Собственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

В первой части своей курсовой работы я рассмотрю сущность собственности, ее формы и виды, роль собственности в производстве. А во второй части работы – проблемы собственности в современной российской экономике и идеи относительно собственности будущего.

Файлы: 1 файл

Курсовая по ЭТ Собственность.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

Владение – физическое обладание  вещью. Это номинальное право  собственности, которое он далеко не всегда полностью реализует, а иногда и не знает как реализовать. В  то же время владение дает возможность предметно реализовать свое право владельца собственности. [4, с.467] Это правомочие собственника всегда охраняется законом. Законное владение имуществом имеет правовое основание (закон, договор, административный акт). [1, c.67]

Пользование заключается в праве  производительно или лично потреблять вещь для удовлетворения собственных  потребностей и интересов. Если пользователь не является владельцем или распорядителем объекта собственности, он должен осуществлять пользование только в соответствии с условиями, заданными или оговоренными первичными собственниками. [4, с.467] Собственник может передавать свое имущество в пользование другим лицам на какое-то время и на определенных условиях. Границы права пользования определяются законом, договором или иным правовым основанием (например, завещанием).

Распоряжение – право изменять принадлежность имущества. Оно осуществляется чаще всего путем совершения различных  сделок (купли-продажи, мены одной вещи на другую, дарения и т.д.). [1, с.67] Собственник-распорядитель имеет право поступать по отношению к объекту и использовать его любым желаемым способом, передавать другому субъекту, видоизменять и даже ликвидировать, если это не противоречит закону. [4, с.468]

 

1.3 Влияние собственности на экономику

 Наличие разнообразных форм  собственности объективно обусловливает  необходимость экономической их  реализации через продажу товаров  и присвоении доходов в разнообразных  опять таки экономических формах (заработной платы, прибыли, ренты,  процента). Это в свою очередь ведёт к установлению экономических связей между обособленными собственниками – товаропроизводителями. Рыночные механизмы позволяют выявить наиболее жизнеспособные формы собственности применительно к определённым отраслям и сферам хозяйственной деятельности, на том или ином этапе социально-экономического развития общества.

При этом надо признать, что современное  производство, достигшее высокого уровня обобществления, характеризуется взаимной дополняемостью функционирования многих форм собственности. В частности, на основе корпоративной собственности функционируют многочисленные производственные, научно-производственные, производственно-торговые и другие виды объединений. Последние, несмотря на колоссальные масштабы своей хозяйственной деятельности, вынуждены прибегать к кооперационным  соглашениям с предприятиями, базирующимся на индивидуальной, партнёрской, коллективной, государственной формах собственности, на поставку им тех или иных продуктов, полуфабрикатов. Привлекать их к сотрудничеству в области продвижения товаров к потребителю, проведения тех или иных технических, экономических или рыночных исследований. Поэтому современные социально-экономические системы, базируются на смешанной экономике, способной к реализации ускоренных структурных сдвигов, достижений научно-технического  прогресса, новых организационно-управленческих форм. Функционирования различных видов хозяйственной деятельности.

Наконец, развитие товарно-денежных отношений, обусловлено не только многообразием  форм собственности, но и наличием опосредованных форм. Реализации отношений, присвоения через владение и распоряжение. Реализация отношений собственности предполагает развёртывание коммерческих отношений между кредиторами и заёмщиками, землевладельцами и арендаторами, между владельцами и распорядителями ценных бумаг. Вне отношений владения и распоряжения невозможно объяснить многие экономические отношения современного общества.  [3, с.95]

В процессе производства трудовой деятельности, происходит соединение основных факторов производства: рабочей силы, земли, капитала. Все эти факторы принадлежат одному и тому же человеку, то и продукт труда должен принадлежать ему, становиться его собственностью. Хотя и в этом случае государственные органы вправе изъять часть собственности в пользу государства, общества в виде налога.

Сложнее обстоит дело, если рабочая сила принадлежит одному человеку, а средства производства, капитал – другому. В этом случае отторжение части созданной  стоимости и собственности в  пользу владельца средств производства, если оно носит чрезмерный характер, принято считать эксплуатацией чужого труда. Конечно, владелец капитала, собственник средств производства имеет все основания получать часть продукта, созданного в процессе производства.

