Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 14:01, доклад
Владельцы финансовых и естественных ресурсов, производители и наемные рабочие получают вознаграждение в соответствии с производительностью принадлежащих им факторов производства. Предприниматели либо получают прибыль, либо несут убытки, в зависимости от результатов их предпринимательской деятельно¬сти. Однако на рынок труда все входят далеко не в равном положении — люди от природы наделены неодинаковыми талантами и способностями. Они растут в совершенно разных обстоятельствах и социальном окружении, владеют различным количеством капитала - и естественных ресурсов, имеют различные взгляды на окружающую их действительность.
проблемой.
Перераспределение
ресурсов
Экономистам известны два
случая резкого нарушения функционирования рынка, то есть ситуаций, в которых
конкурентная рыночная система либо (1) производила "не те" количества
определенных товаров и услуг, либо (2) оказалась не в состоянии вообще выделить
какие бы то ни было ресурсы на производство некоторых товаров и услуг, выпуск
которых экономически оправдан. Первый случай связан с переливами ресурсов, или
побочными эффектами, другой — с государственными, или социальными, благами.
Издержки перелива . Когда производство или потребление
товара порождает
тогда возникают издержки перелива. Наиболее очевидные издержки перелива
связаны с загрязнением окружающей среды. Когда химическое предприятие или завод
мясных консервов спускают свои промышленные стоки в озеро или реку, то
купальщики, рыбаки и совершающие лодочные прогулки — не говоря уж о городах,
изыскивающих источники нормального водоснабжения, — все они несут издержки
перелива. Когда нефтеперегонный завод загрязняет атмосферу ядовитым дымом или
завод, производящий краски, распространяет вокруг себя одуряющие запахи, то
население несет издержки перелива, которые ему никак не компенсируются.
Выгоды перелива . Однако перелив может принять
и форму выгоды. Производство или потребление определенных товаров и услуг
может также обусловить не требующие компенсации выгоды перелива, или выгоды,
созданные внешними факторами, третьим сторонам или обществу в целом. Например,
рентгенограмма грудной клетки или прививки против полиомиелита приносят прямую
выгоду непосредственному потребителю. Между тем ранний диагноз туберкулеза и
предотвращение инфекционных заболеваний приносят всеобъемлющую и существенную
для всего общества выгоду перелива. Образование служит еще одним классическим
примером выгод перелива. Образование приносит выгоды индивидуальным
потребителям:
"более образованные" люди обычно получают более высокие доходы, чем
"менее образованные". Но образование обеспечивает большие выгоды и
всему обществу; например, экономика в целом выигрывает от наличия более
универсальной и более производительной рабочей силы, с одной стороны, и
меньших затрат на предотвращение преступности, на надзор за соблюдением
законов и на благотворительные программы — с другой. Существенное значение
имеет также тот факт, что политическая активность населения находится в прямом
соответствии с уровнем образования;
например, в числе лиц, участвующих в голосовании на выборах, наблюдается
увеличение доли избирателей по степени образованности.
Общественные блага и услуги . Рассмотрим свойства
товаров индивидуального потребления, которые производятся на основе рыночной
системы. Эти товары делимы, то есть они выступают в виде достаточно малых
единиц, чтобы они были доступны индивидуальным покупателям. Кроме того, товары
индивидуального потребления подвержены действию принципа исключения, который
гласит, что те, кто желает
и в состоянии платить
продукт, а те, кто не в состоянии или не желает платить эту цену, исключаются
из числа получателей выгод, обеспечиваемых данным продуктом.
Существуют определенные виды
товаров и услуг — называемых государственными, или общественными, благами, —
которые рыночная система вообще не намерена производить, поскольку их
особенности
резко противоположны особенностям товаров индивидуального потребления.
