Социальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 18:53, контрольная работа

Описание работы

Государство – это очень сложный социальный феномен. В системе государственности очень важное место принадлежит институтам власти. Однако сущность государства нельзя отождествлять с этими институтами, так как государственная организация общества охватывает более широкий спектр социальных отношений. Несмотря на различия, присущие основным теоретическим трактовкам сущности государства, общим для них, как правило, является признание ведущей роли экономических факторов в объяснении причин возникновения и функции государственной организации общества.

Содержание работы

Введение 3-4
Глава 1. Сущность социальной политики государства 5
1.1 Сущность социальной политики на уровне хозяйствующих
субъектов. 5-6
1.2. Социальная защита населения государством. 5-6
.3. Формы социальной защиты. 6-7
Глава 2. Проблема занятости и ее государственное регулирование. 8-11
Глава 3. Доходы населения, их источники и классификация. Распределение,
перераспределение доходов. 13
3.1. Источники доходов их классификация. 13-14
3.2 Распределение, перераспределение доходов 14-15
Глава 5. Уровень жизни 16-17
Заключение 18
Тесты 19
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Семестр 1.контр.раб..doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

Государство имеет  дело, как с безработицей, так и с созданием новых рабочих мест и проведением мероприятий по стимулированию деловой активности.

Создавая биржы  труда, государство стремится к улучшению общей и структурной сбалансированности спроса и предложения на рынке труда путем обеспечения необходимой информацией как людей, ищущих работу, так и работодателей. Наилучших результатов в борьбе с безработицей достигают там, где основные финансовые ресурсы используются в активных, а не в пассивных формах, т.е. когда основные усилия направлены на работу с незадействованными трудовыми ресурсами, а не на выплату пособий по безработице. Подобный подход позволяет, с одной стороны, умерить иждивенческие настроения у части безработных, с другой – быстрее ввести трудовые ресурсы в хозяйственный оборот.

Что касается занятости, то государство, проводя те или иные мероприятия, содействует повышению профессиональной и пространственной мобильности трудовых ресурсов.

Профессиональная  мобильность зависит, во-первых, от законодательно установленного уровня обязательного общего образования (чем выше уровень, тем выше мобильность); во-вторых, от контрактных форм поддержки, сопровождаемых кредитованием молодежи для получения образования, профессиональной подготовки и предоставлением рабочих мест с целью погашения денежного кредита; в-третьих, от развития сети системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров.

Пространственная  мобильность предопределяется созданием благоприятных условий для жизнедеятельности, предоставлением льгот, тех или иных преференций, а также образованием региональных центров по адаптации местного населения к новым видам деятельности и технологиям.

Компьютеризация трудовой деятельности человека вводит качественно новое содержание в  понятие «место работы» и «время занятости». С одной стороны, она  устраняет необходимость в колоссальных затратах на основной (пассивный) капитал, с другой – увеличивает затраты на его активную часть, которая нередко становится неотъемлемой долей собственности самого работника. Это тоже одно из свидетельств о персонификации собственника  и работника в одном лице, что значительно упрощает регулирование трудовых отношений.

Регулируя трудовые отношения найма, государство одновременно все больше стимулирует так называемый свободный труд (индивидуальный, семейный, коллективный), развитие мелкого бизнеса, что существенно сокращает уровень и масштаб напряженности в трудовых отношениях и облегчает участь государства как органа, регулирующего взаимодействие труда и капитала. Также следует отметить, что особое и монопольное положение занимает  государство в регулировании международной миграции трудовых ресурсов. Ни одно государство мира не обходится без вмешательства в отношения труда и капитала, без регулирования трудовых отношений. Сама же степень их регулирования предопределяется множеством факторов социально-экономического и этико-культурного характера.

