Социальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 22:38, курсовая работа

Описание работы

В последние годы в центр политических дискуссий практически во всех странах мира вышли вопросы социальной политики. И это неудивительно. Ведь от того, как живет и развивается общество, зависит успех данного государства на международном уровне. Экономическая деятельность человека, в конечном счете, имеет целью создание материальной базы для улучшения условий жизни. Поскольку люди в своей экономической деятельности тесно связаны друг с другом, постольку и изменение условий жизни отдельного индивида не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других индивидов. В свою очередь, это требует согласования деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни. Указанная деятельность и получила название социальной политики. По сути, в социальной политике выражаются конечные цели и результаты экономического роста. Социальная политика играет, с точки зрения функционирования экономической системы, двоякую роль. По мере экономического роста создание благоприятных условий в социальной сфере становится главной целью экономической деятельности, то есть в социальной политике концентрируются цели экономического роста. Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического роста.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………2
Распределение доходов в рыночной экономике………………..4
1.1. Доходы населения и источники их формирования………..4
1.2.. Распределение доходов в рыночной экономике………….8
1.3. Причины неравенства в распределении
доходов и способы их измерения…………………………...10
Уровень и качество жизни……………………………………..12
2.1. Уровень жизни……………………………………………12
2.2. Качество жизни……………………………………………15
2.3 Бедность……………………………………………………16
3. Социальная политика государства…………………………….18
3.1. Сущность социальной политики………………………...18
3.2. Принципы социальной политики…….…………………..20
3.3. Социальная защита……………………………………….22
3.4. Модели социальной политики…………………………...23
4. Социальная политика России…………………………………..25
5. Социально ориентированная экономика………………………31
Заключение……………………………………………………..…….35
Список литературы……………………………………………..…...36

Файлы: 1 файл

готово.doc

— 245.50 Кб (Скачать файл)

Континентальная модель используется Германией, Австрией, Бельгией, Нидерландами, Швейцарией, отчасти Францией. Для этой модели характерны высокие объемы перераспределения ВВП через бюджет (около 505), формирование страховых фондов в основном за счет работодателей, развитая система социального партнерства, стремление к поддержанию полной или, по крайней мере, высокой занятости.

 

 

 

 

 

 

 

4. Социальная политика  России

 Сегодня правительство России придает особое значение сохранению качества человеческого потенциала. В этой связи заслуживает первостепенного внимания вопрос как побороть бедность и переломить демографический кризис. Несмотря на наметившиеся позитивные изменения в этих вопросах за последние год (приложения, таблица 2), сейчас ситуация усугубляется тем, что кризис еще больше обострил проблемы социальной сферы. В стране государством вкладываются огромные средства, чтобы изменить ситуацию, но ожидаемых успехов это не приносит.

В основе сложившейся ситуации лежит  несколько фундаментальных причин, которые не осознаются или не принимаются во внимание правительством при осуществлении социальной политики. Именно это определяет ее неэффективность. Решение социальных проблем лежит в другой плоскости, чем это имеет в виду правительство.

Дело в том, что в основе российской социальной политики лежат ложные парадигмы и мифы.

Во-первых, до сих пор господствует либеральная точка зрения, согласно которой рыночные механизмы, так  же как и в экономике, для социальной сферы являются более эффективными, и во все предыдущие годы реформ государственная социальная политика была направлена на уход государства из социальной сферы и насаждения ей рыночных отношений.

Во-вторых, в ее основе лежит миф  о том, что по мере экономического роста будут автоматически создаваться  возможности для успешного решения социальных проблем и повышения уровня жизни большинства населения, и все проблемы социальной сферы лежат в ресурсной плоскости.

Естественным продолжением такого подхода является то, что достижения в социальной сфере начинают оцениваться  и подменяться экономическими показателями, а ориентирами для оценки успешности социальной политики и выработки мероприятий по решению социальных проблем служат в основном среднестатистические показатели, которые не только не дают реального представления о продолжающем усугубляться социально-экономическом неравенстве и бедности, о существе и глубине проблем деформации распределительных отношений, но даже и дезориентирует.

