Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 14:01, доклад
Владельцы финансовых и естественных ресурсов, производители и наемные рабочие получают вознаграждение в соответствии с производительностью принадлежащих им факторов производства. Предприниматели либо получают прибыль, либо несут убытки, в зависимости от результатов их предпринимательской деятельно¬сти. Однако на рынок труда все входят далеко не в равном положении — люди от природы наделены неодинаковыми талантами и способностями. Они растут в совершенно разных обстоятельствах и социальном окружении, владеют различным количеством капитала - и естественных ресурсов, имеют различные взгляды на окружающую их действительность.
последовательно выбирались разные социальные группы: сначала надо было спасать
малоимущих от шоковой терапии, затем - охранять вкладчиков финансовых пирамид,
чуть позже - переобучать работников предприятий-банкротов.
2. Экономические функции
государства в смешанной экономике.
Отношение к государственному
вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее
становления и развития. В период формирования рыночных отношений в XVII-XVIII
веках
господствовавшая тогда экономическая доктрина - меркантилизм - основывалась на
признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития
в стране торговли и промышленности.
С развитием рыночных
отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать
государственное
вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности.
Появившиеся идеи экономического либерализма, которые впервые наиболее полно
обосновал А. Смит в своем “Исследовании
о природе и причинах богатства народов”, нашли большое число поклонников.
Согласно А. Смиту, рыночная
система способна к саморегулированию, в основе которого лежит личный интерес,
связанный со стремлением к прибыли. Он выступает как главная побудительная сила
экономического развития. Одной из идей учения А. Смита была идея о том, что
экономика будет функционировать эффективнее, если исключить ее регулирование
государством. А. Смит считал, что, поскольку главным регулятором выступает
рынок, следовательно, рынку должна быть предоставлена полная свобода.
При этом последователи А.
Смита, которых относят к так называемой классической школе, исходили из тезиса
о необходимости выполнения государством традиционных функций, понимая, что есть
сферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного
механизма. Это прежде всего касается так называемых общественных товаров, т.е.
товаров и услуг, которые потребляются коллективно (национальная оборона,
образование, транспортная система, здравоохранение и т.д.) Очевидно, что
государство должно брать на себя заботу об их производстве и организовывать
совместную оплату гражданами этой продукции.
К числу проблем, которые не
решает рыночный конкурентный механизм, относятся внешние, или побочные эффекты.
Механизм рынка часто не реагирует на явления, которые стали настоящей бедой для
человечества. Внешние, или побочные, эффекты можно регулировать опираясь на
прямой контроль государства, т.е. государство должно оценивать возникающие
проблемы с точки зрения общественных перспектив.
Экономическая практика
подтвердила, что существуют ситуации, так называемое фиаско рынка, когда
рыночная координация не обеспечивает эффективного использования ресурсов.
Фиаско рынка проявляется не только в ситуациях, связанных с внешними эффектами
и общественными благами. Важнейшая причина - это свойственная рынку тенденция к
монополизации. В этих условиях для обеспечения конкуренции, как условия
наиболее полного выявления регулирующих функций рынка, стали жизненно
необходимыми выработка антимонопольного законодательства и его применение
государством.
Кроме того, вне рыночного
регулирования находятся проблемы справедливости и равенства. Рыночное
распределение, справедливое с точки зрения законов рынка, приводит к
неравенству доходов и социальной незащищенности. При этом следует иметь в виду,
что когда рыночное распределение не устраивает большинство населения, это
чревато
серьезными социальными конфликтами.
Важный этап в теоретическом
осознании роли государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегося
английского экономиста Дж. М. Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе “кейнсианской
революции”
доказали невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость
государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный
спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния,
способствовать ее дальнейшей стабилизации.
В практическом плане
экономическую политику, отражающую идеи Кейнса, когда через соответствующий
кредитно-денежный и финансовый инструментарий регулировался совокупный спрос,
проводило большинство развитых стран мира после второй мировой войны. Считается,
что она во многом способствовала
смягчению циклических
стран.
Развитие рыночной экономики
во второй половине XX века выявило четко обозначившуюся тенденцию расширения
масштабов деятельности государства и усиления его роли в экономике. При этом
общепризнанно,
что наибольшая экономическая эффективность достигается в условиях действия
конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике не
корректировать
рыночный механизм, а создавать условия его свободного функционирования:
конкуренция
должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства
- везде где необходимо.
Экономических функций
государства в смешанной экономике много, и они разнообразны. Фактически
экономическая роль правительства осуществляется в таких широких масштабах, что
на деле невозможно составить исчерпывающий перечень его экономических функций.
Во-первых, некоторые
экономические задачи правительства имеют целью поддерживать и облегчать
функционирование рыночной системы. В этой сфере необходимо отметить следующие
два важнейших вида деятельности государства:
1. Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы,
способствующих эффективному функционированию рыночной системы.
2. Защита конкуренции.
Путем выполнения второй
группы задач правительство усиливает и модифицирует функционирование рыночной
системы. Здесь важное значение имеют следующие три функции правительства:
3.
Перераспределение дохода и
4. Корректирование распределения ресурсов с целью изменить
структуру национального продукта.
5.
Стабилизация экономики, то
занятости и инфляции, порождаемых колебаниями экономической конъюнктуры, а
также стимулирование экономического роста.
