трудовую деятельность. Коллективная представлена кооперативами, коллективными арендными предприятиями и др. Основной сферой деятельности кооперативов явл. переработка и сбыт с/х продукции. Государственная собственность бывает общегосударственной региональной и муниципальной. Объектами собственности явл. товары, рабочая сила, земля, природные ресурсы, жилье.
17. Понятие и функции спроса
Спрос – это кол-во товара, которое покупатели хотят и могут приобрести по любой возможной цене и за определенный промежуток времени. Объем спроса - кол-во товара, которое покупатели хотят и могут приобрести по определенной цене в течении определенного времени. Ф-я спроса в общем виде: QДА = f (Pa , Ps, N, I…), где Pa – цена товара А, Ps - цена товара В,С,Д…(разные товары), N – вкусы и предпочтения, I – доход.
18. кривая и закон спроса
Происходит только под влиянием изменением цены. Если цена возрастает с Р1 до Р2 то объем спроса уменьшится с Q1 до Q2.
Закон спроса: на любом рынке при прочих равных условиях существует обратная зависимость между ценой товара и объемом спроса.
Существует искл. из закона спроса «Парадокс Гиффена». Другие искл ошибочны: цена – показатель качества, эффект Скоба или эффект Веблена, эффект ожидаемой динамики цен.
19. Детерминанты спроса
Факторы, помимо цены, влияющие на спрос.
К детерминантам спроса относят:
1. уровень личных располагаемых доходов
потребителей;2. инфляционные либо дефляционные
ценовые ожидания;3. изменения цен на сопряженные
товары;4.социально-
20. Понятие и функции предложения
Предложение – это кол-во товара, которое продавцы хотят и могут продавать по любой возможной цене за определенный промежуток времени. Объем предложения – это кол-во товара, которое продавцы хотят и могут продавать по определенной цене и в определенный промежуток времени. Ф-я предложения в общем виде: QSA = f (Pa , PR,K,T, N…), где QSA – объем предложения товара А, Ра – цена товара, PR- цены на ресурсы, К- применяемая технология, Т – налоги, N- природно-климатические условия. Частная ф-я предложения: QSA = f (Pa)
21.Кривая и закон предложения
Закон предложения: чем дороже товар, тем больше желание производителя его продать
Изменение объема предложения происходит
под влиянием цены, а движение происходит
вдоль кривой
22. Детерминанты предложения:1) Цены на ресурсы.2) Доступная технология.3) цены на альт. товары.4) налоги и дотации .5 )ожидания продавцов . 6) число продавцов
23-24. Неравновесное состояние на рынке: дефицит и избыток предложения
1) P1>PE
S= Q1S - Q1 D P
S-излишек предложения
2) P2<PE
Q2D>Q2S
D= Q2D>Q2S P
25. Излишки потребителя и
S APeE - излишек потребителя, S BPeE - излишек продавца, SABE – общий излишек
26. Производственная ф-я и изокванта
Производство – основная обл. деятельности фирмы. Процесс производства – это процесс потребления факторов производства. Взаимодействия факторов производства описывается производственной ф-ей : Q= f (x1,x2…xn), где Q – объем производства, x1,x2…xn – различные факторы производства. В микроэкономике используют обычно 2-х факторную ф-ю Q= f(K,L), где К- капитал, L- труд. Производственная ф-я строится для данной технологии. Улучшения технологий отражается новой производственной ф-ией. Эт ф-я может быть представлена изоквантом. Изокванта – это кривая на которой расположены все сочетания производственных факторов использование которых обеспечивает одинаковый объем выпуска продукции. Св-ва: «И» можно провести практически чз любую точку; Они имеют отрицательный наклон; Не пересекаются; «И» расположена выше и правее, показывают больший объем выпуска продукции.
27. Суммарный, совокупный, валовый, общий продукт
TP ( total product) TPL – суммарный продукт полученный с изменением труда, TPK - …с изменением капитала
AR (average product) – продукт приходящийся на ед. труда. где Q — объем выпускаемой продукции; L — количество переменного фактора производства L.
MP (marginal product)- величина, показывающая изменение объема выпуска продукции, в результате использования дополнительной единицы какого-либо фактора производства при неизменном количестве остальных.
MPL – продукт приходящийся на доп ед труда, прирост общего продукта при увеличении трудозатрат на 1 ед. где ΔQ — изменение объема выпуска продукции; ΔL — изменение количества фактора L.
28. Краткосрочный и долгосрочный периоды
Различают краткосрочный и долгосрочный периоды. Краткосрочный период- это период времени в течение которого предприятие не имеет возможности изменить кол-во всех применяемых ресурсов(K- фиксированный фактор, L – переменный). Долгосрочный период представляет собой отрезок времени достаточный для внесения изменений во все факторы производства и K и L явл. переменными факторами. Закон убывающей отдачи фактора производства гласит: начиная с опред. Момента времени отдача от каждой доп. ед. труда этот закон действует не только по отношении к труду, но и к капиталу, как в краткосрочном так и в долгосрочном периоде. Закон убывающей отдачи фактора производства был основой вывода англ. экономиста Т. Мальтуса.
29. Эффект масштаба производства
Нейтрализация действия закона убывающей
отдачи можно за счет увеличения масштаба
производства. Эффект масштаба экономия
обусловленная ростом производства.
Она проявляется в снижении долгосрочных
средних издержек производства. 3 вида
эффектов масштабов: 1. Положительный (возрастающий):
когда объем применяемых
30. Экономические и бухгалтерские издержки
Издержка – это затраты фирмы на оплату приобретаемых факторов производства. Бухгалтерские издержки – затраты на материалы, сырье, оплату труда рабочих и др. ресурсы. Учитывают так же и альтернативные издержки – это упущенная мат. выгода по наилучшему из отвергнутых вариантов эконом. поведения. Бухгалтерские и альт. Издержки и есть экономические издержки(ЭИ= БИ+АИ. Бухгалтерские издержки отличаются от экономических издержек тем, что они не включают стоимость факторов производства, являющихся собственностью владельцев фирм. Бухгалтерские издержки меньше экономических на величину неявного заработка предпринимателя, его жены, неявной земельной ренты и неявного процента на собственный капитал владельца фирмы. Иначе говоря, бухгалтерские издержки равны экономическим минус все неявные издержки
31. Издержки производства в
Общие издержки – ТС (Total Cost) – это сумма затрат всех ресурсов, используемых для производства данного товара(TC = FC+VC). Они классифицируются на:
FC – постоянные издержки, затраты, не зависящие от объема производства (амортизация, арендная плата и др.);
VC – переменные издержки, затраты, зависящие от объема производства, которые, в свою очередь, подразделяются на 3 вида: пропорциональные переменные издержки, дегрессивные переменные издержки, прогрессивные переменные издержки. Средние издержки АС – затраты на ед. продукции ; Средние постоянные переменные издержки затраты постоянных факторов на ед. продукции.; Средние переменные издержки затраты переменных факторов на ед; ; Сумма средних постоянных и средних переменных издержек – есть средние издержки : .