Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 21:52, курсовая работа
На сегодняшний день, Россия переживает один из противоречивейших периодов своего развития, связанные со многими факторами, в частности, с переходом российской экономики к рыночным отношениям. Существующие правовые и институциональные основы рыночной экономики и позитивные изменения, взаимодействуя с реально существующими проблемами, на практике приводят к определенным конфликтам, которые, если не обратиться к такой сфере общества, как социальная, могут приобрести статус глобальных. Наиважнейшей задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики.
Введение……………………………………………………………..……..3
1. Понятие и сущность социальной политики государства………..…….6
2. Принципы и функции социальной политики государства……….…..10
3. Социальная политика России…………………………………….…….14
3.1 Выбор социальной модели государства для России………….……..14
3.2 Макроэкономические и институциональные аспекты в формировании социальной политики государства в России…………………….……….……..17
3.3 Меры и способы реализации политики социального развития….….20
Заключение…………………………………………………………………23
Глоссарий……………………………………………….…………………..26
Список использованных источников……………….……………………..29
Версия шаблона |
1.1 |
Филиал |
Мурманский |
Вид работы |
Курсовая работа |
Название дисциплины |
Экономическая теория |
Тема |
Социальная политика государства в России |
Фамилия студента |
Богданова |
Имя студента |
Анна |
Отчество студента |
Владимировна |
№ контракта |
07510080301017 |
Введение…………………………………………………………
1. Понятие и сущность социальной политики государства………..…….6
2. Принципы и функции социальной политики государства……….…..10
3. Социальная политика России…………………………………….…….14
3.1 Выбор социальной модели государства для России………….……..14
3.2 Макроэкономические и институциональные аспекты в формировании социальной политики государства в России…………………….……….……..17
3.3 Меры и способы реализации политики социального развития….….20
Заключение……………………………………………………
Глоссарий……………………………………………….……
Список использованных источников……………….……………………..29
Приложения……………………………………………………
На сегодняшний день, Россия переживает один из противоречивейших периодов своего развития, связанные со многими факторами, в частности, с переходом российской экономики к рыночным отношениям. Существующие правовые и институциональные основы рыночной экономики и позитивные изменения, взаимодействуя с реально существующими проблемами, на практике приводят к определенным конфликтам, которые, если не обратиться к такой сфере общества, как социальная, могут приобрести статус глобальных. Наиважнейшей задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Действия государства, воплощенные в проектах социальной политики охватывают все сферы экономических отношений в стране и представляют собой единое предметное поле. Государство, реализуя социальную политику должно ставить перед собой доминантную цели - достижение социальная устойчивость. Без этого не может быть устойчивости экономической системы, учитывая ее тесную связь с социальной и общества в целом. Социальная устойчивость – такое состояние общества и его граждан, которое характеризуется стабильностью их экономического и социального положения, способностью к самообеспечению воспроизводства своей жизнедеятельности. Это состояние характеризуется отсутствием поляризации доходов и положения разных социальных групп населения; достаточностью доходов всех слоев населения для самообеспечения воспроизводства своей жизни; наличием социальных гарантий; надежностью социальной защиты; наличием и доступностью важнейших звеньев социальной инфраструктуры; отсутствием социальных конфликтов и противостояний.
Приоритетным направлением социальной политики, осуществляемой государством, является регулирование трудовой сферы с целью увеличения национального дохода.
Причина актуальности данной курсовой работы базируется на утверждении, что современное положение дел в сфере социальной политики противоречит глубинной сути социальной политики государства – принципу ее всеобщности и неделимости. На сегодняшний день, неравномерность социального пространства государства обуславливает неоднородность социальной политики, что является причиной для необходимости проведения радикальных перемен в предмете, перечне и масштабах социальных обязательств государства перед гражданами, а так же совершенствовании их организации, механизме исполнения. Анализ тенденций реформирования, существующего положения дел в социальной сфере жизнедеятельности общества позволит выявить основные проблемы и попробовать оценить слабость или силу российского государства в лице его органов.
