Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 22:04, шпаргалка
1. Роль конкуренции в механизме функционирования рынка. Виды конкуренции.
Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.
В экономике говорят о деловой конкуренции хозяйствующих субъектов, каждый из которых своими действиями ограничивает возможность конкурента односторонне воздействовать на условия обращения товаров на рынке, то есть о степени зависимости рыночных условий от поведения отдельных участников рынка. В соответствии с Законом РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
«Рынок лимонов» (The Market for Lemons) — модель рынка, описывающей ситуацию на рынке подержанных автомобилей с ассимитричной информацией, в результате которой нарушается принцип действия рыночного механизма, т.к. ценовые сигналы перестают отражать реальное положение дел.
Была описана в работе лауреата Нобелевской премии (2001 г.) Джорджа Акерлофа в 1970 году «Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм».
Существует множество рынков, где покупатели вынуждены использовать ту или иную рыночную статистику для вынесения суждений о качестве товаров, которые им предстоит купить. На таких рынках у продавцов появляется стимул выставлять на продажу товары низкого качества, поскольку высокое качество создает репутацию в основном не конкретному торговцу, а всем продавцам на рынке, к которому эта статистика относится. В результате возникает тенденция к уменьшению как среднего качества товаров, так и размеров рынка.
Внешние эффекты — это издержки или выгоды от рыночных
сделок, не получившие отражения в ценах.
Они называются внешними, так как касаются
не только участвующих в данной операции
экономических агентов, но и третьих лиц.
Возникают они в результате как производства,
так и потребления товаров и услуг.
Внешние эффекты делятся на отрицательные
и положительные. Отрицательные эффекты
связаны с издержками, положительные —
с выгодами для третьих лиц. Таким образом,
внешние эффекты показывают разность
между социальными издержками (выгодами)
и частными издержками (выгодами).
Классический пример отрицательного эффекта
— строительство плотины в верховьях
реки. В этом случае для живущих в нижнем
течении реки ухудшаются условия ловли
рыбы. Пример положительного внешнего
эффекта: фермер проводит оросительный
канал на свой земельный участок, вследствие
чего качество соседних земельных участков
улучшается без вложения капитала их влаельцев.
Развитие образования дает прекрасный
пример достижения положительного внешнего
эффекта. В обществе каждый его член выигрывает
от того, что сограждане получают хорошее
образование. Каждый из нас, принимая решение
о получении образования, вряд ли задумывается
о тех выгодах, которые получает общество
в целом. Мы соотносим затраты, связанные
с получением хорошего образования, и
те выгоды, которые могут быть в результате
этого получены. Отсюда инвестиции в человеческий
капитал, как правило, ниже оптимальных
для общества. Рыночное равновесие устанавливается
в точке пересечения определенных частных
выгод и определенных социальных издержек.
Таким образом, отрицательный вншний эффект
возникает в случае, если деятельность
одного экономического агента вызывает
издержки других.
Положительный внешний эффект
возникает в случае, если деятельность
одного экономического агента приносит
выгоды другим.
При наличии отрицательного внешнего
эффекта экономическое благо продается
и покупается в большем по сравнению с
эффективным объеме, т. е. имеет место перепроизводство
товаров и услуг с отрицательными внешними
эффектами.
При наличии положительного внешнего
эффекта экономическое благо продается
и покупается в меньшем по сравнению с
эффективным объеме, т. е. имеет место недопроизводство
товаров и услуг с положительными внешними
эффектами.
Регулирование внешних для рынка эффектов
берет на себя государство. Большое значение
для современной экономики имеет государственное
регулирование внешних эффектов, связанных
с экологическим аспектом производства.
Ориентированная на спрос рыночная экономика
в течение столетий стимулировала вовлечение
все больших природных ресурсов в хозяйственный
оборот, что в конце концов поставило на
грань выживания современное общество.
Ухудшение экологической ситуации привело
к тому, что появились специальные государственные
регуляторы, призванные предотвратить
негативные социальные последствия рыночной
конкуренции.
Государственные лицензии на сброс отходов
выступают объектом купли-продажи на рынке
на основе спроса и предложения на них.
Загрязнители, купившие такие лицензии,
но сократившие на период их действия
вредные выбросы, могут остаток по лицензии
продать на рынке, а если они полностью
освобождаются от сброса отходов, то они
могут продать лицензию тем, кто не укладывается
в разрешенные нормы выброса.
Достоинство и ограниченность механизма «невидимой руки» рынка.
«+» 1. Эффективное распределение ресурсов, исходя из текущего спроса.
2.Поощрение инициативы, риска выбора ответственности (поощрение частного эгоистического интереса)
3.Стимулирование роста
«-» 1. Стратегическая слабость. Именно поэтому корпорации в услугах НТР осуществляют корпоративные регулирование, сочетающее рыночные и клановые методы.
