Социальная политика государства, ее эволюция и приоритеты в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 20:51, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических основ понятия социальная политика, основные пути развития и различия между направлениями в разных странах.
Основными задачами курсовой работы являются:
рассмотрение и изучение сущности социальной политики государства, ее принципов, основных направлений и моделей, инструменты социально-экономической политики государства и основные приоритеты не только Республики Беларусь, но и отдельных зарубежных стран на современном этапе.

Содержание работы

Введение 4
1 Теоретические основы социальной политики государства 6
1.1 Эволюция социальной политики государства, её сущность и принципы 6
1.2 Основные направления социальной политики 10
1.3 Модели социальной политики 14
2 Инструменты социально-экономической политики государства 16
3 Приоритеты социальной политики на современном этапе 22
3.1 Приоритеты социальной политики отдельных зарубежных стран 22
3.2 Приоритеты социальной политики Республики Беларусь в современных условиях 25
Заключение 29
Список использованных источников 31

Файлы: 1 файл

sfef.doc

— 219.00 Кб (Скачать файл)

 Благодаря практике социальной политики в развитых странах выработалось несколько типичных направлений. К ним относятся:

• социальное страхование,

• социальная защита работников,

• политика в области заработной платы,

• социальные меры на рынке  труда,

• жилищная политика.

Социальное страхование одна из наиболее значительных частей социальной политики государства. Речь идет о том, что в процессе производственной деятельности работники могут потерять возможность продолжать свою работу. Потеряв данную возможность, они лишаются источника своего дохода. Выплаченная за причиненный несчастный случай сумма не позволяет существовать на эти средства в течение длительного времени. Для покрытия данных социальных издержек существуют некоторые возможности. Одна заключается в получении средств, которые предназначены специально для бедных слоев населения. Другая - это социальное страхование.

Политика государства  в области социальной защиты занятых основывается на положении о том, что на рынке труда наемный работник является относительно слабой стороной в отличие от работодателя, поскольку не обладает собственностью на производственное имущество и вынужден поддерживать свою жизнь ценой труда в течение предписанного периода времени. Целью социальной защиты работников является направленность на их финансовую поддержку в случае возможного ущерба для здоровья и их явной экономической эксплуатации.

Для обеспечения такой  защиты государство предусматривает  правовые установки, которые обеспечивают функционирование системы договоров, заключающихся  между  работниками и предпринимателями.

Социальная политика в области заработной платы осуществляется достаточно осмотрительно. Государство отталкивается от того, что рыночные условия не должны нарушаться из-за социальной коррекции. Регулирующее вмешательство осуществляется в основном в случаях, когда степень профессиональной подготовки работника невысока и позиции его в противостоянии с работодателем сравнительно слабы. Это особенно относится к таким видам трудовых процессов, как работа по уборке территорий, труд в домашнем хозяйстве. По части таких категорий населения государство фиксирует минимальный уровень заработной платы, ниже которого выплачивать заработную плату не разрешено. С помощью законов государство определяет также ритм оплаты труда (каждые 14 дней или ежемесячно).

Социальная политика государства на рынке труда представляет собой меры, способные оказывать влияние на процессы данного рынка. Посредством воздействия на конъюнктуру государство оказывает влияние на ситуацию со спросом на рабочую силу.

Более того, воздействие на рынок осуществляется с помощью корректировки правовых норм, связанных с возможностью использования в своей стране иностранной рабочей силы.

Другие формы данного  направления политики обозначают связь государства и институциональных органов, которых оно обеспечивает регулярной информацией о состоянии рынка труда. В значительной степени оно берет на себя систему переобучения работников, связанную со структурными сдвигами в экономике.

Политика в области  жилищных условий понимается в современных  западных странах как условие  не только чисто социального плана. Легко и быстро решаемые жилищные проблемы повышают территориальную подвижность рабочей силы. В условиях быстро растущей конкуренции, заметных структурных сдвигов потенциально высокая мобильность работников приобретает особую значимость.

В традиционном варианте это направление политики проводилось путем выделения из бюджета средств для помощи работникам по съему жилья. Причиной этих действий государства было то, что заработная плата была, как правило, относительно низкой по сравнению с уровнем платы за жилье. Впрочем, вскоре возник альтернативный вариант. Государство стало поощрять самостоятельную организацию жилищного строительства.

При этом использовались различные возможности. Например, территориальные  органы власти сами создавали относительно дешевые комплексы жилья и сдавали их внаем семьям с низкими доходами.

