Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 12:12, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономической теории".
Современная рыночная экономика характеризуется самыми разнообразными формами кредита, важнейшими из которых являются коммерческий и банковский кредит.
Коммерческий кредит — это кредит, предоставляемый одними хозяйствующими субъектами другим в форме продажи товаров с отсрочкой платежа. Объектом коммерческого кредитования является товарный капитал.
Банковский кредит —
это кредит, предоставляемый кредитно-
Помимо этих форм кредита по способу предоставления выделяются также:
• межгосударственный (международный) кредит — это движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений. Он имеет либо товарную, либо денежную (валютную) форму.
Кредиторами и заемщиками могут быть международные организации
• (Всемирный банк, МВФ), правительства, банки, корпорации;
• государственный кредит — предоставление государством населению и предпринимателям денежных ссуд. Источником средств государственного кредита являются облигации государственных займов;
• потребительский кредит предоставляется частным лицам для различных целей на определенный срок (от года до трех лет) под определенный процент. Потребительский кредит может выступать или в форме продажи товаров с отсрочкой платежа через розничную торговлю, или в форме предоставления банковской ссуды;
• ипотечный кредит — это кредит, предоставляемый в форме ипотеки, т.е. денежной ссуды, выдаваемой специальными банками и учреждениями частным лицам под залог недвижимости (земли, жилых зданий, строений). Источником этого кредита служат ипотечные облигации, выпускаемые ипотечными банками.
По способу кредитования
различают натуральный и
По сроку кредитования различают следующие виды кредита:
• краткосрочный кредит, при котором ссуда выдается на срок до одного года;
• среднесрочный со сроком от двух до пяти лет;
• долгосрочный — от шести до десяти лет;
• долгосрочный специальный — от двадцати до сорока лет.
В последнее время получили развитие такие формы кредитования, как лизинг, факторинг, форфейтинг, траст.
Лизинг — это безденежная
форма кредита, форма аренды с
передачей в пользование машин,
оборудования и других материальных
средств с последующей
Факторинг — это перекупка или перепродажа чужой задолженности или коммерческие операции по доверенности. Банк покупает «дебиторские счета» предприятия за наличные, а затем взыскивает долг с фактического покупателя, которому предприятие продало товар или оказало услугу.
Форфейтинг — это долгосрочный факторинг, связанный с продажей банку долгов, взыскание которых наступит через 1—5 лет.
Траст — это операции по управлению капиталом клиентов.
Банк —экономический институт, занимающийся привлечением и размещением денежных ресурсов. Коммерческие банки представляют собой главные «нервные» центры кредитно-денежной системы. Современный коммерческий банк является кредитно-финансовым учреждением универсального характера.
Коммерческие банки - основное звено двухуровневой банковской системы.
Сегодня к группе коммерческих банков в разных странах относится целый ряд институтов с различной структурой и разным отношением к собственности. Главным их отличием от центральных банков язляется отсутствие права эмиссии банкнот. Среди коммерческих банков различаются два типа - универсальные и специализированные банки.
Коммерческие банки, выступая
на финансовом рынке со спросом на
кредитные ресурсы, не только мобилизуют
имеющиеся в хозяйстве
Во всех странах с рыночной экономикой коммерческие банки занимают ведущее место в платежном механизме экономики.
Особым блоком банковской системы служит банковское законодательство, которое призвано регулировать банковскую деятельность. В настоящее время в России действуют два закона, прямо относящиеся к работе банков. Это Федеральные законы "О Центральном банке РФ" (1995) и "О банках и банковской деятельности" (1996). Международная практика показывает, что законы о банковских институтах должны быть дополнены законами о специальных банках, о банковских холдингах, объединениях и консорциумах, кредитной кооперации и других институтах мелкого кредита. Помимо этого, в систему банковского законодательства обычно также входят законы, регулирующие различные аспекты банковской деятельности, в т.ч. кредитное дело, систему электронных платежей, банковскую тайну, банкротство банков и др. В системе банковского законодательства выделяются одновременно законы всеобщего действия (Гражданский кодекс РФ, Закон "О рекламе"), а также законы, обеспечивающие регулирование параллельно действующих институтов и затрагивающие банковскую деятельность.
Основными функциями коммерческих банков являются:
Особенность посреднической функции коммерческих банков состоит в том, что главным критерием перераспределения ресурсов выступает прибыльность их использования заемщиком. Перераспределение ресурсов осуществляется по горизонтали хозяйственных связей от кредитора к заемщику, при посредстве банков без участия промежуточных звеньев в лице вышестоящих банковских структур, на условиях платности и возвратности. Плата за отданные и полученные взаймы средства формируется под влиянием спроса и предложения заемных средств. В результате достигается свободное перемещение финансовых ресурсов в хозяйстве. Значение посреднической функции коммерческих банков для успешного развития и функционирования рыночной экономики состоит в том, что банки своей деятельностью уменьшают степень риска и неопределенности в экономической системе.
ЦБ-гос.учреждение,функцией которого является регулирование денежного обращения (не увелицение прибыли). Центральные банки выполняют следующие базовые функции:
Денежно-кредитная политика — это совокупность мероприятий центрального банка и правительства в области денежного обращения и кредита.
