Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 10:36, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 60 вопросов по дисциплине "Экономическая теория".

Файлы: 1 файл

ЭТ шпоры.doc

— 1.18 Мб (Скачать файл)

№1. Предмет  экономической теории. Субъекты и  объекты экономики.

  ЭТ-наука о видах деят-ти, связан.с обменом и ден.сделками м\у людьми;общ.наука; наука о богатстве; наука о законах, управл.пр-вом и обменом матер.благ на разл. этапах развит.общества (Энгельс); Маршалл сводит предмет науки к исследов. богатства, стимулов к действию чел-ка и мотивов противодейст-вия;наука, которая занимается общественными отношениями людей по производству. 
   Предмет-изуч.тех законов,кот.напрвляют развит.человеч.общ-ва,а сами эконом.законы-эконом.отнош, кот.существ.м\у людьми в процессе общ.произ-ва,если чел.не раб,то не учавств.в процессе потребл, распред: 1)отнош.по присвоен.ср-в пр-ва,отнош.по распред.того,что произведено,по потребл.того что произвед2)форм проявл.эконом.отнош.множество.Если эконом.отнош.прогрессивные,то развитие общ-ва идет более быстро,если они устаревшие-то тормозит.

  Эк.наука изучает эк.отнош,складыв.м\у людьми в процессе пр--ва,обмена,распредел.и потребл

  Кто не  собственник пр-ва-зависит от  собств.(«росстат»-13%вРФв крайней нищете-≤3400р,27%в нищите-38млн),собствен.влияют на политику.

  Понятие пр-ва-собств-к пр-ва,обмен результат.пр-ва,распределе-ния(нац.доход на накопл.и потребл.Накопление-не собирание, а использ.части нац.дохода на расширение пр-ва,а часть на потребл.Обычно на накапл.большая часть-ок.22%).

  Нужно справедл.распредел-положение отношения,когда нет одного в роскоши, а другого в нищите, после окт.революции изменились умозрения.

  Эк.закон-эк.отнош,кот.повторяются  регулярно,устойчиво,системат-и,носят приход.характер,возникают и отмирают так же как и меняются эк.сис-мы.  

  Субъекты:носители эконом.отношений,явл.субъектами рынка-физ.лица-домохоз-ва,частн.предпр-ия,гос-во,иностранцы.Отличит.черта — принятие и реализация самостоят.решений в сфере хоз.деят-ти.Роль каждого субъекта определ.его отношением к факторам пр-ва, которыми он владеет.

  К дом.хоз-вам принято относить преимущественно потребление(все эконом.ресурсы в конечном счете принадлежат домхоз-вам).Как потребители домашние хозяйства независимы, т.е. они вправе принимать решения самостоятельно, но эта независимость ограничив. размерами доходов и совокупностью норм и правил, существующих в общ-ве.

  Предприятия осуществл.произв-ную деят-ть, а также инвестирование.Они занимаются предпринимат.деят-тью, цель - прибыль. На деньги, вырученные от продажи произведённых товаров закупают новые ресурсы у домхозяйств.

  Гос-во собирает налоги с домохозяйств и фирм, и использ.ср-ва госбюджета для закупки товаров (например, военной техники), на содерж.госсектора экономики, на соцвыплаты (стипендии, пенсии)

  Объект-то,на что направлены эконом.отнош- блага, кот.прямо или косвенно удовлетв.потребности людей:эконом.блага (результат труда людей),свободные (дарованные) блага,даются людям природой.

  Эконом.блага с точки зрения веществ.содержания на матер.и нематер.Матер-обладают полезностью, ограничностью (редкостью), ресурсоемкостью.Многие матер.блага могут накапливаться,храниться длит.t, поставляться потребителям по мере необходимости. Услуги не могут накапливаться и сохраняться в течение длит.t. Процесс их пр-ва и потребления совпадают.

  Все блага  делятся на нормальные (с увелич.дохода  потребление их растет) и низшие (с увелич.дохода их потребление  уменьш-хлеб).

  В рыноч.эк-ке, где осн.часть благ продаётся и покупается их называют товарами и услугами.

1) Ресурсы- средство, с помощью кот.произв-ся разл.рода  блага,эконом.потенциал страны (что  мы можем использ.в пр-ве:природ,труд,интеллект,произв-ые.

2) Факторы пр-ва  ресурсы, кот. уже задействованы.

  Ресурсы мобильны, возможность фактора пр-ва менять свое потребление, наименее мобильны природны, а наиболее подвижны трудовые.

 

№2.Методы и функции экономической теории.

  Метод-возможный  способ действия.

