Система социальной защиты: генезис и эволюция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 14:01, доклад

Описание работы

Владельцы финансовых и естественных ресурсов, производители и наемные рабочие получают вознаграждение в соответствии с производительностью принадлежащих им факторов производства. Предприниматели либо получают прибыль, либо несут убытки, в зависимости от результатов их предпринимательской деятельно¬сти. Однако на рынок труда все входят далеко не в равном положении — люди от природы наделены неодинаковыми талантами и способностями. Они растут в совершенно разных обстоятельствах и социальном окружении, владеют различным количеством капитала - и естественных ресурсов, имеют различные взгляды на окружающую их действительность.

Файлы: 1 файл

Система социальной защиты.docx

— 49.50 Кб (Скачать файл)

проблемой.

 

Перераспределение

ресурсов 

 

Экономистам известны два

случая резкого нару­шения функционирования рынка, то есть ситуаций, в которых

конкурентная рыночная система  либо (1) производила "не те" количества

определенных товаров  и услуг, либо (2) оказалась не в  состоянии вообще выделить

какие бы то ни было ресурсы  на производство некоторых товаров  и услуг, выпуск

которых экономически оправдан. Первый случай связан с переливами ресурсов, или

по­бочными эффектами, другой — с го­сударственными, или социальными, благами.

 

Издержки перелива . Когда  производство или по­требление

товара порождает некомпенсируемые из­держки у какой-нибудь третьей  стороны,

тогда воз­никают издержки перелива. Наиболее оче­видные издержки перелива

связаны с загрязнением окружающей среды. Когда химическое предприятие  или завод

мясных консервов спускают свои промы­шленные стоки в озеро  или реку, то

купальщики, рыбаки и совершающие  лодочные прогулки — не говоря уж о  городах,

изыскивающих источники  нор­мального водоснабжения, — все  они несут издержки

перелива. Когда нефтеперегонный  завод загрязняет атмосферу ядовитым дымом или

завод, производя­щий краски, распространяет вокруг себя одуряющие  запахи, то

население несет издержки перелива, кото­рые ему никак не компенсируются.

 

Выгоды перелива . Однако перелив может при­нять

и форму выгоды. Производство или потре­бление определенных товаров  и услуг

может также обусловить не требующие компенсации выгоды пе­релива, или выгоды,

созданные внешними факто­рами, третьим сторонам или обществу в  целом. Например,

рентгенограмма грудной  клетки или прививки против полиомиелита приносят прямую

выгоду непосредственному  потребителю. Между тем ранний диагноз  туберкулеза и

предотвращение инфекционных заболеваний приносят всеобъемлю­щую и существенную

для всего общества выгоду перелива. Образование служит еще  одним класси­ческим

примером выгод перелива. Образова­ние приносит выгоды индивидуальным

потребите­лям:

"более образованные" люди обычно получают более  высокие доходы, чем

"менее образованные". Но образование обеспечивает  большие выгоды и

всему обществу; например, экономика  в целом выигрывает от наличия  более

универсальной и бо­лее производительной рабочей силы, с одной сто­роны, и

меньших затрат на предотвращение пре­ступности, на надзор за соблюдением

законов и на благотворительные  программы — с другой. Су­щественное  значение

имеет также тот факт, что  политическая активность населения  находится в прямом

соответствии с уровнем  образования; 

например, в числе лиц, участвующих в голосовании на выборах, наблюдается

увеличение доли изби­рателей по степени образованности.

 

Общественные блага и  услуги . Рассмотрим свойства

товаров индивидуального  по­требления, которые производятся на основе ры­ночной

системы. Эти товары делимы, то есть они выступают в виде достаточно малых

единиц, чтобы они были доступны индивидуальным поку­пателям. Кроме того, товары

индивидуального потребления  подвержены действию принципа исключения, который

гласит, что те, кто жела­ет  и в состоянии платить равновесную  цену, получают

продукт, а те, кто не в  состоянии или не желает платить  эту цену, исключаются

из числа получателей  выгод, обеспечиваемых данным про­дуктом.

 

Существуют определенные виды

товаров и услуг — называемых государственными, или обществен­ными, благами, —

которые рыночная система  вооб­ще не намерена производить, поскольку  их

особен­ности

резко противоположны особенностям това­ров индивидуального потребления.