Другой путь социальной поддержки заключается в использовании жилья, построенного частными строительными кооперативами. Роль государства проявляется в том, что оно бесплатно предоставляет строительным организациям землю, осуществляет их льготное кредитование или применяет к ним более мягкое налогообложение. Одним из наиболее удачных вариантов жилищной политики оказался вариант, который предполагает оказание социальной помощи по съему жилья на основе конкретной ориентации на определенные семьи. Вследствие такого подхода рыночное равновесие не нарушается, поскольку владельцы домов получают доходы на основе рыночных цен. В итоге состояние жилого фонда всегда находится на должном уровне: номинальная оплата обеспечивает постоянное поддержание соответствующего ухода. Данный вариант социальной помощи является эффективным т.к. обеспечивает поддержку реально нуждающимся слоям населения. [5]

 

 

 

1.3 Модели социальной  политики

Становление современных  форм и моделей государственной социальной политики произошло во второй половине ХIХ века в странах Западной Европы. Оно было обусловлено потребностями индустриализации экономик стран и регламентации общественного устройства. Перемены, которые были вызваны индустриализацией, урбанизацией жизни, трансформацией большой семьи в малую, а также становлением рабочего движения потребовали новой парадигмы социальной защиты, которая бы основывалась на государственном регулировании вопросов найма работников, введении институциональных форм социального обеспечения престарелых, больных и инвалидов, а также семейной поддержки. «Повернуться» к социальным проблемам государство заставили две причины:

- небывалое обнищанием «пролетарского населения»: люмпенизация рабочего класса, усиление социальной напряженности, сопровождающееся открытыми протестами рабочих против сложившегося общественного порядка;

- осознание необходимости  государственного регулирования  условий воспроизводства населения.

Первый этап формирования активной социальной политики является период с 80-х гг. ХIХ века до середины ХХ века. Его определяющей характеристикой выступило создание национальных систем социальной защиты.

Существуют различные  факторы, влияющие на образование национальных механизмов и институтов социальной политики. К ним относятся: уровень экономического развития, особенности государственного устройства и структур гражданского общества, историко-культурные традиции страны. Все модели социальной государственной политики можно с группировать по определенным признакам. Базируясь на геополитическом аспекте, выделяют скандинавскую, континентальную,  американо-британскую и южно-европейскую модели социальной политики.

Отличительной чертой скандинавской модели является широкий охват различных социальных рисков и жизненных ситуаций, требующих поддержки общества. Социальные услуги, в основном, гарантируются всем жителям страны и не обусловливаются занятостью и уплатой страховых взносов. В целом предлагаемый уровень социальной защищенности довольно высок. Подход к решению базируется на следующих принципах:

1) Все люди имеют  одинаковую ценность, независимо  от возраста и производительности, Общество не может «выбросить»  слабые и должно предоставить  возможности слабым «респектировать»  свои потребности.

2) Социальные услуги и сервис предоставляются на добровольных началах. Только если клиенты не могут нести за себя ответственность, они могут быть принудительными.

3) Социальная защита  должна быть непрерывной, охватывать  все сферы жизни человека. [6]

 Для реализации  этих принципов в социальных службах занято множество государственных служащих. Уровень затрат на социальное обеспечение является достаточно высоким. Высокое качество договорных отношений между объединениями работодателей и работников при постоянном контроле со стороны государства обеспечивает через систему налогообложения перераспределение национального дохода в пользу малоимущих слоев населения. Реальная социальная защита, повышая жизненный уровень малообеспеченных граждан, способствует увеличению их потребительского спроса на товары и услуги, стимулируя тем самым экономический рост. [7, с.293]

Континентальная модель. Она устанавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и длительностью профессиональной деятельности. В ее основе лежит социальное страхование, услуги которого финансируются в основном только за счет взносов застрахованных. В данной модели государство, главным образом, несет ответственность только за выдачу социальных пособий получателям, то есть за социальное обеспечение, но не организует социальные услуги. Здесь бюджетные отчисления и страховые взносы работника и работодателя на социальные мероприятия примерно равны, и основными каналами перераспределения являются как государственные, так и частные (но находящиеся под контролем государства) социально-страховые фонды. Этой модели следуют Германия, Франция, Австрия, Бельгия.

