Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 16:30, курсовая работа
Теоретический анализ трансформационных процессов, происходящих в экономике России, предполагает разработку новых для отечественной экономической науки объектов исследования. Среди них важное место занимает проблема социальной справедливости в современном рыночном хозяйстве.
Возникающая в условиях переходной экономики множественность форм собственности обусловливает новые ориентиры и ценности социальной сферы.
Примером активизации альтернативной нормы социальной справедливости может служить распространение "серых" схем оплаты труда, что противоречит формальным нормам и принципам социальной справедливости, установленным государством. Активизация подобной нормы может привести к формированию так называемых институциональных ловушек.
Отторжение ряда действующих
норм института социальной справедливости
наблюдается в тех случаях, когда
существует отрицательный спрос
на новые формальные нормы, устанавливаемые
властными структурами, и трансплантация
носит принудительный характер. Например,
введение высоких ставок прогрессивного
налогообложения может
Парадокс передачи заключается
в том, что донор, передающий свои
институты, эффективные в его
условиях, может выиграть за счет не
готового к этому реципиента. В
таком случае донор способен навязывать
реципиенту свои правила игры, добиваясь
для себя особых преимуществ. Например,
в результате трансплантации западных
социально-экономических
Чтобы уменьшить негативные
последствия трансплантационных дисфункций,
необходимо оценить возможные прямые
и траксакционные издержки, ожидаемую
экономическую эффективность
Социальная справедливость в экономических отношениях
Проектировочная институциональная модель как инструмент обеспечения социальной справедливости в экономических отношениях
Важную роль в процессе
разработки, внедрения и адаптации
норм института социальной справедливости
играют инструменты проектирования
и совершенствования
- степень экономической
эффективности: эффективные,
- степень социальной
- характер действия: действующие и недействующие;
- степень рациональности
процедуры воздействий на
Из приведенной классификации можно выделить институты, сдерживающие развитие национальной экономики. К их числу относятся: малоэффективные, неэффективные, несправедливые, недействующие и нерациональные.
Подобная классификация не позволяет построить институциональную модель национальной экономики, так как в ней отсутствуют критерии институциональных целевых ориентиров. Исходя из этого, можно выделить четыре большие группы институтов: актуальные, востребованные, идеальные и консенсусные.
Под актуальными понимается совокупность действующих формальных и неформальных институтов.
Под востребованными понимается совокупность новых институтов, которые, по мнению различных акторов (то есть устроителей) и пользователей, необходимы для развития институциональной среды экономики. С учетом нарастающего спроса населения России на нормы социальной справедливости они должны занять достойное место в составе этих институтов.
Идеальные институты определяют
совершенные во всех отношениях нормы
поведения экономических
Консенсусные институты представляют систему согласованных между собой экономически эффективных и социально справедливых институтов. При этом любой консенсус в социально-экономических отношениях никогда не бывает оптимальным.
Исходя из приведенной
выше классификации институтов и
выделяя наиболее существенные их виды,
проектировочную
ik=[(Ia/Iн)U (Iв/Iнв)]-Iu где: Iк, Ia, Iн, Iв, Iнв, и Iн, - соответственно множества консенсусных, актуальных, негативных, востребованных, негативных востребованных и идеальных институтов.
Иными словами, консенсусные институты Iк формируются на основе актуальных институтов Ia путем выявления и устранения из их числа негативных институтов Iн и объединения разности множеств (Ia/Iн.) и (Iв/Iнв); последнее включает новые востребованные институты (выращенные и/или трансплантированные), из числа которых также исключены негативные востребованные институты Iнв;. Полученная система консенсусных институтов Iк должна стремиться к идеальным институтам Iu
Основополагающей
Построение институционального механизма обеспечения социальной справедливости в экономических отношениях
Институциональный механизм понимается, как система трансформации хозяйственных взаимоотношений субъектов в направлении их иерархического упорядочения в соответствии с требованиями традиционно существующего или легитимно установленного обществом института.
Определение институционального механизма обязательно должно охватывать целевые, структурные и функциональные аспекты его строения, действия и развития, а также конкретную предметную область его применения. Институциональный механизм обеспечения социальной справедливости в экономических отношениях включает: систему целей ее регулирования и обеспечения; типовые экономические ситуации проявления социальной несправедливости; принципы и критерии социальной справедливости; формальные и неформальные нормы института социальной справедливости.