Если  основную часть прибыли, в которой воплощён прибавочный продукт в денежном выражении, забирает государство, то получается, что его и надо считать эксплуататором. Ну, а если эта прибыль затрачивается на нужды, допустим, пенсионеров, то они как бы становятся эксплуататорами чужого труда. В действительности эксплуатация – во многом надуманное понятие, относящееся больше к политике, чем к экономике. Эксплуатацией можно считать лишь принуждение к труду. [10, с.99]      

 

2. СОБСТВЕННОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

2.1 Особенности собственности в России

В течение последнего десятилетия  в России произошли радикальные  перемены в содержании и структуре  отношений собственности. Коренные изменения в отношениях собственности  стартовали именно в правовой сфере. Начальные шаги этих изменений были сделаны уже во второй половине 80-х годов в период перестройки. Но коренной сдвиг «формационного» характера берет свое начало в 1990 году, когда в народном хозяйстве СССР впервые за всю послевоенную историю произошел экономический кризис, а в области правоотношений собственности был осуществлен полный переворот. Сколько угодно можно говорить об их неслучайности, о предпосылках, формировавшихся в самих экономических отношениях, но непосредственные перемены начались с законодательства. Старт был дан принятием Верховным Советом СССР Закона «О собственности в СССР» (февраль 1990 года) и изменения соответствующих статей Конституции СССР (март 1990 года). [11, с.75]

В последнее время актуализируется  вопрос об особенностях регулирования  отношений собственности финансовым правом. Содержание права собственности составляют правомочия владения, пользования и распоряжения имуществом. Причём, указанный состав правомочий, един для всех отраслей права. В связи с этим, чтобы охарактеризовать финансово-правовое регулирование отношений собственности, необходимо выявить, кому указанные правомочия принадлежат, как они реализуются и в чём их специфика. На мой взгляд, целесообразно рассмотреть вопросы регулирования отношений государственной и муниципальной собственности и отношений частной собственности.

Как известно, государственная и  муниципальная собственность подразделяется на две части: а) государственную  и муниципальную казну и б) имущество, закреплённое за государственными и муниципальными унитарными предприятиями  и учреждениями. Соответственно, «различают осуществление права государственной и муниципальной собственности в отношении казённого имущества и в отношении имущества, закреплённого за соответствующими предприятиями и учреждениями, как самостоятельными юридическими лицами».

Обратимся к вопросам финансово-правового  регулирования отношений государственной  и муниципальной собственности, складывающихся по поводу казённого  имущества. Значение финансового права  здесь наиболее велико. Это объясняется  тем, что казну составляют в первую очередь средства соответствующего бюджета. Кроме того, сюда же могут быть отнесены средства государственных и муниципальных внебюджетных фондов. Иными словами, основная часть казны представлена фондами финансовых ресурсов, отношения по образованию, распределению и использование которых традиционно признаётся предметом финансово-правового регулирования.

Обще признано, что функции собственника в отношении имущества, входящего  в состав казны, государство и  муниципальные образования осуществляют непосредственно. Т.е. правомочия владения, пользования и распоряжения осуществляют государство и муниципальные образования.

Традиционно представителями государства  и муниципальных образований  в отношении бюджетных средств, признаются законодательные (представительные) органы, осуществляющие от имени общественно-территориальных образований правомочие распоряжения. Право законодательных (представительных) органов рассматривать и утверждать бюджеты, закреплено в статье 153 Бюджетного кодекса РФ.

Правомочие владения бюджетными средствами реализуется Министерством финансов РФ в связи с тем, что именно органам федерального казначейства, являющимся его структурным подразделением, принадлежат счета федерального бюджета, которые находятся в  Банке России (статья 244 БК РФ). Однако была высказана позиция, согласно которой владения бюджетными средствами осуществляются банком. Но с этим нельзя согласиться. Учёные, считающие возможным распространять положение о праве собственности на безналичные деньги, пришли к выводу, что «денежные средства, находящиеся на банковском счёте, продолжают оставаться в собственности клиента банка». Соответственно, и осуществление правомочия владения принадлежит именно клиенту банка, а не самому банку. Отсюда можно заключить, что именно органы федерального казначейства, являясь клиентами Банка России в отношении бюджетных счетов, реализуют от имени Российской Федерации правомочие владения бюджетными средствами.