Американо-британская модель характеризуется минимальным участием государства в социальной сфере. Финансовая основа реализации социальных программ представлена, прежде всего, частными сбережениями и частным страхованием, а не средствами государственного бюджета. Государство берет на себя ответственность лишь за сохранение минимальных доходов всех граждан и за благополучие наименее слабых и обездоленных слоев населения. Тем не менее оно максимально стимулирует создание и развитие в обществе различных форм негосударственного социального страхования и социальной поддержки, а также различных средств и способов получения и повышения гражданами своих доходов. Подобная модель социального государства характерна для США, Англии и Ирландии. Следует подметить, что внутри англосаксонской модели существуют некоторые различия. Они заключаются в том, что в Англии бесплатные медицинские услуги оказываются всем гражданам независимо от уровня их дохода, а в Ирландии - только низкооплачиваемым. Нельзя не обратить внимание на специфические особенности британской системы социальной защиты. В первую очередь, отсутствие в рамках модели социальных, организационно оформленных институтов, которые занимаются страхованием конкретных видов социальных рисков: старость, болезнь, безработица, несчастные случаи на производстве и др. Все программы социального страхования образуют единую систему. Во-вторых, это большая роль в обеспечении социальными услугами государственных учреждений, вдобавок - вследствие исторического развития их тесная связь с частными страховыми программами. Существует единый фонд, который формируется из отчислений работников, работодателей и дотаций, за счет средств которого формируется пенсионное и медицинское страхование, пособия по болезни и пенсии по инвалидности.

Южно-европейская модель. Данную социальную модель представляют такие высокоразвитые страны как Испания, Греция и Португалия. Ее можно трактовать как развивающуюся, переходную, а потому не имеющую четкой организации. Чаще всего, уровень социального обеспечения южно-европейской модели относительно низок, а социальная защита относится к сфере заботы родственников и семьи. Поэтому семья и другие институты гражданского общества играют здесь не последнюю роль. [6]

 

2 Инструменты социально-экономической политики государства

 

 

Серьезные изменения, происходящие на протяжении последних лет во всей социальной сфере, пробуждают исследовательский  интерес к изменениям в методологии  и практике проведения социальных исследований. Целью современного развитого государства, позиционирующего себя как социальное государство, выступает обеспечение достойного уровня и качества жизни населения на основе экономического роста. Детальная оценка уровня жизни, его дифференциации, результативности политики доходов невозможны без привлечения данных демографической статистики.

 В Беларуси, в частности, по данным выборочного обследования домашних хозяйств, в первом полугодии текущего года 11,5% семей имели среднедушевые располагаемые ресурсы более Br3 млн. в месяц. Причем среди них 3,4% от общего числа семей с детьми, 13,4% - домашние хозяйства без детей и 18,2% - хозяйства, состоящие из одного человека. Кстати, большинство семей с детьми в возрасте до 18 лет имели в первом полугодии среднедушевые располагаемые ресурсы от Br800,1 тыс. до Br1600 тыс. в месяц. Так, 22,6% семей с одним ребенком и 35,3% семей с двумя и более детьми имели по Br800,1-1200 тыс. на человека в месяц, соответственно 26,1% и 25,3% - по Br1200,1-1600 тыс.

Анализ ситуации в контексте  социально-демографических групп  населения и домохозяйств позволяет  сделать вывод, что в худшем положении  оказываются семьи с несколькими  детьми. Домохозяйства с разным числом детей существенно различаются  и по среднедушевому приросту сбережений, и по их доле в располагаемых ресурсах, а так же по структуре потребительских расходов. Максимальные размеры сбережений и темпы их роста характерны для малодетных семей. [8]

Охарактеризовать отдельные  параметры уровня жизни семей  с детьми позволяет и структура  потребительских расходов.

По данным выборочного  обследования домашних хозяйств, в  январе-июне 2011 года удельный вес расходов на продукты питания в структуре  потребительских расходов снизился до 39,5% против 40% год назад, в то время как удельный вес расходов на непродовольственные товары увеличился до 37,7% с 34,7%. Удельный вес расходов на алкоголь в первом полугодии текущего года, как и год назад, 2,2%.Доля расходов на оплату услуг снизилась и составила 20,6% против 23,1% в первом полугодии 2010 года. [9]

В январе-марте 2012 года по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом в структуре потребительских  расходов домашних хозяйств республики увеличилась доля расходов на питание (с 39,2% в первом квартале 2011 года до 44,9% в первом квартале 2012 года) и снизилась доля расходов на покупку непродовольственных товаров (соответственно с 36,7% до 35,2%). Доля расходов на оплату услуг снизилась и составила 17,5% против 22% в первом квартале 2011 года. Однако  сохраняются значительные различия в питании семей, проживающих в городской и сельской местности, между многодетными и малодетными семьями. [8]

Информация о работе Социальная политика государства, ее эволюция и приоритеты в современном обществе