Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 14:01, доклад
Владельцы финансовых и естественных ресурсов, производители и наемные рабочие получают вознаграждение в соответствии с производительностью принадлежащих им факторов производства. Предприниматели либо получают прибыль, либо несут убытки, в зависимости от результатов их предпринимательской деятельно¬сти. Однако на рынок труда все входят далеко не в равном положении — люди от природы наделены неодинаковыми талантами и способностями. Они растут в совершенно разных обстоятельствах и социальном окружении, владеют различным количеством капитала - и естественных ресурсов, имеют различные взгляды на окружающую их действительность.
Система социальной защиты: генезис и эволюция
1. Система социальной защиты: генезис и эволюция.
Владельцы финансовых и естественных
ресурсов, производители и наемные
рабочие получают вознаграждение в
соответствии с производительностью
принадлежащих им факторов производства.
Предприниматели либо получают прибыль,
либо несут убытки, в зависимости
от результатов их предпринимательской
деятельно¬сти. Однако на рынок труда
все входят далеко не в равном положении
— люди от природы наделены неодинаковыми
талантами и способностями. Они
растут в совершенно разных обстоятельствах
и социальном окружении, владеют
различным количеством капитала
- и естественных ресурсов, имеют
различные взгляды на окружающую
их действительность. Достаточно лишь
упомянутых различий в исходных условиях,
чтобы доходы людей существенно
разнились, а течение времени
лишь усугубляет эту пропасть: неоднозначность
инвестици¬онных решений и
Распределение доходов имеет тенденцию становиться более справедли¬вым и равномерным по мере развития общего благосостояния страны. Например, в одном из последних исследований было установлено, что Швейцария, по некоторым показателям имеющая самый высокий доход на душу населения в мире,— самая эгалитарная страна в мире (в скобках заметим, что США по этому показателю не на много отстают от нее'). Исследования показали, что уровень дохода на душу населения влияет на распределение доходов среди членов сообщества в большей степени, чем существующая в стране социальная система. Никто же не станет спорить, что Западная Германия и Южная Корея, более эгалитарны, чем их восточный и северный сосед, а уровни доходов на душу населения в этих странах вообще лучше не сравнивать!
Понятие «социальная защищенность
человека» отражает многообразие связей
человека и общества, благодаря которым
осуществляется жизнедеятельность
граждан, раскрытие и использование
их способностей. Однако такой подход
возник только недавно. В период существования
командно-административной системы
социальная защита понималась узко и
реализовывалась в рамках централизованной
государственной системы
Сегодня социальная защита населения в качестве основной цели преследует избавление значительной его части от нищенского существования в условиях, когда среднедушевой совокупный доход семьи стал ниже уровня удовлетворения элементарных физиологических потребностей. Возникла настоятельная необходимость предотвращения снижения уровня жизни малообеспеченных, нетрудоспособных членов общества и семей с детьми, как наиболее социально уязвимых групп населения. Но так как уровень оплаты труда все более отстает от уровня цен, все большее количество товаров повседневного спроса становится малодоступным, а то и вовсе недоступным не только для нетрудоспособных, но и для трудоспособных граждан. Так, в 1990 году минимальная официально установленная заработная плата в 80 рублей была в 1,5 раза выше уровня прожиточного минимума, в начале, в начале 1992 года эти показатели сравнялись, а в 1996 году прожиточный минимум стал превосходить минимальную зарплату на 20%. В связи с этим возникает проблема защиты стабильности рабочих мест как основного источника обеспечения средств существования и создание условий для активного включения населения в социально полезную деятельность.
Таким образом, эффективная система социальной защиты населения рассчитана не только на категории граждан, непосредственно нуждающихся в такой защите, но и на максимальное развитие экономики, стимулирование трудовых усилий каждого трудоспособного члена общества, создание условий, в которых он хотел и мог бы заработать. Ведь именно труд дает достаточные средства для действенной социальной защиты.
Коренные изменения в
социальной политике государства в
условиях жестких бюджетных ограничений
могут быть успешными лишь при
условии введения новых механизмов
функционирования социального сектора
и их совершенствования по мере создания
экономических предпосылок. Государство
стоит перед необходимостью постоянно
и последовательно
Одним из самых важных вопросов является вопрос о способах финансирования. Оно может быть осуществлено двумя способами:
1.За счет общих налоговых поступлений
2.За счет целевые налоги,
т.е. социальные взносы на
Расширение системы социальной защиты осуществляется в трех направлениях:
• Расширение социальной сферы.
• Расширение состава социально защищенных групп.
• Увеличение количества и повышение уровня услуг социального обеспечения.
Также, в зависимости от
избранной модели социальной ориентации
доли и объемы ресурсов, направляемых
государством на социальные нужды, может
существенно отличаться в зависимости
от выбранной модели. При этом общая
тенденция состоит в
Исходя из источников финансирования, социальное обеспечение можно разделить на социальное страхование и социальную помощь. Страхование, помощь и попечительство представляют собой в каждом отдельном случае некоторую комбинацию из социальных услуг и денежных трансфертов.
Характерной чертой принципа
страхования является финансирование
предоставляемой помощи за счет взносов
и тесная взаимозависимость между
взносами и объемом социальных услуг.
Размер выплат в этом случае ориентируется
на объем индивидуальных взносов, т.е.
