Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 20:51, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических основ понятия социальная политика, основные пути развития и различия между направлениями в разных странах.
Основными задачами курсовой работы являются:
рассмотрение и изучение сущности социальной политики государства, ее принципов, основных направлений и моделей, инструменты социально-экономической политики государства и основные приоритеты не только Республики Беларусь, но и отдельных зарубежных стран на современном этапе.
Введение 4
1 Теоретические основы социальной политики государства 6
1.1 Эволюция социальной политики государства, её сущность и принципы 6
1.2 Основные направления социальной политики 10
1.3 Модели социальной политики 14
2 Инструменты социально-экономической политики государства 16
3 Приоритеты социальной политики на современном этапе 22
3.1 Приоритеты социальной политики отдельных зарубежных стран 22
3.2 Приоритеты социальной политики Республики Беларусь в современных условиях 25
Заключение 29
Список использованных источников 31
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «МАКРОЭКОНОМИКА»
на тему: «Социальная политика государства, ее эволюция и приоритеты в современном обществе»
Студентка
Руководитель
МИНСК 2012
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 32 с., 1 рис., 18 источников
социальная политика, Социальная программа, социальная защита граждан, демографическая статистика, Страховые программы.
Объект исследования: социальная политика государства.
Цель работы: изучение теоретических основ понятия «социальная политика», основные пути развития и различия между направлениями в разных странах.
Методы исследования: общенаучные методы наблюдения, анализа, метод обобщения информации.
Область возможного практического применения: лекции, семинарские занятия
Технико-экономическая, социальная и экономическая значимость: социальная политика государства необходима для поддержания социального равновесия в стране; благодаря социальной политике происходит последовательное повышение уровня жизни населения за счет поэтапного решения социальных проблем; вырабатываются механизмы эффективного использования бюджетных средств.
Автор работы подтверждает, что приведенный в курсовой работе аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого объекта, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
______________________
(подпись)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
1 Теоретические основы
социальной политики
1.1 Эволюция социальной политики государства, её сущность и принципы 6
1.2 Основные направления социальной политики 10
1.3 Модели социальной политики 14
2 Инструменты социально-экономической политики государства 16
3 Приоритеты социальной политики на современном этапе 22
3.1 Приоритеты социальной политики отдельных зарубежных стран 22
3.2 Приоритеты социальной политики Республики Беларусь в современных условиях 25
Заключение 29
Список использованных источников 31
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность и значимость рассмотрения проблемы СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ страны заключается в том, что основные человеческие потребности или социальный минимум должны быть доступны каждому и гарантированы государством.
В результате, серьезные изменения, происходящие на протяжении последних лет во всей социальной сфере, пробуждают исследовательский интерес к изменениям в методологии и практике проведения социальных исследований. Целью современного развитого государства, позиционирующего себя как социальное государство, выступает обеспечение достойного уровня и качества жизни населения на основе экономического роста. Детальная оценка уровня жизни, его дифференциации, результативности политики доходов – все это нобходимо тщательно изучить, проанализировать и разрабатывать и внедрять мероприятия по улучшению социально-экономического положения населения страны.
Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических основ понятия социальная политика, основные пути развития и различия между направлениями в разных странах.
Основными
задачами курсовой работы являются:
рассмотрение и изучение сущности социальной
политики государства, ее принципов, основных
направлений и моделей, инструменты социально-экономической
политики государства и основные приоритеты
не только Республики Беларусь, но и отдельных
зарубежных стран на современном этапе.
Предметом
исследования является социальная политики
рассматриваемой страны, основные направления
и модели.
Теоретической и методологической основой
проведенного исследования являются научные
труды зарубежных и отечественных ученых-экономистов,
действующее законодательство Республики
Беларусь, публикации в периодической
печати, ресурсы других информационных
систем, в том числе сеть Интернет.
В качестве инструментов исследования при написании работы были применены общий метод познания. В процессе исследования применялись общенаучные методы наблюдения, анализа, метод обобщения информации.