2.Рынок не ориентирован на производство общественных благ, т.е. которые бесплатно могут пользоваться все (армия, МЧС, охрана порядка, дороги, национальные парки)
3.Рынок не ориентируется на решение социальных проблем.
Вывод: Ограниченность рыночного механизма регулирования обусловила на рубеже 19–20вв. эволюционное развитие переход от капитализма к смешенной экономике.
В современном регулируемом рыночном хозяйстве государство, вмешиваясь в ценообразование на отдельных рынках товаров и услуг в целях поддержки национальных производителей, решения социальных задач, устанавливает нижний или верхний пределы цены, так называемые ²пол² цены и ²потолок² цены.
²Пол² цены – это законодательно установленная или поддерживаемая минимальная цена, ниже которой продавец товара или услуги не может предлагать его покупателям.
Риск — э т о оцененная любым способом вероятность, а неопределенность — это то, что не поддается оценке. В данной теме мы прежде всего будем рассматривать риск. Хотя такой подход не отражает всю сложность проблемы выбора в условиях неопределенности, он тем не менее помогает подойти к ее пониманию.
Вероятность (probability) — возможность получения определенного результата. Следует различать объективную и субъективную вероятность. Объективная вероятность — э т о вероятность, базирующаяся на расчете частоты, с которой происходит данный процесс или явление. Объективная вероятность определяет среднее значение вероятности. Субъективная вероятность — это вероятность, основанная на предположении о возможности получения данного результата. Ожидаемое значение (expected value) — это средневзвешенное значение всех возможных результатов.
Е(х) = л,х, + я,х, +... + % х = я х , (12.1)
v / 1 1 2 2 n n i i ' v/
где х — возможный результат, п
я —вероятность соответствующего результата, Z n ( = l.
Отношение к риску различно у разных людей. Есть люди, склонные к риску, есть его противники, а также те, кто к неМу безразличен, нейтрален.
Противником риска считается человек, который при данном ожидаемом доходе предпочтет определенный, гарантированный результат ряду неопределенных, рисковых результатов. У противников риска низкая предельная полезность дохода
Нейтральным к риску (risk neutrality) считается человек, который при данном ожидаемом доходе безразличен к выбору между гарантированным и рисковым результатами.
Склонным к риску (risk preference) считается человек, который при данном ожидаемом доходе предпочтет связанный с риском результат гарантированному результату. Любители риска получают удовольствие от азартной игры. К ним относятся люди, которые готовы отказаться от стабильного дохода ради удовольствия испытать судьбу.
Диверсификация (новолат. diversificatio — изменение, разнообразие; от лат. diversus — разный и facere — делать) — расширение ассортимента выпускаемой продукции и переориентация рынков сбыта, освоение новых видов производств с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды, предотвращения банкротства. Такую диверсификацию называют диверсификацией производства.
ОБЪЕДИНЕНИЕ РИСКА способ уменьшения величины ущерба в страховании, при котором риск возможных потерь делится между несколькими партнерами.
Страхова́ние — особый вид экономических отношений, призванный обеспечить страховую защиту людей и их дел от различного рода опасностей.
Фью́черс (фьючерсный контракт) (от англ. futures) — производный финансовый инструмент, стандартный срочный биржевой контракт купли-продажи базового актива, при заключении которого стороны (продавец и покупатель) договариваются только об уровне цены и сроке поставки. Остальные параметры актива (количество, качество, упаковка, маркировка и т. п.) оговорены заранее в спецификации биржевого контракта. Стороны несут обязательства перед биржей вплоть до исполнения фьючерса.
Опцио́н (лат. optio — выбор, желание, усмотрение) — договор, по которому потенциальный покупатель или потенциальный продавец актива (товара, ценной бумаги) получает право, но не обязательство, совершить покупку или продажу по заранее оговорённой цене в определённый договором момент в будущем или на протяжении определённого отрезка времени. При этом продавец опциона несёт обязательство совершить ответную продажу или покупку актива в соответствии с условиями проданного опциона.
Хеджирование (от англ. hedge — страховка, гарантия) — открытие сделок на одном рынке для компенсации воздействия ценовых рисков равной, но противоположной позиции на другом рынке. Обычно хеджирование осуществляется с целью страхования рисков изменения цен путем заключения сделок на срочных рынках.
Наиболее часто встречающийся вид хеджирования — хеджирование фьючерсными контрактами. Зарождение фьючерсных контрактов было вызвано необходимостью страхования от изменения цен на товары. Первые операции с фьючерсами были совершены в Чикаго на товарных биржах именно для защиты от резких изменений конъюнктуры рынка. До второй половины XX века хеджирование (данный термин был уже тогда закреплен в некоторых нормативных документах) использовалось исключительно для снятия ценовых рисков. В настоящее время целью хеджирования выступает не снятие рисков, а их оптимизация.
Механизм хеджирования заключается в балансировании обязательств на наличном рынке (товаров, ценных бумаг, валюты) и противоположных по направлению на фьючерсном рынке.