Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 20:17, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение системы национальных счетов и методов расчета ВВП, ВНП, а также анализ показателей макроэкономики.
Для достижения основной цели поставлены следующие задачи:
Рассмотреть различия между СНС и балансом народного хозяйства;
Рассмотреть основные понятия СНС;
Рассмотреть факторы и предпосылки формирования СНС и её классификацию;
Введение
1. Теоретическая часть
1.1 Понятие о системе национальных счетов. История возникновения..7
1.2 Различия между СНС и балансом народного хозяйства…………….9
1.3 Основные понятия СНС………………………………………………15
1.4 Факторы и предпосылки формирования СНС и её классификация.…………………………………………………………………..19
1.5 СНС: необходимость возникновения, содержание, цели…………..24
1.6 Современная СНС…………………………………………………….26
1.7 Основные макроэкономические показатели и методы их измерений………………………………………………………………………...28
2 Аналитическая часть
2.1 Анализ и прогноз динамики показателей СНС на 2012-2015 гг…..38
2.2 Модели макроэкономического регулирования……………………..49
2.3 Прогнозы Макроэкономической динамики развития РФ в перспективе до 2020 года………………………………………………………..56
2.4 Современные проблемы формирования российской СНС.………...58
2.5 Проблемы развития национальной экономики в разрезе СНС…….65
2.6 Меры государственного воздействия………………………………..72
Заключение
Список литературы
Вышеперечисленные данные представлены в таблице 4.
Таблица 4 - Ресурсы и их использование в целом по национальному хозяйству России (в % к произведенному ВВП)
Коды |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 | ||||||
I Ресурсы | ||||||||||
Валовой располагаемый доход |
B.6 |
96,6 |
97,1 |
97,4 |
97,4 | |||||
Валовой внутренний продукт |
В.1 |
100 |
100 |
100 |
100 | |||||
Чистые доходы от собственности |
-3,2 |
-2,7 |
-2,4 |
-2,4 | ||||||
Чистые текущие трансферты |
-0,2 |
-0,2 |
-0,2 |
-0,2 | ||||||
II Использование | ||||||||||
Расходы на конечное потребление |
Р.3 |
68,9 |
71,2 |
71,6 |
72,0 | |||||
III Изменение в обязательствах и чистой стоимости капитала | ||||||||||
Валовое сбережение |
B.8 |
27,7 |
25,9 |
25,8 |
26,4 | |||||
Чистые капитальные трансферты |
-0,01 |
-0,01 |
-0,01 |
0,00 | ||||||
IV Изменение в активах | ||||||||||
Валовое накопление |
P.5 |
25,4 |
26,8 |
27,4 |
27,8 | |||||
Чистое кредитование (+), чистое заимствование (-), |
B.9 |
2,3 |
-0,9 |
-1,6 |
-2,4 | |||||
Справочно: | ||||||||||
Сальдо внешних операций с товарами и услугами |
В.11 |
7,7 |
4,0 |
3,0 |
2,1 |
[http://docs.cntd.ru/document/
Растущий располагаемый доход позволит нарастить расходы на конечное потребление в 2015 году до 72,0% ВВП против 68,9% ВВП в 2012 году. При этом валовое накопление должно соответственно возрасти до 27,8% ВВП против 25,4% ВВП. В то же время внутренних ресурсов будет недостаточно для обеспечения прогнозируемых объемов потребления и накопления, поэтому взаимоотношения страны с внешним миром в среднесрочной перспективе при принятых сценарных условиях должны будут претерпеть кардинальные изменения. Если в 2012 году профицит чистых поставок товаров и услуг российской экономикой остальному миру оценивается в 151 млрд. долларов США (7,7% ВВП), то к 2015 году активное сальдо может снизиться до 52 млрд. долларов США (2,1% ВВП) за счет резкого наращивания импорта. В этом случае счет текущих операций станет отрицательным, несмотря на предполагаемое ослабление курса рубля. Как следствие, российская экономика прекратит кредитовать остальной мир. Так, если в 2012 году размер чистого кредитования оценивается в 2,3% ВВП, то начиная с 2013 года, чистое заимствование, последовательно нарастая, может достичь в 2015 году 2,4% ВВП.
