Социальная политика государства, ее эволюция и приоритеты в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 20:51, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических основ понятия социальная политика, основные пути развития и различия между направлениями в разных странах.
Основными задачами курсовой работы являются:
рассмотрение и изучение сущности социальной политики государства, ее принципов, основных направлений и моделей, инструменты социально-экономической политики государства и основные приоритеты не только Республики Беларусь, но и отдельных зарубежных стран на современном этапе.

Содержание работы

Введение 4
1 Теоретические основы социальной политики государства 6
1.1 Эволюция социальной политики государства, её сущность и принципы 6
1.2 Основные направления социальной политики 10
1.3 Модели социальной политики 14
2 Инструменты социально-экономической политики государства 16
3 Приоритеты социальной политики на современном этапе 22
3.1 Приоритеты социальной политики отдельных зарубежных стран 22
3.2 Приоритеты социальной политики Республики Беларусь в современных условиях 25
Заключение 29
Список использованных источников 31

Файлы: 1 файл

sfef.doc

— 219.00 Кб (Скачать файл)

  Рис.1 Структура потребительских расходов домашних хозяйств  [10]

 

 

Важнейшей характеристикой жизнедеятельности семей выступают их жилищные условия.

В 2006 – 2011 годах в Беларуси построено 31,7 млн. кв. метров

жилья. За счет этого жилищные условия улучшили 241,6 тыс. семей –

более 1 млн. человек. Свыше 60 процентов жилья (19,4 млн. кв. метров)

построено гражданами с государственной поддержкой. По итогам

2010 года Беларусь заняла лидирующее положение среди стран СНГ по

вводу жилья (699 кв. метров на 1 тыс. жителей) и второе место по

обеспеченности  жильем (24,6 кв. метра на человека).

С учетом использования  различных источников информации, разнятся оценки, позволяющие получить представление  о реальной возможности семей  улучшить свои жилищные условия.

В 2012 – 2015 годах потребность граждан в улучшении жилищных

условий будет  обеспечиваться путем:

- строительства  нового собственного жилья (квартира  или индивидуальный

дом);

- приобретения  в собственность жилья на вторичном  рынке;

- аренды жилья  из государственного жилищного  фонда;

В рамках реализации жилищной политики создаются условия для

улучшения жилищных условий всех граждан, кому это необходимо. Показатели демографической статистики позволяют оценить и эффективность мер экономической и социальной политики. [11]

 

 

Еще одним инструментом социально-экономической политики государства выступают социальные программы. Социальная программа — это содержание и план деятельности с изложением основных целей и задач решения социальных проблем, характера мероприятий, уточнением сроков исполнения и определением участников процессов и их ролевых функций. При разработке социальных программ необходимо соблюдать некоторые принципы: принцип научного обоснования; принцип целесообразности и целеобусловленности; принцип социально воспроизводственной ценности; принцип комплексности; принцип реалистичности и реализуемости. Большинство данных программ направлено на экстренное удаление проблем в социальной жизни общества, но не их решение. Проблема социальных нужд состоит из причины и следствия. В большинстве случаев попытка правительства улучшить жизнь населения служит всего лишь смягчением следствий. Но эти действия не являются решением проблемы. Финансирование социальных программ осуществляется за счет государственных средств, а также за счет местных бюджетов, средств предприятий, организаций, населения. Далеко не последнюю роль в социальной защите населения могут сыграть благотворительные фонды социальной помощи. [12]

Социальные программы включают следующие задачи:

 

    • укрепление материально-технической базы учреждений, оказывающих социальные услуги пожилым людям и инвалидам;
    • обеспечение санитарно-эпидемиологического состояния учреждений социального обслуживания населения в соответствии с установленными стандартами, нормами и нормативами;
    • оказание адресной поддержки неработающих пенсионеров в дополнение к мерам, обеспеченным действующим федеральным и областным законодательством;
    • своевременное оказание адресной помощи неработающим пенсионерам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
    • улучшение социально-бытовых условий проживания граждан пожилого возраста (газификация жилья и жилых помещений), в первую очередь в отдаленных сельских населенных пунктах;
    • снижение социальной напряженности и социального неравенства в обществе.

В прошедшем пятилетии  работа всех органов управления, коллективов  и организаций была направлена на решение задач и достижение параметров Программы социально–экономического развития Республики Беларусь на 2006 — 2010 годы. Ежегодно на ее основе разрабатывались прогнозы социально–экономического развития, денежно–кредитной и бюджетной политики.

