Собственность, ее место и роль в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 17:04, реферат

Описание работы

Главной определяющей чертой и фундаментом любой экономической системы является преобладание той или иной формы собственности на средства производства. Что же такое собственность?

Файлы: 1 файл

1 Социально (Восстановлен).docx

— 53.63 Кб (Скачать файл)

     Классификатор форм собственности предусматривает наличие в нашей стране различных форм собственности, включая иностранную и смешанную собственность с совместным российским и иностранным участием. О соотношении форм собственности в современной российской экономике можно судить по данным таблицы 2.

Таблица 2.

Форма собственности

1991

1993

1995

1997        1999    

Государственная собственность 

91

53

42

9,5     7,3

Негосударственная собственность

9

47

58

90,5           92,7


 

        Подобные изменения произошли и в экономике Приморского края, которая в целом за период 1992-96 гг. стала негосударственной на 86%. Однако, как и в целом по стране, смена форм собственности не привела к увеличению эффективности народного хозяйства. Наблюдается сокращение важнейшего показателя социально-экономического развития края – валового регионального продукта - в том же 1996 г. он составил лишь 14,3% от уровня 1990 г. При значительном общем сокращении промышленного производства (более чем в 2 раза) буквально в катастрофическом положении оказался его обрабатывающий сектор, где темпы спада производства почти в 5 раз превышали среднероссийский показатель. В прошлом 1999 г. впервые за десять лет в промышленности края был получен прирост объемов производства к уровню предыдущего года по полному кругу предприятий на 10,7%, что составляет почти 99,5% от уровня 1996 г. Исследования ДальНИИ рынка Минэкономики РФ показывают, что сама по себе форма собственности не является единственным критерием устойчивости предприятия. В условиях Дальнего Востока процессы формирования эффективного собственника идут и будут идти более трудно, чем в целом по стране. Это во многом объясняется негативными последствиями региональной экономики: ее дотационностью, большой долей ВПК, низкой конкурентоспособностью продукции, ограниченностью местного рынка, неблагоприятными демографическими факторами [11].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  Разгосударствление и приватизация собственности в переходный период экономики РФ

