Социальная политика государства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 21:52, курсовая работа

Описание работы

На сегодняшний день, Россия переживает один из противоречивейших периодов своего развития, связанные со многими факторами, в частности, с переходом российской экономики к рыночным отношениям. Существующие правовые и институциональные основы рыночной экономики и позитивные изменения, взаимодействуя с реально существующими проблемами, на практике приводят к определенным конфликтам, которые, если не обратиться к такой сфере общества, как социальная, могут приобрести статус глобальных. Наиважнейшей задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………..……..3
1. Понятие и сущность социальной политики государства………..…….6
2. Принципы и функции социальной политики государства……….…..10
3. Социальная политика России…………………………………….…….14
3.1 Выбор социальной модели государства для России………….……..14
3.2 Макроэкономические и институциональные аспекты в формировании социальной политики государства в России…………………….……….……..17
3.3 Меры и способы реализации политики социального развития….….20
Заключение…………………………………………………………………23
Глоссарий……………………………………………….…………………..26
Список использованных источников……………….……………………..29

Файлы: 1 файл

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В РОССИИ КУРСОВАЯ АННА.doc

— 223.50 Кб (Скачать файл)

Содержание функций  государственной политики, по моему  мнению, желательно рассматривать в сочетании с анализом функций социального государства в целом. Основанием выделения таких функций служит набор атрибутов, характеризующих социальное государство. К ним относятся: доступность социальной поддержки для всех; правовая природа социальной политики; наличие системы социальных бюджетных выплат и наличие государственных структур социальной защиты, социального обеспечения и занятости; принятие государством ответственности за достойный уровень благосостояния граждан; наличие гражданского общества.  Эти атрибуты и служат основанием для выделения набора основных социальных функций государства, представляющих собой следующую иерархию: социальное обеспечение; обеспечение доступного здравоохранения и образования; социальная защита; сглаживание социального неравенства; обеспечение занятости; предоставление социальных услуг; проведение непосредственно социальной политики;

Возникновение данных взаимосвязанных  функций социального государства  это долгий эволюционный путь, связанный  с изменением места человека в  структуре производительных сил, с  эволюцией индустриального государства, появлением новых стадий производственных отношений. Из этих функций именно последняя, самая важная – функция проведения социальной политики государства является принципиально новым явлением в развитии социального государства, реализуемая через все ранее возникшие свойства на основе их интеграции в общую систему. В свою очередь, анализируя функции именно социальной политики государства можно выделить:

-функцию формирования рациональной структуры доходов и потребностей общества, которой предполагает разработку цели развития общества, создание целевых комплексных программ, направленных на ее реализацию, а так же объема и структуры потребностей общества на определенный период с целью заложения ее в их в обозначаемую цель развития производства;

- функцию стимулирования мотивационных принципов активизации трудовой деятельности работников, направленную на побуждение работников к росту производства, обеспечение ресурсного потенциала проведения активной социальной политики государства;

-функцию обеспечения социальной защищенности всех членов общества, которая характеризуется реализацией принципа всеобщности социальной политики, при этом размер социальных услуг должен решить  задачу  обеспечения минимального прожиточного минимума всему населению, а  остающаяся часть дохода общества дифференцируется в зависимости от трудового вклада и размера собственности;

-функция согласования личных, коллективных и общественных интересов учитывает участие всех субъектов хозяйствования в процессах реализации тех или иных интересов;

- функция учета доли каждого работника в создании и распределении общественных благ;

-функция развития  социальной инфраструктуры общества  обуславливает создание и динамику движения социальной базы общества, главную роль здесь играет создание условий для воспроизводства рабочей силы;

Таким образом, под функциональной системой социального  государства понимается совокупность функций и связей между ними, через  которые реализуется его специфические  цели, выступающие в виде системообразующих  свойств. Социальная политика государства – это одно из направлений его деятельности по регулированию социально-экономических условий жизни общества, суть которого в поддержании отношений между социальными группами, слоями общества и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния членов общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Социальная  политика России

