Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 12:12, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономической теории".
Национальная экономика – экономическая деятельность хозяйственных субъектов в масштабе государства, направленная на удовлетворения потребностей нации.Цели:
Основными макроэкономическими показателями являются следующие:
1.Валовой внутренний продукт (ВВП) – это совокупная стоимость конечных товаров и услуг, созданных внутри страны как отечественными, так и зарубежными фирмами.
2.Валовой национальный продукт (ВНП) – это совокупная стоимость товаров и услуг, созданная общественными предприятиями как внутри страны, так и за рубежом.
3. Чистый национальный продукт (ЧНП) представляет собой наиболее точный макроэкономический показатель.ЧНП = ВНП – амортизационные отчисления.
4. Национальный доход (НД) – макроэкономический показатель совокупных доходов всего населения данной страны за определенный период времени..НД = ЧНП – косвенные налоги с предпринимателей.
5. Личный доход (ЛД) – сумма доходов, реально получаемых населением после вычета из НД вкладов населения в социальную систему страхования, налогов на прибыль корпорации и нераспределенной прибыли, но с добавлением трансфертных платежей.ЛД представляет собой полученный, но не заработанный
доход, ибо в него включаются трансфертные платежи.
6. Личный располагаемый доход определяется по формуле:ЛРД = ЛД – индивидуальные налоги. Следовательно, ЛРД, есть доход, который данные хозяйства используют в своем окончательном виде.
Показателей национального объема производства довольно много, но комплексным является валовой национальный продукт (ВНП). это совокупная стоимость товаров и услуг, созданная общественными предприятиями как внутри страны, так и за рубежом.
Наряду с ВНП используется такой макроэкономический показатель как валовой внутренний продукт (ВВП). это совокупная стоимость конечных товаров и услуг, созданных внутри страны как отечественными, так и зарубежными фирмами.
ВВП и ВНП измеряются тремя способами:
а) по расходам (по конечному использованию);
б) по доходам (по распределительному методу);
в) по добавленной стоимости (по производственному методу).
1. При расчете ВВП (ВНП) по расходам суммируются расходы всех экономических субъектов:ВНП = C + I + G +NX ,где C – потребительские расходы, I – валовые инвестиции , G – расходы правительства, NX – чистый экспорт
2. Расчет ВВП (ВНП) по доходам осуществляется суммированием всех видов факторных доходов и вознаграждение за труд, рентные платежи и т.д.ВНП = Z + R + K + P + A + N ,где Z – вознаграждение за труд наёмных работников.R – рентные платежи,К – проценты собственников денежного капитала,Р – прибыль корпорации и доходы на собственность,А – амортизационные отчисления,N – косвенные налоги на бизнес
3.Расчет по добавленной стоимости осуществляется суммированием всей добавленной стоимости фирмами, организациями страны.
Добавленная стоимость определяется как разница между выручкой от продажи продукции и расходами на вещественные факторы производства, т.е. сырье, материалы, электроэнергия и т.д. По сути в этом случае определяется вся вновь созданная стоимость к которой прибавляется ещё и амортизация.
В
целях измерения национального
производства была создана
Модели общественного воспроизводства
показывают основные условия экономического
равновесия. Но они недостаточны для решения
практических задач - прогнозирования,
исследования структуры национального
хозяйства и её изменений, динамики капитала
и материалов, проблем занятости и внешнеэкономических
связей. Для решения этих конкретных вопросов
используется модель межотраслевого баланса
(МОБ).
Разработка межотраслевого баланса в
развитых странах связана с именем В. Леонтьева.
МОБ охватывает весь процесс воспроизводства
- производство, распределение, обмен и
потребление и отражает стоимостную и
натуральную форму ВНП. В модели МОБ представлены
все основные характеристики макроэкономики:
сферы, секторы и отрасли ВНП, промежуточный
продукт, конечный общественный продукт,
НД, все материальные потоки, объёмы импортно-экспортных
операций.
Модель носит название «затраты - выпуск»
и связана с двояким рассмотрением отдельных
отраслей. С одной стороны, как выразителей
совокупного спроса и покупателей материальных
благ и услуг, предложенных другими отраслями
(затраты). С другой стороны, как выразителей
совокупного предложения и продавцов
материальных благ и услуг, предоставленных
ими самими (выпуск). Это даёт возможность
связать модель В. Леонтьева с системой
национальных счетов.
