Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2014 в 00:43, курсовая работа
Цель курсовой работы- изучение социальной политики государства и ее особенности в рыночной экономике на примере стран Западной Европы.
Задачами курсовой работы в связи с указанной целью являются:
- Исследовать сущность и основные компоненты социальной политики государства.
- Определить основные направления и принципы разработки модели социальной политики.
Политика на рынке труда является характерной чертой шведской модели. Под политикой на рынке труда понимается комплекс мероприятий, осуществляемый сетью специальных государственных учреждений в целях поддержания занятости, повышения мобильности рабочей силы, создания новых рабочих мест, а так же меры по повышению возможностей людей получить и сохранить работу. Кроме этих активных мер помощи, существует так же выплата пособий безработным.
Есть определенные достижения и в длительной борьбе за равенство. Полная занятость сама по себе важный фактор выравнивания: общество с полной занятостью избегает различий в доходах и жизненном уровне, проистекающих из массовой безработицы, поскольку долгосрочная безработица ведет к потерям доходах. Доходы и жизненный уровень в шведском обществе выравниваются двумя путями. Правительство использует прогрессивное налогообложение и систему обширных государственных услуг.
Социальное страхование – основной элемент шведской политики благосостояния. Цель системы социального обеспечения в Швеции – обеспечить человека экономической защитой в случае болезни, при оказании медицинской помощи, рождении ребенка и по старости (всеобщее страхование), в связи с несчастным случаем и болезнями по производственной причине (страхование от несчастных случаев на производстве) и безработице (страхование по безработице и помощь от рынка труда наличными). Окончательной гарантией независимо от причины обращения считается пособие наличными, известное как страховая помощь.
Система страхования здоровья является, прежде всего, инструментом создания большего социально – экономического равенства. Она дает возможность людям с низкими доходами, нуждающимся в медицинской помощи, получить медицинские услуги на основе равенства с другими. Более того, система страхования функционирует как финансовый инструмент и инструмент государственного управления. Система социального страхования финансируется из государственных и местных налогов, налогов с предпринимателей, трудящихся и работающих не по найму, доходов по процентам и вычетов из капитала из различных фондов. Главный источник (свыше 40%) – взносы с предпринимателей, исчисляемые с суммы фонда заработной платы. Распределение средств ведется через Конторы Социального Страхования.
Швеция, избравшая принцип всеобщего благосостояния, расширила государственный сектор экономики до такого размера, что делает страну уникальной и в этой области: 1/3 населения занята в государственном секторе, что находит свое отражение в исключительно высоких ставках налогообложения. Суммарные государственные расходы, включающие как издержки на государственный сектор, так и трансфертные платежи, составляют свыше 60% ВВП Швеции, что ставит ее на первое место в мире.
Таким образом, на сегодняшний день в условиях европейской интеграции и мировой глобализации, волны мирового финансового кризиса, Швеция не могла остаться в стороне от происходящих процессов. Сейчас шведское правительство заинтересовано оставить специфические черты шведской модели. Сохранение в будущем двух основных целей шведской модели – полной занятости и равенства, требует новых методов, которые в настоящее время должны соответствовать условиям рынка.
Заключение
На основании вышеизложенного, можно сделать следующие заключения: регулирование социальной дифференциации – одна из сложнейших проблем социального управления в современном обществе. Конечно, нет ничего плохого в опережающем росте доходов отдельных слоев общества, но экономические преобразования должны стать выгодны всем социальным субъектам, содержать в себе реализацию общих интересов. Наличие хорошо продуманной социальной политики государства позволяет избежать многих социальных проблем, вызванных экономическими реформами в стране.
Поэтому можно так обозначить главную задачу социального государства – обеспечить стабильность в стране и социальную защиту граждан. Его предназначение – строить свою политику с учетом интересов всех, без исключения, социальных слоев и групп, составляющих современное общество, а также создать условия для воспроизводства отвечающей новым требованиям рабочей силы, способной обеспечить необходимую материальную базу страны. Каждый гражданин должен чувствовать себя под правовой защитой государства. Заботу с его стороны должны ощущать не только бедные, но и вполне благополучные группы населения – так называемый «средний класс», тем более что роль последних в экономическом развитии страны определяющая.
Только имея поддержку и доверие общества, государство может успешно реализовывать свою политику, как экономическую, так и социальную, и иметь право называться социальным государством. Социальное государство стоит как бы на трех китах: социальная справедливость, социальная ответственность и социальное партнерство. Внедрение этих идей и их реализация во многом зависят от наличия гражданского общества в стране и уровня его развития. Социальная ответственность государства – это выработка и реализация социального законодательства, обеспечивающего надежную социальную защиту граждан.
Реализация программ по основным направлениям социальной политики – развитие образования, охрана здоровья, проведение активной политики на рынке труда, обеспечение достойного уровня жизни малообеспеченных слоев общества – приоритетное направление в социально ориентированном государстве.