Основным фактором формирования позиции чистого заемщика станет нехватка внутренних ресурсов для финансирования прогнозируемых объемов потребления и накопления. Это приведет к существенному изменению структуры финансовых потоков между и секторами российской экономики, и остальным миром. При существенном сокращении домашними хозяйствами и сектором государственного управления, несмотря на резкое наращивание финансовыми корпорациями, чистого кредитования для обеспечения запланированных параметров экономического роста нефинансовым корпорациям потребуется увеличить привлечение заемных ресурсов, в том числе и иностранных. Притоку валютно-финансовых средств из-за рубежа будет способствовать хотя и незначительное, но превышение роста российской экономики над динамикой развитых стран и мира в целом.
Сектор нефинансовых корпораций
В среднесрочной перспективе прогнозируется снижение уровня ресурсов у нефинансовых корпораций, несмотря на увеличение основной их составляющей - валовой прибыли, в относительном выражении с 19,7% ВВП в 2012 году до 21,0% ВВП в 2015 году. Снижение располагаемых доходов будет происходить вследствие увеличения пассива операций с доходами от собственности и текущих трансфертов. Отрицательное сальдо увеличится, поскольку выплаты нефинансовых корпораций, в том числе и процентные платежи за границу, будут расти относительно ВВП, а получаемые ими доходы - снижаться. Так, в 2015 году пассивный баланс потока доходов от собственности нефинансовых корпораций во взаимоотношениях с остальными секторами оценивается в 6,5% ВВП против 5,9% в 2012 году. Также увеличится пассив операций и по текущим трансфертам. Он может увеличиться с 3,8% ВВП в 2012 году до 4,7% ВВП в 2015 году.
Увеличение отчислений в пользу других секторов приведет к уменьшению валового располагаемого дохода нефинансовых корпораций и соответственно сбережений нефинансовых корпораций с 10,0% ВВП в 2012 году до 9,9% ВВП в 2015 году. Для преодоления инвестиционного провала кризисных лет и увеличения объема валового накопления с 18,2% ВВП в 2012 году до 20,8% ВВП в 2015 году нефинансовым предприятиям потребуется нарастить чистое заимствование соответственно с 5,8% ВВП до 8,7% ВВП. (см. табл. 5)
Таблица 5 - Ресурсы и их использование по сектору нефинансовых корпораций (в % к произведенному ВВП)
Коды |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 | ||||||
I Ресурсы | ||||||||||
Валовой располагаемый доход |
B.6 |
10,0 |
9,0 |
9,4 |
9,9 | |||||
Валовая прибыль |
B.1 |
19,7 |
20,5 |
20,5 |
21,0 | |||||
Чистые доходы от собственности |
-5,9 |
-6,9 |
-6,6 |
-6,5 | ||||||
Чистые текущие трансферты |
-3,8 |
-4,6 |
-4,5 |
-4,7 | ||||||
II Использование | ||||||||||
Расходы на конечное потребление |
Р.3 |
|||||||||
III Изменение в обязательствах и чистой стоимости капитала | ||||||||||
Валовое сбережение |
B.8 |
10,0 |
9,0 |
9,4 |
9,9 | |||||
Чистые капитальные трансферты |
2,5 |
2,4 |
2,2 |
2,2 | ||||||
IV Изменение в активах | ||||||||||
Валовое накопление |
P.5 |
18,0 |
19,6 |
20,1 |
20,8 | |||||
Чистое кредитование (+), чистое заимствование (-) |
B.9 |
-5,8 |
-8,2 |
-8,5 |
-8,7 | |||||
Приобретение за вычетом выбытия непроизводственных нефинансовых активов |
