Социальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 22:38, курсовая работа

Описание работы

В последние годы в центр политических дискуссий практически во всех странах мира вышли вопросы социальной политики. И это неудивительно. Ведь от того, как живет и развивается общество, зависит успех данного государства на международном уровне. Экономическая деятельность человека, в конечном счете, имеет целью создание материальной базы для улучшения условий жизни. Поскольку люди в своей экономической деятельности тесно связаны друг с другом, постольку и изменение условий жизни отдельного индивида не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других индивидов. В свою очередь, это требует согласования деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни. Указанная деятельность и получила название социальной политики. По сути, в социальной политике выражаются конечные цели и результаты экономического роста. Социальная политика играет, с точки зрения функционирования экономической системы, двоякую роль. По мере экономического роста создание благоприятных условий в социальной сфере становится главной целью экономической деятельности, то есть в социальной политике концентрируются цели экономического роста. Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического роста.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………2
Распределение доходов в рыночной экономике………………..4
1.1. Доходы населения и источники их формирования………..4
1.2.. Распределение доходов в рыночной экономике………….8
1.3. Причины неравенства в распределении
доходов и способы их измерения…………………………...10
Уровень и качество жизни……………………………………..12
2.1. Уровень жизни……………………………………………12
2.2. Качество жизни……………………………………………15
2.3 Бедность……………………………………………………16
3. Социальная политика государства…………………………….18
3.1. Сущность социальной политики………………………...18
3.2. Принципы социальной политики…….…………………..20
3.3. Социальная защита……………………………………….22
3.4. Модели социальной политики…………………………...23
4. Социальная политика России…………………………………..25
5. Социально ориентированная экономика………………………31
Заключение……………………………………………………..…….35
Список литературы……………………………………………..…...36

Файлы: 1 файл

готово.doc

— 245.50 Кб (Скачать файл)

- стратификационный – к бедным относят население, которое обладает низкой эластичностью функций занятости и ограничены в способностях самообеспечения ( старики, инвалиды, женщины с маленькими детьми, дети без родителей, безработные, беженцы и др.);

- самооценка – бедные определяются исходя из оценок общественного мнения либо с точки зрения самого респондента.

Следует отметить, что бедность –  понятие относительное для разных стран.  То, что в развитых странах  считается бедностью, в некоторых развивающихся странах – вполне приемлемый уровень жизни населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Социальная политика  государства

Рынок не гарантирует право на труд, на доход, на образование, не обеспечивает социальную защиту инвалидов, малоимущих, пенсионеров и некоторых других категорий граждан. В связи с этим возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения доходов и формирования соответствующей системы социального обеспечения нуждающихся. Государство, стремящееся войти в ряды высокоразвитых, обязательно проводит социальную политику.

    1. Сущность  социальной политики.

Социальная политика представляет собой проводимую государственными структурами, общественными организациями, органами местного самоуправления, а также производственными коллективами систему мер по управлению развитием социальной сферы общества, нацеленная на удовлетворение интересов и потребностей граждан. Социальная политика  должна учитывать не только материальные, но и политические и духовные потребности членов общества.

Основными задачами социальной политики являются:

- повышение благосостояния;

- улучшение условий труда и  жизни;

- осуществление принципов социальной  справедливости;

- максимальное сохранение  физического, интеллектуального,  духовно-этического потенциала страны;

- формирование прочного  пласта трудовой мотивации, отвечающего  требованиям легального рынка,  ориентированного на позитивное  расширенное воспроизводство «человеческого  капитала»;

- создание институциональных  и социально-экономических предпосылок  для реализации гражданами, различными общественными слоями и группами населения своих потребностей и интересов, проявления своей активности и раскрытия личности; без этого не будет предпосылок гражданского общества, личной свободы, реальной демократии.