Общественные блага неделимы, они состоят из таких крупных  еди­ниц, что не могут

быть проданы индивидуальным покупателям. Еще важнее то обстоятельство, что на

них не распространяется принцип  исключения, то есть не существует эффективных

способов отстране­ния индивидов  от пользования выгодами обще­ственных  благ, как

только эти блага возникают. Получение выгод от товаров индивидуального

по­требления

основывается на их покупке, выгоды от общественных благ достаются  обществу в

резуль­тате производства таких  благ.

 

Иллюстрации. Классическим

примером обще­ственного блага служит маяк, предостерегающий корабли от

коварного морского побережья  или га­вани. Строительство маяка  может оказаться

эконо­мически обоснованным, если выгоды (меньше ко­раблекрушений) превысят

производственные затра­ты. Однако выгода, приходящаяся на долю каждого

пользователя маяком, не может  окупить приобрете­ние такого крупного и

неделимого продукта. Во всяком случае, после введения маяка в  эксплуата­цию его

сигнальный свет служит ориентиром для всех судов. Практически нет  способа

исключить для некоторых  кораблей возможность пользоваться вы­годами от маяка.

Поэтому зачем какому-нибудь судовладельцу добровольно оплачивать такие выго­ды?

Свет маяка виден всем, и если судовладелец предпочитает за них не платить,

капитану корабля нельзя запретить пользоваться сигналами  маяка. Экономисты

называют это явление  проблемой "фрирайдера": люди могут  пользоваться

выго­дами некоего продукта, не неся никаких издержек на его  производство.

Поскольку в данном случае принцип исключения неприменим, то не существует

никаких стимулов для частного предприятия пред­лагать рынку  маяки. Учитывая,

что услуги маяков невозможно ни выразить в ценах, ни продавать, совершенно

очевидно, что частным  фирмам нет никакой выгоды направлять ресурсы на их

стро­ительство.

Короче, здесь мы имеем  дело с услугой, которая приносит существенную выгоду, но

на производство которой  рынок не станет выделять ресурсы. Другими  видами

общественных благ яв­ляются  национальная оборона, регулирование  па­водков,

борьба с насекомыми. Следовательно, что­бы общество могло пользоваться такими

благами и услугами, обеспечить их должен государственный сектор, а

финансировать их производство следует с помощью системы  принудительных

взысканий в форме налогов.

 

Крупные выгоды перелива.

Хотя непримени­мость  к ним принципа исключения довольно резко отличает

общественные блага от товаров индивиду­ального пользования, правительство

обеспечивает людям множество  других товаров и услуг, к кото­рым принцип

исключения может быть применим. В частности, такие блага  и услуги, как улицы и

ав­томагистрали, полицейская  и пожарная охрана, биб­лиотеки и  музеи,

профилактическое медицинское  об­служивание, вполне могут подпадать  под действие

принципа исключения, то есть на них можно устана­вливать цены и частные

производители могут ими  обеспечивать потребителей через посредство рыноч­ной

системы. Однако, как отмечалось выше, все это услуги, которые  влекут за собой

значительные выго­ды  перелива, из чего следует, что рыночная система не станет

их производить в достаточном  количестве. Поэтому правительство  берет на себя их

производ­ство или финансирование, чтобы не допустить воз­можного  возникновения

дефицитного выделения ре­сурсов  в эту сферу. Подобные товары и  услуги иногда

называют квазиобщественными (квазигосу­дарственными) благами. Можно  понять

непрекра­щающиеся споры  вокруг статуса государственной  системы здравоохранения

и жилищного строитель­ства. Должны ли эти блага индивидуального  пользования

обеспечиваться через  рыночную систе­му, или это квазиобщественные  блага,

которые го­сударство должно предоставлять?

 

Распределение ресурсов на общественные

блага . В

условиях, когда рыночная система цен не выделяет ресурсы  на общественные блага,

а на квазиобщественные выделяет их недостаточно, ка­ким же должен быть

механизм, обеспечивающий их производство?

 

В отличие от товаров

индивидуального потреб­ления, покупаемых у частных предприятий  на основе

самостоятельных решений  самих индивидов, обще­ственные  блага приобретаются

через посредство пра­вительства на основе групповых или коллективных решений.

Точнее, виды и объемы производства раз­личных общественных благ определяются в

демокра­тическом государстве  политическими методами, то есть путем  голосования.

Объемы потребления обще­ственных  благ представляют собой вопрос государ­ственной

политики. Эти групповые  решения, прини­маемые на политической арене, служат

дополнением к решениям домохозяйств и предприятий, дающим ответы на пять

фундаментальных вопросов.