В своей работе, я бы хотела раскрыть сущность понятия «социальная политика государства», описать приоритетные направления, цели и задачи социальной политики; проанализировать ее основные функции; рассмотреть наиболее приемлемые пути социального развития в России, а так же меры и механизмы реализации социальной политики, проводимой государством.
При написании курсовой работы, в силу ее тематики, в большей мере я руководствовалась электронными ресурсами – статьями в интернете, таблицами, диаграммами. Так же я использовала учебные пособия таких авторов, как Пястолов С.М., Базылев Н.И., Желтов А.М., Ахинов Г.
Предметом исследования
курсовой работы является
Под социальной политикой
понимается деятельность государства,
общественных организаций или
отдельные семьи; положение человека в обществе; все аспекты народного благосостояния. К субъектам социальной политики могут быть отнесены: Государство; органы местного самоуправления; общественные организации; политические партии; благотворительные организации и частные лица.
На сегодняшний день
приоритетными направлениями
Со времени вступления в силу в 2005 г. Федеральных законов №122-ФЗ от 22.08.2004 г., №199-ФЗ от 29.12.2004 г. и нового Жилищного кодекса основные полномочия в сфере социальной защиты населения были делегированы органам государственной власти субъектов РФ. В настоящее время региональный уровень является ключевым при реализации основных социальных программ. Наиболее обобщенное представление о социальной политике государства рассматривает ее как форму сознательного воздействия на социальную среду жизнедеятельности людей с целью ее изменения. Социальная жизнь общества раскладывается на объективное и субъективное составляющее. К объективному относятся условия жизни людей, а к субъективному – их потребности. При этом социальная сфера жизни представляет собой взаимодействие объективного и субъективного компонентов, то есть условий жизни людей и их потребностей. Условием, при котором вмешательство государства в социальную сферу стало бы необходимым , является такой уровень развития потребностей индивидов, который не может быть удовлетворен им собственными силами за счет собственного труда, а удовлетворяется высокоразвитым производством. В связи с этим, материальной основой государственного вмешательства в социальную область жизни людей является развитие производства и степень разделения труда. Между потреблением и производством неминуемо возникают противоречия, связанные с невозможностью последнего удовлетворить потребности каждого члена общества, что приводит к социальному конфликту. В результате ограниченного производства образуются группы людей, которые в силу некоторых причин (малолетство, болезни, старость) не в состоянии обеспечить удовлетворение своих потребностей.
Социальная политика должна охватывать такие аспекты жизни граждан, как улучшение условий жизни и быта, осуществление принципа социальной справедливости, социальная защита и гарантии населения, проблема занятости и т.д. Обязанность защиты со стороны государства своих граждан следует из социальной сути самого государства. Эта суть заключается в установлении политически детерминированной социальной связи между людьми.
Стратегическими целями социальной политики, осуществляемой государством являются повышение уровня и качества жизни населения, снижение смертности и повышение рождаемости, сохранение стабильности базовых социальных групп, создание и развитие институтов гражданского общества, обеспечение социальной безопасности страны, создание благоприятных условий для следующих поколений.
Важной частью реализации социальной политики государства является социальное регулирование - совокупность целенаправленных воздействий на экономику и социум, обеспечивающих устойчивое социальное развитие. Система социального регулирования включает совокупность программных документов, определяющих социальную политику, процедуры и регламенты формирования, обсуждения и принятия данных документов, органы мониторинга и контроля выполнения программных установок. Основными программными документами системы социального регулирования в России являются: «Социальная доктрина России», «Социальная стратегия России» на среднесрочный период, «Социальная политика РФ» на конкретный год, «Социальные программы России».