3.1 Выбор социальной модели государства для России

 

В настоящее время  в России наблюдается картина  снижения уровня социальной защиты граждан, что связано с  отказом государства от регулирования цен на основные товары  народного потребления, размеров и пропорций заработной платы во внебюджетной сфере, фактический отказ от  бесплатного здравоохранения и образования, «приватизация» и «корпоративизация» социального обеспечения. По предварительным итогам обследования населения по проблемам занятости численность экономически активного населения к концу января 2010 года составила 74,6 млн. человек, или более 52 процентов от общей численности населения. По сравнению с январем 2009 г. численность занятых снизилась на 0,9 млн. человек и составила 67,7 млн. человек. За январь 2010 г. численность занятых в экономике уменьшилась на 1,5 млн. человек. Растет напряженность на рынке труда: численность безработных по сравнению с январем 2009 г. выросла на 340 тыс. человек. Данная ситуация требует проведения кардинальных мер по модернизации социальных гарантий населения. К другим, не менее актуальным проблемам современной России, относятся кризисные процессы института семьи , существенные диспропорции в развитии регионов, порождающие и углубляющие социальные противоречия , сложная демографическая ситуация, характеризующаяся  низким уровнем рождаемости и высоким уровнем смертности (прилож. Б), отсутствие четких стратегических программ реформирования социальной, политической и экономической сфер. Совокупность данных проблем привела к разрыву  социальных связей, социально-экономическому кризису, дезинтеграции общества и государства, обесцениванию физического и человеческого капиталов, проблемам в области здравоохранения. Парадокс состоит в том, что Россия, по состоянию по состоянию обеспеченности природными ископаемыми занимает первое место в мире, и десятое место по размерам ВВП, однако, с каждым годом опускается в се ниже в соответствующих мировых рейтингах. Это связано с  приоритетом защиты интересов рыночного хозяйственного уклада перед защитой интересов гражданского населения. Гипертрофированная государственная поддержка крупных частных собственников привела к утрате важнейших государственных функций в социальной среде – социально-сбалансированного учета всех основных социальных слоев, аккумуляции необходимых финансовых ресурсов для перераспределения средств, регулирования трудовой сферы, здравоохранения и образования. Такой дисбаланс привел к снижению уровня и качества жизни, отсутствию благоприятных перспектив, маргинализации, резкой дифференциации заработной платы, сокращению слоя высококлассных специалистов.

 Перемены в общественном устройстве России в 90-х годах повлекли за собой отход от принципов патерналистского государства и предоставления социальных гарантий по уравнительному принципу. Это привело к необходимости выбора новой социальной модели государства и проблеме формирования качественно новых социальных институтов.  Разработка современной модели социальной политики для России предусматривает создание методологической базы, основу для которой должна составлять система социальных нормативов, решающих следующий круг задач: проведение комплексного анализа имеющихся проблем в основных сферах жизнедеятельности населения; разработка прогнозов социально-экономического положения социальных групп населения (здесь необходимо отметить такую особенность современной социально-экономической политики в России, как разноуровневый подход (прилож. В)); получение достоверной информации (мониторинге) о динамике уровня жизни, структуре доходов и расходов населения, условий труда, экономической обстановке и т. д.

Современная модель социальной политики должна регламентировать следующие положения:

-размер заработной платы должен соответствовать не менее пятикратной величине прожиточного минимума (прилож. Г);

-институт пенсионного  страхования должен обеспечивать  наемным работникам пенсию не  менее 60-70% их заработной платы;

-бесплатная медицинская  помощь для всех граждан страны, включающая обязательное медицинское страхование для работающего населения;

-гарантированное предоставление  возможностей для получения среднего  и высшего профессионального  образования;

Уровень государственных  расходов на социальные цели должен быть не ниже  уровня, рекомендованному конвенциями МОТ, Европейской социальной хартией, а так же Копенгагенской декларацией о социальном развитии, принципиальной позицией которой является  то, что страна должна тратить на социальную защиту граждан не менее 20% ВВП (для сравнения, Россия тратит на эти цели около 17% ВВП).