 

Предположив, что указанные

групповые реше­ния приняты, мы должны выяснить, как именно перераспределяются

ресурсы из производства това­ров индивидуального пользования в  производство

общественных благ. В экономике, где существует полная занятость, перед

государством стоит задача высвобождения ресурсов, применяемых  в производ­стве

товаров индивидуального  потребления, для на­правления их в  производство

общественных

благ Самоочевидный способ высвобождения ресурсов из частного сектора

заключается в том, чтобы  сокра­тить частный спрос на них. Это достигается путем

обложения предприятий и  домохозяйств налогами, тем самым  выключая часть их

доходов, то есть часть их потенциальной покупательной способно­сти, из потоков

"доходы — расходы". Получая меньшие доходы, предприятия  и

домохозяйства оказываются  вынужденными сократить свои инве­стиционные  и

потребительские расходы. Короче го­воря, налоги уменьшают спрос  на товары и

услуги индивидуального  пользования, а это, в свою очередь, вызывает снижение

частного спроса на ресурсы. Пе­редавая покупательную способность  частных

эконо­мических

агентов правительству, налоги высвобож­дают ресурсы из частной  сферы их

применения. Затем правительство, расходуя налоговые поступле­ния, может  само

направить эти ресурсы  в производ­ство общественных благ и услуг. Например,

налоги на доходы корпораций и на личные доходы высво­бождают  ресурсы из

производства инвестиционных товаров (сверлильных станков, автофургонов,

складских сооружений и т. д.) и потребительских товаров (продовольствия,

одежды, телевизоров и  т. д.). Правительство может пустить  эти ресурсы на

производство управляемых  ракет, военных само­летов, на строительство  новых школ

и автомагист­ралей. Правительство  сознательно перераспределя­ет  ресурсы с целью

осуществить значительные изме­нения в структуре национального продукта страны

 

Стабилизация 

 

Исторически сложилось так,

что самая новая и в  некоторых отношениях самая важная функция правительства

заключается в том, чтобы  стабили­зировать экономику, то есть помогать частной

экономике обеспечивать и  полную занятость ресур­сов, и стабильный уровень цен.

В данном месте мы ограничимся  лишь общей характеристикой и  под­черкиванием роли

(не вдаваясь в ее  исчерпывающее объяснение) стабилизационной  функции

правитель­ства.

Ключевой момент здесь  сводится к тому, что уровень производства непосредственно

зависит от общего, или совокупного, объема расходов. Высо­кий уровень  общих

расходов означает, что  для многих отраслей выгодно увеличивать  выпуск

про­дукции,

а это условие, в свою очередь, предоп­ределяет необходимость  добиваться

высокого уровня использования  и материальных, и людских ресурсов. Многие

экономисты полагают, что  в ка­питалистической системе нет  механизмов,

подни­мающих

совокупные расходы именно на тот уро­вень, который может  обеспечить полную

заня­тость

Возможно возникновение  двух неблагопри­ятных ситуаций.

 

1. Безработица. Общий

уровень расходов в ча­стном секторе может быть слишком низким для реализации

полной занятости. В этом случае пра­вительство обязано так  дополнить частные

рас­ходы, чтобы общий  объем расходов — частных и  государственных — был

достаточен для создания полной занятости. Каким образом  правительство может это

осуществить? Один ответ на этот воп­рос состоит в том, чтобы  использовать тот

же метод — правительственные  расходы и налогооб­ложение, —  какой оно использует

для перерасп­ределения ресурсов в производство общественных благ. Конкретно,

правительству надлежит, с  одной стороны, увеличить собственные  расходы на

обще­ственные

блага и услуги, а с другой — сократить налоги с целью  стимулирования расходов

частного сектора.

 

2. Инфляция. Другая ситуация

может возник­нуть, если общество попытается расходовать боль­ше, чем  позволяют

производственные мощности экономики. Когда совокупные расходы  превышают

величину продукта при  полной занятости, избыточ­ные расходы  вызовут повышение

уровня цен. Чрез­мерный  объем совокупных расходов носит  инфляци­онный характер.

В этом случае правительство  обя­зано ликвидировать чрезмерные расходы. Оно

мо­жет

этого достигнуть главным  образом сокращением собственных  расходов, а также

повы­шением

налогов с целью сокращения расходов част­ного сектора.

В арсенале государства

имеется широкий набор  средств и методов регулирования  экономики, от

Информация о работе Система социальной защиты: генезис и эволюция