Система национальных счетов: основные макроэкономические показатели и их динамика в российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 20:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение системы национальных счетов и методов расчета ВВП, ВНП, а также анализ показателей макроэкономики.
Для достижения основной цели поставлены следующие задачи:
 Рассмотреть различия между СНС и балансом народного хозяйства;
 Рассмотреть основные понятия СНС;
 Рассмотреть факторы и предпосылки формирования СНС и её классификацию;

Содержание работы

Введение
1. Теоретическая часть
1.1 Понятие о системе национальных счетов. История возникновения..7
1.2 Различия между СНС и балансом народного хозяйства…………….9
1.3 Основные понятия СНС………………………………………………15
1.4 Факторы и предпосылки формирования СНС и её классификация.…………………………………………………………………..19
1.5 СНС: необходимость возникновения, содержание, цели…………..24
1.6 Современная СНС…………………………………………………….26
1.7 Основные макроэкономические показатели и методы их измерений………………………………………………………………………...28
2 Аналитическая часть
2.1 Анализ и прогноз динамики показателей СНС на 2012-2015 гг…..38
2.2 Модели макроэкономического регулирования……………………..49
2.3 Прогнозы Макроэкономической динамики развития РФ в перспективе до 2020 года………………………………………………………..56
2.4 Современные проблемы формирования российской СНС.………...58
2.5 Проблемы развития национальной экономики в разрезе СНС…….65
2.6 Меры государственного воздействия………………………………..72
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая дораб.doc

— 573.50 Кб (Скачать файл)

Вышеперечисленные данные представлены в таблице 4.

 

Таблица 4 - Ресурсы и их использование в целом по национальному хозяйству России (в % к произведенному ВВП)

 

Коды

2012

2013

2014

2015

I Ресурсы

Валовой располагаемый доход

B.6

96,6

97,1

97,4

97,4

Валовой внутренний продукт

В.1

100

100

100

100

Чистые доходы от собственности

 

-3,2

-2,7

-2,4

-2,4

Чистые текущие трансферты

 

-0,2

-0,2

-0,2

-0,2

II Использование

Расходы на конечное потребление

Р.3

68,9

71,2

71,6

72,0

III Изменение в обязательствах  и чистой стоимости капитала

Валовое сбережение

B.8

27,7

25,9

25,8

26,4

Чистые капитальные трансферты

 

-0,01

-0,01

-0,01

0,00

IV Изменение в активах

Валовое накопление

P.5

25,4

26,8

27,4

27,8

Чистое кредитование (+), чистое заимствование (-),

B.9

2,3

-0,9

-1,6

-2,4

Справочно:

Сальдо внешних операций с товарами и услугами

В.11

7,7

4,0

3,0

2,1


 

[http://docs.cntd.ru/document/902369669]

 

Растущий располагаемый  доход позволит нарастить расходы  на конечное потребление в 2015 году до 72,0% ВВП против 68,9% ВВП в 2012 году. При  этом валовое накопление должно соответственно возрасти до 27,8% ВВП против 25,4% ВВП. В  то же время внутренних ресурсов будет недостаточно для обеспечения прогнозируемых объемов потребления и накопления, поэтому взаимоотношения страны с внешним миром в среднесрочной перспективе при принятых сценарных условиях должны будут претерпеть кардинальные изменения. Если в 2012 году профицит чистых поставок товаров и услуг российской экономикой остальному миру оценивается в 151 млрд. долларов США (7,7% ВВП), то к 2015 году активное сальдо может снизиться до 52 млрд. долларов США (2,1% ВВП) за счет резкого наращивания импорта. В этом случае счет текущих операций станет отрицательным, несмотря на предполагаемое ослабление курса рубля. Как следствие, российская экономика прекратит кредитовать остальной мир. Так, если в 2012 году размер чистого кредитования оценивается в 2,3% ВВП, то начиная с 2013 года, чистое заимствование, последовательно нарастая, может достичь в 2015 году 2,4% ВВП.

Основным фактором формирования позиции чистого заемщика станет нехватка внутренних ресурсов для финансирования прогнозируемых объемов потребления и накопления. Это приведет к существенному изменению структуры финансовых потоков между и секторами российской экономики, и остальным миром. При существенном сокращении домашними хозяйствами и сектором государственного управления, несмотря на резкое наращивание финансовыми корпорациями, чистого кредитования для обеспечения запланированных параметров экономического роста нефинансовым корпорациям потребуется увеличить привлечение заемных ресурсов, в том числе и иностранных. Притоку валютно-финансовых средств из-за рубежа будет способствовать хотя и незначительное, но превышение роста российской экономики над динамикой развитых стран и мира в целом.