Именно новая социальная модель, спроектированная с учетом опыта самых развитых стран и учитывающая специфику России, способна обеспечить поступательный экономический рост и постоянное улучшение условий граждан жизни и труда. Это предполагает полную занятость, создание качественных рабочих мест, равенство шансов, социальную защиту для каждого, участие граждан в принятии всех решений, которые их касаются. Социальный диалог, коллективные переговоры и защиты трудящихся являются решающими факторами для продвижения инноваций, повышения производительности труда и повышения конкурентоспособности экономики.
Важным звеном социальной защиты на рынке труда являются программы трудоустройства и переквалификации. Политика эффективной занятости является более рациональной и социально направленной. Большую роль в реализации концепции эффективной занятости должна играть государственная служба занятости. Она должна прогнозировать процессы, которые происходят в сфере спроса и предложения труда, разрабатывать программы подготовки и переподготовки рабочих кадров, с целью создания более квалифицированной и мобильной рабочей силы.
Для обеспечения защиты населения государство должно, прежде всего в законодательном порядке установить основные социальные гарантии, механизмы их реализации. Европейский опыт подтверждает, что система социального страхования – один из основных институтов социальной защиты в условиях рыночной экономики. Он призван обеспечить материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности и тому подобное. Размер выплат по социальному страхованию зависит от объема индивидуальных взносов, то есть от предварительного вклада застрахованного. Тем самым принцип страхования в западных странах в наибольшей степени соответствует рыночным принципам справедливости, вознаграждения согласно личному вкладу и личной ответственности.
В России на сегодняшний день продолжаются поиски путей совершенствования механизмов рыночного хозяйствования и социального регулирования, проводятся налоговые реформы. Становление рыночной экономики – очень сложный и длительный процесс. В этой связи особо важно глубоко анализировать имеющийся мировой опыт, изучать уже полученные в России результаты реформирования социальной сферы, корректировать слабые или наращивать позитивные сдвиги.
Список использованной литературы
1. Базылев Н.И //Экономическая теория. Учебник. 4-е изд. перераб. и доп./ Мн.: БГЭУ, 2009. –с.559.
2. Борисов Е.Ф. // Экономическая теория. Учебное пособие – 2-е изд., перераб. и доп./,.: М.:Юрайт-М, 2009. – 384 с.
3. Видяпина В.И, акад. Журавлевой Г.П/Видяпин В.И.// Экономическая теория (политэкономия). Учебник. 4-е изд./. М.: ИНФРА-М, 2009. – 640 с.
4. Грязновой А.Г, Чечеловой Т.В// Экономическая теория. Учебник..-М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 592 с.
5. Дынкина А.А //Мировая экономика: прогноз до 2020 года// ИМЭМО РАН.- М.: Магистр, 2009. – 429 с.
6. Ермасова Н.Б// Государственные и муниципальные финансы: теория и практика в России и в зарубежных странах. Учебное пособие, 2-е изд. перераб. и доп./. – М.: Высшее образование, 2010. – 516 с.
7. Каргалова М.В., Канунников А.А., Федоров С.М., Чалова И.Д //Опыт становления Европейской социальной модели в контексте повышения эффективности социальной политики в России/.- М.: Институт Европы РАН, 2010. – 81 с.
8. Колодко Г.В. // Вопросы справедливости и экономическая политика в постсоциалистических странах // Вопросы экономики. – 2009.- №1. – С.63-69.
9. Лыгина Н.И. , Рудакова О.В. //Социально-экономическая политика и интересы социальных страт. Социальные страты и реализация их экономических интересов // Управление персоналом. – 2009. - №3. С.7-12.
10. Люблинский В.В // Социальная политика в условиях глобализации: опыт развитых стран // Полис. –2011. - №6. – С.130-146.
11. Макинтайр Р.Р. //Социальная политика в странах с переходной экономикой в аспекте развития человеческих ресурсов // Проблемы прогнозирования. – 2010. - №2.
12. Медведев,Д.А. //Послание президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному собранию от 05.11.2008г. / Д.А.Медведев // http: // www.kreml.org /
13. Микульский К.И// Социально-экономические модели (из мирового опыта)/ Междунар.ассоциация.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2011. – 911
14. Панкова Л.П //Система государственного и муниципального управления. Учебное пособие - 3-е изд./ СПб.: Питер, 2011. – 368 с.
15. Петросян Д.Н. // Социальная справедливость в экономических отношениях: институциональные аспекты// Вопросы экономики. – 2008.- №2. – С.59-67
16. Подъяпольский Д.Д // Глобализация, рост и бедность. Построение всеобщей мировой экономики/ Пер. с англ. – М.: Издательство «Весь Мир», 2004.- 216 с.
17. Сурнин, В.Б. Скирневская, В.Г. Коняхин, Е.О. Тарасов. – Кемерово.: Кузбассвузиздат, Основные проблемы социально – экономического развития региона: теория и практика (на примере Кемеровской области)/, 2008. – 198 с.
18. Юнгблюд Д.Р // Социальные системы стран Западной Европы // Общество и экономика.- 2008. - №9. – С.125-146.
- №2.
19. Госкомстат РФ / http://www.gks.ru
20. http://www.allbest.ru
Информация о работе Социальная политика государства и ее особенности в рыночной экономике