Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 19:50, курсовая работа
В своей работе, я бы хотела раскрыть сущность понятия «социальная политика государства», отразить основные цели, направления и принципы социальной политики, а также выявить и уяснить особенности современной социальной политики России, поскольку хочу знать, в какой стране живу я и окружающие меня люди, насколько социально направлена деятельность современной России, что делается правительством РФ для улучшения благосостояния нации. Из всего выше приведенного логично следует вывод, что социальная политика государства является одним из важных вопросов, без решения которого невозможно создать гармоничную рыночную экономику, и достичь благополучия во всех сферах общества и прежде всего в социальной сфере.
Введение 3
1. Сущность и основные направления в социальной политике 5
2. Социальная защита населения 10
3. Особенности современной социальной политике в России 16
Заключение 20
Список литературы 23
Государство непосредственно определяет денежные доходы нетрудоспособного населения, формирует их и предоставляет гражданам путем проведения социальной политики в результате перераспределения доходов общества. Таким образом, уменьшаются масштабы социального неравенства, порождаемого при первичном распределении доходов, а также формируются финансовые средства, предназначенные для социальной защиты населения.
Социальная политика государства не ограничивается формированием денежных доходов нетрудоспособных. На государство возлагается ответственность за обеспечение доступа к социальным услугам всех слоев населения. В этой сфере проявляется специфика потребностей, которые государство призвано удовлетворять. Это потребности, в общем, и специальном образовании, медицинском обслуживании, жилье и т.д. Эти потребности связаны с обеспечением качества жизни человека. Основу потребления такого рода составляет прямое предоставление услуг потребителю вне связи с его денежным доходом. Необходимо учесть, что система социального обеспечения, как инструмент социальной политики, предоставляет социальные пособия и услуги в минимальных рамках. Всякая возможность выхода за эти рамки, потребление социальных услуг с относительно более высокими количественными и качественными характеристиками определяется величиной индивидуального дохода, реализуемого на рынке социальных услуг [2, стр.395-399].
Таким
образом, говоря о социальной политике
государства, мы подразумеваем, прежде
всего действия правительства, направленные
на распределение и
Неотъемлемым элементом социальной политики является социальная защита населения, которая включает комплекс мер и институтов, гарантирующих гражданам определенный уровень жизни. Социальная защита населения — это комплекс экономических, социальных и правовых мер, а также совокупность институтов, обеспечивающих всем гражданам равные возможности для поддержания определенного уровня жизни, а также поддержку отдельных социальных групп населения.
Различают субъекты и объекты социальной защиты населения. Одним из основных субъектов социальной защиты населения является государство. Другим — все граждане общества, а также отдельные социальные группы. К объектам социальной защиты населения принято относить материальные блага и услуги [4, стр.366-367].
Таким образом, под государственной социальной защитой понимается система отношений индивид - государство и семья - государство, возникающая по поводу:
1)
обеспечения государством
2) сохранения прежнего уровня жизни утратившим трудоспособность вследствие рисков (производственной травмы, безработицы, болезни, наступления старости, смерти кормильца, форс-мажорных обстоятельств - наводнения, землетрясения, террористического акта и др.);
3)
обеспечения минимальных
Система социальной защиты является органическим элементом современного рыночного хозяйства, существующим в разных странах. Несмотря на принципиальные различия в объемах, направлениях и институтах социальной защиты в этих странах она строится по единым принципам: субсидиарности, солидарности, эффективности, адекватности, непрерывности, и т.д.
Системообразующим базисным принципом социальной защиты в рыночной экономике, является принцип субсидиарности (дополнительности). Он состоит в том, что в силу некоторых обстоятельств в рыночной экономике индивид может нуждаться в помощи государства. Эта помощь должна предоставляться в объеме стартового минимума, который усилит индивидуальные устремления и готовность индивида к успешной деятельности, но при этом не ограничивает его ответственность за собственное положение и экономическую инициативу. Наиболее полно этот принцип воплощается в системе государственных гарантий. Но при этом поддержка государства носит не безвозмездный и не безусловный характер, а осуществляется с учетом трудового вклада нуждающегося, размера уплачиваемых им налогов и взносов. В соответствии с данным принципом строится система пособий работающим (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице).
Однако неуплата работодателем взносов на социальное страхование не лишает его работников права на получение страховых пенсий и пособий, и в этом частном случае проявляется принцип солидарности социальной защиты, который свидетельствует о степени готовности общества оказывать социальную помощь определенным категориям нуждающихся безотносительно к их участию или неучастию в общественном производстве, без учета уплачиваемых гражданином налогов и страховых взносов. На действии данного принципа базируется социальная помощь (поддержка).
В последнее время общепризнанно, что любая программа социальной защиты для того, чтобы увеличивать общественную полезность и не наносить ущерба благосостоянию третьих лиц, должна отвечать принципу эффективности, означающему, что «чистые» социальные выгоды от действия любой социальной программы должны превышать социальные издержки.
