Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 22:38, курсовая работа
В последние годы в центр политических дискуссий практически во всех странах мира вышли вопросы социальной политики. И это неудивительно. Ведь от того, как живет и развивается общество, зависит успех данного государства на международном уровне. Экономическая деятельность человека, в конечном счете, имеет целью создание материальной базы для улучшения условий жизни. Поскольку люди в своей экономической деятельности тесно связаны друг с другом, постольку и изменение условий жизни отдельного индивида не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других индивидов. В свою очередь, это требует согласования деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни. Указанная деятельность и получила название социальной политики. По сути, в социальной политике выражаются конечные цели и результаты экономического роста. Социальная политика играет, с точки зрения функционирования экономической системы, двоякую роль. По мере экономического роста создание благоприятных условий в социальной сфере становится главной целью экономической деятельности, то есть в социальной политике концентрируются цели экономического роста. Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического роста.
Введение…………………………………………………………………2
Распределение доходов в рыночной экономике………………..4
1.1. Доходы населения и источники их формирования………..4
1.2.. Распределение доходов в рыночной экономике………….8
1.3. Причины неравенства в распределении
доходов и способы их измерения…………………………...10
Уровень и качество жизни……………………………………..12
2.1. Уровень жизни……………………………………………12
2.2. Качество жизни……………………………………………15
2.3 Бедность……………………………………………………16
3. Социальная политика государства…………………………….18
3.1. Сущность социальной политики………………………...18
3.2. Принципы социальной политики…….…………………..20
3.3. Социальная защита……………………………………….22
3.4. Модели социальной политики…………………………...23
4. Социальная политика России…………………………………..25
5. Социально ориентированная экономика………………………31
Заключение……………………………………………………..…….35
Список литературы……………………………………………..…...36
Континентальная модель используется Германией, Австрией, Бельгией, Нидерландами, Швейцарией, отчасти Францией. Для этой модели характерны высокие объемы перераспределения ВВП через бюджет (около 505), формирование страховых фондов в основном за счет работодателей, развитая система социального партнерства, стремление к поддержанию полной или, по крайней мере, высокой занятости.
4. Социальная политика России
Сегодня правительство России придает особое значение сохранению качества человеческого потенциала. В этой связи заслуживает первостепенного внимания вопрос как побороть бедность и переломить демографический кризис. Несмотря на наметившиеся позитивные изменения в этих вопросах за последние год (приложения, таблица 2), сейчас ситуация усугубляется тем, что кризис еще больше обострил проблемы социальной сферы. В стране государством вкладываются огромные средства, чтобы изменить ситуацию, но ожидаемых успехов это не приносит.
В основе сложившейся ситуации лежит
несколько фундаментальных
Дело в том, что в основе российской социальной политики лежат ложные парадигмы и мифы.
Во-первых, до сих пор господствует либеральная точка зрения, согласно которой рыночные механизмы, так же как и в экономике, для социальной сферы являются более эффективными, и во все предыдущие годы реформ государственная социальная политика была направлена на уход государства из социальной сферы и насаждения ей рыночных отношений.
Во-вторых, в ее основе лежит миф
о том, что по мере экономического
роста будут автоматически
Естественным продолжением такого подхода является то, что достижения в социальной сфере начинают оцениваться и подменяться экономическими показателями, а ориентирами для оценки успешности социальной политики и выработки мероприятий по решению социальных проблем служат в основном среднестатистические показатели, которые не только не дают реального представления о продолжающем усугубляться социально-экономическом неравенстве и бедности, о существе и глубине проблем деформации распределительных отношений, но даже и дезориентирует.
Ярким примером здесь может служить проблема, как понимают и измеряют сегодня у нас бедность. Показатели бедности базируются на понятии прожиточного минимума. Выбор значения прожиточного минимума очень субъективен, поэтому не может отражать реальной картины вещей. Вообще говоря, сама идеология построения этого уровня имеет свои корни в советской действительности, когда многие необходимые потребности население удовлетворяло через общественные фонды потребления, и семья даже с низкими доходами имела реально бесплатный доступ к услугам здравоохранения, образования и отдыха. Мы сколь угодно можем говорить о бесплатном образовании и здравоохранении, но реально сегодня даже за «скорую помощь» приходится платить. Эти и многие другие аспекты жизнедеятельности человека в прожиточном минимуме практически не представлены, и он является скорее уровнем выживания. Хотя о каком выживании можно говорить, когда в нем отсутствуют затраты на приобретение или аренду жилья.2
В-третьих, при подготовке социально-экономических решений задачи макроэкономической и социальной политики рассматриваются, как правило, отдельно, без четкого представления о влиянии состояния и качества социальной среды на социально-экономическое развитие страны. Такому положению дел во многом способствует тот факт, что обратное влияние социальных факторов и качества социальной среды на экономическую динамику в социально-экономической политике осознается лишь на вербальном уровне. И в реальных расчетах во внимание практически никак не принимаются.