Общественные блага неделимы, они состоят из таких крупных единиц, что не могут
быть проданы индивидуальным покупателям. Еще важнее то обстоятельство, что на
них не распространяется принцип исключения, то есть не существует эффективных
способов отстранения индивидов от пользования выгодами общественных благ, как
только эти блага возникают. Получение выгод от товаров индивидуального
потребления
основывается на их покупке, выгоды от общественных благ достаются обществу в
результате производства таких благ.
Иллюстрации. Классическим
примером общественного блага служит маяк, предостерегающий корабли от
коварного морского побережья или гавани. Строительство маяка может оказаться
экономически обоснованным, если выгоды (меньше кораблекрушений) превысят
производственные затраты. Однако выгода, приходящаяся на долю каждого
пользователя маяком, не может окупить приобретение такого крупного и
неделимого продукта. Во всяком случае, после введения маяка в эксплуатацию его
сигнальный свет служит ориентиром для всех судов. Практически нет способа
исключить для некоторых кораблей возможность пользоваться выгодами от маяка.
Поэтому зачем какому-нибудь
судовладельцу добровольно
Свет маяка виден всем, и если судовладелец предпочитает за них не платить,
капитану корабля нельзя запретить пользоваться сигналами маяка. Экономисты
называют это явление проблемой "фрирайдера": люди могут пользоваться
выгодами некоего продукта, не неся никаких издержек на его производство.
Поскольку в данном случае принцип исключения неприменим, то не существует
никаких стимулов для частного предприятия предлагать рынку маяки. Учитывая,
что услуги маяков невозможно ни выразить в ценах, ни продавать, совершенно
очевидно, что частным фирмам нет никакой выгоды направлять ресурсы на их
строительство.
Короче, здесь мы имеем дело с услугой, которая приносит существенную выгоду, но
на производство которой рынок не станет выделять ресурсы. Другими видами
общественных благ являются национальная оборона, регулирование паводков,
борьба с насекомыми. Следовательно, чтобы общество могло пользоваться такими
благами и услугами, обеспечить их должен государственный сектор, а
финансировать их производство следует с помощью системы принудительных
взысканий в форме налогов.
Крупные выгоды перелива.
Хотя неприменимость к ним принципа исключения довольно резко отличает
общественные блага от товаров индивидуального пользования, правительство
обеспечивает людям множество других товаров и услуг, к которым принцип
исключения может быть применим. В частности, такие блага и услуги, как улицы и
автомагистрали, полицейская и пожарная охрана, библиотеки и музеи,
профилактическое медицинское обслуживание, вполне могут подпадать под действие
принципа исключения, то есть на них можно устанавливать цены и частные
производители могут ими обеспечивать потребителей через посредство рыночной
системы. Однако, как отмечалось выше, все это услуги, которые влекут за собой
значительные выгоды перелива, из чего следует, что рыночная система не станет
их производить в достаточном количестве. Поэтому правительство берет на себя их
производство или финансирование, чтобы не допустить возможного возникновения
дефицитного выделения ресурсов в эту сферу. Подобные товары и услуги иногда
называют квазиобщественными (квазигосударственными) благами. Можно понять
непрекращающиеся споры вокруг статуса государственной системы здравоохранения
и жилищного строительства. Должны ли эти блага индивидуального пользования
обеспечиваться через рыночную систему, или это квазиобщественные блага,
которые государство должно предоставлять?
Распределение ресурсов на общественные
блага . В
условиях, когда рыночная система цен не выделяет ресурсы на общественные блага,
а на квазиобщественные выделяет их недостаточно, каким же должен быть
механизм, обеспечивающий их производство?
В отличие от товаров
индивидуального потребления, покупаемых у частных предприятий на основе
самостоятельных решений самих индивидов, общественные блага приобретаются
через посредство правительства на основе групповых или коллективных решений.
Точнее, виды и объемы производства различных общественных благ определяются в
демократическом государстве политическими методами, то есть путем голосования.
Объемы потребления обще
политики. Эти групповые решения, принимаемые на политической арене, служат
дополнением к решениям домохозяйств и предприятий, дающим ответы на пять
фундаментальных вопросов.