К.2 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,0 | |||||
V Изменения в обязательствах и финансовых активах | ||||||||||
Финансовые корпорации |
S.12 |
-3,3 |
-3,6 |
-3,7 |
-4,7 | |||||
Государственное управление |
S.13 |
-4,3 |
-4,0 |
-4,2 |
-3,6 | |||||
Домашние хозяйства |
S.14 |
-1,3 |
-0,9 |
-0,4 |
-0,2 | |||||
Остальной мир |
S.2 |
2,9 |
0,6 |
-0,1 |
-0,4 | |||||
Чистые ошибки и пропуски |
0,2 |
-0,3 |
-0,1 |
0,2 |
[http://docs.cntd.ru/document/
Основной объем заимствований нефинансовые корпорации в 2012-2015 годах привлекут у финансовых корпораций, размер которого должен возрасти с 3,3% ВВП в 2012 году до 4,7% ВВП в 2015 году. В то же время вклад остальных секторов экономики в финансирование нефинансовых корпораций будет снижаться. Так, государственное управление уменьшит их кредитование с 4,3% ВВП в 2012 году до 3,6% ВВП в 2015 году. Домашние хозяйства будут кредитовать нефинансовые корпорации в незначительных объемах, который будет быстро снижаться с 1,3% ВВП в 2012 году до 0,2% ВВП в 2015 году.
Прогнозируется, что нефинансовые корпорации в 2014-2015 годах должны будут привлечь из-за рубежа средства в размере от 0,1% ВВП до 0,4% ВВП. Таким образом, они перестанут кредитовать остальной мир, как это происходит в 2012 году в размере 2,9% ВВП и 0,6% ВВП, ожидаемых в 2013 году.
Сектор домашних хозяйств
Оплата труда наемных работников - основной источник доходов домашних хозяйств - в структуре формирования ВВП по доходам к 2015 году в относительном выражении незначительно снизится до 48,6% ВВП против 49% ВВП в 2012 году. Умеренный рост заработной платы, характерный для посткризисных лет (в 2010-2011 годах средний темп ее роста составил 12%) сменится замедлением среднегодовой динамики до 11% в год. В прогнозный период страховые взносы учтены в условиях действующего законодательства исходя из базового тарифа отчислений в государственные внебюджетные фонды в 30% и тарифа 10% с сумм выплат, превышающий предельную величину базы для начислений страховых взносов.
Относительная величина чистых доходов от собственности, полученных домашними хозяйствами, увеличится, составив 3,4% ВВП в 2015 году (против 2,2% ВВП в 2012 году). Это станет следствием различий в динамике прироста активов и обязательств населения в прогнозный период.
В результате относительная величина валового располагаемого дохода домашних хозяйств увеличится c 56,2% ВВП в 2012 года до 57,1% ВВП в 2015 году. Относительно низкие темпы роста доходов и стремление повысить уровень потребления приведут к снижению нормы сбережения домашних хозяйств с 11,6% от объема их валового располагаемого дохода в 2012 году до 8,7% к 2015 году. Соответственно, увеличится доля располагаемого дохода, направляемого на потребление, с 88,4% в 2012 году до 91,3% в 2015 году, что приведет к повышению расходов на конечное потребление домашних хозяйств в общих ресурсах экономики с 49,8% ВВП в 2012 году до 52,1% ВВП в 2015 году. Уровень сбережений домашних хозяйств сократится, и к 2015 году составит 5,2% ВВП против 6,6% ВВП в 2012 году. Ожидается, что относительная величина валового накопления домашних хозяйств почти не изменится - 5,2% ВВП к 2015 году (против 5,3% ВВП в 2011 году).
Данные по сектору домашних хозяйств представлены в таблице 6.
