Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 10:36, шпаргалка
Работа содержит ответы на 60 вопросов по дисциплине "Экономическая теория".
№1. Предмет экономической теории. Субъекты и объекты экономики.
ЭТ-наука о видах деят-ти, связан.с
обменом и ден.сделками м\у людьми;общ.наука;
наука о богатстве; наука о законах, управл.пр-вом
и обменом матер.благ на разл. этапах развит.общества
(Энгельс); Маршалл сводит предмет науки
к исследов. богатства, стимулов к действию
чел-ка и мотивов противодейст-вия;наука,
которая занимается общественными отношениями
людей по производству.
Предмет-изуч.тех
законов,кот.напрвляют развит.человеч.общ-ва,а
сами эконом.законы-эконом.отнош, кот.существ.м\у
людьми в процессе общ.произ-ва,если чел.не
раб,то не учавств.в процессе потребл,
распред: 1)отнош.по присвоен.ср-в пр-ва,отнош.по
распред.того,что произведено,по потребл.того
что произвед2)форм проявл.эконом.отнош.множество.
Эк.наука изучает эк.отнош,складыв.м\у людьми в процессе пр--ва,обмена,распредел.и потребл
Кто не собственник пр-ва-зависит от собств.(«росстат»-13%вРФв крайней нищете-≤3400р,27%в нищите-38млн),собствен.влияют на политику.
Понятие пр-ва-собств-к пр-ва,обмен результат.пр-ва,распределе-
Нужно справедл.распредел-
Эк.закон-эк.отнош,кот.
Субъекты:носители эконом.отношений,явл.
К дом.хоз-вам принято относить преимущественно потребление(все эконом.ресурсы в конечном счете принадлежат домхоз-вам).Как потребители домашние хозяйства независимы, т.е. они вправе принимать решения самостоятельно, но эта независимость ограничив. размерами доходов и совокупностью норм и правил, существующих в общ-ве.
Предприятия осуществл.произв-ную деят-ть, а также инвестирование.Они занимаются предпринимат.деят-тью, цель - прибыль. На деньги, вырученные от продажи произведённых товаров закупают новые ресурсы у домхозяйств.
Гос-во собирает налоги с домохозяйств и фирм, и использ.ср-ва госбюджета для закупки товаров (например, военной техники), на содерж.госсектора экономики, на соцвыплаты (стипендии, пенсии)
Объект-то,на что направлены эконом.отнош- блага, кот.прямо или косвенно удовлетв.потребности людей:эконом.блага (результат труда людей),свободные (дарованные) блага,даются людям природой.
Эконом.блага с точки зрения веществ.содержания на матер.и нематер.Матер-обладают полезностью, ограничностью (редкостью), ресурсоемкостью.Многие матер.блага могут накапливаться,храниться длит.t, поставляться потребителям по мере необходимости. Услуги не могут накапливаться и сохраняться в течение длит.t. Процесс их пр-ва и потребления совпадают.
Все блага
делятся на нормальные (с увелич.дохода
потребление их растет) и низшие
(с увелич.дохода их
В рыноч.эк-ке, где осн.часть благ продаётся и покупается их называют товарами и услугами.
1) Ресурсы- средство,
с помощью кот.произв-ся разл.
2) Факторы пр-ва
ресурсы, кот. уже
Ресурсы мобильны, возможность фактора пр-ва менять свое потребление, наименее мобильны природны, а наиболее подвижны трудовые.
№2.Методы
и функции экономической
Метод-возможный способ действия.
1) Эконом.теория
полнее отражает
2) научной абстракции-отличение от чего-то.
3)восхождение от абстрактн.к конкретн.-абстр-часть явления, конкретно -само явление.
4)позитив.и норматив
анализ-позитив-констатац.
5)метод эконом.экспериментов-
Важную роль в изучении-общенауч.методы. Истор.метод рассматривает хоз.сис-мы последовательно в их истор. развитии. Такой подход помогает конкретно и наглядно представить все особенности каждой сис-мы на разных этапах ее истор.развития.
Логический метод позволяет применить законы и формы правильного мышления. Это служит непременным условием достижения истинности высказываемых положений и выводов. Использ.данного метода помогает глубже понять причинно-следственные связи в экономике.
Метод анализа и синтеза - изучение явления как по составным частям (анализ), так и в целом (синтез). Сочетанием анализа и синтеза обеспечив. комплексный подход к изучению сложных эконом. явлен.
Методы индукции и дедукции основаны на умозаключениях от частного к общему и обратно.
Рассмотрение
качественных признаков эконом.
К специфическим методам относятся:метод графических изображений;метод сравнит. анализа; допущение «при прочих равных условиях»; экономико-матем-кое моделирование.
Вся совокупность
научных методов позволяет
1)Познавательная функция-изучение закономерностей развития эконом.сис-мы, в анализе ее внутренней структуры, связей и взаимодействий, в выявлении тенденций эконом.развития. Безграмотное обращение с экономикой чревато нежелательными для общества последствиями, т.к. цивилизованные эконом.формы рассчитаны на подготовленных в эконом.плане людей. Предполагает глубокое изучение эконом.явлений, причем особое внимание уделяется внутренним, недоступным для поверхностного наблюдения процессам.
