Система социальной защиты безработных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 15:48, контрольная работа

Описание работы

Осуществляемый в России в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.
Объектом данной работы являются безработные.
Предмет исследования – социальная защита безработных.

Содержание работы

Введение 3
Безработица и ее формы. 4
Правовой статус безработного 6
Порядок и условия признания граждан безработными 6
Регистрация безработных граждан в органах по вопросам занятости населения 7
Система социальной защиты безработных 10
Понятие активной и пассивной политики занятости 10
Пособие по безработице, порядок определения размеров, условия и сроки выплат 12
Принципы государственной политики в области занятости 15
Заключение 18
Список используемой литературы 20

Файлы: 1 файл

Экономическая теория.docx

— 41.92 Кб (Скачать файл)
    1. Принципы  государственной  политики в области  занятости.

     Основными принципами государственной политики в области занятости являются:

    • Обеспечение равных возможностей всем трудоспособным гражданам независимо от расы, пола, возраста, отношения к религии, политических убеждений, национальности и социального положения в реализации права на труд;
    • Поддержание трудовой инициативы граждан, содействие и поощрение в развитии их способностей к производительному и творческому труду;
    • Координация деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики;
    • Участие профсоюзов, ассоциаций (союзов) предпринимателей, трудовых коллективов, их формирований в разработке, реализации и контроле за выполнением мер по обеспечению занятости во взаимодействии с органами государственного управления;
    • Предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;
    • Обеспечение социальной защиты в области занятости, проведении специальных мероприятий для трудоустройства граждан, желающих работать;
    • Международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая профессиональную деятельность граждан за рубежом и трудовую деятельность иностранных граждан у себя в стране, соблюдение международных трудовых норм.

     Реализация  государственной политики занятости  населения осуществляется по следующим  основным направлениям:

  1. Создание правовой базы, регулирующей вопросы занятости и социальной защиты безработных;

     Эта деятельность государства распространяется не только на государственный сектор экономики, но и на частный.

  1. Создание условий со стороны государства для самозанятости населения.

     В этом плане мировой опыт показывает, что наибольший эффект приносит содействие со стороны государства развитию малого и среднего бизнеса. Для этого  должна быть сформирована соответствующая  законодательная база, то есть приняты  законы о льготном налогообложении  начинающих предпринимателей, представлении  льготных кредитов в качестве стартового капитала для желающих открыть свое дело и др.

  1. Обучение, переобучение и повышение квалификации кадров.

     Структурная перестройка централизованной экономики  и становление ее на рыночные рельсы неизбежно порождают структурную  безработицу, которая характерна в  переходный период для России. На рынке  рабочей силы складывается ситуация, характеризующая, с одной стороны, избытком кадров старых профессий и, с другой – недостатком квалифицированных  кадров, необходимых для обеспечения  современных технологий. Поэтому  одним из приоритетных направлений  политики государства в области  занятости является обучение и переобучение кадров в соответствии с требованием  времени. Следует заметить, что переобучение кадров не должно носить временный  характер, а осуществляться постоянно  в соответствии с изменениями  рыночной конъюнктуры.

  1. Поощрение территориальной мобильности рабочей силы.

     Это значит, что государство должно оказывать  всяческое содействие и материальную помощь тем гражданам и семьям, которые решили поменять место жительства и переехать в те районы, которые  испытывают недостаток рабочей силы. Кроме того, важным направлением государственной  политики занятости должны быть мероприятия по организованному набору рабочей силы.

  1. Регулирование международных потоков рабочей силы.

     В этих целях должны быть подписаны  международные соглашения, регулирующие передвижение рабочей силы между  государствами. В свою очередь каждая из стран, исходя из собственной экономической  ситуации, формирует внутреннее законодательство, поощряющее или ограничивающее приток иммигрантов в страну. В международной практике всегда поощряется приток в страну видных ученых и специалистов уникальных процессов.

  1. Регулирование демографических процессов.