Предположив, что указанные
групповые решения приняты, мы должны выяснить, как именно перераспределяются
ресурсы из производства товаров индивидуального пользования в производство
общественных благ. В экономике, где существует полная занятость, перед
государством стоит задача высвобождения ресурсов, применяемых в производстве
товаров индивидуального потребления, для направления их в производство
общественных
благ Самоочевидный способ высвобождения ресурсов из частного сектора
заключается в том, чтобы сократить частный спрос на них. Это достигается путем
обложения предприятий и домохозяйств налогами, тем самым выключая часть их
доходов, то есть часть их
потенциальной покупательной
"доходы — расходы". Получая меньшие доходы, предприятия и
домохозяйства оказываются вынужденными сократить свои инвестиционные и
потребительские расходы. Короче говоря, налоги уменьшают спрос на товары и
услуги индивидуального пользования, а это, в свою очередь, вызывает снижение
частного спроса на ресурсы. Передавая покупательную способность частных
экономических
агентов правительству, налоги высвобождают ресурсы из частной сферы их
применения. Затем правительство, расходуя налоговые поступления, может само
направить эти ресурсы в производство общественных благ и услуг. Например,
налоги на доходы корпораций и на личные доходы высвобождают ресурсы из
производства инвестиционных товаров (сверлильных станков, автофургонов,
складских сооружений и т. д.) и потребительских товаров (продовольствия,
одежды, телевизоров и т. д.). Правительство может пустить эти ресурсы на
производство управляемых ракет, военных самолетов, на строительство новых школ
и автомагистралей. Правительство сознательно перераспределяет ресурсы с целью
осуществить значительные изменения
в структуре национального
Стабилизация
Исторически сложилось так,
что самая новая и в некоторых отношениях самая важная функция правительства
заключается в том, чтобы стабилизировать экономику, то есть помогать частной
экономике обеспечивать и полную занятость ресурсов, и стабильный уровень цен.
В данном месте мы ограничимся лишь общей характеристикой и подчеркиванием роли
(не вдаваясь в ее исчерпывающее объяснение) стабилизационной функции
правительства.
Ключевой момент здесь сводится к тому, что уровень производства непосредственно
зависит от общего, или совокупного, объема расходов. Высокий уровень общих
расходов означает, что для многих отраслей выгодно увеличивать выпуск
продукции,
а это условие, в свою очередь, предопределяет необходимость добиваться
высокого уровня использования и материальных, и людских ресурсов. Многие
экономисты полагают, что в капиталистической системе нет механизмов,
поднимающих
совокупные расходы именно на тот уровень, который может обеспечить полную
занятость
Возможно возникновение двух неблагоприятных ситуаций.
1. Безработица. Общий
уровень расходов в частном секторе может быть слишком низким для реализации
полной занятости. В этом случае правительство обязано так дополнить частные
расходы, чтобы общий объем расходов — частных и государственных — был
достаточен для создания полной занятости. Каким образом правительство может это
осуществить? Один ответ на этот вопрос состоит в том, чтобы использовать тот
же метод — правительственные расходы и налогообложение, — какой оно использует
для перераспределения ресурсов в производство общественных благ. Конкретно,
правительству надлежит, с одной стороны, увеличить собственные расходы на
общественные
блага и услуги, а с другой — сократить налоги с целью стимулирования расходов
частного сектора.
2. Инфляция. Другая ситуация
может возникнуть, если общество попытается расходовать больше, чем позволяют
производственные мощности экономики. Когда совокупные расходы превышают
величину продукта при полной занятости, избыточные расходы вызовут повышение
уровня цен. Чрезмерный объем совокупных расходов носит инфляционный характер.
В этом случае правительство обязано ликвидировать чрезмерные расходы. Оно
может
этого достигнуть главным
образом сокращением
повышением
налогов с целью сокращения расходов частного сектора.
В арсенале государства
имеется широкий набор
средств и методов
Информация о работе Система социальной защиты: генезис и эволюция