Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 21:52, курсовая работа
На сегодняшний день, Россия переживает один из противоречивейших периодов своего развития, связанные со многими факторами, в частности, с переходом российской экономики к рыночным отношениям. Существующие правовые и институциональные основы рыночной экономики и позитивные изменения, взаимодействуя с реально существующими проблемами, на практике приводят к определенным конфликтам, которые, если не обратиться к такой сфере общества, как социальная, могут приобрести статус глобальных. Наиважнейшей задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики.
Введение……………………………………………………………..……..3
1. Понятие и сущность социальной политики государства………..…….6
2. Принципы и функции социальной политики государства……….…..10
3. Социальная политика России…………………………………….…….14
3.1 Выбор социальной модели государства для России………….……..14
3.2 Макроэкономические и институциональные аспекты в формировании социальной политики государства в России…………………….……….……..17
3.3 Меры и способы реализации политики социального развития….….20
Заключение…………………………………………………………………23
Глоссарий……………………………………………….…………………..26
Список использованных источников……………….……………………..29
К мерам комплексного характера относятся меры, связанные с созданием системы минимальных социальных стандартов в области доходов населения, трудовой деятельности, образования, сферы ЖКХ, здравоохранения (создание регламентированной системы трудовых прав работника, законодательное закрепление государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, создание фонда муниципального жилья для малообеспеченных семей, разработка норм прожиточного минимума с учетом региональных различий); меры по развитию систем наблюдения за реализацией политики социального развития (внедрение методов бюджетирования, обеспечение контроля за методикой расчета показателей результативности проводимой социальной политики).
Способами реализации мер,
направленных на достижение согласованности социальной
и экономической политики в России выступают
такие действия государства как общественное
осуждение лиц, демонстрирующих пренебрежение
к достоинствам и правами личности и нарушающих
нормы социальной справедливости; четкое
определение источников финансирования
во всех законах и подзаконных актах; проведение
социальной экспертизы планируемых экономических
и институциональных реформ; разграничение
обязательств по финансированию социальной
сферы между различными субъектами, включенными
в процесс социального развития, и различными
уровнями бюджета. Для достижения этих
целей используются организационно-
Для реализации мер по повышению уровня жизни населения (а так же его низко- и среднеобеспеченных слоев) и обеспечения условий социального развития для граждан, потерявших связь с рынком труда, целесообразно применить следующее: отказ от единого социального налога, введение механизмов страхования риска безработицы, сохранение системы бесплатного среднего образования, повышение минимальной заработной платы до уровня прожиточного минимума, развитие системы добровольного страхования, ипотечного и образовательного кредитования, повышение средней пенсии. Повышения пенсии можно добиться путем отказа от нестраховых выплат с помощью системы страхового пенсионного обеспечения, сокращения расходов пенсионного фонда, не связанных с выплатой текущих страховых пенсий и практики обязательного пенсионного страхования. Реализация данных мер предполагает применение нормативно-правовых и организационных механизмов.
Важным направлением развития государственной социальной политики России является осуществление действий по оказанию поддержки граждан, нуждающихся в социальной защите и социально-уязвимым слоям населения. В процессе решения данной задачи задействуются нормативно - правовые, бюджетные и организационные механизмы. В первую очередь для решения этой задачи необходимо уделять внимание развитию системы государственной социальной поддержки пожилых граждан и лиц с ограниченными возможностями путем неденежных социальных трансферт, социального обслуживания, формирования доступной среды жизнедеятельности. Для домохозяйств, не получающих необходимый объем ресурсов за счет трудовой деятельности, необходимо создание системы гарантированного минимального дохода страховых выплат, межсемейных трансфертов, накопленных сбережений, имущества и др. Важным моментом в процессе проведения социальной политики является профилактика семейного неблагополучия, сиротства, правонарушений несовершеннолетних, введение семейных форм устройства детей-сирот. Описанный набор механизмов и мер реализации социальной политики, направленных на отдельные доходные и социально-демографические категории граждан и домохозяйств, должен охватывать все население России и представлять собой единое предметное поле проведения государственное социальной политики (прилож. Д).
Таким образом, на фоне общего снижения уровня социальной защиты граждан, напряженности на рынке труда, сложной демографической ситуации, гипертрофированной поляризации социальных слоев населения перед государством стоит задача первостепенной важности: разработка кардинальных мер по модернизации социальной политики в России, которая должна осуществиться через создание законодательно закрепленной системы социальных нормативов. Эта система должна решать вопросы оплаты труда (соотношение минимальной заработной платы к прожиточному минимуму, средней величине, а так же ее соотношение между крайними по доходам социальными группами или отраслями), вопросы социального страхования и обеспечения (соотношение минимальной и средней пенсии к прожиточному минимуму пенсионера, к средней заработной плате, размеры пособия по безработице), доходов населения (величина ВВП, направляемая на социальные нужды, величина прожиточного минимума, доля населения, находящаяся за чертой прожиточного минимума, показатель поляризации доходов населения).
В ходе написания курсовой работы, было установлено, что обязанность защиты со стороны государства своих граждан следует из социальной сути самого государства, которая заключается в установлении политически детерминированной социальной связи между людьми. Стратегическими целями социальной политики, осуществляемой государством, являются: повышение уровня и качества жизни населения, снижение смертности и повышение рождаемости, сохранение стабильности базовых социальных групп, создание и развитие институтов гражданского общества, обеспечение социальной безопасности страны, создание благоприятных условий для следующих поколений. Важной частью реализации социальной политики государства является социальное регулирование. Характерной чертой социальной политики государства является то, что она не может существовать в отрыве от политики государства в целом. К важным направлениям социальной политики государства относятся мероприятия по обеспечению условий для занятости населения, повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы, противодействие безработицы, устранение диспропорций в распределении трудовых доходов, нейтрализация негативных моментов при переходе к рыночным отношениям. Социальная политика государства тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране и представляет собой одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать, по возможности, одинаковые для граждан страны жизненные условия.