Сектор нефинансовых корпораций

В среднесрочной перспективе  прогнозируется снижение уровня ресурсов у нефинансовых корпораций, несмотря на увеличение основной их составляющей - валовой прибыли, в относительном выражении с 19,7% ВВП в 2012 году до 21,0% ВВП в 2015 году. Снижение располагаемых доходов будет происходить вследствие увеличения пассива операций с доходами от собственности и текущих трансфертов. Отрицательное сальдо увеличится, поскольку выплаты нефинансовых корпораций, в том числе и процентные платежи за границу, будут расти относительно ВВП, а получаемые ими доходы - снижаться. Так, в 2015 году пассивный баланс потока доходов от собственности нефинансовых корпораций во взаимоотношениях с остальными секторами оценивается в 6,5% ВВП против 5,9% в 2012 году. Также увеличится пассив операций и по текущим трансфертам. Он может увеличиться с 3,8% ВВП в 2012 году до 4,7% ВВП в 2015 году.

Увеличение отчислений в пользу других секторов приведет к уменьшению валового располагаемого дохода нефинансовых корпораций и соответственно сбережений нефинансовых корпораций с 10,0% ВВП в 2012 году до 9,9% ВВП в 2015 году. Для преодоления инвестиционного провала кризисных лет и увеличения объема валового накопления с 18,2% ВВП в 2012 году до 20,8% ВВП в 2015 году нефинансовым предприятиям потребуется нарастить чистое заимствование соответственно с 5,8% ВВП до 8,7% ВВП. (см. табл. 5)

 

Таблица 5 - Ресурсы и их использование по сектору нефинансовых корпораций (в % к произведенному ВВП)

 

Коды

2012

2013

2014

2015

I Ресурсы

Валовой располагаемый доход

B.6

10,0

9,0

9,4

9,9

Валовая прибыль 

B.1

19,7

20,5

20,5

21,0

Чистые доходы от собственности

 

-5,9

-6,9

-6,6

-6,5

Чистые текущие трансферты

 

-3,8

-4,6

-4,5

-4,7

II Использование

Расходы на конечное потребление

Р.3

       

III Изменение в обязательствах  и чистой стоимости капитала

Валовое сбережение

B.8

10,0

9,0

9,4

9,9

Чистые капитальные трансферты

 

2,5

2,4

2,2

2,2

IV Изменение в активах

Валовое накопление

P.5

18,0

19,6

20,1

20,8

Чистое кредитование (+), чистое заимствование (-)

B.9

-5,8

-8,2

-8,5

-8,7

Приобретение за вычетом выбытия непроизводственных нефинансовых активов

К.2

0,1

0,1

0,1

0,0

V Изменения в обязательствах и финансовых активах

Финансовые корпорации

S.12

-3,3

-3,6

-3,7

-4,7

Государственное управление

S.13

-4,3

-4,0

-4,2

-3,6

Домашние хозяйства

S.14

-1,3

-0,9

-0,4

-0,2

Остальной мир

S.2

2,9

0,6

-0,1

-0,4

Чистые ошибки и пропуски

 

0,2

-0,3

-0,1

0,2


 

[http://docs.cntd.ru/document/902369669#0000000003CK6A58]

 

 

Основной объем заимствований  нефинансовые корпорации в 2012-2015 годах  привлекут у финансовых корпораций, размер которого должен возрасти с 3,3% ВВП в 2012 году до 4,7% ВВП в 2015 году. В то же время вклад остальных секторов экономики в финансирование нефинансовых корпораций будет снижаться. Так, государственное управление уменьшит их кредитование с 4,3% ВВП в 2012 году до 3,6% ВВП в 2015 году. Домашние хозяйства будут кредитовать нефинансовые корпорации в незначительных объемах, который будет быстро снижаться с 1,3% ВВП в 2012 году до 0,2% ВВП в 2015 году.

Прогнозируется, что нефинансовые корпорации в 2014-2015 годах должны будут привлечь из-за рубежа средства в размере от 0,1% ВВП до 0,4% ВВП. Таким образом, они перестанут кредитовать остальной мир, как это происходит в 2012 году в размере 2,9% ВВП и 0,6% ВВП, ожидаемых в 2013 году.

Сектор домашних хозяйств

Оплата труда наемных  работников - основной источник доходов  домашних хозяйств - в структуре  формирования ВВП по доходам к 2015 году в относительном выражении  незначительно снизится до 48,6% ВВП  против 49% ВВП в 2012 году. Умеренный  рост заработной платы, характерный для посткризисных лет (в 2010-2011 годах средний темп ее роста составил 12%) сменится замедлением среднегодовой динамики до 11% в год. В прогнозный период страховые взносы учтены в условиях действующего законодательства исходя из базового тарифа отчислений в государственные внебюджетные фонды в 30% и тарифа 10% с сумм выплат, превышающий предельную величину базы для начислений страховых взносов.

Относительная величина чистых доходов от собственности, полученных домашними хозяйствами, увеличится, составив 3,4% ВВП в 2015 году (против 2,2% ВВП в 2012 году). Это станет следствием различий в динамике прироста активов и обязательств населения в прогнозный период.