1 Теоретические основы
социальной политики
1.1 Сущность
социальной политики
Социальная политика – это система мер, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением общественного благосостояния, улучшением качества жизни населения и обеспечением социально-политической стабильности, социального партнерства в обществе. Объектом социальной политики выступают граждане и группы граждан, объединенные конкретными отношениями. Субъектами данной политики являются те, кто активно взаимодействует в социальной сфере, определяет цели, задачи, приоритеты и нормативно-правовую базу социальной политики и реализует ее. [1, c.275]
Понятие «социальная политика» зародилось в Западной Европе в конце XIX-го и начале XX-го веков, на ранней стадии развития рыночной экономики. Социальная политика стала необходимым элементом в политике государства, так как она обеспечивала защиту населения от негативных явлений рынка. Первая программа по страхованию здоровья была введена в 1883 году, а пособия по старости были введены в 1889 году Отто фон Бисмарком, первым Канцлером Германии. Однако последствия первой мировой войны выявили социальные проблемы. Действия по решению этих проблем не предпринимались до конца второй мировой войны из-за неблагополучных экономических условий. После второй мировой войны большинство европейских стран превратились в так называемые «государства всеобщего благосостояния». Понятие «государства всеобщего благосостояния» включает в себя государство, которое имеет, по крайней мере, минимальный уровень институционального обеспечения, соответствующего требованиям своих граждан.
Социальная политика продолжала развиваться во время индустриализации в Европе. В результате традиционные формы социального обеспечения через семьи и сообщества были заменены общественными институтами. Между тем, не существует единого понимания термина социальной политики. В общем понимании он включает в себя принципы и практическое исполнение деятельности государства, направленной на перераспределение доходов с целью достижения всеобщего благосостояния. Такое понимание в первую
очередь основано на убеждении в социальной солидарности и права граждан
располагать минимальным стандартом жизни. Основные человеческие потребности или социальный минимум должны быть доступны каждому и гарантированы государством. Такая философия является основой социальной политики в странах Северной Европы. Традиционно социальная политика включает в себя такие области как здравоохранение, образование, жилищные программы, социальную защиту и др. Таким образом, социальная политика не ограничивается областями, напрямую влияющими на социальное благосостояние граждан, а, напротив, может включать в себя области, которые имеют косвенное влияние на благосостояние граждан, такие как коммунальные услуги и транспорт.
Cоциальная политика в развивающихся странах активно вовлекает
негосударственных участников – семьи и рынки, в результате сложившейся системы, основанной на отсутствии или ограниченном участии государства в социальном обеспечении. По причине того, что развивающиеся страны не проходили через аналогичный путь индустриализации, такие структуры играют значительную роль в обществе. [2]
Как и любая другая политика, социальная политика имеет свои принципы. Центральным из них можно назвать принцип социальной справедливости. Социальная справедливость является общепризнанной ценностью современного демократического общественного сознания, закрепленной в основополагающих документах мирового сообщества наряду с миром и свободой. Признание социального типа государства влечет за собой признание равенства социальных прав всех его граждан, независимо от их индивидуальных или социальных особенностей. Государство, таким образом, гарантирует всем гражданам обеспечение некоего социального минимума, который выражается в минимальной оплате труда, минимальной пенсии, адресной социальной помощи тем, чей душевой доход ниже прожиточного минимума. Социальная политика государства должна быть направлена на создание условий для производительного и результативного труда. С принципом социальной справедливости неразрывен принцип индивидуальной социальной ответственности. Он требует от индивида, семьи, малой группы приложения максимальных усилий для самопомощи и самообеспечения. Я считаю, что должна проводиться широкая организационная и воспитательная деятельность для того, чтобы сформировать в психике людей устойчивую направленность на индивидуальную социальную ответственность и создать юридические, экономические, организационные условия для ее реализации.
В качестве следующего руководящего принципа социальной политики следует назвать социальную солидарность, которая заключается в том, что современное общество призвано встречать социальные затруднения как единая система, внутри которой происходит перераспределение социальной состоятельности от более сильных к менее сильным.
Ещё одним принципом социальной политики является принцип социального партнерства. В документах специализированного органа ООН, выработаны общие принципы социального партнерства, среди которых:
• равноправие сторон на переговорах и при принятии решений;
• равная для
всех сторон обязательность
• обязательная
и равная ответственность
• принцип трипартизма, т. е. участия в переговорах трех сторон:
государственной власти, работников и работодателей.
