Социальная политика и ее основные направления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 19:50, курсовая работа

Описание работы

В своей работе, я бы хотела раскрыть сущность понятия «социальная политика государства», отразить основные цели, направления и принципы социальной политики, а также выявить и уяснить особенности современной социальной политики России, поскольку хочу знать, в какой стране живу я и окружающие меня люди, насколько социально направлена деятельность современной России, что делается правительством РФ для улучшения благосостояния нации. Из всего выше приведенного логично следует вывод, что социальная политика государства является одним из важных вопросов, без решения которого невозможно создать гармоничную рыночную экономику, и достичь благополучия во всех сферах общества и прежде всего в социальной сфере.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность и основные направления в социальной политике 5
2. Социальная защита населения 10
3. Особенности современной социальной политике в России 16
Заключение 20
Список литературы 23

Файлы: 1 файл

эконом теория.docx

— 52.23 Кб (Скачать файл)
  1. Особенности современной социальной политике в  России
 
 

     Экономические реформ в России, начиная с «шоковой терапии» 1992 г., осуществлялись без предварительной оценки социальных последствий и создания социальных амортизаторов. В итоге за последнее десятилетие наблюдалось стойкое падение жизненного уровня основной массы населения, повышение уровня инфляции и массовая вынужденная безработица. В результате нарастания неравенства и расширения масштабов бедности был нанесен ущерб социальной эффективности, что не замедлило сказаться и на экономической эффективности: был разрушен высокий профессиональный и квалификационный, образовательный потенциал рабочей силы, традиционно считавшимся одним из самых больших социальных достижений социалистической экономики, вдвое снизилась производительность труда по сравнению с дореформенным уровнем, что стало серьезным препятствием для устойчивого экономического роста. Сдерживало экономический рост и снижение реальных доходов населения, способствующее падению его покупательной способности, уменьшению физического объема потребления товаров и услуг.

     Постепенное осознание этого факта привело к планомерному отходу от либеральной доктрины невмешательства государства к политике активного перераспределения доходов, что отразилось, например, в ряде позитивных шагов российского правительства в 1999—2003 гг. в социальной сфере: повышении минимальной заработной платы до 600 руб. в месяц, заработной платы работникам бюджетной сферы, пенсий, ликвидации задолженности по заработной плате и т. д.

     Таким образом, особенностями социальной политики в переходной экономике  являются ее поливариантность, альтернативность, нестабильность, когда в течение короткого периода времени могут диаметрально измениться цели социальной политики, ее содержание и роль в происходящих переходных процессах. Это объясняется большой зависимостью социальной политики трансформационного (переходного) периода от субъективных факторов (выбранной доктрины экономического развития, политической ситуации в обществе) и объективно заданных ограничений, к которым принято относить:

  1. Социальные издержки реформ (падение уровня жизни населения, массовая бедность, массовая безработица и т.д.), которые возникли в первые годы реформ и приняли в дальнейшем устойчивый, трудно поддающийся регулированию характер;
  2. Финансовые ограничения, вызванные налогово-бюджетным кризисом, связанным с резким сужением налоговой базы в результате падения реальной заработной платы и прибыли при одновременном увеличении социальной нагрузки на бюджет в связи с ростом малообеспеченных групп населения, остро нуждающихся в поддержке государства;
  3. Институциональные ограничения: отсутствие профессионального управленческого аппарата, который бы мог разрабатывать программы и мероприятия будущей социальной политики на основе обширной и достоверной информационной базы, принимать грамотные управленческие решения и оценивать их результаты на основе существующих в развитых странах новейших методик; наличие сильных групп давления в сфере принятия социальных решений.

     Эти и другие ограничения задают определенные рамочные условия социальной политике в переходной экономике, но в то же время жестко не предопределяют ее [8, стр.381-382].

     Современное социально-экономическое развитие России нацелено на создание такой  экономики, целью которой является производство здорового, образованного, духовно развитого, имеющего достойное  материальное обеспечение человека, участвующего в реализации этой цели через выполнение экономических  функций (потребителя, собственника, работника, управляющего, инвестора и проч.). Основа для постоянного, качественного  и безопасного экономического роста  как условие социально-экономического развития создается в сферах образования, науки, здравоохранения и культуры [12]. В основных направлениях социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу предполагается к 2010г. обеспечить выход России на качественно новый уровень развития, характеризующийся растущей экономикой, эффективным государством, наличием самостоятельного среднего класса, стабильными социальными и политическими отношениями.