От срочности и эффективности решения существующих проблем в области социальной политики зависит благосостояние государства. Первоначальной целью социальной политики должно являться создание благоприятного качества жизни среднего класса. Финансовые государственные вложения в сферу социального развития в итоге влечет за собой не только повышение благополучия населения, но и благополучия самого государства. Эффективная социальная политика государства является одной из главных задач при переходе к рыночным отношениям и выхода Российской экономики из финансового кризиса.
Наиболее впечатляющих успехов в процессе формирования, реализации и контроле исполнения социальной политики можно достичь только в том случае, если участниками, как субъектами проведения социальной политики, являются все ветви и органы государственной власти в РФ, органы местного самоуправления, общественные организации, предпринимательство, общество в целом, а объектами социальной политики должны стать все категории и слои населения, общественные и территориальные организации, отрасли социальной сферы. В процессе изучения материала была выявлена взаимосвязь социальной политики государства с экономикой страны, с общественным производством . Материальной основой государственного вмешательства в социальную область жизни людей является развитие производства и степень разделения труда.
После рассмотрения существующих проблем и предложений по их разрешению, мной сделан вывод: новая социально-политическая стратегия должна быть основана на усилении роли государства. Для успешной реализации социально ориентированной рыночной экономики и создания эффективного социально-защитного механизма необходимо создание и законное закрепление государственных стандартов, направленных на повышение занятости и обеспечение государством социальной поддержки населения, особенно социально уязвимых его слоев. Необходимо принять меры по снижению поляризации социальных слоев населения и дифференциации заработной платы. Качественно поднять уровень жизни среднего класса можно только с помощью повышения уровня социальных расходов в соответствии с темпами инфляции и четкой государственной стандартизации по всем направлениям социальной политики. Для достижения всех указанных целей социальной политики , государственные меры должны быть направлены на изменение структуры экономического роста и повышение доли оплаты труда в ВВП; создание системы минимальных социальных стандартов в области доходов населения, трудовой деятельности, образования, сферы ЖКХ, здравоохранения; достижение согласованности социальной и экономической политики; повышение уровня жизни населения; осуществление действий по оказанию поддержки граждан, нуждающихся в социальной защите и социально незащищенным слоям населения.
1 |
дифференциация доходов |
один из важнейших социально- |
2 |
девиантное поведение |
непредсказуемые действия, отклоняющиеся от общепринятых норм и представлений; поведение части населения в форме правонарушений, алкоголизма, наркомании. |
3 |
маргинализация |
процесс, в ходе которого отдельные индивиды или группы вытесняются на периферию основного общества, а иногда и исключаются из него. |
4 |
нуждаемость |
это временное или постоянное недопотребление
человеком продовольствия, предметов
длительного пользования и |
5 |
Прожиточный минимум |
социально-экономическая |
6 |
социальное государство |
государство с социально ориентированной экономикой, создающее фактические и юридические условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека, осуществляющее комплекс мер по поддержанию социально неимущих групп населения. |
7 |
социальная защита |
меры государства по оказанию помощи отдельным социальным группам с целью сохранения их социального статуса и защиты от неблагоприятных факторов воздействия. |
8 |
социальная льгота |
такое отношение в обществе, при котором индивид или группа индивидов наделяется продуктом из общественных фондов в силу его или их нуждаемости. |
9 |
социальные права человека |
совокупность конституционных прав человека (или только граждан конкретного государства), дающих ему возможность претендовать на получение от государства при определенных условиях определенных материальных благ. |
10 |
социальное регулирование |
регулирование правительством страны деятельности предприятий на основе изучения условий производства, физических свойств и влияния производимых товаров и услуг на общество. |
1 |
Ахинов, Г. Социальная политика: учебное пособие [Текст] / Г.Ахинов, С.Калашников.-М.,Инфра-М, 2009. -272с.- ISBN 978-5-16-00-354 |
2 |
Базылев, Н.И. Экономическая теория:
учебник для студентов |
3 |
Желтов,А.М. Государственное регулирование экономики: учебное пособие [Текст] /А.М.Желтов.-Н.Новгород, 2000. -157с.- ISBN 5-85152-158-9 |
4 |
Бочков Е.В. Социальная политика
государства [Электронный ресурс] /. –
Режим доступа: http://johnb03.ya.ru/replies. |
5 |
Бюджетные системы Российской Федерации [Электронный ресурс] / Социальная сфера. – Москва, 2010г. – Режим доступа: www.budgetrf.ru |
6 |
Люблинский, В. Социальная политика
в начале ХХI века [Электронный ресурс].-Режим
доступа: http://www.lawinrussia.ru/ |
7 |
Максимова А.А. Модели социальной политики
зарубежных стран и выбор России
[Электронный ресурс].- Режим доступа: http://nic.pirit.info/200204/ |
8 |
Малышева Н.А. Проект Социальной доктрины
Российской Федерации [Электронный
ресурс].- Режим доступа: http://www.mironov.ru/ |
9 |
Михалеев И.В. Социальная модель государства:
критерии выбора для России // Бюджетная
система Российской Федерации [Электронный
ресурс].- Режим доступа http://www.budgetrf.ru/ |
10 |
Социальный атлас российских регионов
[Электронный ресурс] : Независимый институт
социальной политики /при поддержке Фонда
Форда. – Режим доступа: http://atlas.socpol.ru/ |
11 |
Glossary Commander [Электронный ресурс]: Служба
тематических толковых словарей. – Режим
доступа: http://www.glossary.ru/cgi- |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
Информация о работе Социальная политика государства в России