Хотя этот перечень пяти
функций государства обычно служит базой для анализа его экономической роли, мы
в дальнейшем увидим, что большинство правительственных форм деятельности и
политических мер так или иначе оказывают влияние на все перечисленные здесь
экономические процессы. Например,
программа перераспределения
бедных воздействует на распределение ресурсов, поскольку бедные покупают
товары и услуги, которые несколько отличаются от товаров и услуг, покупаемых
более богатыми слоями общества. В свою очередь, снижение государственных
военных расходов с целью ослабления инфляционного напряжения также ведет к
перераспределению ресурсов из государственного сектора в частный.
Кратко рассмотрим сначала
первые две из перечисленных функций правительства и затем подвергнем более
подробному анализу роль
правительства в
распределении ресурсов и стабилизации экономики.
Правовая база
и общественная атмосфера
Правительство берет на себя задачу
обеспечения правовой базы и некоторых важнейших услуг, являющихся предпосылкой
эффективного функциониро
предполагает такие меры, как предоставление законного статуса частным
предприятиям, определение прав частной собственности и гарантирование
соблюдения контрактов. Правительство устанавливает также законные
"правила игры", регулирующие
отношения между предприятиями,
ресурсов и потребителями.
На основе законодательства
возможность выполнять функции
арбитра в области экономичес
случаи нечестной практики
экономических агентов и
наложения
соответствующих наказаний. Основные услуги, обеспечиваемые правительством,
включают применение полицейских
сил для поддержания об
введение стандартов измерения веса и качества продуктов, создание денежной
системы, облегчающей обмен товаров и услуг.
Имеется в виду, что такого
рода деятельность правительства улучшает распределение ресурсов. Обеспечение
рынка средством обращения, гарантирование качества продуктов, определение прав
собственности и
меры обусловливают увеличение объема торговли. Они расширяют рынки и позволяют
осуществлять все более глубокую специализацию в использовании как материальных,
так и людских ресурсов. А такая специализация, как мы видели в главе 3,
означает более эффективное распределение ресурсов. Однако некоторые считают,
что правительство чрезмерно регулирует взаимоотношения предприятий,
потребителей и рабочих, тем самым подавляя экономические стимулы и подрывая
эффективность производства.
Защита
конкуренции
Конкуренция служит основным
регулирующим механизмом в капиталистической экономике. Это та сила, которая
подчиняет производителей и поставщиков ресурсов диктату покупателя или
суверенитету потребителя. При конкуренции именно решения многих продавцов и
покупателей о предложении и спросе определяют рыночные цены. Это значит, что
индивидуальные производители и поставщики ресурсов могут лишь приспосабливаться
к желаниям покупателей, которые рыночная система регистрирует и доводит до
сведения продавцов. Конкурирующих производителей, подчиняющихся воле рыночной
системы, ждут прибыль и упрочение их позиций; уделом же тех, кто нарушает
законы рынка, являются убытки и в конечном счете банкротство. При конкуренции
покупатели — это хозяин, рынок — их агент, а предприятия — их слуга.
Рост монополии резко
изменяет эту ситуацию. Что такое монополия? В широком смысле — это ситуация,
при которой число продавцов становится столь малым, что каждый продавец уже в
состоянии оказать влияние на общий объем предложения, а поэтому и на цену
продаваемого продукта. Каково значение такой ситуации? Оно просто в том, что,
когда монополия заменяет собой конкуренцию, продавцы могут воздействовать на
рынок или манипулировать на нем ценами к собственной выгоде и в ущерб обществу
в целом. Своей способностью регулировать общий объем предложения монополисты
могут искусственно ограничивать объем продукции и тем самым получать за нее
более высокие цены, а очень часто и устойчивую экономическую прибыль. Эти цены
и прибыли, превышающие конкурентные, прямо противоречат интересам
потребителей.
Монополистами не управляет воля общества, как она управляет конкурирующими
продавцами. Суверенитет производителя до такой степени заменяет собой
суверенитет потребителя, что монополия заменяет конкуренцию. В результате
ресурсы распределяются таким образом, что это отвечает интересам
монополистических продавцов,
добивающихся высоких
удовлетворения потребностей общества в целом. Короче говоря, монополия
порождает нерациональное распределение экономических ресурсов.
Перераспределение
дохода
Рыночная система
представляет собой обезличен
его основе распределение дохода может порождать большее неравенство, чем
обществу желательно. Рыночная система приносит очень крупные доходы тем, чей
труд высоко оплачивается в силу природных способностей и благоприобретенного
образования и мастерства. Равным образом и те, кто владеет значительным
капиталом и земельными площадями, заработанными упорным трудом или доставшимися
по наследству, получают от них большие доходы. Но другие члены нашего общества
обладают меньшими способностями, получили лишь скромное образование и
квалификацию. Все эти люди, как правило, не накопили или не унаследовали
никаких материальных средств. Следовательно, их доходы очень малы. Кроме того,
многие престарелые, лица с физическими и умственными недостатками, незамужние
женщины и вдовы с детьми на иждивении зарабатывают очень мало или, подобно
безработным, вовсе не имеют доходов в рамках рыночной системы. Короче, рыночная
система влечет за собой значительное неравенство в распределении денежного
дохода, а следовательно,
и в распределении
индивидуальными домохозяйствами. Несмотря на некоторый прогресс, бедность среди
общего изобилия продолжает оставаться острой экономической и политической
Информация о работе Система социальной защиты: генезис и эволюция