2)Практическая (прагматическая) функция -реализация рекомендаций экономистов в сфере практики, в приложении их к пр-ву. Эконом.практика - источник научных выводов и заключений. На практике реализуется эконом.политика, осуществляется управление производством, разрабатываются и проверяются способы и методы рацион.ведения хоз-ва. С момента своего возникновения эконом.наука выражает потребности развития экономики и разрабатывает рекомендации для предпринимателей и гос-ва. Проведение эконом.реформы в России-умение использ.результаты мировой хоз. практики.
3)Методологическая функция - определение с помощью общей эконом.науки фундаментальных, теорет.основ комплекса всех других эконом.наук. Среди них выделяются отраслевые (экономика промышленности, сельского хозяйства, образования), функциональные(экономика труда, финансов), эконом.дисциплины на стыке разных отраслей знаний (экономическая география, демография). Эконом.наука - это методол.основа для возникновения, например, экономики экологии, для менеджмента и маркетинга.
4)Прогностическая функция-эконом.теория дает научные основы для составления прогнозов, определения перспектив эконом.развития. Эта функция предполагает разработку общих критериев и показателей развития эконом.сис-мы в целом. В мировом сообществе прогностическую функцию эконом.наука выполняет примерно с середины ХХ века.
5)Иногда выделяют критическую функцию - выявление не только достижений и недостатков разл.эконом.систем, но и определ.устаревающие факторы и элементы, тормозящие их развитие, (например, эконом.связи в системах рабства и феодализма). Эта функция предполагает нахождение различий между прогрессивными и регрессивными эконом. структурами.
№3. Основные проблемы экономической организации общества. Кривая произв-ных возможностей.
Уровень развития общества-уровень развития средств труда.Разл.эпохи человечества различаются чем производится и как, а не что.
Сущ.противоречия м\у произв-вом и потреблением,
потребности всегда опережают пр-во,они
первичны,идеальны в головах людей,ставят
задачи перед пр-вом,пр-во создает ср-ва
для удовлетв.потребн.(потребн-
Раз ресурсы
ограничены, то их надо использ.
Закон роста доп.(вмененных)издержек-при альтернотивном использ.ресурсов:
А |
В |
|
15тыс. 14тыс. 12тыс. 9тыс. 5тыс. - |
- 1млн. 2млн. 3млн. 4млн. 5млн. |
1млн.В=1т.А 1млн.В=2т.А 1млн.В=3т.А 1млн.В=4т.А 1млн.В=5т.А |
Чтобы кривая сдвинулась
вправо нужно увелич.ресурса.
Граница производственных возможностей (ГПВ) показывает значение альтернатив для общества. Кривая производственных возможностей иллюстрирует пропорции обмена для упрощенной экономической системы, в которой производятся только два товара. При построении ГПВ количество факторов производства и уровень технологии считаются неизменными.
При абсолютном
использовании ресурсов (в экономике
полной занятости) все точки
возможных комбинаций
Если абсолютно все ресурсы общество израсходует на производство товаров народного потребления, то можно получить их максимальное количество и полностью отказаться от досуга (точка А), используя тот же ресурсно-технологический максимум, можно достичь обратной ситуации (точка В), когда в обществе существует только индустрия досуга. Между этими крайностями существует множество комбинаций распределения ресурсов и в той и в другой отрасли – точки С, D. Начиная с любой из этих точек, невозможно произвести больше одного товара, не урезая при этом производство другого товара. Объемы производства товаров народного потребления и индустрии досуга не только альтернативны, но и взаимозаменяемы в рамках ограниченных ресурсов.
Точка S достигается только при эконом.росте. При неполной загрузке производственных мощностей или безработицы различные комбинации производства двух товаров находятся не на кривой, а, например, в точке М. Эта точка показывает, что при использовании дополнительных ресурсов можно увеличить производство в обеих рассматриваемых отраслях.
Проблемы
об-ва:как всех работников
№4. Экономическая система общества и ее типы и модели.
Эк.сис-ма-совокупность
сложившихся действующих
Выделяют5сис-м:первобытнообщ,
Внутри каждой системы есть модели:
1)японская-слож.традиц,
2)америк-созд.конституц.-
3)зап-европ-сильное гос.регулирование под влиянием профсоюзов,сильна роль раб.класса.
4)китайская-гл.ресурс-
№6. Товарное производство и его эволюция. Рынок и его функции.
Тов.пр-во-продукт производится для продажи,если не продается-не товар.
Прошло 3 этапа-простая(основано на личном труде,сам работаешь,производ.и продаешь), капиталист(возникло на основе закона стоимости,когда использ.наемный труд),социалист(основано на общ,гос. собств-ти,когда все участники равны по отнош.к ср-вам поиз-ва,никто никого не эксплуатир).
Свойства товара-потребит.стоимость(