Денежно-кредитная политика центрального банка (монетарная политика) — это совокупность государственных мероприятий, регламентирующих деятельность денежно-кредитной системы, рынка ссудных капиталов, порядок безналичных расчетов с целью достижения ряда общеэкономических целей: стабилизации цен, темпов экономического роста, укрепления денежной единицы.
Монетарная политика
являтеся важнейшим элементом
Все воздействия отражаются на величине совокупного общественного продукта и национального продукта.
Основные цели кредитно-денежной политики государства:Сдерживание инфляции.Обеспечение полной занятости Регулирование темпов экономического роста.Смягчение циклических колебаний в экономике. Обеспечение устойчивости платежного баланса.
Основные инструменты центрального банка в реализации кредитно-денежной политики:
Регулирование официальных резервных требований Является мощным средством воздействия на предложение денег. Величина резервов (часть банковских активов, которые любой коммерческий банк обязан хранить на счетах центрального банка) во многом определяет его кредитные возможности. Кредитование возможно если у банка достаточно средств сверх резерва. Таким образом увеличивая или уменьшая резервные требования ЦБ может регулировать кредитную активность банков и соответственно влиять на предложение денег.
Операции на открытых рынках Основным инструментом регулирования предложения денег являтеся покупка и продажа ЦБ государственных ценных бумаг. При продаже и покупке ценных бумаг ЦБ пытается взодействовать на объем ликвидных средств коммерческих банков предалагая выгодные проценты. Покупая ценные бумаги на открытом рынке, он увеличивает резервы коммерческих банков, тем самым способствуя увеличению кредитования и соответственно росту денежного предложения. Продажа ценных бумаг ЦБ приводит к обратным последствиям.
Регулирование учетной ставки процента (дисконтная политика) Традиционно ЦБ предоставляет ссуды коммерческим банкам. Ставка процента, по которой выдаются эти ссуды, называется учетной ставкой процента. Изменяя учетную ставку процента центральный банк воздействует на резервы банков, расширяя или сокращая их возможности в кредитовании населения и предприятий.
Инфляция (от лат. inflation – вздутие) – устойчивая тенденция к повышению среднего (общего) уровня цен. Она представляет собой долговременный процесс снижения покупательной способности денег.
Инфляция на определенном этапе своего развития становится фактором деградации всей экономики. Особенно пагубно инфляция отражается на фирмах и предприятиях с медленной оборачиваемостью капитала, сезонным характером производства.От инфляции страдают все слои населения и особенно с фиксированными доходами, так как компенсация инфляционных потерь происходит с запаздыванием и не в полной мере.
Убытки терпят кредиторы, арендодатели, предоставившие денежные средства или недвижимость по договорам, особенно средне- и долгосрочным.
В конечном счете инфляция таит в себе реальную опасность социального взрыва, ибо она порождает у народа ненависть к тем, кто наживается на посреднических операциях, на перепродаже товаров и валюты, кто использует власть для личной наживы.
Антиинфляционная политика включает в себя два принципиально различных направления этой политики:
- Регулирование совокупного спроса.
- Регулирование совокупного предложения.
Сторонники первого направления являются кейнсианцы,сторонники второго – монетористы.
Кейсианское направление антиинфляционной политики основное внимание уделяет регулированию совокупного спроса, полагая, что эффективный спрос вызывает стимулы роста предложения. Факторами эффективного спроса могут быть увеличение государственных расходов и дешевый кредит, которые, в свою очередь, вызывают рост инвестиционного спроса; инвестиционный спрос породит спрос предложения; рост предложения при-
ведет к снижению цен, т.е. к замедлению или полному устранению гиперинфляции, доведя ее до умеренного уровня.
Монеториское направление антиинфляционной политики в центре своего внимания ставит регулирование совокупного предложения. Монетористы полагают, что кейнсианская политика помогает стране досрочно выйти из кризиса, но не позволяет устранить все его причины, остаются диспропорции между спросом и предложением.
Основатель монеторизма полагает, что инфляция – это чисто денежный феномен, ее источник – неграмотное вмешательство государства в экономику, и поэтому пути выхода из инфляции надо искать не в дополнительных расходах государства, а в росте предложения. Монетористы рекомендуют
комплекс мер по сокращению спроса: это денежная реформа, удорожание кредита, сокращение бюджетного дефицита, налоговых ставок. Эти мероприятия, по их мнению, должны вызывать уменьшение потребительского и инвестиционного спроса, банкротство неэффективного производства, спад производства, что в свою очередь освободит рыночные ниши от разорившихся производителей, но сохранит их для сильных, конкурентоспособных. Сокращение налоговых ставок вызовет рост инвестиций, увеличение товарного предложения и в конечном счете снизит цены.
На практике многие страны применяют компромиссную тактику борьбы с инфляцией, используя и кейнсианский, и монетарийский подходы.
Безработица – это превышение предложения труда над спросом на труд. Взаимодействие спроса на труд с его предложением определяет уровень занятости.