Существует также принцип социальной компенсации, который предполагает создание доступной сферы жизнедеятельности, предоставление определенных льгот и соответствующего социального обслуживания.
Следующий принцип - принцип социальных гарантий. Он предусматривает предоставление гражданам гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, профессиональной подготовке и рациональному трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечить необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни.
В качестве последнего принципа выступает принцип субсидиарности, который предусматривает оказание предпочтения общественным инициативам, по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий в области социальной политики. [3]
1.2 Основные направления социальной политики
Социальная политика есть специфическая концентрация всех видов политики, направленных на управление существованием, функционированием и развитием социальной сферы. Социальная сфера выступает своеобразной системой, в которой выделяются три крупных компонента, каждый из которых представляет относительно самостоятельную подсистему. Во-первых, это социальная структура общества как дифференциация людей по общественным и социальным группам и отношения между ними. Во-вторых, это социальная инфраструктура как совокупность отраслей, обслуживающих человека и способствующих воспроизводству нормальной жизнедеятельности людей. В-третьих, важным элементом социальной сферы являются условия труда человека, его быта, досуга, здоровья, возможности выбора профессии, места жительства, доступа к ценностям, обеспечения прав и свобод личности.
Социальная политика государства имеет количественную и качественную характеристику. Среди данных характеристик наибольшее значение имеют: практическая реализация социальной справедливости в обществе; учет социальных интересов различных групп и слоев населения с точки зрения действительного удовлетворения их рациональных потребностей; и, конечно же, социальная защищенность, как отмечалось ранее, малоимущих слоев, детей, пенсионеров, безработных, беженцев, тяжелобольных и т. д. Не подлежит сомнению то, что сравнительный анализ содержания социальной политики разных государств позволят значительно обогатить теорию и практику этой деятельности. Однако во время освоения зарубежного опыта в сфере социальной поддержки населения необходимо учитывать исторические условия и национальные особенности собственной страны. Имеется в виду уже сложившаяся в стране система социального обеспечения населения (а также, конечно, особенности культуры, менталитета, образа жизни). Необходимо дополнять ее нововведениями, исходя из новой общественно-политической ситуации. На предстоящий период целесообразно сохранить главным образом государственное обслуживание в сфере здравоохранения, распределение жилья и т. д. В первую очередь государственная помощь должна оказываться неимущим и малообеспеченным слоям населения. Установлено, что в разных странах сложилась различная система оказания социальной помощи «слабым» слоям населения. К примеру, в США делается упор на частный сектор, благотворительные, общественные организации, а в большинстве европейских стран решающую роль в разрешении этих проблем играет государство.
Как показывает зарубежный опыт, одним из наиболее перспективных направлений в решении проблем социальной защиты в нынешних условиях я является сбалансированное сочетание денежных и неденежных видов помощи. Это предопределяется сегодняшним состоянием финансовой системы страны как результат всеобщего, системного кризиса.
В большинстве случаев, социальную работу рассматривают как деятельность, направленную на оказание помощи и поддержки социально уязвимым группам населения. Однако социальную работу необходимо рассматривать и как деятельность по предупреждению негативных последствий в поведении, в жизнедеятельности отдельных личностей, групп, слоев. Это означает, что профилактическая работа должна занимать в социальной работе немаловажное место. На это и должна быть нацелена социальная политика. Нужно не только лечить «социальные болезни», но и предотвращать их. Для общества в целом, и для людей было бы действеннее не оказывать помощь, например, безработным, а делать все возможное для предотвращения безработицы, обучения людей, развития производства, создания новых рабочих мест, перепрофилирования тех или иных цехов, предприятий, учреждений. Собственно в приведенных выше данных сущность социальной политики можно рассматривать как концентрированное выражение всех иных видов политики. Не иначе как в этом проявляется действительная забота о людях, об удовлетворении их существенных потребностей и интересов. Отсюда следует, что социальная работа должна носить опережающий характер.[4]
Информация о работе Социальная политика государства, ее эволюция и приоритеты в современном обществе