Социальная политика государства и ее особенности в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2014 в 00:43, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы- изучение социальной политики государства и ее особенности в рыночной экономике на примере стран Западной Европы.
Задачами курсовой работы в связи с указанной целью являются:
- Исследовать сущность и основные компоненты социальной политики государства.
- Определить основные направления и принципы разработки модели социальной политики.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ЭКОН ТЕОР.docx

— 61.04 Кб (Скачать файл)

 

2.2. Задачи социальной политики

 

Социальная политика направлена на социальное выравнивание, уменьшение социальных разрывов в доходах и доступности социальных благ. Основное содержание социальной деятельности государства заключается в целенаправленном перераспределении доходов, главным образом через налогообложение и систему социальных трансфертов, и обеспечении социальных услуг. Социальная защита, гарантированная государством, характеризуется всеобщностью и вседоступностью. Принцип универсальности предполагает право всех граждан на пользование благами общенациональной системы социальных услуг и социальной защиты.

Основными задачами социальной политики являются:

1.Увеличение  оплаты труда занятых в государственном секторе (социальной сфере, управлении, армии).

2.Увеличение  на основе стимулировании деловой  активности отечественных товаропроизводителей  заработной платы, особенно сельского хозяйства.

3.Постепенная  легализация деятельности теневой  экономики и перераспределение  части доходов занятых в ней  лиц в пользу широких слоев  населения страны.

4.Улучшение  условий жизни пенсионеров, прежде  всего за счет повышения минимальных пенсий.

5.Увеличения  льгот лицам, имеющим детей до трудоспособного возраста, особенного многодетным семьям.

6.Реформа  налоговой системы с целью  перераспределения налогового бремени  с низкодоходных на высокодоходные группы.

7.Сохранение  бесплатного или льготного обслуживания  широких слоев населения учреждениями  социально-бытового назначения. [5, c. 48]

Выполнение поставленных задач позволит создать в России систему распределительных отношений, соответствующих требованиям социально-ориентированной экономики. Государству необходимо создать условия для достаточного удовлетворения наиболее значимых потребностей всего населения. В первую очередь, это содержание широко развитой социальной инфраструктуры, которая включает среднее и высшее образование, здравоохранение, культуру и иные отрасли нематериального производства и услуг. В социально ориентированной экономике государство должно с помощью налогов перераспределять личные доходы граждан – от самых богатых к необеспеченным и малообеспеченным жителям страны. Благодаря такому перераспределению государство дает средства к существованию тем, кого рыночная экономика бросает на произвол судьбы (инвалиды, многодетные семьи, бездомные).

Так же в социально ориентированной экономике возникает социальная опора гражданского общества на так называемый средний класс (по уровню получаемых доходов). Во многих высокоразвитых странах граждане (семьи) делятся на три основных класса: а) богатый класс – 10 – 15% , б) средний класс – 70 – 80% и в) бедный класс – 15 – 20% [7, c. 58]. В этом случае обеспечивается наибольшая социальная стабильность общества. Следует согласиться с утверждением, что «средний класс играет в обществе особую роль. Образно ее можно уподобить функции позвоночника в человеческом организме, благодаря которому организм сохраняет равновесие и устойчивость. Там, где нет среднего класса или он еще не сформировался, общество не стабильно». В странах с развитой экономикой достаточно весомую часть среднего класса составляют работники таких сфер как образование, наука, медицина, юриспруденция и тому подобное. В России уровень дохода и потребления этой группы населения не соответствует представлениям о достойном существовании и социальной справедливости. Именно поэтому, одной из главных задач ставиться повышение заработной платы работников, занятых в вышеперечисленных отраслях.

 

2.3. Направления социальной политики

 

Социальная политика государства в социально ориентированной рыночной экономике призвана частично смягчать социальную напряженность, неизбежную при радикальных хозяйственных переменах, тем самым способствовать проведению либеральных реформ экономических и политических структур.

Деятельность государства по обеспечению относительной социальной справедливости проводится в следующих направлениях:

- помощь  обездоленным, беднейшим и неспособным  материально себя обеспечивать  людям и борьба с бедностью  как с острейшей социальной проблемой;

- материальная  поддержка временно безработных  граждан и оказание им содействия  в устройстве на работу, в повышении  их профессионального уровня  и переквалификации, обеспечение  по возможности полной занятости трудоспособного населения;

- выплата  пособий на детей, оплата отпусков  по беременности и родам и больничных листов;

- создание  целостной системы социальной  защиты всех граждан на основе  более справедливого распределения национального дохода;

-организация  медицинского страхования граждан  и финансирование всеобщего бесплатного здравоохранения;

- содержание  системы бесплатного начального  и среднего образования и предоставление  льгот при получении профессионального и высшего образования;

- создание  государственной системы пенсионного  обеспечения в сочетании с  деятельностью частных пенсионных фондов;

- решение  социальных проблем в жилищно-коммунальной сфере;

- гарантирование  государством сбережений населения  в частных банках, пенсионных  фондах и страховых компаниях. [8, c. 43] .