Главным результатом реализации Программы социально–экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы станет рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе модернизации экономических отношений, инновационного развития, повышения эффективности и конкурентоспособности национальной экономики. Будет предпринят комплекс эффективных мер для того, чтобы страна не позднее 2015 года вошла в число пятидесяти стран с наиболее высоким уровнем развития человеческого потенциала. В предстоящей пятилетке предусматривается обеспечить увеличение ВВП на 62 — 68 процентов, индекса промышленного производства — на 54 — 60 процентов, продукции сельского хозяйства — на 39 — 45 процентов, производства услуг — в 1,96 — 2 раза, инвестиций в основной капитал — в 1,9 — 1,97 раза.

В демографической сфере  главным приоритетом государства  останется повышение уровня рождаемости  при одновременном увеличении продолжительности  жизни, снижении материнской и детской  смертности.

Таким образом, в результате реализации намеченных планов Республика Беларусь в очередной раз наглядно продемонстрирует свою приверженность курсу социального государства и неизменность политики, направленной на улучшение качества жизни своих граждан. [13]

 

 

 

3 Приоритеты социальной политики на современном этапе

3.1 Приоритеты социальной политики отдельных зарубежных стран

Огромное влияние на систему социальной политики оказывают  основополагающие нормы и ценности того общества, в котором эта система  функционирует.

Изучение опыта социальной защиты в различных странах показывает, что сложившаяся в каждой стране система гарантированна Конституцией, обеспеченна нормативно-законодательной базой и, независимо от функционирующей модели, регулируемая государством и в большинстве стран с полной или преобладающей ролью государства в целостной системе социальной защиты человека от рождения до его смерти. [14, с.478]

Известно, что в разных странах сложилась разная система  социальной помощи населению.

В основе французской  модели социальной политики лежит принцип  профессиональной солидарности, который предусматривает существование страховых фондов, управляемых на паритетных началах наёмными работниками и предпринимателями.

Особенность французской  системы социальной защиты заключается в  сложной организационной структуре и высокой доли расходов на социальные программы, превышающей средний уровень по ЕС.

Для французской социальной политики характерны следующие особенности:

  • существование разветвлённой системы профессионально-отраслевых схем социального страхования;
  • наличие развитой системы семейных пособий, которая стала результатом длительной эволюции, в ходе которой вводились и совершенствовались различные инструменты государственной семейной политики и формы семейных пособий;
  • большая роль дополнительных систем социального обеспечения, особенно в области пенсионного и медицинского страхования (наряду с общими (базовыми) системами социального страхования в стране функционирует множество дополнительных профессионально-отраслевых систем).

Отличительной чертой французской системы социальной защиты  выступает её финансирование главным образом за счет взносов социального страхования, а также существование различных страховых фондов, реализующих отдельные социальные программы, которые дополняют обязательные социальные услуги в рамках общих обязательных схем социального обеспечения.

Что касается пенсионного  обеспечения, то в основной базовой  схеме возможен досрочный выход на пенсию, действует система надбавок супругам, имеющим не менее трех детей, и супругу, на иждивении которого находится другой, не имеющий собственной пенсии. Кроме того, существует возможность наследования пенсионных прав, а также возможность трудоустройства после выхода на пенсию.

Французская система  медицинского страхования подразделяется на несколько отдельных систем, различающихся по профессиональному признаку. Наиболее крупной, охватывающей более 80 % населения, является общая система медицинского страхования (Regime general d`assurance maladie). Наряду с ней существуют другие более мелкие страховые режимы для работников отдельных профессиональных групп и отраслей. Таковы система страхования для государственных служащих и работников сельского хозяйства - около 9 % населения, страхование для самостоятельно занятых работников - 6 %, а также более мелкие системы медицинского страхования наёмных работников различных профессиональных групп (горняков, железнодорожников, моряков и др.). Медицинское страхование включает медицинские, стоматологические, фармацевтические, а также больничные расходы. Кроме того, правом на медицинское обслуживание пользуются и дети застрахованного до достижения возраста 20 лет, а также совместно проживающие родственники, ведущие с ним домашнее хозяйство.

Французская система  страхования по безработице базируется на коллективных соглашениях между организациями работодателей и наёмных работников. Во Франции существуют два крупных фонда страхования по безработице, управляемые на паритетных началах представителями трудящихся и предпринимателей: Национальный союз содействия занятости в промышленности и торговле - Union national pour l`employ dans l`industrie et le commerce — UNEDIC и Союз содействия занятости в промышленности и торговле - Association pour l`employ dans l`industrie et le commerce — ASSEDIC. [15]

В арабском мире средняя  доля капиталовложений в ВВП в последние десятилетия изменилась мало, а коэффициент предельной капиталоемкости вырос более чем вдвое. В среднем по АС доля общих государственных расходов в ВВП в полтора раза больше, чем в целом по развивающимся странам. В последние три десятилетия хотя доля совокупных частных и государственных расходов на развитие здравоозранения, образования и науки в ВВП АС увеличилась по сравнению с 60 - 70-ми годами примерно в полтора раза, в  настоящее время едва ли превышает 12 % ВВП.