     Государство должно отслеживать процессы рождаемости  и смертности, и в случае проявления негативных тенденций принимать  меры по их регулированию. Рабочая сила, как известно, это совокупность физических и умственных способностей человека, поэтому качество рабочей силы и  ситуация на рынке рабочей силы зависят  не только от самого человека, но и от той политики, которую проводит государство  в области демографических процессов. 

Заключение:

     Возникновение безработицы в России связано  с развитием рыночных отношений  и, прежде всего, рынка труда. В качестве основной предпосылки безработицы  выступают спад производства и структурные  преобразования в экономике. Масштабы безработицы оцениваются по ряду критериев: регистрация безработных в службе занятости; незанятость и активный поиск работы независимо от факта регистрации; отсутствие работы, независимо от наличия  официального статуса занятости (в случае отпусков и неполного рабочего дня по инициативе нанимателя). Показательно, что в нашей стране безработица измеряется не с помощью обследования, а количеством безработных, зарегистрированных государственной службой занятости. Опыт прибалтийских стран свидетельствует, что такое прямое измерение приводит к недооценке действительного уровня безработицы, поскольку из-за низких пособий по безработице, люди не спешат регистрироваться. Если западн6ые страны обеспокоены щедростью социальных пособий по безработице, что может снижать стимулы к поиску нового рабочего места, и увеличивает продолжительность безработицы, то в России низкие пособия способствуют сохранению невысокого официального уровня безработицы.

     Таким образом, низкий уровень безработицы  в большей мере связан с действующей  системой регистрации безработицы, чрезвычайно низким пособие по безработице, ограниченными возможностями переподготовки безработных и низкой вероятностью последующего трудоустройства, предложением, как правило, низкооплачиваемых  рабочих мест, которое сдерживает поступление квалифицированной  рабочей силы на рынок труда.

     Опять же значительное увеличение пособия по безработице может привести к возникновению проблем, с которыми столкнулись страны Евросоюза, когда большинство безработных не торопятся изменить свой статус, благодаря более чем достаточному материальному обеспечению со стороны государства.

     Если  и проводить реформирование системы  социальной защиты безработных, то не в сторону создания новых рабочих  мест, в том числе и для инвалидов, расширение возможностей переобучения, повышение квалификации, овладения  новыми технологиями и т.д.

     В таком случае у человека, появляется возможность не сидеть на шее у  государства получая «копеечное»  пособие, не рассматривать бесперспективные, низкооплачиваемые предложения  о трудоустройстве. Он может иметь  рабочее место соответствующее  его квалификации, иметь стабильный заработок и, соответственно обеспечивать себя и свою семью.

     С обеспечением работой всех нуждающихся, устраняются финансовые, социальные и др. издержки связанные с безработицей. Решается масса насущных проблем, таких  как: социальная стабильность в обществе, укрепление института семьи, снижение миграционного оттока молодежи и  высококвалифицированных кадров, улучшение  демографической ситуации, снижение преступности, алкоголизма, проституции, наркомании, повышение трудовой мотивации, улучшение общей социально-экономической ситуации и т.д.

     Возвращаясь к нормальной жизни и становясь  налогоплательщиками, безработные  восстанавливают не только свою покупательскую способность, но и пополняют доходы бюджета и внебюджетных социальных фондов. Причем, чем больше количество трудоустроенных, тем больше объем  фонда оплаты труда и отчислений от него. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы:

  1. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. «Экономика и социология труда»: учебник для вузов по экономическим специальностям. Москва: ЮНИТИ, 2008. – 495с.
  2. О занятости населения в РФ: Федеральный закон РФ от 20 апреля 1996 №36-ФЗ (с изменениями на 25 декабря 2008) // ЗАО «Кодекс»
  3. Зубченко Л.А. Пособия по безработице в странах ЕС./ Л.А. Зубченко // Бизнес и банки – 2009 - №13 (946). – С 6.
  4. Завельский М.Г. «Экономика и социология труда»: курс лекций. Москва: Палиолит: Логос, 2008.
  5. Кутаев Ш.К. Повышение эффективности структур содействия занятости населения/Ш.К. Кутаев // Региональная экономика – 2007 - №11. – С 46 – 50.

Информация о работе Система социальной защиты безработных