Не маловажное значение в подвижности рынка  труда имеет развитость его инфраструктуры, призванной своевременно обеспечить полной и достоверной информацией о  наличии свободных рабочих мест и структуре имеющейся незанятой  рабочей силы. Речь пойдет о биржах труда, бюро по трудоустройству, от организации работы которых зависит быстрота и четкость функционирования рынка труда. Однако не следует упрощать и ограничивать рынок труда биржей труда и другими институтами по трудоустройству. В связи со спецификой рынка труда, с высокой степенью его зарегулированности торг начинается гораздо раньше на всех уровнях отношений найма:

- на всех уровнях  генеральных и отраслевых соглашений  между профсоюзами     промышленников  и предпринимателей с участием  правительства;

- на уровне  предприятий, осуществляющих наем  работников с участием или  без участи профсоюзов;

- на уровне  непосредственно рабочих мест, где  осуществляется перезаключение  трудовых соглашений по найму  в связи с повышением квалификации, профессиональной подготовкой, продвижением по служебной лестнице.

Поэтому биржа  труда – важное инфраструктурное звено рынка труда, но всего один из институтов системы отношений  найма и государственного регулирования  вопросов занятости. Особое место в государстве занимает проблема безработицы, это явление органически связанное с рынком труда.

 В разных странах понятие «безработица» трактуется по-разному. Экономически развитые страны под безработными понимают трудоспособного человека, желающего работать, но не имеющего возможность получить соответствующую его способностям работу.

Безработица характеризует такое положение в экономике, когда часть способных и желающих трудиться по найму людей не могут найти работу по своей специальности или трудоустроиться вообще.

Состояние безработицы характеризуется двумя показателями, которые дополняют друг друга. Такими показателями являются уровень безработицы (определяется отношением официально зарегистрированных полностью безработных к численности самодеятельного населения, к которому относятся люди, живущие в основном на доходы от своего труда) и продолжительность безработицы.

Отношение к  безработице как к социально-экономическому критерию состояния общества с течением времени менялось Так со временем возникло понятие «естественная норма безработицы» - это такая норма при данной структуре спроса и предложения в экономике, которая удерживает на неизменном уровне реальную заработную плату и при условии нулевого прироста производительности труда поддерживает неизменным уровень цен. Естественная безработица находит свое проявление в нескольких формах своего существования: фрикционной, добровольной и институциональной.

Фрикционная безработица. Она характеризует процесс миграции рабочей силы с одних предприятий на другие в поисках лучшего и более выгодного приложения своих способностей и усилий. Эта форма безработицы представляет собой естественный процесс перераспределения трудовых ресурсов в соответствии с имеющейся структурой рабочих мест. Она отличается скоротечностью. Высокий уровень фрикционной безработицы из-за большой текучести кадров может нанести большие убытки обществу в форме огромных потерь рабочего времени.

Добровольная  безработица включает в себя контингент незанятых трудоспособных людей, которые по своей воле самоустранились от трудовой деятельности, т.е. просто не желает работать.

Институциональная безработица вызывается функционированием инфраструктуры рынка труда, а также факторами, деформирующими спрос и предложение на этом рынке. Относительно большое пособие по безработице может провоцировать удлинение сроков поиска работы, что оказывает ощутимое воздействие на предложение труда. Затем это может проявиться в адаптивном эффекте безработицы (периодически люди прибегают к использованию данной формы получения дохода).  К институциональной безработице следует отнести и незанятость рабочей силы, сопряженную с несовершенством работы информационных систем, отслеживающих объем и структуру как имеющихся свободных рабочих мест, так и свободной рабочей силы.

Другой тип  безработицы представляет собой  так называемая вынужденная безработица,   которая навязывается или диктуется происходящими изменениями в хозяйственной деятельности, связанными с технологическими переворотами, сдвигами в отраслевой структуре общественного производства, изменениями в территориальном размещении производительных сил. В соответствии с этими процессами различают и три формы вынужденной безработицы: технологическую, структурную и региональную.

Технологическая безработица - прослеживается замена ручного труда механизированным трудом, на смену которому приходит его автоматизация. Это позволяет существенно сократить затраты на заработную плату, т.е. трудовые издержки производства и повысить его эффективность.

Структурная безработица обусловлена высвобождением рабочей силы в результате происходящих изменений в структуре национальной экономики. Структурная перестройка национальной экономики сопровождается свертыванием инвестиций, производства и занятости в одних отраслях и их расширением в других. В связи с этим проблема структурной безработицы должна постоянно находиться в центре внимания социально-экономической политики государства.