При реализации тех или иных направлений социальной политики государство сталкивается со многими проблемами. При становлении рыночной экономики в нашей стране преодолеваются серьезные противоречия, связанные с бесплатностью распределения некоторых благ и услуг из общественных фондов потребления. Наряду с бесспорными достижениями такое распределение дает и отрицательные побочные последствия. Унифицированный набор бесплатных благ в определенной степени лишает человека свободного выбора, а все общество – многообразия. Уровень потребления благ не зависит от индивидуальных и коллективных результатов труда. Человек лишен возможности влиять на качество обслуживания в медицинских и других учреждениях.

В этой связи, формирование качественно новой модели социальной политики государства представляется одной из ключевых задач экономической и политической стабилизации. Социальная политика призвана минимизировать социальные издержки глубоких экономических реформ, облегчить адаптацию населения к рыночным условиям, обеспечить ему возможности для нормального существования и развития.

В России отставание в развитии социальной сферы, недооценка всего комплекса социальных проблем, низкая эффективность социальной политики негативно сказались как на материальном положении населения, политической стабильности, так и на процессе экономических преобразований [9, c. 60].  В ходе выполнения задачи по созданию качественно новой модели социальной политики нужно обратить внимание на уже имеющийся мировой опыт в решении социальных проблем в странах с различным состоянием рыночной экономики и различным уровнем жизни населения. Необходимо проанализировать успехи и проблемы при реализации тех или иных задач социальной политики в государствах с развитой рыночной экономикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Модели социальной политики стран Западной Европы

3.1. Социальная политика в Германии

 

«Социальное рыночное хозяйство» является официальной экономической доктриной в Германии. Суть данного хозяйственного порядка определяется как соединение свободного конкурентного рынка с социальной справедливостью. На первом месте в этой модели стоит именно свободный рынок и только на втором – социальная справедливость или социальное выравнивание. Государством гарантированна возможность осуществления личной свободы с помощью государственно-правового регулирования, перераспределения и контроля над общественным богатством и социальным влиянием имущих.

Концептуальная основа «социального рыночного хозяйства»- ордолиберальные теории, разработанные учеными Фрайбургской школы во главе с Вальтером Ойкеном и Францем Бемом, а так же неолиберальные теории Вильгельма Рёпке, Александра Рюстова и Альфреда Мюллер-Армака.

Основные черты этой модели определены следующим образом: правовое государство обеспечивает экономическую свободу предприятий, потребителей и трудящихся, поддерживает условия для конкуренции, выполняет экономические функции в рамках конъюнктурной, структурной и социальной политики.

В Германии государство активно воздействует на формирование предпринимательской среды и тем самым оказывает влияние на предпринимательскую структуру, использует сочетание методов финансового и антимонопольного регулирования, оказывает содействие малому и среднему бизнесу. В тоже время, можно отметить такой недостаток - социальная справедливость, выравнивание жизненных условий, характерное для модели социального рыночного хозяйства, снижают склонность с самостоятельности. Развитая система социального обеспечения и защиты приучает к стабильности и гарантиям, а потому работа по найму для большинства немцев более привлекательна, чем основание собственного дела. Тем не менее, в Германской хозяйственной системе количественно явно преобладают мелкие и средние предприятия (с числом занятых до 500 человек и с оборотом до 50млн. евро). Обширный и устойчивый малый и средний бизнес является главным условием конкуренции, а значит, и сохранения эффективности социального рыночного хозяйства.

На сегодняшний день система социального обеспечения включает в себя много направлений и мер: поддержка семьи, поддержка безработных и стимулирование занятости, забота о пожилых людях, медицинское страхование и страхование от несчастных случаев.

Политика стимулирования занятости в Германии осуществляется через Федеральное агентство по труду. В качестве основных мер для достижения поставленных целей Агентство использует различные консультации, координацию работодателей и кандидатов, психологическую помощь, подбор вакансий и различные тренинги, курсы повышения квалификации и переквалификации.