Характерной чертой социальной политики государства является то, что она не может существовать в отрыве от политики государства а целом. От степени развития социально-политической деятельности государства зависит внутреннее содержание ее социальной политики. Главную роль в определении социальной политики государства играют источники финансирования социальных расходов, которые подразделяются на бюджетные и внебюджетные. Бюджетные источники пополняются за счет налогов, деятельности государства в экономической сфере, а так же за счет иных средств, поступающих в бюджет государства. Внебюджетные пополняются за счет взносов работодателей и наемных работников. К важным направлениям социальной политики государства относятся мероприятия по обеспечению условий для занятости населения путем экономической стабилизации, повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы, противодействие безработицы, устранение диспропорций в распределении трудовых доходов, нейтрализация негативных моментов при переходе к рыночным отношениям.
Учитывая связь социальной политики с общественным производством, приоритетной целью государственной социальной политики государства является обеспечение необходимых темпов экономического роста и поддержание экономически равномерного распределения доходов общества. Исходя из вышенаписанного, можно утверждать, что суть социальной политики государства заключается в поддержании отношений, как между социальными группами, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. Социальная политика государства тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране и представляет собой одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать, насколько это возможно, одинаковые для граждан страны жизненные условия.
2. Принципы и функции социальной политики государства
Социальная политика государства базируется на ряде принципов, среди которых можно выделить: принцип обеспечения ресурсного потенциала; принцип всеобщности; принцип гибкости системы социальных мер; принцип стратегической целенаправленности; принцип системности; принцип социальной справедливости; принцип демократичности; принцип адаптации к местным условиям; принцип гуманитарности.
Для осуществления первого принципа создаются условия для развития общественного производства с одной стороны и реализуется комплекс мер по развитию самого человека с другой, что включает рост образования, профессиональной квалификации, создание условий для здорового образа жизни. Принцип всеобщности предполагает охват социальными мероприятиями всех социально-демографических слоев и групп населения. Принцип стратегической целенаправленности подразумевает, что социальная политика государства должна иметь долгосрочный стратегический характер. Согласно принципу системности, решения, принимаемые в отношении функционирования и развития социума, должны представлять собой систему, соответствовать целям социальной политики, быть скоординированными между собой, а государственная социальная политика должна быть тесно связана с другими видами государственной политики. Соблюдение принципа социальной справедливости в обществе при прочих равных условиях способствует консолидации общества, повышению социальной ответственности его членов и экономическому росту страны. Каждый дееспособный член общества должен иметь возможность участвовать в формировании государственной социальной политики – это суть принципа демократичности. . Принцип гуманитарности гласит, что конституционные права человека имеют наивысший приоритет, в том числе - по сравнению с правами собственности.
При определении содержания принципа гибкости системы социальных мер необходимо уделить внимание рассмотрению такого понятия как социальная защита. Социальная защита – это такие отношения, которые позволяют индивидам, находящихся под их покровительством, сохранять свои позиции в обществе. По отношению к трудоспособному населению социальная защита предполагает систему соответствующих гарантий - мер и социальных прав, создание равных условий для повышения своего благосостояния за счет личного трудового вклада и предприимчивости. Социальные права граждан – это особая форма регулирования отношений в обществе со стороны государства и институциональная форма разрешения конфликтов. Социальные гарантии (меры) представляют собой обязательные для государства социальные права, поэтому их, равно как и социальные права, можно отнести особому виду собственности граждан, возможному праву людей распоряжаться доходами государства. В связи с этим, важной частью социальной политики государства является выявление групп людей, которые имеют право распоряжаться частью государственных ресурсов – льготников. Социальная льгота – это такое отношение в обществе, при котором индивид или группа индивидов наделяется продуктом из общественных фондов в силу его или их нуждаемости. Нуждаемость – это временное или постоянное недопотребление человеком продовольствия, предметов длительного пользования и услуг, имеющих в обществе распространенный характер. Состояние нуждаемости возникает из-за неспособности человека удовлетворить свои потребности, то есть ограниченности вступления в общественно-значимые отношения. Данная неспособность появляется в случае возникновения ряда факторов биологического, политического, экономического и социального характера (прилож. А).
Информация о работе Социальная политика государства в России