Система социальной защиты безработных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 15:48, контрольная работа

Описание работы

Осуществляемый в России в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.
Объектом данной работы являются безработные.
Предмет исследования – социальная защита безработных.

Содержание работы

Введение 3
Безработица и ее формы. 4
Правовой статус безработного 6
Порядок и условия признания граждан безработными 6
Регистрация безработных граждан в органах по вопросам занятости населения 7
Система социальной защиты безработных 10
Понятие активной и пассивной политики занятости 10
Пособие по безработице, порядок определения размеров, условия и сроки выплат 12
Принципы государственной политики в области занятости 15
Заключение 18
Список используемой литературы 20

Файлы: 1 файл

Экономическая теория.docx

— 41.92 Кб (Скачать файл)
 

Содержание:

     Введение                 3

  1. Безработица и ее формы.                                                                        4       
  2. Правовой статус безработного                                                              6
    1. Порядок и условия признания граждан безработными                  6
    2. Регистрация безработных граждан в органах по вопросам занятости населения                                                                                            7
  3. Система социальной защиты безработных                                            10
    1. Понятие активной и пассивной политики занятости                        10
    2. Пособие по безработице, порядок определения размеров, условия и сроки выплат                                                                                    12
    3. Принципы государственной политики в области занятости          15

     Заключение                                                                                           18

     Список  используемой литературы                                                       20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

    Переход к рыночной экономике неизбежно  привёл к большим переменам в  использовании трудовых ресурсов. 1 июля 1991 года в СССР началась официальная  регистрация безработных.

    Осуществляемый  в России в настоящее время  переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая  неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью. 

    Объектом  данной работы являются безработные.

    Предмет исследования – социальная защита безработных.

    Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений  на каждом предприятии. Однако, пока не созданы эффективные механизмы  использования трудовых ресурсов, возникают  новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица.

    Массовая  бедность и социальная незащищенность широких слоев населения - наша действительность.

    Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого  человека. Потеря работы для большинства  людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую  травму. Поэтому неудивительно, что  проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий.

    Необходима  активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений. Регулирующая роль государства  должна состоять в постоянном поддержании  сбалансированности экономических  приоритетов и приоритетов занятости  в программах экономических преобразований.

    Безработица -  не просто отсутствие работы. Она  ставит нелегкие задачи перед теми, кто профессионально занимается  социальной работой. Ведь безработица  широко распространена и оказывает  мощное разрушительное влияние на людей. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Безработица и ее формы.

     Безработица рассматривается как одно из проявлений нестабильности в экономической  системе. Термин означает, что на рынке  труда существует превышение предложения  труда над его спросом.

     Чтобы разобраться в проблеме безработицы, важно вначале определиться с  основными понятиями. Если рассматривать  население страны с точки зрения занятости в общественном хозяйстве  на примере российской практики, то структурно оно имеет следующий  вид:

     1-я  группа – лица, не достигшие  трудоспособного возраста. В в  соответствии с действующим российским  законодательством – это лица  моложе 16 лет. Сюда относятся также  лица, находящиеся  в специализированных  учреждениях.

     2-я  группа – лица, выбывшие из  состава рабочей силы – учащиеся  дневной формы обучения, пенсионеры, домохозяйки.

     3-я  группа – трудоспособное население  или рабочая сила. Статистика  многих стран показывает, что  обычно эта часть составляет  порядка 50% населения страны.

     Трудоспособное  население в свою очередь, подразделяется на работающих и неработающих. Неработающее население всегда неоднородно. Одна его часть по разным причинам не желает работать, а, значит и не ищет работу. Их определяют как добровольно  неработающие. Другая часть хотела бы работать и ищет работу, но в силу ряда обстоятельств не может ее найти.

     Но  принятая система учета безработицы  в нашей стране не отражает действительных тенденций в развитии российского  рынка труда, поскольку большинство  безработных не регистрируются на биржах труда, предпочитая искать работу самостоятельно или прибегая к услугам негосударственных  посреднических структур.

     Итак, из кого же сегодня состоит та часть  экономически активного населения, которое действительно остается востребованной на рынке труда? Прежде всего из тех, кто, будучи не занятым, ищет рабочее место, затем тех, кто  хоть и имеет занятие, но не удовлетворен работой и подыскивает другую или дополнительное рабочее место, и, наконец, занятых, но рискующих потерять рабочее место. Суммарно они и формируют предложение труда. Спрос же на труд предъявляют владельцы рабочих мест. Он складывается из числа вакансий и должностей тех работников, которым работодатель ищет замену.