С
принципом эффективности
Но следует отметить, что прямой связи между темпами экономического роста, размерами ВВП и степенью социальной защиты населения нет.
Принцип непрерывности социальной защиты показывает, что вне зависимости от финансового положения государства и системы ценностей и взглядов, сложившихся в обществе, данный процесс не может быть остановлен, а должен воспроизводиться во времени и в пространстве. Это отвечает основному фундаментальному назначению экономики – быть средством жизнеобеспечения людей [8, стр.383-386].
Рассмотрим схематически обобщенную систему социальной защиты в рыночной экономике:
Личная самозащита | Либеральные права и свободы | Коллективная
защита |
Добровольное
Государственное
страхование
обеспечение
Личные страхование помощь Фонды социального
сбережения
предприятий
Занятость
Государственные социальные гарантии |
Государственная
социальная защита |
Как видно из представленной схемы данная система состоит из нескольких уровней социальной защиты: государственная защита, личная самозащита и коллективная защита. В свою очередь государственная социальная защита представляет собой иерархическую пирамиду, также состоящую из нескольких уровней защиты. Базисов которой выступают государственные социальные гарантии [7, стр.443].
Социальные гарантии — это реализация государством конституционных прав граждан на получение важнейших социальных благ и услуг. Социальные гарантии, представленные государством населению в РФ включают:
- право граждан на выбор места работы, на профессиональную деятельность;
- минимальный размер оплаты труда;
- минимальный размер пенсии;
- единовременное пособие при рождении каждого ребенка;
- ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет;
-
ежемесячное пособие на
- ежемесячное пособие на детей одиноких матерей, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов и др.;
- ритуальное пособие;
- минимальный размер пособия по безработице;
- минимальный размер стипендии;
- право на жилище;
- право на охрану здоровья и медицинскую помощь;
- право на образование.
Источниками финансирования государственных программ социальных гарантий выступает преимущественно государственный бюджет и бюджеты местных органов власти.
Следующим элементом системы социальной защиты выступает государственное социальное обеспечение - это система обеспечения и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан, а также семей, в которых есть дети. И в отличие от социальных гарантий, социальное обеспечение представляет собой реакцию на социальные риски (травмы, болезни, старость, инвалидность, рождение больных детей, многодетность и т.д.), поэтому предоставляется не всем, а только тем, подпадает под эти риски. В свою очередь социальное обеспечение выступает в двух организационно-правовых формах: государственное (обязательное) социальное страхование и государственная помощь.
Социальная помощь — это забота о гражданах, нуждающихся в поддержке, содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточным уровнем личного дохода на основе проверки нуждаемости. В России социальная помощь оказывается пенсионерам, инвалидам, беженцам и вынужденным переселенцам, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастроф на АЭС и других аварий, и др. Социальная помощь предоставляется в виде денежных и (или) натуральных выплат (бесплатные обеды, жилье одежда, услуги). Источником ее финансирования являются не страховые отчисления, а налоговые поступления в бюджеты разных уровней.
Социальное страхование — это система материального обеспечения в случае временной потери трудоспособности, старости, инвалидности, потери кормильца, а также оздоровительных мероприятий (санатории, дома отдыха, лечебное питание, пионерские лагеря и т. д.). Может быть государственным и негосударственным. Социальное страхование включает не только денежные выплаты, компенсации, но также определенные услуги по лечению, реабилитации и профилактике. Финансирование социального страхования осуществляется за счет работодателей, работников с возможным участием государства. Выплаты производятся из специальных фондов, формируемых на основе взносов (пенсионные фонды, фонды медицинского страхования, занятости и др.). Эти фонды функционируют в социальной рыночной экономике как некоммерческие организации [4, стр.368-376].
Очевидно, что система государственной социальной защиты будет устойчивой и эффективной, если сокращение степени патернализма (сокращение социальных гарантий, маркетизация услуг социальной сферы, переход к адресной системе социальной помощи, сворачивание льгот и компенсаций) будет происходить одновременно с расширением степени ее индивидуализации, сопровождающейся созданием государством благоприятных условий для самообеспечения, самозанятости, самозащиты.
На
представленной выше схеме это отражено
в виде блока экономических отношений
личной самозащиты (включающих отношения
между государством и индивидом по поводу
личного добровольного страхования, формирования
личных сбережений и самозанятости), сопряженных
с системой государственной защиты и поддерживающих
ее. В то же время государству необходимо
сохранить и развить унаследованную от
социализма систему коллективной защиты,
что соответствует социокультурным корням
российского общества (на схеме этот блок
коллективной социальной защиты располагается
справа от пирамиды государственной защиты).
В противном случае все меры, направленные
на большую либерализацию системы социальной
защиты, без создания соответствующих
компенсационных механизмов самообеспечения
и коллективной защиты экономически активного
населения будет сопровождаться падением
уровня жизни населения и ростом бедности
[6, стр.477].
Информация о работе Социальная политика и ее основные направления