1) Эконом.теория  полнее отражает действительность, если берет на вооружение диалектику – признает что в мире все взаимосвязано,взаимозаивисимы,изменения в цели несет последствия,прежде изменения Развитие3законов:закон борьбы и единства противоположностей,переход количеств.изменений в качеств,закон отрицания отрицания.

2) научной абстракции-отличение от чего-то.

3)восхождение от абстрактн.к конкретн.-абстр-часть явления, конкретно -само явление.

4)позитив.и норматив анализ-позитив-констатац.явления,норматив-последств.конкретн. явления.

5)метод эконом.экспериментов-эксперименты на уровне отдельных предприят.

  Важную роль  в изучении-общенауч.методы. Истор.метод рассматривает хоз.сис-мы последовательно в их истор. развитии. Такой подход помогает конкретно и наглядно представить все особенности каждой сис-мы на разных этапах ее истор.развития.

  Логический метод позволяет применить законы и формы правильного мышления. Это служит непременным условием достижения истинности высказываемых положений и выводов. Использ.данного метода помогает глубже понять причинно-следственные связи в экономике.

  Метод анализа и синтеза - изучение явления как по составным частям (анализ), так и в целом (синтез). Сочетанием анализа и синтеза обеспечив. комплексный подход к изучению сложных эконом. явлен.

  Методы индукции и дедукции основаны на умозаключениях от частного к общему и обратно.

   Рассмотрение  качественных признаков эконом.систем  дополняется изучением колич-ной  стороны хоз.процессов при помощи  методов математики и статистики.

  К специфическим методам относятся:метод графических изображений;метод сравнит. анализа; допущение «при прочих равных условиях»; экономико-матем-кое моделирование.

  Вся совокупность  научных методов позволяет выполнять  важную задачу – выявлять общие  для всех изучаемых систем  элементы и признаки, закономерности развития, а также показывать различия между ними.

1)Познавательная функция-изучение закономерностей развития эконом.сис-мы, в анализе ее внутренней структуры, связей и взаимодействий, в выявлении тенденций эконом.развития. Безграмотное обращение с экономикой чревато нежелательными для общества последствиями, т.к. цивилизованные эконом.формы рассчитаны на подготовленных в эконом.плане людей. Предполагает глубокое изучение эконом.явлений, причем особое внимание уделяется внутренним, недоступным для поверхностного наблюдения процессам.

2)Практическая (прагматическая) функция -реализация рекомендаций экономистов в сфере практики, в приложении их к пр-ву. Эконом.практика - источник научных выводов и заключений. На практике реализуется эконом.политика, осуществляется управление производством, разрабатываются и проверяются способы и методы рацион.ведения хоз-ва. С момента своего возникновения эконом.наука выражает потребности развития экономики и разрабатывает рекомендации для предпринимателей и гос-ва. Проведение эконом.реформы в России-умение использ.результаты мировой хоз. практики.

3)Методологическая  функция - определение с помощью общей эконом.науки фундаментальных, теорет.основ комплекса всех других эконом.наук. Среди них выделяются отраслевые (экономика промышленности, сельского хозяйства, образования), функциональные(экономика труда, финансов), эконом.дисциплины на стыке разных отраслей знаний (экономическая география, демография). Эконом.наука - это методол.основа для возникновения, например, экономики экологии, для менеджмента и маркетинга.

4)Прогностическая функция-эконом.теория дает научные основы для составления прогнозов, определения перспектив эконом.развития. Эта функция предполагает разработку общих критериев и показателей развития эконом.сис-мы в целом. В мировом сообществе прогностическую функцию эконом.наука выполняет примерно с середины ХХ века.

5)Иногда  выделяют критическую функцию - выявление не только достижений и недостатков разл.эконом.систем, но и определ.устаревающие факторы и элементы, тормозящие их развитие, (например, эконом.связи в системах рабства и феодализма). Эта функция предполагает нахождение различий между прогрессивными и регрессивными эконом. структурами.

 

 

№3. Основные проблемы экономической организации  общества. Кривая произв-ных возможностей.

  Уровень развития общества-уровень развития средств труда.Разл.эпохи человечества различаются чем производится и как, а не что.

  Сущ.противоречия м\у произв-вом и потреблением, потребности всегда опережают пр-во,они первичны,идеальны в головах людей,ставят задачи перед пр-вом,пр-во создает ср-ва для удовлетв.потребн.(потребн-произ-во-потребл).Противор.м\убезграничн.потребн.и огранич.ресурсов,с помощью огранич.ресурсов удовлетв.безгран.потребн.,значит нужно их использ.рацион-но.Эффективн.использ. ресурсов:эффект=результ\затраты,произв-ть труда=Vпроиз-ва\кол-во работников и т.д.