     Разгосударствление  означает замену государственной  собственности на иные формы  собственности. Приватизация ( от  лат.privatus – частный ) – это отдельный случай разгосударствления, поскольку означает превращение государственной собственности в частную посредством передачи или продажи государственной собственности в частные руки. Следовательно разгосударствление – более широкое понятие, чем приватизация. Разгосударствление и приватизацию нельзя рассматривать лишь как правовой акт, связанный со сменой государственной формы собственности на средства производства, на иные формы. Многообразие форм собственности стало основой для формирования новых экономических отношений в рамках многоукладной экономики России. Процесс формирования и развития новых экономических отношений, связанный с тем, что отношении присвоения (распоряжения) средствами и результатами производства, помимо государства, выступают иные хозяйствующие субъекты, частные или коллективные предприятия, выведенные из непосредственного государственного административного управления, у которых формируется новая мотивация хозяйствовенной деятельности как хозяев средств производства и результатов производства, что позволяет перейти от командно - распределительной системы к рыночному хозяйству. В результате разгосударствления субъектом собственности выступает не государство, а частное лицо, трудовой коллектив, АО, холдинг и проч.  Объектом приватизации могут быть предприятия торговли и сферы услуг, жилищный фонд, мелкие, средние и крупные предприятия. Однако, как мы покажем ниже, разгосударствление не должно вести к полной ликвидации государственной собственности. Поэтому речь может идти об определении оптимальных границ разгосударствления и установления нормальных соотношений между государственным негосударственным секторами экономики,  а приватизацию следует рассматривать не как ликвидацию государственной собственности вообще, а об уменьшении ее доли в экономической системе России.  Разгосударствление, приватизация ставили своей целью восстановить историческую справедливость, поскольку предполагалось возвращение собственности ее создателям, образование слоя коллективных и частных собственников средств производства, хозяев, предпринимателей, заинтересованных в сохранении и приумножении собственности, а также создание многочисленного слоя собственников продукта труда, обеспечивающих необходимые условия для развития рынка, формирования конкурентной среду, для содействия демонополизации народного хозяйства, для утверждения, социально ориентированной рыночной экономики, для повышения эффективности управления, оперативности принимаемых решений (известно, что  для планово-распределительной системы было характерно длительно согласование документов по многочисленным инстанциям, дублирование управленческих функций, безответственность руководящих кадров и др.), для развития предпринимательства, инициативы, предприимчивости, с тем чтобы ограниченные ресурсы общества использовать более эффективно путем сокращения доли имущества, находящегося в государственной собственности. Предполагалось, что приватизация позволит привлечь дополнительные ресурсы, для стабилизации финансового положения в стране, для инвестиций без обременения государственного бюджета (что позволит освободить государство от необходимости поддержки убыточных предприятий) , для погашения бюджетного дефицита и на этой основе предотвратить негативные последствия необеспеченной эмиссии денег или увеличения государственного долга, для социальной защиты населения и развития объектов социальной инфраструктуры; активно включиться в мирохозяйственные связи, в привлечение иностранных инвестиций;  стабилизировать политическую обстановку в стране, поскольку хозяину средств  производства нет смысла бастовать, ходить на митинги, устраивать беспорядки. Если на первом этапе приватизации, который начался в октябре 1991 г., все граждане получили бесплатно ваучеры, которые можно было на аукционах обменять на акции приватизированных предприятий, то с 1 июля 1994 г. был объявлен второй этап приватизации, во время которого имущество  государственных и муниципальных предприятий стало продаваться за деньги. В настоящее время мы находимся на третьем этапе, отличительной особенностью которого является переход собственности в руки более эффективных собственников, через банкротство тех, кто не проявил инициативу в расширении и техническом перевооружении производства. Предел собственности, если он не сопровождается ростом экономики, для страны бессмыслен и опасен. Поэтому главное, чтобы новый передел собственности не привел бы к топтанию на месте, а означал бы движение вперед. Однако передел собственности в России не редко ведется не только без правил и приличий, но зачастую силовыми методами, когда вооруженные люди в камуфляже ломают двери офисов, чтобы посадить на предприятия новых менеджеров, а старые вынуждены баррикадироваться в залах совещаний, что не должно иметь место в цивилизованном обществе. При разработки программы приватизации и ее реализации правительством России были провозглашены следующие принципы: а) преимущественное право трудового коллектива на приобретение собственности, б) обеспечение социальной защищенности всех граждан посредством всенародной приватизации, в) сочетание платного и бесплатного характера приватизации, г) равенство прав граждан при платной и бесплатной приватизации, д) единообразие способов приватизации для предприятий различных отраслей и масштабов производства, ж) гласность приватизации, з) государственный и общественный контроль за ходом приватизации.   Но, как  говорится, «хотели как лучше, а получилось как всегда». Чековая приватизация не сдала основную часть населения собственниками средств  производства, хотя гражданам было выдано 146 046 млн приватизационных чеков ( ваучеров ). Опросы показали, что примерно 18% владельцев ваучеров продали свои приватизационные чеки, 8% продали ( это в основном пенсионеры), 24% вложили свои ваучеры в региональные чековые инвестиционные фонды (ЧИФы), примерно столько же – центральные ЧИФы, подавляющее число которых разорилось и прекратило существование. Только 15% граждан вложили ваучеры в акции своих предприятий и 8% населения обменяли свои ваучеры на акции другие предприятий, а 2% населения вообще никак не распорядилось своими ваучерами. С учетом того, что многие работники предприятий  передали свои акции в доверительное управление администрации, рядовые акционеры фактически владеют не более 20% всех акций. Следовательно, граждане России не стали подлинными хозяевами основных средств производства, и значит, всенародная приватизация не состоялась. Значительная часть государственной собственности, созданной усилиями и лишениями многих миллионов советских людей, осталась в руках номенклатуры, поскольку ее представители получили реальную возможность скупать заводы и получать крупные пакеты акций, причем не только в форме фактического распоряжения ею как прежде,  но и юридически, в результате ее «приватизации», когда группа лиц, имеющая доступ к собственности, превратилась из представителя госсобственности в реального собственника. Из управляющих «общенародной» собственностью эти люди превратились в полноценных хозяев значительной части государственной собственности. Приватизация не только привела к улучшению управления эффективности хозяйствования, но и на  порядок ухудшила дело в этом отношении. Сторонники приватизации ссылаются на то, что эффективность приватизированных предприятий в сравнение с неприватизированными в среднем выше ( на частных предприятиях выше производительность труда, на 12% выше заработная плата, а рентабельность выше чуть ли не вдвое). Однако если сравнить результаты деятельности приватизированных предприятий с теми результатами,  когда они были государственными, то на лицо явное ухудшение по всем основным показателям. А то, что они несколько превосходят еще оставшиеся государственные предприятия, то это свидетельство не преимущества частной собственности, а следствие того, что приватизировались главным образом наиболее выгодные предприятия.

      Чтобы вытянуть  Россию из кризиса, наряду с  изменением курса реформ, требуется  повысить эффективность управления, заменить не умеющих работать  руководителей эффективными управляющими, выплачивать им вознаграждение  пропорционально полученными фирмой  доходам и уплаченным налогам,  продолжить продажу излишней  госсобственности. Сам по себе  процесс приватизации не решает  проблем создания эффективной  экономики, а лишь может создать  необходимые предпосылки для  этого, но при условии ее  разумного поведения, причем далеко  не всех госпредприятий подряд, а с учетом формирования оптимальных  пропорций между формами собственности,  что должно различаться по  отраслям. В ряде  отрасли, оборонная  промышленность и др. предпочтительно  наличие только государственной  собственности. Разгосударствление, приватизация могут осуществляться в различных формах: а) возврат собственности прежним владельцам ( с выкупом или без ), б) продажа другим субъектам, в) полная или частичная  раздача государственной собственности на основе бесплатной передачи собственности, г) в форме выкупа на льготных условиях государственного имущества членами трудового коллектива, д) сдачи предприятия в аренду, е) продажа мелких предприятий по конкурсу или без. ж)  банкротство предприятий ( с передачей обанкротившегося предприятия кредиторам). При этом могут быть использованы следующие методы: безвозмездная передача акций работникам, продажа акций работникам по закрытой подписке, продажа акций по инвестиционному конкурсу, продажа акций по коммерческому конкурсу, продажа акций на аукционе, продажа предприятий на аукционе, продажа предприятий  товариществам по основным льготам, продажа имущества действующих, ликвидируемых и ликвидированных предприятий, продажа недостроенных объектов, продажа предприятий –должников [9,с. 85-91].

 


Информация о работе Собственность, ее место и роль в экономике