При выплате компенсации за потерю дохода для безработных в Германии действует несколько правил. Право на пособие по безработице имеют лишь те, кто за предшествующие два года имели работу и выплачивали взносы на страхование на случай безработицы – 3,5% от заработка до уплаты налогов. На протяжении всего периода выплаты пособия Агентство по труду оплачивает за безработного взносы на медицинское и пенсионное страхование. Период выплаты пособия по безработице составляет от 6 до 32 месяцев.

Основное отличие социальной помощи по безработице от пособия по безработице заключается в том, что пособия выплачиваются из средств страховых фондов, в то время как помощь финансируется из государственного бюджета.

Особое внимание следует уделить поддержке семьи в Германии. Политика по поддержке семьи проводится по нескольким направлениям. В первую очередь, это выплата так называемых «детских денег». На сегодняшний день право на пособие имеет один из родителей в течение 25 лет жизни ребенка. Размер пособия составляет до 7680 евро в год. Это пособие вычитается из налогооблагаемого дохода родителей. Семьям с детьми выплачивается «детская надбавка» на покупку недвижимости – 700 евро в год вплоть до наступления у ребенка восьмилетнего возраста. Одинокие родители имеют право на получение пособий на воспитание, а так же право на получение материальной компенсации для обеспечения ребенку достойного содержания. Родители так же имеют право на возмещение доходов утраченных в периоде рождения ребенка и уходе за ним. Так называемые «родительские деньги» покрывают 67% прежних доходов человека. Так же дополнительно предоставляются пособия по рождению ребенка.

Еще одно из направлений социальной политики – это система здравоохранения. Существующая на сегодняшний день в Германии, она считается одной из самых лучших в мире по качеству медицинского обслуживания и лекарственных препаратов. В основе немецкого здравоохранения лежат страховые фонды, в первую очередь, государственные. Взносы в государственные больничные кассы выплачиваются работающими гражданами либо Агентством по труду за безработных ежемесячно. Государственное медицинское страхование предусматривает широкий спектр медицинских услуг, такие, как диагностика и профилактика заболеваний, амбулаторное и стационарное лечение, а так же обеспечение лекарствами и вспомогательными средствами. Взносы застрахованного обеспечивают так же страхование неработающих членов его семьи, при этом размер выплат не зависит от количества детей в семье застрахованного.

Так же четко развитой, выполняющей свою главную цель – обеспечение достойного уровня жизни людей старшего возраста, можно назвать систему пенсионного обеспечения в Германии. Данная система включает в себя четыре компонента:

  1. обязательное пенсионное страхование рабочих и служащих;
  2. пенсии по старости от предприятий;
  3. частное пенсионное страхование на добровольной основе;
  4. институт социальных пенсий и пособий, предоставляемых на основе проверки нуждаемости.

Исходя из вышеперечисленных направлений и механизмов реализации социальных программ, можно сделать вывод о больших размерах государственных расходов в Германии, и соответственно большой налоговой нагрузки на предприятия и на граждан (в приложении 1). Естественно это не может не сказаться на общем состоянии экономики, и даже вызвать такие негативные последствия, как снижение деловой активности, сокращение производства и другие. Так в 2003 году канцлер ФРГ выступил с новым планом реформирования социальной системы государства – Программой 2010. В качестве целей ставится модернизация социального рыночного хозяйства, создание благотворных условий для экономического роста и процветания.

 

3.2. Социальная политика в Швеции

 

Термин «шведская модель» возник в конце 60-х годов, когда стало отмечаться успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе.

Шведская модель определяется через особенности экономической политики в стране, в которой выделяются две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов. Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор, занимающийся накоплением и перераспределением значительных денежных средств на социальные и экономические цели, рассматриваемые как результаты этой политики.

В шведской модели - государство не вмешивается в производственную деятельность фирм, а активная политика на рынке труда должна свести к минимуму социальные издержки рыночной экономики. Максимальный рост производства в частном секторе и очень широкое перераспределение государством части прибылей через налоговую систему, и государственный сектор обеспечивали повышение уровня жизни населения, но без воздействия на основы производства.

Уровень жизни в Швеции считается одним из наиболее высоких в мире и наивысшим в Европе. Уровень жизни определяется комплексом различных показателей. По ВВП и потреблению на душу населения Швеция занимает одно из первых мест в Европе. По степени выравнивания доходов Швеция опережает все остальные страны мира. Отношение зарплаты женщин и мужчин в Швеции самое высокое в мире.

Информация о работе Социальная политика государства и ее особенности в рыночной экономике