Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2014 в 00:43, курсовая работа
Цель курсовой работы- изучение социальной политики государства и ее особенности в рыночной экономике на примере стран Западной Европы.
Задачами курсовой работы в связи с указанной целью являются:
- Исследовать сущность и основные компоненты социальной политики государства.
- Определить основные направления и принципы разработки модели социальной политики.
Введение
Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в рыночном хозяйстве является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране.
Проблемы социальных отношений, разработки социальной политики и механизмов ее реализации являются предметом изучения экономической науки в течение достаточно длительного времени. Они исследуются преимущественно в контексте анализа общих, фундаментальных вопросов совершенствования механизма хозяйствования, всей системы управления экономикой.
Выбор данной проблемы в качестве предмета экономического исследования обусловлен необходимостью изучения и анализа моделей социальной политики государства; исследования общих принципов и механизмов формирования наиболее приемлемой к условиям рыночных отношений модели социальной политики.
Данная
курсовая работа называется «Социальная
политика государства». В работе рассмотрены
такие вопросы, как понятие, цели, функции
и принципы формирования социальной политики;
структура социальной политики государства
и механизм ее реализации; проблема справедливого
распределения в рыночной экономике; модели
социальной политики стран Западной Европы.
Цель курсовой работы- изучение социальной политики государства и ее особенности в рыночной экономике на примере стран Западной Европы.
Задачами курсовой работы в связи с указанной целью являются:
- Исследовать сущность и основные компоненты социальной политики государства.
- Определить основные направления и принципы разработки модели социальной политики.
- Рассмотреть модели социальной политики стран Западной Европы.
Объектом исследования данной курсовой работы является система социальной политики государства.
Предметом курсовой работы является исследование компонентов социальной политики государства на примере западной Европы.
Методическую основу работы составили труды таких авторов как: Базылев Н.И, Сидорович А.В, Сурнин В.С, Дынкин В.Б, Борисов Е.Ф, Грязнова А.Г, Каргалова М.В, Видяпин В.И. Ермасова Н.Б, Панкова Л.Н, Колодко Г, Люблинский В.В, Лыгина Н.И, Рудакова О.В, Макинтайр Р, Петросян Д, Юнгюлюд Д.
Структура работы. Курсовая работа включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложение.
Первая глава посвящается изучению понятия социальной политики, её целей, функций и структуры социальной политики.
Во второй главе рассматриваются концепции справедливого распределения доходов и задачи социальной политики.
В третьей главе рассматриваются модели социальной политики стран Западной Европы: Швеции и Германии.
1. Теоретические основы социальной политики государства
1.1.Понятие социальной политики, её цели и функции
В широком смысле слова социальным принято называть все, что непосредственно относится к обществу, людям, их жизни. Вместе с тем существует и более узкая область экономики, непосредственно связанная с социальными явлениями и именуемая социальной сферой. К социальной сфере принято относить экономические объекты и процессы, виды экономической деятельности, непосредственно связанные и касающиеся образа жизни людей, потребления населением материальных и духовных благ, услуг, удовлетворения конечных запросов человека, семьи, коллектива, групп, общества в целом.
Социальная экономика как наука исследует и анализирует природу возникновения потребностей, потребительские запросы, структуру потребления, выделяет рациональные потребности человека, социальных групп, регионов, общества с учётом разнообразия самих потребностей и потребителей.
С другой стороны, в зону действия социальной экономики попадают доходы различных слоёв и групп населения. Виды, природа возникновения, источники, уровень доходов, включая, в первую очередь, денежные доходы населения – это всё вопросы социальной экономики. Мера соответствия доходов и расходов, потребительские бюджеты человека и семьи применительно к разнообразным половозрастным, территориальным, профессиональным группам также составляет предмет социальной экономики.
Так как социальная экономика ориентирована на человека, призвана способствовать удовлетворению его запросов, интересов, потребностей, то о состоянии и успехах этой экономики судят по тому, как живут люди. При всем многообразии жизненных проявлений можно получить общее представление об условиях, в которых живут люди, о том насколько они довольны этими условиями, что им дает жизнь. Всё это вместе взятое определяет качество жизни.
Качество жизни охватывает и характеризует весь диапазон её свойств, распространяется на все её стороны, отражает удовлетворённость людей предоставленными им материальными и духовными благами, отражает обеспеченность, комфортность, удобство жизненных условий, их приспособленность к современным требованиям, безболезненность и продолжительность жизни.
К числу употребляемых показателей уровня жизни относятся денежные доходы населения в расчете на одного человека или семью. Обычно измеряется месячный доход, который должен превышать прожиточный минимум, рассчитанный исходя из потребления каждым человеком минимально необходимого набора благ – «потребительской корзины» [6,c. 138]
Наряду с денежными доходами на уровень жизни влияют общественные фонды потребления, к которым относятся блага и услуги, предоставляемые государством населению бесплатно. В странах с централизованной экономикой государственными могут быть здравоохранение и образование, частично – услуги культуры и физкультуры, в некоторой степени – питание и отдых для отдельных групп, категорий населения. В странах с рыночной экономикой также есть общественные фонды потребления, но чаще всего блага и услуги бесплатны или частично платны для отдельных категорий потребителей, обладающих низкими доходами.