  Раз ресурсы  ограничены, то их надо использ.альтернативно,если  их вложить в тот или иной  вид произ-ва,то для произ-ва  других благ их уже не будет.

  Закон роста доп.(вмененных)издержек-при альтернотивном использ.ресурсов:

А

В

 

15тыс.

14тыс.

12тыс.

9тыс.

5тыс.

-

-

1млн.

2млн.

3млн.

4млн.

5млн.

 

1млн.В=1т.А

1млн.В=2т.А

1млн.В=3т.А

1млн.В=4т.А

1млн.В=5т.А


  Чтобы кривая сдвинулась  вправо нужно увелич.ресурса.Переход с одного прзва на другое-орудие пр-ва,изменение технологии,переквалифик,чем масштабнее этот переход,тем быстрее растут доп.затраты.Расшир.возм.пр-ва при одинаковых ресурсах,если пр-во рацион-но,эффективно.

   Граница производственных возможностей (ГПВ) показывает значение альтернатив для общества. Кривая производственных возможностей иллюстрирует пропорции обмена для упрощенной экономической системы, в которой производятся только два товара. При построении ГПВ количество факторов производства и уровень технологии считаются неизменными.

  При абсолютном  использовании ресурсов (в экономике  полной занятости) все точки  возможных комбинаций производства  двух товаров находятся на  границе производственных возможностей.

  Если абсолютно  все ресурсы общество израсходует на производство товаров народного потребления, то можно получить их максимальное количество и полностью отказаться от досуга (точка А), используя тот же ресурсно-технологический максимум, можно достичь обратной ситуации (точка В), когда в обществе существует только индустрия досуга. Между этими крайностями существует множество комбинаций распределения ресурсов и в той и в другой отрасли – точки С, D. Начиная с любой из этих точек, невозможно произвести больше одного товара, не урезая при этом производство другого товара. Объемы производства товаров народного потребления и индустрии досуга не только альтернативны, но и взаимозаменяемы в рамках ограниченных ресурсов.

  Точка S достигается только при эконом.росте. При неполной загрузке производственных мощностей или безработицы различные комбинации производства двух товаров находятся не на кривой, а, например, в точке М. Эта точка показывает, что при использовании дополнительных ресурсов можно увеличить производство в обеих рассматриваемых отраслях.

  Проблемы  об-ва:как всех работников обеспечить  работой; обеспечение эконом.роста  (поступательно); обеспечение стабильности  цен.

 

№4. Экономическая  система общества и ее типы и модели.

  Эк.сис-ма-совокупность  сложившихся действующих эконом.отношений  в данный момент. Поняв суть системы, можно понять многие закономерности хозяйственной жизни общества.

  Выделяют5сис-м:первобытнообщ,рабовлад,феод,капитал,посткапитал(коммунист)-это по ауке,в некот.учебниках2-рыночн,нерыночн..В истории переход от одной сис-ме к другой происходит,когда одни отношения устаревают иформир.новые(гл.роль-отношение собствен-ти-по словам Энгельса-все переходы это смена форм собственности),переходы носят революц.характер.

  Внутри каждой системы есть модели:

1)японская-слож.традиц,безработицы в нашем понимании нет,большой уровень занятости,в осн.крупные корпорации,гос.регулиров.значит-но.

2)америк-созд.конституц.-внутри страны должен быть порядок иначе плохо всем,эконом.рост,сохранение капитализма,бизнес не выше прав-ва,не вывозить капитал,заон честной конкуренции,восстановление с\хс помощью высоких закупочных цен гос-ва на с\х продукцию,соц.программа.

3)зап-европ-сильное гос.регулирование под влиянием профсоюзов,сильна роль раб.класса.

4)китайская-гл.ресурс-трудовой,самая высококвалифиц.раб.сила,дешевая,издержки-низкие,продукция-конкурентоспособнаяправит.субсидии(безмозмездная финанс.помощь),эконом.рост,полное гос.регулирование.

 

№6. Товарное производство и его эволюция. Рынок  и его функции.

  Тов.пр-во-продукт  производится для продажи,если не продается-не товар.

  Прошло 3 этапа-простая(основано на личном труде,сам работаешь,производ.и продаешь), капиталист(возникло на основе закона стоимости,когда использ.наемный труд),социалист(основано на общ,гос. собств-ти,когда все участники равны по отнош.к ср-вам поиз-ва,никто никого не эксплуатир).

  Свойства товара-потребит.стоимость(способность товара удовлетвор.какие-то потребности; эта категория вечна; появление новых видов товара-историч.развитие); стоимость(приходящая категория; возникает лишь при обмене результатами труда).

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"