     В среднесрочной перспективе необходимо предотвратить наличие разрыва  между Россией и развитыми  странами, а в долгосрочной восстановить и упрочить ее позицию, как одной  из стран – лидеров мирового развития. 3а десятилетие трансформации  Россия потеряла преимущество крупномасштабной  экономики и передвинулась по объему ВВП (по паритету покупательной способности) с 5-го места (которое занимал СССР в 1991) на 10-е (в 2001 г.), а по текущему рыночному валютному курсу на 16-е. Уровень душевого дохода в России на пороге XXI в. составил около 5,8% уровня США (2135 долл. на человека в год по текущему обменному курсу), и она заняла 78-е место среди 175 стран, вошедших в выборку МВФ (по уровню ВВП на душу населения пересчитанного по ППС - 60-е место) и входит в группу стран со средним уровнем жизни [9, стр.49].

     Сегодня, несмотря на оживление в экономике  и даже небольшой рост, говорить о долгосрочных тенденциях пока рано. Одна из главных социальных и экономических  проблем - низкие реальные доходы населения, сильно ограничивающие спрос, в том  числе на продукцию инвестиционных отраслей, и тормозящие экономическое  развитие. Решать сугубо экономические  вопросы нужно только в комплексе  с совершенствованием социальной политики. Главными задачами сегодня остаются стабилизация экономического положения, повышения уровня жизни и снижение числа бедных. В ближайшие годы необходимо восстановить размеры личного потребления на уровне 1991 года. Предстоит перевод жилищно-коммунального хозяйства на рыночные рельсы и его демонополизация. Одна из главных задач – это необходимость повышения размера оплаты труда при одновременном повышении уровня пенсий. Должна вводится концепция «государства благосостояния», которая включает в себя, как программы социального страхования, относящиеся ко всем слоям населения, так и систему мероприятий для поддержки доходов наименее обеспеченных семей: страхование по старости, от болезней, пособие по безработице, дополнительные программы государственной помощи для неполных семей с детьми, слепых, нетрудоспособных и т.п., включающие продовольственные талоны, обеспечение жильем и другие социальные услуги.

     В целом же следует отметить, что  для того чтобы преломить накопившиеся за годы проводимых реформ негативные тенденции в социальной политике Правительству России  необходимо отказаться от ориентации на либеральную модель минимальной, пассивной роли государства в области формирования и распределения доходов. Эта ориентация не отвечает не только традициям нашей страны, но и потребностям и условиям современного социального рыночного хозяйства. При этом усиление роли государства вовсе не означает возврата к тотальному централизованному перераспределению. Напротив, оно означает поиск золотой середины между социальным и рыночным, справедливым и эффективным, что соответствует уникальной исторической ситуации перехода российской экономики к социальному рыночному хозяйству [7, стр.459]. 
 
 
 
 
 

Заключение

     В заключительной части своей работы я хотела бы отметить, что ответив на вопрос «что такое социальная политика», какова ее сущность, принципы, функции и основные направления, я пришла к выводу, что социальная политика нацелена на становление и развитие в обществе стабильных социальных отношений, системы социальной защиты населения. Сущность социальной политики заключается еще и в том, что она является составной частью внутренней политики государства, воплощенной в его социальных программах и практике, и регулирующей отношения в обществе в интересах и посредством интересов его основных социальных групп. Социальная политика также связана с решением таких задач как помощь отдельным социальным группам населения, обеспечение доступности и равных возможностей граждан в социальной сфере (образовании, здравоохранении, культуре), социального страхования. А результативность социальной политики проявляется в уровне и качестве жизни населения.

     Таким образом, не сложно предположить, что одной из главных задач социальной политики на современном этапе является социальная защита населения от воздействия негативных последствий рыночных отношений в экономике. Это предполагает поддержание баланса между денежными доходами населения и товарными ресурсами; создание возможностей для улучшения жилищных условий граждан; развитие сферы услуг для населения, удовлетворение его спроса на качество товаров и услуг; расширение материальной базы укрепления здоровья населения, роста его образованности и культуры.

     Процесс изучения особенностей современной социальной политики в России, я решила начать с рассмотрения процесса перехода России к рыночной экономике и того, как данный процесс повлиял на становление и развитие социальной сферы.