Таблица 6 - Ресурсы и их использование по сектору домашних хозяйств (в % к произведенному ВВП)
Коды |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 | ||||||
I Ресурсы | ||||||||||
Валовой располагаемый доход |
B.6 |
56,2 |
58,5 |
58,2 |
57,1 | |||||
Оплата труда наемных |
D.1 |
49,0 |
49,2 |
49,1 |
48,6 | |||||
Валовой смешанный доход |
B.2g+B.3g |
7,8 |
7,9 |
7,9 |
7,8 | |||||
Сальдо заработной платы, полученной за границей и выплаченной в России нерезидентам |
-0,6 |
-0,5 |
-0,5 |
-0,6 | ||||||
Чистые доходы от собственности |
2,2 |
3,6 |
3,5 |
3,4 | ||||||
Чистые текущие трансферты |
-2,2 |
-1,7 |
-1,8 |
-2,1 | ||||||
II Использование | ||||||||||
Расходы на конечное потребление |
Р.3 |
49,8 |
51,7 |
52,2 |
52,1 | |||||
III Изменение в обязательствах и чистой стоимости капитала | ||||||||||
Валовое сбережение |
B.8 |
6,6 |
7,0 |
6,2 |
5,2 | |||||
Чистые капитальные трансферты |
|
2,7 |
2,5 |
2,5 |
2,5 | |||||
IV Изменение в активах | ||||||||||
Валовое накопление |
P.5 |
5,3 |
5,4 |
5,5 |
5,2 | |||||
Чистое кредитование (+), чистое заимствование(-) |
B.9 |
3,9 |
4,0 |
3,2 |
2,4 | |||||
V Изменения в обязательствах и финансовых активах | ||||||||||
Нефинансовые корпорации |
S.11 |
1,3 |
1,0 |
0,4 |
0,2 | |||||
Финансовые корпорации |
S.12 |
2,1 |
2,1 |
2,0 |
1,6 | |||||
Остальной мир |
S.2 |
0,5 |
1,0 |
0,7 |
0,5 |
[http://docs.cntd.ru/document/
В среднесрочной перспективе
домашние хозяйства останутся
Сектор государственного управления
В среднесрочной перспективе уровень валового располагаемого дохода сектора государственного управления снизится и в 2013-2015 годах, по прогнозной оценке, составит 25,1-25,5% ВВП против 26,2% ВВП в 2012 году. Во-первых, это будет обусловлено ожидаемым снижением относительной величины чистых налогов на производство и импорт, включающей НДС, акцизы, таможенные пошлины, НДПИ и платежи за пользование природными ресурсами. Она снизится до 18,9% ВВП в 2015 году против 20,3% ВВП в 2012 году, что главным образом связано с более низким уровнем мировых цен на нефть в прогнозный период (97-104 долл./барр. в 2013-2015 годах против 109 долл./барр. в 2012 году).
Во-вторых, сохранится тенденция нарастания отрицательного баланса между отчислением на социальное страхование и выплатам по социальным пособиям, который увеличится с 3,1% ВВП в 2012 году до 3,4-3,7% ВВП в 2013-2015 годах.
Исходя из проекта основных направлений бюджетной политики на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов, относительная величина расходов федерального бюджета будет сокращаться. В 2012 году они оцениваются в 20,9% ВВП, а к 2015 году снизятся до 18,9% ВВП. Несмотря на снижение бюджетных назначений, расходы сектора государственного управления на конечное потребление в 2013-2014 годах увеличатся до 19-19,4% ВВП против ожидаемых 18,7% ВВП в 2012 году. Это будет вызвано изменением структуры расходов и их наращиванием в пользу национальной обороны и национальной безопасности и правоохранительной деятельности.
При принятом сценарии увеличения расходов на конечное потребление и снижении величины располагаемого дохода уровень сбережения государства сократится с 7,5% ВВП в 2012 году до 6,1% ВВП в 2015 году (в 2011 году - 8,8% ВВП). При этом сектор государственного управления в среднесрочной перспективе останется чистым кредитором, хотя величина чистого кредитования снизится и составит 2,4% ВВП к 2015 году против 3,5% ВВП в 2012 году.