Ярким примером здесь может служить  проблема, как понимают и измеряют сегодня у нас бедность. Показатели бедности базируются на понятии прожиточного минимума. Выбор значения прожиточного минимума очень субъективен, поэтому не может отражать реальной картины вещей. Вообще говоря, сама идеология построения этого уровня имеет свои корни в советской действительности, когда многие необходимые потребности население удовлетворяло через общественные фонды потребления, и семья даже с низкими доходами имела реально бесплатный доступ к услугам здравоохранения, образования и отдыха. Мы сколь угодно можем говорить о бесплатном образовании и здравоохранении, но реально сегодня даже за «скорую помощь» приходится платить. Эти и многие другие аспекты жизнедеятельности человека в прожиточном минимуме практически не представлены, и он является скорее уровнем выживания. Хотя о каком выживании можно говорить, когда в нем отсутствуют затраты на приобретение или аренду жилья.2

В-третьих, при подготовке социально-экономических  решений задачи макроэкономической и социальной политики рассматриваются, как правило, отдельно, без четкого представления о влиянии состояния и качества социальной среды на социально-экономическое развитие страны. Такому положению дел во многом способствует тот факт, что обратное влияние социальных факторов и качества социальной среды на экономическую динамику в социально-экономической политике осознается лишь на вербальном уровне. И в реальных расчетах во внимание практически никак не принимаются.

Можно выделить следующие наиболее важные негативные процессы в социальной области, которые наметились в России за последнее время:

- катастрофическое падение оплаты  труда. Реальная заработная плата  снизилась примерно в 2 раза, а  для большинства людей она  является основным источником  дохода, составляя 2/3 всех денежных  поступлений населения. Примерно  треть работников получают зарплату ниже прожиточного минимума.3 Доля заработной платы в ВВП России примерно в 2-2,5 раза ниже, чем в любой западной стране.4

-  бедность и нищета значительной  части населения. Ниже прожиточного  минимума в России живет около  30% населения (примерно 45млн. человек). Это люди, чье реальное потребление в день составляет 1-2 доллара. Именно такой уровень ООН относит к уровню бедности.5 В результате реформ в России выиграли только 20% наиболее обеспеченного населения. Группы населения со средними доходами не только не разбогатели, но и не восстановили свой уровень благосостояния, который они имели с 1990 году. А группы населения с самыми низкими доходами остались за чертой бедности.6

- социальная поляризация общества. По официальным данным разница в доходах составляет 14-15 раз. В настоящее время коэффициент Джини в РФ давно превысил критический уровень Мирового банка 0.4 и приближается к отметке 0.5.7 Если проанализировать, какие приросты доходов получают бедные и богатые на 100 руб. прироста валового регионального продукта в расчете на душу населения, то увидим, что бедные получают прирост на 5 рублей, а богатые – на 200 рублей, то есть разница между бедными и богатыми  40-кратная.8(Приложения, таблица 3)

- безработица. В целом она  составляет в последнее время 5,6 млн. человек, но ее масштабы в разных регионах неодинаковы. Пятая часть причин бедности в России связана с безработицей.9

- ухудшение здоровья людей –  значительный рост смертности. Существенно  ухудшилось питание населения,  особенно детей. За 10 лет (1990-2000гг.) потребление животного белка сократилось на 17% и приблизилось к предельно допустимой границе (среднее потребление 32г в сутки при минимуме 30г). Катастрофическое положение в области здравоохранения. В общей сумме расходов населения на медицинские услуги на 10% бедных приходится 1% услуг, а на 10% богатых 46% услуг. Около 40% всех расходов на здравоохранение несут сами граждане, выплачивая и «теневые». При снижении рождаемости идет интенсивный процесс депопуляции, то есть вымирания российского населения.10    

- ухудшение социальной защиты  нуждающихся слоев населения.  Средняя пенсия, например, до сих  пор ниже прожиточного минимума, а размер пенсии не связан  с заработком. Расширяется платность  обучения, особенно в сфере специального  и высшего образования. Очевиден недостаточный уровень социальной поддержки со стороны государства, прежде всего детям, уровень бедности для которых в 2 раза выше, чем средний по стране.11

- деградация значительной части  социальной инфраструктуры. В бедности  пребывают многие лечебные учреждения, учебные заведения, объекты культуры.

Так же социальная политика России усложняется  тем, что среди российского населения  сохраняется выработанная да период социалистического развития склонность ожидать основную массу благ от государства. Такая позиция соответствовала прежней реальности. Возможность населения самостоятельно принимать многие виды хозяйственных решений была крайне ограничена. Поэтому сейчас населению трудно приспособиться к самостоятельной инициативе по улучшению своего социального статуса.

В Государственной стратегии экономической  безопасности РФ указывается, что важнейшими угрозами являются безработица, неплатежи, бедность населения, нарастание преступности. Однако наиболее опасным для экономического и социального положения страны выступает деградация общества и населения, которая при ее усугублении может стать катастрофой для страны. Дело в том, что деградация общества и населения более опасна, чем бедность, ибо последняя в принципе устранима по мере экономического роста. Поэтому представляется неубедительным характеризовать деградацию общества и населения в качестве частного случая бедности.