В условиях перехода к  рыночной модели хозяйствования, финансовыми  источниками социальных нормативов выступают доходы населения, ресурсы  фондов добровольного и обязательного  государственного страхования, ресурсы бюджетов всех уровней. Как показывает мировой опыт, наиболее эффективные системы социальной защиты граждан и социального выравнивания их доходов включают в себя налоговые перераспределения, государственные адресные выплаты, обязательное государственное страхование, пенсионное обеспечение и социальная помощь. При этом, общим регулятором системы социальной защиты служат бюджеты всех уровней, так как обслуживают все население и имеют более низкие административные расходы, чем системы с участием частных институтов. Повышению уровня социальной защищенности граждан должна способствовать государственная социальная стандартизация по всем важнейшим направлениям социальной политики, то есть внедрение новой системы социальных норм, которая должна обуславливаться темпами инфляции и имеющимися экономическими возможностями. Помимо системы социальных стандартов актуальной мерой было бы создание эффективной  системы социально-трудовых регламентов, обеспечивающих гарантированные права представителей наемного труда. Помимо государственных механизмов регулирования в социальной сфере, целесообразно развитие негосударственных институтов социального страхования, медицинского и социального обслуживания, финансирование которых может быть основано на личных взносах граждан и долевого участия государства и предпринимательства. Важной проблемой, на которую стоит обратить внимание при формировании стратегии социальной политики является достижение социально-политической устойчивости общества, связанной с формированием массового среднего класса как основы такой стабильности. В данном случае уместным будет проведение политики, ориентированной на  снижении социальной дифференциации доходов, положительным результатом которой будет консолидация общества и решение проблемы бедности в стране. Вся социальная политика России сегодня должна базироваться на трёх основных целях. Первая – это народосбережение, включающее улучшение демографической ситуации, а также сохранение каждого из населяющих Россию народов. Вторая – это преодоление глубочайшего имущественного расслоения общества и повышение уровня и качества жизни населения. И третья – экологическая безопасность как необходимое условие жизни вообще.

 

3.2 Макроэкономические и институциональные аспекты в формировании социальной политики государства в России

 

При решении вопросов, связанных с формированием социальной политики в России необходимо учитывать следующие моменты:

-необходимость расширения  ресурсной основы социальной  политики  за счет роста экономического  потенциала страны;

-необходимость трансформации  межотраслевой и  социальной  моделей распределения доходов,  проблема состоит в обеспечении  максимизации всех капитальных  факторов путем формирования  системы, которая стимулировала  рост инновационного сектора  (высокотехнологических отраслей экономики с ростом человеческого капитала);

-необходимость трансформации  социальной структуры и структуры  занятости, соответствующей современным  экономическим условиям;

-необходимость обеспечения  высокой доли социальных расходов  в ВВП и их оптимизации по отдельным статьям с выделением приоритетных задач;

При решении вопроса  о повышении заработной платы  в России, следует обратить внимание на опыт и достижения западных стран, а именно создание эффективной системы, обеспечивающей необходимые пропорции распределения ВВП. Для сравнения, доля заработной платы в России занижена до 30% ВВП, а норма западных стран иногда достигает отметки 70%. Отсюда вытекает одна из главнейших задач российской социально-экономической политики: способствование эффективному распределению добавленной стоимости между трудом и капиталом. Для этого необходимо обеспечить достаточную доходность капитала, который будет способен стимулировать предпринимателей осуществлять инвестиции; адекватную современному жизненному уровню оплату труда, что повлечет за собой повышение потребительского спроса.