В результате относительная  величина валового располагаемого дохода домашних хозяйств увеличится c 56,2% ВВП в 2012 года до 57,1% ВВП в 2015 году. Относительно низкие темпы роста доходов и стремление повысить уровень потребления приведут к снижению нормы сбережения домашних хозяйств с 11,6% от объема их валового располагаемого дохода в 2012 году до 8,7% к 2015 году. Соответственно, увеличится доля располагаемого дохода, направляемого на потребление, с 88,4% в 2012 году до 91,3% в 2015 году, что приведет к повышению расходов на конечное потребление домашних хозяйств в общих ресурсах экономики с 49,8% ВВП в 2012 году до 52,1% ВВП в 2015 году. Уровень сбережений домашних хозяйств сократится, и к 2015 году составит 5,2% ВВП против 6,6% ВВП в 2012 году. Ожидается, что относительная величина валового накопления домашних хозяйств почти не изменится - 5,2% ВВП к 2015 году (против 5,3% ВВП в 2011 году).

Данные по сектору  домашних хозяйств представлены в таблице 6.

 

Таблица 6 - Ресурсы и их использование по сектору домашних хозяйств (в % к произведенному ВВП)

 

Коды

2012

2013

2014

2015

I Ресурсы

Валовой располагаемый доход

B.6

56,2

58,5

58,2

57,1

Оплата труда наемных работников

D.1

49,0

49,2

49,1

48,6

Валовой смешанный доход

B.2g+B.3g

7,8

7,9

7,9

7,8

Сальдо заработной платы, полученной за границей и выплаченной в России нерезидентам

 

-0,6

-0,5

-0,5

-0,6

Чистые доходы от собственности

 

2,2

3,6

3,5

3,4

Чистые текущие трансферты

 

-2,2

-1,7

-1,8

-2,1

II Использование

Расходы на конечное потребление

 Р.3

49,8

51,7

52,2

52,1

III Изменение в обязательствах  и чистой стоимости капитала

Валовое сбережение

B.8

6,6

7,0

6,2

5,2

Чистые капитальные трансферты

 

 

2,7

2,5

2,5

2,5

IV Изменение в активах

Валовое накопление

P.5

5,3

5,4

5,5

5,2

Чистое кредитование (+), чистое заимствование(-)

B.9

3,9

4,0

3,2

2,4

V Изменения в обязательствах и финансовых активах

Нефинансовые корпорации

 S.11

1,3

1,0

0,4

0,2

Финансовые корпорации

S.12

2,1

2,1

2,0

1,6

Остальной мир

S.2

0,5

1,0

0,7

0,5


 

[http://docs.cntd.ru/document/902369669#000000003CK6A58]

 

В среднесрочной перспективе  домашние хозяйства останутся кредиторами  остальных секторов экономики, но при  быстром снижении валового сбережения и незначительном сокращении валового накопления - относительная величина объема их свободных финансовых ресурсов будет сокращаться. Так, если в 2012 году уровень чистого кредитования домашними хозяйствами остальных секторов оценивается в 3,9% ВВП, то к 2015 году прогнозируется его уменьшение до 2,4% ВВП. Большую часть своих свободных финансовых средств домашние хозяйства по-прежнему будут размещать на счетах финансовых корпораций. При сокращении общей величины свободных ресурсов у населения и увеличения объемов заимствований у банков показатель кредитования домашними хозяйствами сектора финансовых корпораций сократится с 2,1% ВВП в 2012 году до 1,8% ВВП в 2015 году.

Сектор государственного управления

В среднесрочной перспективе  уровень валового располагаемого дохода сектора государственного управления снизится и в 2013-2015 годах, по прогнозной оценке, составит 25,1-25,5% ВВП против 26,2% ВВП в 2012 году. Во-первых, это будет обусловлено ожидаемым снижением относительной величины чистых налогов на производство и импорт, включающей НДС, акцизы, таможенные пошлины, НДПИ и платежи за пользование природными ресурсами. Она снизится до 18,9% ВВП в 2015 году против 20,3% ВВП в 2012 году, что главным образом связано с более низким уровнем мировых цен на нефть в прогнозный период (97-104 долл./барр. в 2013-2015 годах против 109 долл./барр. в 2012 году).

Во-вторых, сохранится тенденция нарастания отрицательного баланса между отчислением на социальное страхование и выплатам по социальным пособиям, который увеличится с 3,1% ВВП в 2012 году до 3,4-3,7% ВВП в 2013-2015 годах.

Исходя из проекта  основных направлений бюджетной политики на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов, относительная величина расходов федерального бюджета будет сокращаться. В 2012 году они оцениваются в 20,9% ВВП, а к 2015 году снизятся до 18,9% ВВП. Несмотря на снижение бюджетных назначений, расходы сектора государственного управления на конечное потребление в 2013-2014 годах увеличатся до 19-19,4% ВВП против ожидаемых 18,7% ВВП в 2012 году. Это будет вызвано изменением структуры расходов и их наращиванием в пользу национальной обороны и национальной безопасности и правоохранительной деятельности.

При принятом сценарии увеличения расходов на конечное потребление и  снижении величины располагаемого дохода уровень сбережения государства  сократится с 7,5% ВВП в 2012 году до 6,1% ВВП в 2015 году (в 2011 году - 8,8% ВВП). При этом сектор государственного управления в среднесрочной перспективе останется чистым кредитором, хотя величина чистого кредитования снизится и составит 2,4% ВВП к 2015 году против 3,5% ВВП в 2012 году.

Информация о работе Система национальных счетов: основные макроэкономические показатели и их динамика в российской экономике