Особенности деградации российского  общества:

- упадок условий культуры и  труда;

- разрушение производства;

- метаморфоза трудовой мотивации, трансформации труда из фактора жизни в фактор выживания;

- понижение качества трудового  потенциала занятого населения,  его деквалификация, переток квалифицированных  работников в отрасли менее  квалифицированного труда; генезис  застойной безработицы;

- низкий уровень оплаты труда;

- падение нравственности и морали, утверждение власти денег;

- алкоголизм, наркомания;

- нежелание молодых семей заводить  детей и др.

Подводя итоги вышесказанного, подчеркнем, что на сегодняшний день основная проблема неравенства и бедности населения лежит не в плоскости недостатка ресурсов, а в механизмах их распределения и перераспределения, которые России необходимо совершенствовать. Одновременно с этим необходимы серьезная модификация и расширение системы статистики социальной сферы, куда должны быть включены борьба с деградацией населения, структурно-функциональные показатели неравенства и относительной бедности, , которые  должны стать ключевым ориентиром согласованной экономической и социальной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Социально ориентированная  экономика

Социальная ориентация экономики  предполагает подчинение хозяйства  задачам развития личности. Необходимость  формирования социально ориентированной  экономики обусловлена следующими факторами:

• задачами гуманизации общественных отношений, предотвращения роста бедности и преступности;

• научно-технической революцией, главным двигателем которой является творческий труд, немыслимый без удовлетворения разумных потребностей работника;

• необходимостью создания нормальных условий жизнедеятельности людей, когда уровень экономического развития многих стран позволяет удовлетворить их основные потребности.

Социально ориентированная экономика  сформировалась в странах Северной Америки и Западной Европы. Что касается России, то ее экономика при господстве административно-командной системы в сравнительно спокойный период 1953-1985 гг. могла обеспечить минимально нормальный уровень жизни, но в целом она не обеспечивала возможности раскрытия творческого потенциала личности, а многие разумные потребности не могли быть удовлетворены из-за постоянного дефицита потребительских товаров и услуг и выделения средств на развитие социальной сферы по "остаточному принципу".

Тем не менее, административно-командная система имела и ряд достижений в социальной области: бесплатные образование и здравоохранение, гарантия рабочего места при практически всеобщей занятости. Уступая рыночной экономике в эффективности хозяйственной деятельности, насыщенности потребительского рынка товарами и услугами, административно-командная система опережала рыночную в перечисленных социальных моментах. Поэтому социально ориентированная переходная экономика - это желание сочетать социалистическую социальную систему с эффективностью рыночной экономики.

 

Создание социально ориентированной  переходной экономики означает:

• достижение рационального уровня потребления для большинства  населения, что предполагает, в частности, сокращение дифференциации в уровне потребления благ и услуг до пределов, при которых сохраняются стимулы к квалифицированному труду и эффективному предпринимательству;

• создание условий для квалифицированного творческого труда, что тесно  связано с качественным изменением структуры экономики (прежде всего  сокращение до минимума применения тяжелого физического труда и экологически вредных производств);

• переход от хронического дефицита потребительских товаров и услуг  к широкому предложению их на рынке;

• формирование эффективной системы  социальной защиты, которая должна включать защиту от безработицы, обеспечение пособий для нетрудоспособных групп населения, соединение государственной и страховой систем социальной защиты.

В России создание социально ориентированной  экономики затруднено в силу следующих  обстоятельств:

1) сильного отставания от современного технического уровня в ряде отраслей, особенно в сельском хозяйстве, что не позволяет быстро удовлетворить на высоком уровне потребности преобладающей части населения;

2) крайне нерациональной структуры  экономики со слабым развитием отраслей, ориентированных на потребительский рынок;

3) сохранения бюрократических традиций  управления, ведущих к значительной  роли в экономической политике  отраслевых интересов в ущерб  социальным задачам: 

4) преобладания в общественном  поведении пассивных форм социальной адаптации (иждивенческие настроения некоторых социальных слоев);

 

5) необходимости при возобновлении  экономического роста значительных  инвестиций для технологического  перевооружения экономики. 

Социальная справедливость в сфере экономики - это соответствие системы экономических отношений (преимущественно отношений распределения) представлениям, потребностям, интересам, господствующим в данном обществе. Так, в разные эпохи считалось справедливым распределение благ в зависимости от следующих критериев: по статусу рождения (аристократ, свободный плебей, раб); по положению (чиновник, простолюдин); по имуществу (собственник, пролетарий); по труду; по едокам (в крестьянской общине в России). В настоящее время в общественном сознании россиян сложились три основных критерия социальной справедливости: уравнительный, рыночный (распределение доходов по факторам производства) и трудовой.

Информация о работе Социальная политика