Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 10:36, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 60 вопросов по дисциплине "Экономическая теория".

Файлы: 1 файл

ЭТ шпоры.doc

— 1.18 Мб (Скачать файл)

 

№25. Совокупный спрос и совокупное предложение. Факторы, влияющие на них.

Совокупный спрос представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике.

Он отражает связь между объемом совокупного  выпуска, на который предъявлен спрос  экономическими агентами, и  общим уровнем цен в экономике. При отсутствии сильной инфляции и ограничений со стороны производства рост совокупного спроса стимулирует увеличение объема выпуска и занятость, оказывая незначительное влияние на уровень цен. Если экономика близка к состоянию полной занятости, то рост AD вызовет не столько увеличение объема выпуска, сколько рост цен.

В структуре AD можно  выделить:

-         спрос на потребительские товары и услуги;

-         спрос на инвестиционные товары;

-         спрос на товары и услуги со стороны государства;

-         спрос на экспорт со стороны иностранцев.

Кривая совокупного  спроса (AD) показывает комбинации уровня цен и уровня выпуска, при которых  рынки товаров и рынки активов  одновременно находятся в равновесии. Её легко получить из модели IS-LM. Обратимся сначала к графическому выводу кривой совокупного спроса. Зафиксировав цены на уровне P0, найдем соответствующий равновесный доход Y0 и изобразим эту точку в осях Y-P. Рассмотрим более низкий уровень цен P’ (P’<P0). Падение цен приводит к росту реального предложения денег и сдвигает кривую LM вправо, что ведет росту равновесного дохода. Итак, более низкому уровню цен P’ соответствует более высокий уровень равновесного дохода Y’ (Y’>Y0). Таким образом, мы получаем кривую совокупного спроса, которая является убывающей функцией цен (рис.7).

Рис.7. Графический  вывод кривой AD

Движение вдоль  кривой AD отражает изменение совокупного  спроса в зависимости от динамики общего уровня цен. Эту зависимость  можно получить из уравнения количественной теории денег:

MV = PY, P = MV/ Y,  Y = MV/ P.

Отрицательный наклон кривой AD объясняется так: чем  выше уровень цен, тем меньше реальные запасы денежных средств (M/ P), а следовательно, меньше и количество товаров и  услуг, на которые предъявлен спрос. Кривая строится при условии фиксированного предложения денег и скорости их обращения.

К неценовым факторам, влияющим на AD, относится все, что воздействует на потребительские расходы домохозяйств, инвестиционные расходы фирм, государственные расходы и чистый экспорт. Это: благосостояние потребителей, их ожидания, налоги и % ставки, субсидии и льготные кредиты инвесторам, колебания валютных курсов, предложение денег и скорость их обращения.

Совокупное  предложение 

Совокупное предложение (ВВП, ВНП) – это общее количество конечных товаров и услуг, произведенных в экономике, в стоимостном выражении.

Кривая AS показывает, какой объем совокупного выпуска  может быть предложен на рынок  производителями при разных значениях  общего уровня цен в экономике. Неценовыми факторами AS являются изменения в технологии, ценах ресурсов, налогообложении фирм и т.д. Это отражается сдвигом кривой AS.

Зависимость м/у  уровнем цен и объемом ВНП  является прямой (положительной). Более  высокие цены сохраняют стимулы  для производства дополнительного  количества товаров. Кривая отражает изменение издержек на единицу продукции при увеличении или уменьшении объема национального производства.

Рис.8. Кривая совокупного  предложения

Горизонтальный  отрезок кривой характеризует состояние  национального производства в краткосрочном периоде, когда цены на многие товары являются негибкими. Это связано:

§         с распространением информации о прейскурантных ценах на ближайшую перспективу;

§         наличие незадействованных факторов производства, можно расширить производство при установившемся уровне цен.

Фирмы могут  приобрести факторы по твердым ценам, что позволяет сохранить производственные издержки на прежнем уровне, не повышать цены на товары. Горизонтальный отрезок  кривой называется кейнсианским. Кейнс впервые в 30-х гг. доказал возможность и необходимость расширения общественного производства при неизменности уровня цен на ресурсы и продукцию. Он утверждал, что снижение цен и зарплаты не ведет к ослаблению спада реального объема производства и занятости.