Социальная политика формируется с учетом конкретно исторических условий страны. Основные направления социальной политики, отражающие ее специфику, следующие:

  1. Политика доходов населения (жизненный уровень, потребительская корзина, благосостояние).
  2. Политика в сфере труда и трудовых отношений (оплата труда, охрана труда и социальное страхование, занятость населения).
  3. Социальная поддержка и защита нетрудоспособных и малоимущих слоев населения ( пенсионное обеспечение, социальное обслуживание, социальные гарантии).
  4. Основные направления развития отраслей социальной сферы ( охрана здоровья, образование, наука, культура, физическая культура и спорт).
  5. Социоэкологическая политика.
  6. Политика в области современной инфраструктуры (жилье, транспорт, дороги, связь, торговое и бытовое обслуживание).
  7. Миграционная политика (вынужденная миграция, защита прав и интересов соотечественников за рубежом, внешняя трудовая миграция).
  8. Политика в отношении отдельных категорий населения (семейная, молодежная политика, политика с отношения пожилых и инвалидов).

Общеизвестно, что социальная политика является затратным и дорогостоящим  видом деятельности. Каждое из направлений  социального развития требует больших финансовых вложений, и чем более масштабной является социальная политика, чем более значимые цели она себе ставит, тем больше средств должно выделяться на ее реализацию. Однако в конечном счете инвестиции в социальную политику являются наиболее продуктивным вложением общественного богатства.

Социальная сфера финансируется  за счет бюджетных и внебюджетных источников.

Бюджетные источники:

- федеральный бюджет;

- бюджет субъекта государства;

- местный бюджет;

- ресурсы небюджетного распределения.

Внебюджетные источники:

- государственные социальные фонды;

- внебюджетные фоны субъектов  государства;

- негосударственные социальные  фонды;

- кредитные ресурсы;

- привлечение средств фирм и  домашних хозяйств (территориальные  займы); использование потенциала некоммерческих неправительственных организаций.

    1. Принципы социальной политики.

Признавая, что социальная политика является важнейшей составляющей частью деятельности общества и государства, необходимо проанализировать, какие  принципы большинство современных государств полагает в основу своей деятельности или хотя бы в основу своих политических деклараций.

  1. Принцип социальной справедливости

Этот принцип несет в себе два типа справедливости: уравнительный  и распределительный. Таким образом, государство гарантирует всем гражданам обеспечение некоего социального минимума, который выражается в минимальной оплате труда, минимальной пенсии и т.д. В то же время активные, предприимчивые, социально сильные, способные индивиды должны иметь возможность получить социально одобряемыми способами больший объем благ и услуг за свой труд.

  1. Принцип индивидуальной социальной ответственности

Он требует от индивида, семьи, малой  группы приложения максимальных усилий для самопомощи и самообеспечения.

3) Принцип социальной солидарности.

Социальное общество призвано встречать  социальные затруднения как единая система, внутри которой происходит перераспределение социальной состоятельности  от трудоспособных к нетрудоспособным, от одного поколения к другому.

  1. Принцип социального партнерства.

Он включает с себя такие принципы, как:

- равноправие сторон на переговорах  и при принятии решений;

- равная для всех сторон обязательность  исполнения договоренностей;

- обязательная и равная ответственность  сторон за выполнение принятых  обязательств;

- принцип трипартизма, то есть  участия в переговорах трех  сторон: государственной власти, работников  и работодателей.

5) Принцип социальной  компенсации.

Призван обеспечивать правовую и социальную защищенность граждан, необходимую  для восполнения ограничений, обусловленных их социальным статусом.

  1. Принцип социальных гарантий.

Предусматривает предоставление гражданам  гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, профессиональной подготовке и рациональному трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечить необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни.

  1. Принцип субсидарности (поддержки).

Предусматривает оказание предпочтения общественным инициативам, по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий в области социальной политики. Этот принцип предполагает законодательное регулирование взаимодействия государственных и негосударственных структур в социальной сфере и поддержку последних.