МОБ представляет собой «шахматную» таблицу
структуры ВВП. По вертикали в таблице
отражены затраты в каждой отрасли, по
горизонтали - выпуск продукции по отдельным
отраслям. Если читать таблицу по вертикали,
можно увидеть потребление промежуточной
продукции каждой отраслью и её вклад
в создание конечного общественного продукта
и НД. Читая таблицу по горизонтали, обнаруживается
отраслевая структура потребления части
промежуточного продукта, создаваемого
в той или иной отрасли, а также её конечный
продукт. Такая группировка позволяет
определить натуральную и стоимостную
структуру конечного общественного продукта.
Метод В. Леонтьева положен в основу моделей
МОБ, составляемых во многих развитых
странах, а также в международных организациях
в соответствии с системой национальных
счетов, рекомендуемой ООН.
Совокупный спрос (AD) – это общее или суммарное количество продукции, которое может быть куплено при данном уровне цен и прочих равных условиях.
На совокупный
спрос оказывают влияние
К ценовым факторам совокупного спроса относятся: эффект процентной ставки; эффект богатства; эффект импортных закупок.Эффект процентной ставки. При росте уровня цен потребители и производители вынуждены брать деньги в кредит. Это ведёт к повышению процентной ставки, снижению покупательной способности, сокращению инвестиций.В результате совокупный спрос уменьшается. Из сказанного можно заключить: суть эффекта процентной ставки состоит в том, что повышение уровня цен влечёт повышение процентной ставки, а это приводит к сокращению потребительских расходов и инвестиций, и наоборот.
Эффект богатства. При повышении уровня цен стоимость акций, облигаций, финансовых активов падает, население беднеет и совокупный спрос сокращается.
Эффект импортных закупок. Данный эффект имеет место при изменении соотношения цен на отечественные и импортные товары. При повышении уровня цен внутри страны спрос на отечественные товары сокращается, а на более дешевые импортные товары - возрастает. При неизменных таможенных тарифах произойдёт увеличение объёмов импорта и снижение объёмов экспорта. В результате упадёт объём чистого экспорта и вместе с ним объём совокупного спроса. Понижение же цен приведёт к превышению объёмов экспорта над импортом, что весьма благотворно скажется на объёме совокупного спроса.
К неценовым факторам AD относится все то, что влияет:1. На потребительские расходы домохозяйств (благосостояние потребителей, их ожидания, изменения в подоходном налоге).2. На инвестиционные расходы фирмы (процентные ставки,субсидии, льготные кредиты инвесторам, налоги на бизнес).3. На государственные расходы (государственная политика).4. На чистый экспорт (колебания валютных курсов, условия на внешних рынках и т.д.).Кроме того, важно помнить еще два неценовых фактора:предложение денег и скорость обращения денег (вспомним количественную теорию денег).
Факторы влияющие на совокупный спрос:
Изменение общего уровня цен в стране
Изменение количества и ставок налогов
Объёмы
расхода государственного
Объёмы инвестиций вкладываемые субъектами в экономику
Потребительские
ожидания изменения цен и
Совокупное предложение (AS) – это общее количество конечных товаров и услуг, которое может быть предложено (произведено) в экономике при разных условиях цен.
Среди ценовых факторов
выделяют:
1. Действующие на микроуровне и вызывающие
изменение предложения на рынке отдельного
товара (технология производства, издержки
и т.д.);
2. Функционирующие на макроуровне факторы,
их качество и количество. В данном случае
качество характеризуется производительностью
факторов (более квалифицированная рабочая
сила и более совершенная техника). Увеличение
количества и повышение качества факторов
приводят к росту производственных мощностей,
а следовательно, к росту совокупного
предложения AS.
Назовем неценовые
факторы совокупного
1. Уровень цен на экономические ресурсы. Рост цен на ресурсы приводит к росту издержек производства, следовательно, совокупное предложение будет сокращаться, график AS сместится влево.
2. Уровень производительности
экономических ресурсов и
3. Уровень налогов, субсидий
и дотаций. Рост налогов с
предпринимательского сектора
4. Меры государственного
регулирования экономки. Как правило,
расширение участия
В макроэкономике совокупное предложение взаимодействует с совокупным спросом. При их совпадении возникает равновесие на агрегированном рынке. В реальной действительности существует лишь тенденция к установлению такого равновесия. Если предложение превышает спрос, увеличиваются запасы нереализованной продукции и производители сокращают объем производства и (или) снижают цены. Последнее вызовет рост спроса. С ростом спроса будет наращиваться и предложение. Фазы восстановления и нарушения рыночного равновесия сменяют друг друга. Поэтому можно говорить не о статическом, а о динамическом макроэкономическом равновесии. Представители различных школ макроэкономики предлагают различные модели взаимодействия совокупного спроса и совокупного предложения.