Допустим, что  для достижения max объема производства на горизонтальном отрезке кривой AS были задействованы значительные ресурсы. Дальнейшее наращивание производства возможно лишь при условии привлечения дополнительных свободных ресурсов, которые обладают меньшей степенью отдачи. Это вызовет рост издержек производства, а затем и цен. Подъем цен открывает возможность вовлечения все менее и менее эффективных ресурсов, что будет обусловливать снижение народнохозяйственного уровня рентабельности общественного производства. Поэтому на промежуточном отрезке кривой AS увеличение реального ВНП в среднесрочном периоде сопровождается ростом цен.

Дальнейшее наращивание  производства невозможно из-за того, что  имевшиеся ресурсы исчерпаны. Такое  положение экономики характеризуется  вертикальным отрезком кривой AS в долгосрочном периоде. Это значит, что производство и совокупное предложение приобрели фиксированный характер и не зависят от уровня цен. Вертикальный отрезок кривой соответствует воззрениям классической экономической школы и ее последователей (неоклассиков).

 

 

 

 

 

 

 

 

№26. Потребление  и сбережение. Факторы, определяющие их уровень.

Теория потребления и сбережения появляется от того, что доход распределяется на потребление и сбережение.

Потребление(consumption - С) представляет собой сумму денежных средств, которая тратится на приобретение материальных благ и услуг, используемых для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Это использование дохода на приобретение производственных продуктов и услуг.

Уровень потребления  зависит от множества факторов - доход населения является основным из них. Он определяет спрос потребителей на товары и услуги. Потребляемая часть – это инвестиции.

Вероятность увеличения потребления в будущем зависит от сбережений сегодня. Отсюда следует, что сбережения - это отложенное потребление. Вместе с тем сбережения, произведенные в настоящем периоде, есть не что иное, как вычет из текущего потребления, поскольку сбережения - это часть располагаемого дохода, не использованная на потребление. Иными словами, справедливо тождество:

DI=C+S

где DI(disposable income) -- располагаемый доход домохозяйств (национальный доход за вычетом чистых налогов), а S - сбережения.

Предельный коэффициент потребления (marginal propensity to consume - МРС) – когда есть дополнительные инвестиции. Дж. Кейнс считал часть потребления в каждой дополнительной денежной единице располагаемого дохода.

MPC=ΔС/ΔDI

Средний коэффиц. потребления::

APC=C/DI

Общее национальное невозможно свести к сумме потребления  отдельных семей и хозяйств, потребление может существенно отличается даже в семьях примерно одинакового уровня доходов и численности. Поэтому Дж. Кейнс считал важным найти формулу, которая описывала бы совокупное потребление. Он вывел четыре основных фактора, определяющих функцию потребления:

Потребление (C) является функцией располагаемого дохода (DI);

Величина предельной склонности к потреблению (MPC) находится  в пределах от 0 до 1, то есть

0 < MPC >1

С ростом располагаемых  доходов(DI) средняя склонность к  потреблению (APC) падает, то есть

MPC<APC

С ростом располагаемого дохода (DI) предельная склонность к  потреблению падает (MPC).

Первое правило  означает, что потребление можно  выразить формулой:

C=C*+MPC . DI,

где C* - некая  постоянная, зависящая от других факторов, кроме дохода: процентная ставка, инфляционные ожидания и другие.

Второе правило, из которого следует, что МРС всегда меньше 1, показывает, что даже в случае разбалансированности рынка, в случае, когда спрос не равен предложению, прирост потребления все равно  не превышает прироста доходов.

В третьем правиле  делается вывод, что средняя склонность к потреблению бывает больше 1 только при небольших значениях дохода. Это означает, что лишь бедные семьи  тратят большую часть своего дохода и расходуют свои запасы. Структура  расходов потребителей меняется с ростом их доходов. С увеличением доходов растет доля сбережений, то есть та часть доходов, которая идет на потребление после уплаты налогов.

Таким образом, потребление и сбережения составляют в совокупность доход населения  после уплаты налогов.