-социальная политика  должна основываться на принципе  компромисса между эффективностью  и социальной справедливостью;

-формирование социальной  политики в России необходимо  рассматривать,  в том числе в контексте обеспечения международной конкурентоспособности российской экономики;

Новая социально-политическая стратегия должна быть основана на усилении роли государства, в том  числе через рост государственного сектора и  государственные инновационные инвестиции. В равной мере адекватный рост инвестиций в целом и частном секторе относится к развитию института социального партнерства, трансформации предпринимательства в социально-ответственный институт и профсоюзов в эффективный институт защити социально трудовых прав. Национальные проекты – важная новация социальной политики.

Различия в заработной плате, приводящее к высокому уровню расслоения населения, объясняются  доминированием в России экспортно-сырьевой модели развития экономики, которая уже сейчас считается главным стратегическим риском национальной безопасности в экономической сфере, так как экономисты считают ее возможности на сегодняшний день исчерпанными. Экономико-сырьевая модель связано с деятельностью нескольких десятков крупных корпораций, деятельность которых обуславливает тенденцию к концентрации финансов производства и «точечный» тип развития производительных сил. Подобная ситуация в сочетании с низким уровнем доходов только усиливает антагонизм в обществе, кроме того приводит к тому, что все большее количество людей не могут оплатить услуги ЖКХ, стоимость которых, по сравнению с 1990, увеличилась в 10 раз, медицинские услуги, образование и др. В условиях высокой социальной поляризации в России актуально было бы проведение политики пропорционального налогообложения, основанной на соразмерной прогрессивной шкале.

Решая поставленные государством задачи в области социальной политики в России необходимо учитывать такую  сопутствующую проблему, как утрата такого важного ресурса позитивного общественного развития как доверие между правительством и обществом – явление, увы, вполне объяснимое и оправданное. Фактор доверия (социальный капитал) – это продукт сложившихся формальных и неформальных норм поведения людей и их взаимоотношений.  Согласно исследованиям, наиболее высокий уровень доверительных отношений в обществе отмечается в Норвегии — 65,3%; Швеции — 59,7%; Дании — 57,7; Нидерландов — 52,4%. В Японии — 46,0; ФРГ — 41,%; США — 35,6%; Италии — 35,3%; Великобритании — 31,0%; во Франции — 22,8%; Португалии — 21,4%; Турции — 6,5% .    Исследования доказали наличие  позитивной корреляции между уровнем общего доверия в обществе и ростом ВВП. В частности, это касается стимулирования сбережений и инвестиций. Исследования показали также, что крупные предприятия в европейских странах достигают большего успеха в обществах с высоким уровнем доверия. В равной мере социальный капитал, выраженный в форме доверительного взаимодействия предприятий, может способствовать росту эффективности и качества труда, улучшать перемещение информации и знаний, а также является важным фактором в поисках работы. На сегодняшний день, в этом плане у России присутствуют серьезные проблемы. Существующая социальная политика России не ставит перед собой ориентиров в виде нравственных норм, социальной справедливости, следовательно, не в состоянии повлиять на позитивную динамику уровня доверия, а значит способствовать решению стратегических проблем модернизации, росту его уровня жизни и благосостоянию. Отсюда вытекает наиглавнейшая, по моему мнению, цель социальной политики государства – укрепление доверия между институтом гражданского общества и государством.

       

 

3.3 Меры и способы реализации политики социального развития

 

Создание и реализация комплекса мер экономического, нормативно-правового, организационного, информационно-просветительского и управленческого характера обеспечивает достижение всех указанных целей социальной политики.

Меры производственного  и воспроизводственного характера, направлены на изменение структуры экономического роста и повышение доли оплаты труда в ВВП. В основном эти меры опираются на  экономические и организационные механизмы и отражены в таких действиях, как стимулирование экономического роста во всех областях, создание новых рабочих мест в экономике, поддержка предпринимательства, повышение роли профсоюзов на предприятиях, создание системы интеграционного взаимодействия между наукой и образованием, повышение заработной платы в бюджетной сфере.

Информация о работе Социальная политика государства в России