Своеобразная ситуация складывается с реализацией правомочий пользования и распоряжения бюджетными средствами. Юристы уже давно заметили, что «пользование бюджетными средствами практически сливается с распоряжением, поскольку оно состоит в передаче бюджетных средств в ведение государственных юридических лиц (и иных субъектов)». Это связано с характером денег, как объектов права. Как известно, правомочие пользования – это юридически обеспеченная возможность извлечения из вещи полезных свойств, в процессе её личного или производственного потребления. Как получение, так и пользование полученными денежными доходами, может осуществляться только путём тех или иных сделок с третьими лицами (продажа и приобретение вещей), т.е. путём осуществления правомочия распоряжения.   

Значительную часть имущества  государственной и муниципальной  казны составляют средства государственных и муниципальных внебюджетных фондов. Осуществление правомочий владения, пользования и распоряжения этими средствами аналогично порядку, действующему в отношении бюджетных средств соответствующих уровней. Однако органы, через которые государство и муниципальные образования осуществляют данные правомочия, иные. Выработку воли на распоряжение средствами внебюджетных фондов, также осуществляют законодательные (представительные) органы, которые рассматривают и утверждают их бюджеты (п. 2 ст. 145 БК РФ). Но реализуют эту волю от имени общественно-территориальных образований, не Министерство финансов РФ через органы федерального казначейства (соответствующие органы других уровней), хотя финансовые ресурсы внебюджетных фондов могут, какое то время находиться на их счетах. Так, если проследить действующий порядок зачисления средств, поступающих в уплату единого социального налога, то выяснится, что первоначально они поступают на счета органов федерального казначейства. Однако согласно п. 6 Правил, органы федерального казначейства не позднее дня, следующего за днём получения из банка выписок из лицевых счетов, перечисляют эти средства на ранее открытые в банках счета соответствующим органам государственных социальных внебюджетных фондов. Расходование средств осуществляется самими фондами. [2]

Таким образом, реализацией правомочий владения, пользования и распоряжения средствами государственных и муниципальных  внебюджетных фондов от имени соответствующих  общественно-территориальных образований, занимаются сами фонды.

Государственную и муниципальную  собственность помимо казённого  имущества составляет имущество, закреплённое за государственными и муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения  и оперативного управления. Проанализируем, какую роль играет финансовое право в регулировании отношений собственности на эту часть имущества.

В финансово-правовой литературе проводился анализ отношений, связанных с финансами  государственных и муниципальных  унитарных предприятий. В предмет финансового права были включены правоотношения по уплате налогов и неналоговых платежей, по поводу получения предприятиями бюджетных ассигнований и бюджетных кредитов. Регулируя эти отношения, финансовое право определяет в первую очередь не порядок осуществление права государственной и муниципальной собственности, а права хозяйственного ведения и оперативного управления. Они принадлежат государственным и муниципальным унитарным предприятиям и учреждениям, то есть порядок осуществления иных вещных прав.

Таким образом, финансовое право способно регулировать не только отношения собственности, но и отношения, складывающиеся по поводу иных вещных прав – права хозяйственного ведения и права оперативного управления.

Рассмотрим вопросы финансово-правового регулирования отношений частной собственности. Финансовое право оказывает воздействие на субъекты данной формы собственности при регулировании отношений, связанных с уплатой налогов и сборов. Финансовое право, кроме того, устанавливает одно из оснований прекращение права частной собственности. Речь идёт о прекращении права собственности при уплате налогов и сборов. Гражданский кодекс РФ в главе 15 «Прекращение права собственности» не содержит подобного основания. В то же время зарубежные авторы напоминают о нём. Например, У. Маттеи пишет: «Иногда  (речь, конечно, не идёт о временах революций) действия властей приводят к утрате собственниками принадлежащего им имущества. Это, безусловно, имеет место всякий раз, когда государство осуществляет своё правомочие сбора налогов». Не вызывает сомнений, что порядок уплаты налогов и сборов регулируется финансовым законодательством и не составляет предмет гражданско-правового регулирования.

    Итак, в настоящее время  существует достаточно обширная группа отношений собственности, которая составляет предмет регулирования финансового права. В первую очередь это касается имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности и составляющего соответствующую казну. Здесь финансово-правовые акты определяют органы, выступающие от имени собственника, устанавливают их компенсацию, а, следовательно, и порядок осуществления правомочий собственника. В отношении частной собственности финансовое право предусматривает определённые ограничения правомочий собственника, а также основания прекращения права собственности. И, наконец, как было показано, финансовое право способно регулировать не только право собственности, но и иные вещные права – права хозяйственного ведения и оперативного управления.

Информация о работе Собственность