Сбережения - та доля дохода, которую экономический субъект собирается потребить в будущем вместо того, чтобы потребить ее в настоящем. Можно выделить три вида экономических субъектов: население, корпорации и государство. Соответственно различают три вида сбережений (населения, корпоративного сектора, государства).

В настоящее  время выделяют четыре наиболее распространенных мотива сбережений населения:

1) обеспечение  старости;

2) предосторожность;

3) накоплению  с целью завещания;

4) отложенный спрос.

Средний коэффициент сбережений (инвестиций):

APS=S/DI.

Предельный коэффициент сбережения (MPS- marginal propensity to save) представляет собой ту часть дополнительного дохода, которая идет на сбережение, или, иными словами, часть сбережений, содержащуюся в каждой дополнительно заработанной денежной единице:

MPS=ΔS / ΔDI.

Согласно «основному психологическому закону» Кейнса: с  ростом дохода склонность к потреблению  снижается, а склонность к сбережениям  возрастает. Для характеристики этого  процесса рассчитывают предельную склонность к потреблению (МРС) и предельную склонность к сбережениям (MPS):

MPS=ΔS/ΔDI и MPC=ΔC/ΔDI при ΔDI=1

Эти показатели дают представление о том, какую  часть дополнительной единицы дохода семьи потребляют, а какую сберегают.

Очевидно, что  и МРС и MPS будут каждая меньше единицы, и подобно тому как потребление  и сбережения составляют в сумме  доход потребителя, так предельная склонность к потреблению и сбережению в расчете на одну денежную единицу  должна в сумме равняться единице:

MPC+MPS=1.

Таким образом, при известной одной части  равенства можно определить и  другую путем вычитания известной  части из единицы:

MPC=1- MPS

Простейшая функция  сбережения имеет вид:

S= -C*+(1-MPC) . DI= - С*+ MPS . DI

где C* - автономное потребление.

Возникает, однако, вопрос, а каким будет потребление  при нулевом текущем доходе? Конечно  не нулевым. Если текущий доход отсутствует (или даже при его наличии, но недостаточных  размерах), то потребители будут  жить, «залезая в долги» или распродавая  ранее накопленное имущество («отрицательное сбережение»).

В таких случаях  потребление называют автономным, для  того чтобы выделить его независимость  от текущего дохода. Функция потребления  будет выглядеть так:

C=-C*+MPC.DI

Итак, основным фактором, определяющим величину потребления и сбережений, является уровень дохода. Однако помимо дохода существует ряд других факторов, которые побуждают потребителя изменить объем потребления при одном и том же уровне дохода.

Величина потребления  и сбережений зависит от накопленного богатства. При других равных условиях с ростом накопленного богатства снижаются стимулы для сбережений, в результате увеличение богатства смещает график сбережений вниз, а график потреблений - вверх.

Различную реакцию  может вызвать изменение уровня цен в потреблении и сбережении у разных групп населений с различными доходами. При низких доходах, повышение цен вызывает смещение графика потребления вниз, а снижение - вверх.

 

 

 

 

 

 

№27. ВНП  и методы его расчета. ВВП.

Валовой национальный продукт (ВНП) - рыночная стоимость всех предназначенных для конечного потребления товаров и услуг, произведенных принадлежащими данной стране факторами производства в течение определённого периода времени (года).

При подсчете ВНП  учитываются товары и услуги, произведенные факторами производства, принадлежащими данной стране. Это означает, что в ВНП включаются товары и услуги, произведенные фирмами данной стране за рубежом. Например, если профессор ТРТУ читает лекции в Гарварде, то его гонорар должен быть учтен при подсчете ВНП России. С другой стороны не все, что произведено в России, произведено за счет отечественных средств производства. Например, если американская компания построила в России свой завод, то стоимость произведенной продукции за вычетом зарплаты российских служащих, является составной частью ВНП США.

Валовой внутренний продукт (ВВП) измеряет стоимость  конечной продукции, произведенной  на территории данной страны за определенный период, независимо от того, находятся  факторы производства в собственности  граждан данной страны или принадлежат иностранцам.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"