Региональная  безработица связана с целым комплексом факторов исторического, демографического, культурно-национального, социально-психологического характера. Поэтому при решении данной проблемы должно быть тесное взаимодействие местных административно-национально-территориальных органов власти с центральной, федеральной властью, не исключая взаимодействия с правительствами сопредельных государств.

Особое место  в структуре вынужденной безработицы  занимает скрытая безработица, характеризуемая неполной занятостью в течении рабочего дня, рабочей недели, месяца, года. Она включает в себя ту часть населения, которая выполняет заметно не полный объем работ.

Застойная безработица охватывает ту часть трудоспособного населения, которая потеряла работу, утратила право на получение пособия по безработице, отчаялась найти рабочие места, уже приспособилась жить на социальных подачках общества и утратила всякий интерес к активной трудовой деятельности. Также она может быть охарактеризована и отсутствием возможности найти работу в регионах, пораженных экономическим спадом, когда даже общее количество свободных мест оказывается меньше, чем число безработных.

Самостоятельную значимость имеет циклическая безработица, которая предопределяется циклическим характером общественного воспроизводства и возникает на стадии спада производства или в фазе экономического кризиса. Колебания уровня занятости находятся в зависимости от той стадии, которую проходит экономика: на стадии подъема занятость растет, на стадии спада – резко сокращается, на стадии депрессии – удерживается на низком уровне и на стадии оживления происходит интенсивное ее «рассасывание».

 

                  3. Доходы населения, их источники и классификация.    

                  Распределение, перераспределение доходов.

Приступая к  рассмотрению  проблемы благосостояния, необходимо обратить внимание на то, что  в ней наиболее полно проявили себя экономическая и этическая  стороны жизнедеятельности человека, общества. Благосостояние приравнивается к  богатству, наращивание которого напрямую связано с экономическим ростом, накоплением капитала, наличием других ресурсов. Поэтому центральное место здесь занимает материальное производство и, как производное от него, материальное благосостояние. Ведь рыночная среда – это благоприятные условия для проявление эгоизма, корыстных интересов, достижения собственного благополучия за счет ущемления прав и интересов других людей.

Другим теоретическим  основанием рассмотрения проблемы благосостояния является этика, отражающая в себе духовные ценности и прежде всего морально-нравственный аспект благополучного человеческого существования. В связи с этим экономика является лишь определенным средством достижения благополучия.

В условиях рыночной экономики, когда объектом купли-продажи становятся не только производимые блага, но и все без исключения ресурсы, собственники которых получают вознаграждение за их использование (явное или неявное), определяющим фактором в достижении определенного уровня благосостояния являются доходы. Под ними понимается вся совокупность денежных средств и материальных благ, которыми обладает человек, семья, социальная группа, население в целом. Как видно из определения, доходы включают в себя стоимостную (денежную) и натуральную составляющие.

3.1. Источники доходов их классификация

Денежные  доходы населения включают всю совокупность денежных поступлений за определенный период времени. К ним относятся оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности и оказания на сторону различного рода услуг, доходы от всех видов и форм собственности и безвозмездные денежные поступления и пособия.

Натуральные доходы представляют собой всю совокупность материальных благ и услуг, предназначенных для собственного потребления в рамках домашних хозяйств. Подобно заработной плате доходы выступают в двух формах: номинальной и реальной.

Номинальные доходы представляют собой сумму денежных поступлений без учета их изменения под воздействием налогообложения и динамики цен. Номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей образуют располагаемые доходы.

Реальные  доходы представляют собой ту совокупность материальных  и нематериальных благ, которой располагает население в результате их покупки, поступления или обладания ими.

Основными  составляющими  доходов населения являются доходы лиц наемного труда (заработная плата), предпринимательский доход, доходы от собственности (рента, процент от владения капиталом и т.д.), все  виды и формы социальной помощи и  поддержки (трансфертные платежи: пенсия по возрасту, стипендия, пособие по безработице, пособие на детей и т.д.).

Обобщающим показателем, характеризующим уровень благосостояния населения, является величина национального  дохода (валового или чистого), приходящегося  на душу населения. Доход на душу населения позволяет лишь произвести сопоставление уровней доходов в различных странах мира. Он не дает ответа на вопрос о степени справедливости распределения доходов среди населения, о дифференциации доходов в обществе.

Информация о работе Социальная политика государства