Принципы социальной политики в  большинстве своем были выработаны в процессе организации развития общества и приобрели новое содержание в ходе разработки основ социального  государства. Они, без сомнения, будут изменяться в дальнейшем, однако, как можно предположить, их гуманистический фундамент останется неизменным. В настоящее время наиболее приоритетными должны являться два принципа: солидарность и субсидарность. 1

3.3. Социальная защита.

Социальная защита  – меры государства по обеспечению общественно необходимого материального и социального положения всех членов общества Она означает:

- воспроизводство квалифицированной  рабочей силы;

- наличие условий для реализации  способностей трудоспособных членов  общества к труду;

 - создание новых рабочих мест и поддержку работников, оказавшихся безработными.

Система социальной защиты включает обязательные виды социального страхования, его добровольные виды; государственную систему социальной помощи и программы социальной помощи предприятий.

Государственная система социальной помощи реализуется через механизм социальных программ. Важнейшей частью государственной программы социального обеспечения и основных механизмом социальной защиты работников в условиях рыночной экономики является социальное страхование. Оно распространяется на лиц, имевших в течение какого-то времени постоянную работу и потерявших ее в связи с болезнью, безработицей, пенсионным возрастом. Выделяют обязательные формы социального страхования: общее социальное страхование, профессиональное социальное страхование, территориальное социальное страхование, а также обязательные виды социального страхования: страхование пенсий, от несчастных случаев на производстве, на случай безработицы, страхование по болезни, медицинское страхование. Важнейшим направлением политики пенсионного страхования является осуществление концепции "динамической пенсии": приведение пенсий в соответствии с уровнем заработной платы работающего населения. Тем самым удастся воспрепятствовать обесценению (вследствие инфляции) средств, которые были накоплены работником, путем регулярных отчислений.

В обязанности государства входит обеспечение функционально - способной системы институтов страхования на случай болезни. Возможные несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания охватываются системой страхования от несчастных случаев. Социальная защита работников, как важнейшее направление социальной политики государства, крайне важна, т.к. большинство населения во всех странах составляют работающие, единственным (или основным) доходом которых является заработная плата, а это означает, что они экономически уязвимы и им не на что опереться, кроме государственной власти.

3.4. Модели социальной политики.

Под моделью социальной политики понимаются сложившиеся принципы организации и функционирования программ социального обеспечения.

В настоящее время выделяют 4 модели социальной политики: южноевропейская, скандинавская, англосаксонская и континентальная.

Англосаксонская модель используется в Великобритании, Ирландии и Канаде. Она предусматривает относительно низкий уровень перераспределения ВВП через бюджет(не более 40 %), что свидетельствует о преимущественно пассивном характере государственной политики занятости, высоком удельном весе частных и общественных компаний и организаций в оказании социальных услуг.

Южноевропейская модель реализуется в странах Южной Европы (Греция, Испания, Италия).  Объем ВВП, перераспределяемый через бюджет этих стран, варьирует от 60% в Греции и Италии до 40% в Испании. Социальная политика этих стран преимущественно адресована социально уязвимым категориям граждан и не носит всеобъемлющего характера.

Скандинавская модель применяется в Швеции, Дании, Норвегии и Финляндии. В основе скандинавской модели лежит идея солидарности различных социально-экономических групп и слоев населения.

Реализация данной модели в Швеции имеет определенную специфику, которая проявляется в том, что шведское государство взяло на себя не только равную защиту интересов всех членов общества, но к тому же добивается относительного сближения благосостояния отдельных групп населения. Шведской модели присущ высокий уровень качества и общедоступность социальных услуг, на которые расходуется примерно 40% всех расходов государственного бюджета.

Скандинавской модели социальной политики присущи такие положительные  качества, как: чрезвычайная активность государства в социальной сфере; понимание на государственном уровне социального благосостояния как цели экономической деятельности государства; высокие объемы перераспределения национального богатства через бюджет (50-70% ВВП); реализация идей социальной солидарности.

Информация о работе Социальная политика