     В процессе перехода к рыночной экономике  российское общество оставило в прошлом  многие «плюсы», такие как высокая  нравственность, бесплатные образование  и здравоохранение, гарантия рабочего места при практически всеобщей занятости (однако административно-командная  система экономики уступает рыночной в эффективности хозяйственной  деятельности, насыщенности потребительского рынка товарами и услугами, а также  выделении средств на развитие социальной сферы по «остаточному принципу»), а  некоторые «минусы» достались в  наследство. К ним можно отнести  жизненную позицию, выраженную в  том, что государство обязано  обеспечить достойный уровень жизни, заработной платы и т.д. Однако этот процесс не всегда отождествляется  в сознании людей с результатами труда, вкладом в общественное производство. Постепенно этот устаревший подход должен вытесняться, а государственная  социальная политика должна поддерживать эти тенденции, обеспечивая формирование жизненной позиции, основанной на ответственности каждого хозяйствующего субъекта за свой выбор.

     С 2006 г. в стране реализуются национальные проекты, направленные на существенное повышение качества жизни граждан. Приоритетными названы: «Здоровье», «Качественное образование», «Доступное и комфортное жилье» [11, стр.50-52].

     Однако  для успешной реализации социальных проектов важно выработать эффективные механизмы их реализации, а также провести структурные реформы в соответствующих секторах. Важную роль в этом процессе играет развитие социально-трудовых отношений: полная занятость должна обеспечивать работнику доход выше официальной черты бедности, что в России нарушается в 1 случае из 4. В России вознаграждение наемных работников составляет 27% ВВП, а в США – 64%, в Швеции – 61%: это свидетельствует о недооценке труда в России, о низком уровне баз обязательного социального налога.

     Таким образом, государственное регулирование  трудовых отношений является важным моментом. Другой важным моментом является государственная политика повышения конкурентоспособности социально уязвимых групп населения. Так, например, в США активно применяется комплексный подход к оказанию поддержки лицам, не востребованным на рынке труда, который предполагает дифференцированные меры для разных  категорий населения.

     Также необходимо, чтобы программы социального  обеспечения финансировались не только за счет государства, но и с участием бизнеса, общественных организаций, частных лиц. А стратегия государства касалась определения приоритетов, контроля в соблюдении гарантий и норм трудового законодательства, создания правовой базы, совершенствования механизмов реализации политики перераспределения средств, стимулирования участия бизнеса и общественных объединений [10].

     В качестве основного вывода по выполненной работе я бы хотела отметить, что возрастание роли социальной политики должно быть связано прежде всего с развитием социально-экономических функций государства совместно с повышением роли человеческого потенциала в обеспечении устойчивого экономического роста страны и ее конкурентоспособности. Необходимо, чтобы усилия в данном направлении шли не только «сверху», но и «снизу», чтобы каждый из нас осознавал свою значимость в этом мире. 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Курс экономики: Учебник/ Б.А.Райзберг, Е.Б.Стародубцева.- М.: ИНФРА-М, 2008.
  2. Макроэкономика. Теория и российская практика: Учебник/ Под ред. А.Г.Грязновой, Н.Н.Думной.- М.: КНОРУС, 2004.
  3. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие/ Под ред. Е.И.Холостова, А.С.Сорвина.- М.: ИНФРА-М, 2000.
  4. Социальная рыночная экономика: Учебник/ Т.В.Юрьева.- М.: «Русская деловая литература», 1999.
  5. Экономика: Учебник/ Под ред. А.С.Булатова.- М.: ЭКОНОМИСТЪ, 2006.
  6. Экономическая теория: Учебник/ Под ред.И.П.Николаевой, Г.М.Казиахмедова.- М.: ЮНИТИ, 2005.
  7. Экономическая теория: Учебник/ Под ред.И.П.Николаевой.- М.: ПРОСПЕКТ, 2007.
  8. Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика: Учебное пособие/ Под ред.И.П.Николаевой.- М.: ЮНИТИ, 2004.
  9. Кадомцева С. Социальная политика и население // Экономист. 2006. №7.
  10. Лебедева Л. Социальная политика в экономике знаний // Стратегия и конкурентоспособность. 2007. №3
  11. Сергеев И., Кирсанова Н., Кирсанова И. Развитие социальной сферы: приоритеты регулирования // Экономист 2007. №1
  12. Тревога мира. Социальные последствия глобализации мировых процессов. ПРОООН, 1999.

Информация о работе Социальная политика и ее основные направления