Можно выделить следующие наиболее важные негативные процессы в социальной области, которые наметились в России за последнее время:
- катастрофическое падение
- бедность и нищета
- социальная поляризация
- безработица. В целом она составляет в последнее время 5,6 млн. человек, но ее масштабы в разных регионах неодинаковы. Пятая часть причин бедности в России связана с безработицей.9
- ухудшение здоровья людей – значительный рост смертности. Существенно ухудшилось питание населения, особенно детей. За 10 лет (1990-2000гг.) потребление животного белка сократилось на 17% и приблизилось к предельно допустимой границе (среднее потребление 32г в сутки при минимуме 30г). Катастрофическое положение в области здравоохранения. В общей сумме расходов населения на медицинские услуги на 10% бедных приходится 1% услуг, а на 10% богатых 46% услуг. Около 40% всех расходов на здравоохранение несут сами граждане, выплачивая и «теневые». При снижении рождаемости идет интенсивный процесс депопуляции, то есть вымирания российского населения.10
- ухудшение социальной защиты
нуждающихся слоев населения.
Средняя пенсия, например, до сих
пор ниже прожиточного
- деградация значительной части социальной инфраструктуры. В бедности пребывают многие лечебные учреждения, учебные заведения, объекты культуры.
Так же социальная политика России усложняется
тем, что среди российского
В Государственной стратегии
Особенности деградации российского общества:
- упадок условий культуры и труда;
- разрушение производства;
- метаморфоза трудовой мотивации, трансформации труда из фактора жизни в фактор выживания;
- понижение качества трудового
потенциала занятого населения,
- низкий уровень оплаты труда;
- падение нравственности и
- алкоголизм, наркомания;
- нежелание молодых семей
Подводя итоги вышесказанного, подчеркнем, что на сегодняшний день основная проблема неравенства и бедности населения лежит не в плоскости недостатка ресурсов, а в механизмах их распределения и перераспределения, которые России необходимо совершенствовать. Одновременно с этим необходимы серьезная модификация и расширение системы статистики социальной сферы, куда должны быть включены борьба с деградацией населения, структурно-функциональные показатели неравенства и относительной бедности, , которые должны стать ключевым ориентиром согласованной экономической и социальной политики.
5. Социально ориентированная экономика
Социальная ориентация экономики
предполагает подчинение хозяйства
задачам развития личности. Необходимость
формирования социально ориентированной
экономики обусловлена
• задачами гуманизации общественных отношений, предотвращения роста бедности и преступности;
• научно-технической революцией, главным двигателем которой является творческий труд, немыслимый без удовлетворения разумных потребностей работника;
• необходимостью создания нормальных условий жизнедеятельности людей, когда уровень экономического развития многих стран позволяет удовлетворить их основные потребности.
Социально ориентированная экономика сформировалась в странах Северной Америки и Западной Европы. Что касается России, то ее экономика при господстве административно-командной системы в сравнительно спокойный период 1953-1985 гг. могла обеспечить минимально нормальный уровень жизни, но в целом она не обеспечивала возможности раскрытия творческого потенциала личности, а многие разумные потребности не могли быть удовлетворены из-за постоянного дефицита потребительских товаров и услуг и выделения средств на развитие социальной сферы по "остаточному принципу".
Тем не менее, административно-командная система имела и ряд достижений в социальной области: бесплатные образование и здравоохранение, гарантия рабочего места при практически всеобщей занятости. Уступая рыночной экономике в эффективности хозяйственной деятельности, насыщенности потребительского рынка товарами и услугами, административно-командная система опережала рыночную в перечисленных социальных моментах. Поэтому социально ориентированная переходная экономика - это желание сочетать социалистическую социальную систему с эффективностью рыночной экономики.
Создание социально
• достижение рационального уровня потребления для большинства населения, что предполагает, в частности, сокращение дифференциации в уровне потребления благ и услуг до пределов, при которых сохраняются стимулы к квалифицированному труду и эффективному предпринимательству;
• создание условий для квалифицированного творческого труда, что тесно связано с качественным изменением структуры экономики (прежде всего сокращение до минимума применения тяжелого физического труда и экологически вредных производств);
• переход от хронического дефицита
потребительских товаров и
• формирование эффективной системы социальной защиты, которая должна включать защиту от безработицы, обеспечение пособий для нетрудоспособных групп населения, соединение государственной и страховой систем социальной защиты.
В России создание социально ориентированной экономики затруднено в силу следующих обстоятельств:
1) сильного отставания от современного технического уровня в ряде отраслей, особенно в сельском хозяйстве, что не позволяет быстро удовлетворить на высоком уровне потребности преобладающей части населения;
2) крайне нерациональной
3) сохранения бюрократических
4) преобладания в общественном поведении пассивных форм социальной адаптации (иждивенческие настроения некоторых социальных слоев);
5) необходимости при
Социальная справедливость в сфере экономики - это соответствие системы экономических отношений (преимущественно отношений распределения) представлениям, потребностям, интересам, господствующим в данном обществе. Так, в разные эпохи считалось справедливым распределение благ в зависимости от следующих критериев: по статусу рождения (аристократ, свободный плебей, раб); по положению (чиновник, простолюдин); по имуществу (собственник, пролетарий); по труду; по едокам (в крестьянской общине в России). В настоящее время в общественном сознании россиян сложились три основных критерия социальной справедливости: уравнительный, рыночный (распределение доходов по факторам производства) и трудовой.