на предварительный вклад
Социальный риск - это риск внезапного возникновения в обществе обстоятельств, наносящих существенный ущерб многим лицам одновременно. Современная реакция на риски - страхование, суть которого в объединении рисков. Существует два основных вида страхования:
1. Осуществляется частными компаниями (добровольное);
2. Осуществляется государством (принудительное);
Для развитых стран общепринятым является обязательное страхование, обеспечивающее выплаты на случай безработицы, нетрудоспособности, наступления старосты. Но и на этих направлениях государство берет на себя не все, а только те участки, на которых частное страхование не срабатывает.
Но страхование не может перекрыть все варианты социальных бедствий. В общем, страхование должно дополняться социальной помощью. Между социальной помощью и общественным страхованием:
1.То и другое предполагает перераспределение доходов
2.То и другое связано
со сложившимися в обществе
представлениями о
3.То и другое имеют поля пересечения.
Но также имеются и отличия, одно дело, когда нуждающийся получает помощь за счет других лиц, и совсем другое дело, когда для него осязаема зависимость размеров помощи в зависимости его вклада в общественный фонд. Во втором случае стимулируется индивидуальное накопление, а в первом - иждивенчество. Поэтому там где страхование и социальная помощь пересекаются, предпочтение надо отдавать страхованию.
Принцип социальной помощи предполагает финансирование из бюджета. При определении размеров выплат возможны четыре альтернативных подход:
- помощь всем покупателям
выплачивается в одинаковом
- помощь ориентирована
на индивидуальную
- размер помощи может
быть ориентирован на величину
прежней заработной платы или
же на величину страховых
- величина помощи зависит от потребностей получателя.
Одинаковый размер помощи для всех получателей - наиболее простой в организационном отношении вариант. Этот способ оказывается, однако, непригодным если речь идет о возмещении утраченного заработка, т.к. размер потери дохода сильно колеблется у различных получателей. Кроме того, одинаковая помощь может понизить мотивацию к труду.
В пользу учета индивидуальной обеспеченности при установлении величины социальной помощи говорит и то, что таким способом эффективно используются средства соцобеспечения и исключаются случаи необоснованных переплат.
Ввиду финансирования из бюджета
все системы социального
Все три принципа организации социальной обеспеченности занимают в странах с рыночной экономикой свое определенное место. Система социальной обеспеченности способна действовать с максимальной отдачей только при взаимодействии страхования, помощи и попечительства.
Характерной чертой попечительства
является финансирование за счет налогов.
Однако, если значительная часть системы
социального обеспечения
В связи с реформированием системы социальной защиты возникает вопрос о минимуме социальных гарантий, которые общество может предоставить гражданам в переходных условиях. В современных условиях эти гарантии ограничиваются социальной помощью малообеспеченным. Такая система помощи является по существу системой гарантии минимального дохода. Система, существующая в странах переходной экономики, называется оценкой уровня дохода. Здесь социальная помощь не ставит своей задачей покрыть разницу между чертой бедности и действующим уровнем дохода. Она, также, не предполагает обязательных гарантий минимального дохода на уровне прожиточного минимума.
Разработка и внедрение новой системы социальной помощи в России должна считаться первоочередной задачей. Такая система должна быть всеобщей и обеспечивать приемлемый уровень дохода.
Существенное значение имеет вопрос величины утраченного дохода и социальной помощи. Основных критериев здесь два:
- социальные гарантии
должна обеспечивать
- социальные пособия не только не должны отвлекать людей от труда и
культивировать иждивенческие отношения
Первый критерий определяет минимальную, а второй - максимальную границу социальных пособий.
К примеру, в России пособие
по безработице может
В сегодняшних условиях такая система порождает антистимулы: выгоднее не работать, чем работать.
Проблема антистимулов весьма
остра при оказании социальной помощи.
Задача такой помощи состоит в
поднятии уровня доходов малообеспеченных
и неимущих до минимально приемлемого
уровня. В данном же случае происходит
поддержание минимальных
Если минимальное пособие достаточно велико, то оно может решить проблему бедности отдельных лиц. Однако это не означает решения проблем семейной бедности. Поэтому, в социальной помощи необходимо выделить семейные пособия, пособия по малообеспеченности и социальное обслуживание.
Для непосредственной организации
социальной помощи важны местные
социальные программы, которые очень
различаются по областям и даже по
районам в пределах одной области.
Вместе с тем, все большее значение
приобретает вопрос о создании единой
системы социальной защиты, соединяющей
интересы государства, работодателей
и граждан. В данной системе форм
преобладает участие
Сегодня приходится констатировать,
что государство не может обеспечить
не только достойную старость, но и
нормальную жизнь активного населения:
гарантировать своевременную
На разных этапах реформ в качестве основных направлений социальной защиты населения нашим государством последовательно выбирались разные социальные группы: сначала надо было спасать малоимущих от шоковой терапии, затем - охранять вкладчиков финансовых пирамид, чуть позже - переобучать работников предприятий-банкротов.
Просмотр текста файла: index.html
(представлен текст без форматирования)
Министерство АПК Украины
Министерство АПК Украины
СУМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ТЕОРИИ
Выполнил: студент заочного
факультета
2 курса группы
"Организация
правового обеспечения
АПК"
Сумы 1999 год
План:
1. Система социальной защиты: генезис и эволюция.
2. Экономические функции
государства в смешанной
1. Система социальной защиты:
генезис и эволюция.
Владельцы финансовых и
естественных ресурсов, производители и наемные рабочие получают вознаграждение
в соответствии с производительностью принадлежащих им факторов производства.
Предприниматели либо получают прибыль, либо несут убытки, в зависимости от
Информация о работе Система социальной защиты: генезис и эволюция