     Современный рынок рабочей силы России делится  на два сегмента: первый охватывает рабочие места специалистов с  высшим образованием, управляющих и  администраторов всех звеньев, высококвалифицированных  рабочих. Это высокооплачиваемые группы рабочей силы, имеющие высокий  уровень квалификации, надежные гарантии занятости. Второй – охватывает рабочие  места, не требующие специальной  подготовки и значительной квалификации. Их занимают работники обслуживания, неквалифицированные рабочие, низшие категории служащих. В России велика незанятость среди высококвалифицированных  кадров, имеющих высшее и среднее  специальное образование, т.к. наблюдается  перевес вакансий, требующих ручного  мало - неквалифицированного труда. Так, стабильное сокращение занятости  наблюдается  в наукоемких и технически сложных  производствах обрабатывающих отраслей, продукция которых не является конкурентоспособной  на мировых рынках. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Правовой статус  безработного

2.1 Порядок и условия  признания граждан  безработными

     В первую очередь, прежде чем говорить о социальных гарантиях безработным, необходимо определить, что подразумевается  под понятием «безработный». Дело в  том, что для получения безработным  гражданином социальной поддержки  государства, необходимо наличие у  него определенного статуса. Если гражданин  не занят какой-либо деятельностью, то это еще не дает основания называть его безработным. Опять же, всегда существует категория граждан, которые  способны, могут, но не желают трудиться. Это их право, принудительный труд в  РФ запрещен. По сути, в общеупотребительном  смысле они также являются безработными, но социальная поддержка государства  направлена на определенную группу незанятых  граждан, отвечающим определенным критериям.

     В соответствии со ст. Федерального закона «О занятости населения» безработным  признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка  не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (далее организации) в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности либо штата работников организации. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих их профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ране не работавших), не имеющих профессии (специальности) – паспорта и документа об образовании.

     Безработными  не могут быть признаны граждане:

    • не достигшие 16-летнего возраста;
    • которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению.
    • отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) – в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по одной и той же профессии, специальности) дважды.
    • не явившиеся без уважительных причин в течении 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
    • осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;
    • представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными (абзац дополнительно включен с 7 мая 1999 года Федеральным законом от 30 апреля 1999 года № 85-ФЗ).

     Граждане, которым в установленном порядке  отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение  в органы службы занятости через  один месяц со дня отказа для решении  вопроса о признании их безработными. 

2.2 Регистрация безработных граждан в органах по вопросам занятости населения.

     Регистрация безработных граждан в целях  поиска подходящей работы осуществляется органами по вопросам занятости населения  по месту жительства граждан со дня  их личного обращения (2 сто. 3 Закона о занятости и п. 2, 4, 7 Порядка  регистрации безработных граждан). Место жительства определяется наличием паспорта с отметкой о регистрации  по месту жительства или соответствующей  справкой из органов внутренних дел.

     Для осуществления регистрации безработным  гражданам надлежит предоставить следующие  документы:

    • паспорт или иной документ, заменяющий паспорт, которым является удостоверение личности и свидетельство о регистрации по месту жительства;
    • трудовую книжку или иные документы, подтверждающие трудовой стаж, документом, заменяющим трудовую книжку, является дубликат трудовой книжки. Документами, подтверждающими трудовой стаж, являются справки о времени, засчитываемом в общий трудовой стаж, выписки из приказов, письменные трудовые договоры (контракты), договоры гражданско-правового характера с отметкой об их исполнении и иные документы, содержащие сведения о периодах работы;
    • документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию;
    • справку о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние три месяца по последнему месту работы (службы), оформленную в установленном порядке (выдается работодателем).

     Впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности), предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и  документ об образовании.

     Инвалиды, в дополнение к указанным документам предъявляют трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере  и условиях труда или индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданные в установленном порядке.

     Органы  по вопросам занятости в течение 10 дней с даты регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы должны по возможности предложить обратившемуся  два варианта подходящей работы, включая  работу временного характера или  план самостоятельного поиска работы, а впервые ищущему работу (ранее  не работавшему), не имеющему профессии (специальности), - два варианта получения  профессиональной подготовки или оплачиваемой работы, включая работу временного характера.

Информация о работе Система социальной защиты безработных