Также оценив сдвиги в развитии человеческого фактора можно сделать вывод, что улучшение питания, санитарных условий, медицинского обслуживания вызвали сокращение индикатора младенческой смертности за 1960-2010 гг. в среднем по АС со 155 до 36‰. Быстро, хотя и не рекордными темпами, увеличивалась в арабском мире ожидаемая средняя продолжительности жизни: в среднем с 45 до 68 лет. В АС существенно выросли брутто-показатели охвата молодежи обучением в среднем и высшей школе (соответственно с 10 до 70 % и с 1-2 до 9-10 %). Показатели, достигнутые АС к концу истекшего десятилетия, оказались чуть выше средних по развивающимся странам. Однако при этом они соответствовали уровню развитых государств примерно полувековой давности.

Уровень грамотности  взрослого населения в АС вырос за 1960-2009 гг. с 16 до 73 %. Однако это и сегодня ниже, чем в среднем по развивающимся странам (около 80 %). Для системы образования АС характерен ряд существенных недостатков. По-прежнему не умеют читать и писать 40 % женщин, хотя за последние 40 лет показатель их грамотности возрос в 3-4 раза. АС заметно отстают по контенту образовательных программ, в учебном процессе неизменно преобладает банальная зубрежка. В нечастного сектора качество образования как правило посредственное. По индексу конкурентоспособности высшего образования более или менее приличные места занимают в мире только такие арабские страны, как Тунис, Катар и ОАЭ (в 2010-2011 гг. 30-е, 32,36 места из 139). Положение остальных намного хуже. Например, Египет, Алжир, Марокко и Сирия находятся в нижней трети этого мирового рейтинга, занимая соответственно 97, 98, 102 и 107 места.

По индексу человеческого  развития АС заметно подтянулись  в 50 – 70-е годы, но впоследствии этот показатель не обнаружил тенденции  к росту: в 2007 г. он оставался равным 41-42 %.

В странах Ближнего Востока и Северной Африки сравнительно быстро увеличивается число пользователей современными средствами коммуникации. Удельный вес обладателей мобильных телефонов в 2008 г. был ниже, чем в Латинской Америке, но превышал аналогичный показатель в Восточной и Южной Азии. Доля охвата населения Интернетом, речь идет также о вовлечении в так называемые социальные сети – Twitter, Facebook и др., которые сыграли немалую роль в 2011 г. в активизации протестных движений в ближневосточных странах, также растет. Как показали недавние события в странах БВСА, это меняет общество, повышает в нем «градус» социальных ожиданий, модернизирует структуру его взаимосвязей. За короткий период 2002-2008 гг. удельный вес пользователей Интернетом в АС увеличился в пять раз и составил 20 % населения. Это намного превосходило соответствующие индикаторы по Южной Азии и Тропической Африке, хотя сохранялось заметное отставание от Латинской Америки и тем более от развитых стран.

В последние три десятилетия  в среднем по АС безработица выросла в полтора раза – с 9 до 13-14 %, что заметно превысило таковую в Латинской Америке и Тропической Африке, в Восточной и Южной Азии. В АС на протяжении этих десятилетий вспыхивали бунты обездоленных. Нынешняя мощная волна социальных протестов во многом вызвана тем, что населению, в том числе быстро растущей по численности молодежи, надоело жить, как прежде. В обществе растет осознание того, что коррумпированная верхушка, сконцентрировав в своих руках огромные рентные богатства, неспособна осуществить эффективную модернизацию экономики. Напряжение усиливается и потому, что высшие круги в ряде случаев имеют иную конфессиональную принадлежность. Большую роль в этом отношении играет и социальное расслоение: разрыв между основной частью арабских обществ и верхушкой достиг огромных масштабов. Сейчас трудно сказать, чем в ближневосточных странах завершатся народные протесты.

Массу накопившихся проблем, связанных с неэффективностью своих  хозяйственных и институциональных  систем, ближневосточным обществам придется решать всерьез. Ибо по темпам своего технологического, экономического и социально-политического развития они, в отличие от быстрорастущих восточноазиатских и южноазиатских государств, слабо вписываются в перспективные модели роста XXI в. [16, с.73-83]

 

 

 

 

3.2 Особенности социальной политики в Республике Беларусь

 

Цель социальной политики белорусского государства – формирование социально стабильного и высокоразвитого  общества, в котором нет нищеты и резких социальных контрастов, достигнут социально приемлимый жизненный уровень и качество жизни, обеспечены условия для развития человеческого потенциала, имеется достаточная степень общественного согалсия и общественной солидарности, а социальные противоречия разрешаются без острых конфликтов. Построение такого общества требует больших усилий и определенного времени. 

Информация о работе Социальная политика государства, ее эволюция и приоритеты в современном обществе