Социальная экономика тесно связана с формами и отношениями собственности, по крайней мере, в той части, где проявляются собственнические интересы людей. Отношения, возникающие между людьми в связи с присвоением, образованием личной, семейной собственности, имущественным пределом, относят к социальным.
Экономика труда в той своей части, в которой она характеризует его условия, оплату, занятость, уровень безработицы, тоже социальная область.
Непосредственно к социальной экономике относятся все виды социального обеспечения, то есть денежного содержания, материальной помощи, оказываемой отдельным, чаще всего нетрудоспособным слоям и категориям населения, которые не имеют собственных доходов и источников существования либо обладают ими в ограниченной степени.
Социальная экономика – главный мост, соединяющий экономику с политикой, основной возбудитель политических сил и течений. Экономику, направленную на удовлетворение потребностей человека, семьи, называют социально ориентированной.
Прежде, чем охарактеризовать социальную политику, необходимо вообще сказать о том, что такое политика.
Политика – это:
-отношения между социальными группами, классами, государствами по поводу завоевания, сохранения упрочнения власти;
-система деятельности в различных областях общественной жизни: в сфере экономики, социальной сфере, духовной жизни, военной сфере;
-практическая деятельность по реализации политического курса и достижению политических целей;
-участие во властных отношениях граждан, политических деятелей,
общественных организаций;
-искусство работы с людьми, умение учитывать и выражать их интересы, возможности, психологические, профессиональные, и иные качества[8, c.78].
Под социальной политикой понимают совокупность мер, направленных на удовлетворение государством социальных потребностей населения, поддержание приемлемого для страны уровня жизни, корректировку резких различий в доходах и потреблении населения, предоставление населению социальных услуг, обеспечение закрепленных в Конституции и иных законодательных актах страны социальных гарантий [10, c. 79].
Эффективность социальной политики государства, масштабы и финансовые возможности ее реализации определяются в основном эффективностью реального сектора экономики страны, уровнем ее экономического развития. Вместе с тем социальная политика оказывает огромное обратное воздействие на эффективность развития народного хозяйства и имеет самостоятельное значение в социально-экономическом развитии общества. Эффективность социальной политики зависит не только от экономической базы страны, но и от самого государства как основного субъекта, ее определяющего и практически реализуемого. [9, c. 469].
Целью социальной политики (социальными приоритетами) являются:
-достижение улучшения материального положения и условий жизни людей;
-обеспечение занятости, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;
-гарантии конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;
-переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи;
-нормализация и улучшение демографической ситуации, снижение смертности населения;
-улучшение социальной инфраструктуры.
Основные функции социальной политики можно свести к следующему:
-стабилизация, приведение к устойчивости социальных отношений и социального положения;
-поддержание и стимулирование социальной и экономической активности населения;
-социальная поддержка и защита.
Социальная политика по своей сути является долгосрочной, ориентированной на длительную перспективу и должна содержать стратегические установки, направленные на достижение крупномасштабных целей. [16 c.79]
1.2. Структура социальной политики и механизм ее реализации
Социальная политика государства разрабатывается и реализуется на основе социального партнерства, она должна учитывать возможности государства, работодателей, интересы граждан, их общественных формирований. Каждая участвующая в социальном партнерстве сторона должна участвовать и в социальной политике, нести ответственность за ее реализацию. В данном случае неприемлем принцип консенсуса, но максимальный учет мнений, возможностей каждой стороны должен обязательно присутствовать.
Социальная сфера чутко реагирует на изменения, которые происходят на всех уровнях общественного производства и в политических институтах. В свою очередь социальная политика (ее состояние) оказывает большое и исторически все возрастающее влияние на темпы, характер, эффективность экономических процессов, на стабильное развитие политических отношений.
Обычно социальная политика реализуется через различные формы социальной работы, крупные разовые государственные решения и мероприятия, а также через социальные программы (специализированные и комплексные).
В свою очередь, на выполнение целей и задач социальной политики ориентирован весь сложный механизм ее реализации, который структурно представлен следующим образом:
-субъект социальной политики – государство, представленное совокупностью всех его органов, ориентированных на регулирование социальных отношений;
-политические партии, общественно-политические движения и другие институты гражданского общества;
-объект социальной политики – социальные процессы в обществе во всем их содержательном многообразии и разнообразных формах проявления;
-система нормативно-правовых актов, регулирующих взаимодействие между субъектами и объектами социальной политики;
-предметно-политическая деятельность по решению задач социальной политики на различных стадиях, включая и оценку эффективности реализации социальных программ [10, c. 241].
При решении конкретных задач данная структура дополняется и другими элементами, важнейшим из которых является социальная работа.
Существует несколько технологических фаз механизма реализации:
-научный анализ и изучение реально существующей социальной ситуации, ее всесторонний и углубленный анализ, выявление главных проблем и основных противоречий, доминирующих перспектив развития конкретных социальных отношений;
-определение конкретных стратегических и тактических целей социальной политики, методов и средств их достижения, исходя из наличных материально-финансовых, организационных и иных возможностей;
-нормативно-правовое оформление избранного варианта решения той или иной социальной проблемы – принятие федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, иных нормативно-правовых актов законодательной и исполнительной власти;
-административно-
-контроль над ходом и эффективностью проведения социальной политики и внесение соответствующих коррективов в предыдущие технологические фазы [8, c. 85].
Информация о работе Социальная политика государства и ее особенности в рыночной экономике