В качестве акторов, создающих
и реализующих данный институт, выступают
государственные органы власти и
управления, общественные организации,
представляющие интересы различных
слоев населения, а также экономические
субъекты на всех уровнях системы
хозяйствования, которые формируют,
распространяют и трансплантируют
в экономической среде
В состав функций институционального
механизма социальной справедливости
в масштабах национальной эконо
Институциональный механизм обеспечения и регулирования социальной справедливости в экономических отношениях должен способствовать тому, чтобы экономические субъекты в лице их представителей, наделенных правами подготовки и принятия решений, следовали принципам социальной справедливости, выбирая стратегии экономического поведения. Это достигается с помощью двух компонентов институционального механизма.
Первый компонент определяет экономические цели субъекта - повышение его конкурентоспособности на основе институционализации социальной справедливости в экономических отношениях. Иными словами, соблюдение принципов социальной справедливости, экономическим субъектом должно содействовать укреплению его деловой репутации среди партнеров, что обеспечит приток новых клиентов и инвестиций и, в конечном счете приведет к повышению конкурентоспособности данного субъекта на рынке в целом. Нарушение принципов социальной справедливости будет иметь результатом потерю деловой репутации и инвестиционной привлекательности экономического субъекта, отток клиентов и снижение его конкурентоспособности.
Второй компонент определяет
возможности мотивации
(1) В экономической теории преобладают четыре подхода: эгалитарный (уравнительный, когда все члены общества получают равные блага); роулсиапский (повышение уровня жизни наименее обеспеченных членов общества); утилитарный (максимизируется количество обеспеченных членов общества па основе пропорционального распределения благ в соответствии с различными функциями их полезности); рыночный (рыночное распределение доходов в соответствии с полученными от факторов производства предельными продуктами). См.: Проблемы социальной справедливости в зеркале современной экономической теории / Под ред. Д. Д. Москвина. М.: Эдиториал УРСС, 2002.
(2) Расширенный перечень типовых ситуаций, в которых могут возникать нарушения принципов социальной справедливости в хозяйственной жизни России па всех уровнях национальной экономики, приведен в работе: Клейнер Г. Б., Бечепов А. Г., Петросян Д. С. Национальная безопасность России (экономические и управленческие аспекты) / Под ред. Д. С. Львова. М.: Прима-Прссс-М, 2005. С. 100-103.
(3) Социально-экономические институты можно подразделить на три группы: уникальные институты, или институты, нормы которых не входят в состав других институтов; институты локального охвата, то есть институты, нормы которых входят в состав ряда других институтов; институты всеобщего охвата, то есть институты, нормы которых входят в состав подавляющего большинства других институтов (см.: Клейнер Г. Б. Эволюция экономических институтов в России. М.: Наука, 2004. С. 21-22).
(4) См.: Полтерович В. М. Трансплантация экономических институтов // Экономическая паука современной России. 2001. N 3.
(5) Манохина Н. В. Институциональные структуры реальной экономики: теория развития и практика хозяйствования. Саратов: СГСЭУ, 2002; Клеппер Г. Б. Указ. соч.
Проблема социальной ориентации экономики
Социальная ориентация экономики
предполагает подчинение хозяйства
задачам развития личности. Необходимость
формирования социально ориентированной
экономики обусловлена
• задачами гуманизации общественных отношений, предотвращения роста бедности и преступности;
• научно-технической революцией, главным двигателем которой является творческий труд, немыслимый без удовлетворения разумных потребностей работника;
• необходимостью создания нормальных условий жизнедеятельности людей, когда уровень экономического развития многих стран позволяет удовлетворить их основные потребности.
Социально ориентированная
экономика сформировалась в странах
Северной Америки и Западной Европы.
Что касается России, то ее экономика
при господстве административно-командной
системы в сравнительно спокойный
период 1953—1985 гг. могла обеспечить
минимально нормальный уровень жизни,
но в целом она не обеспечивала
возможности раскрытия
Однако административно-командная система имела и ряд достижений в социальной области: бесплатные образование и здравоохранение, гарантия рабочего места при практически всеобщей занятости. Уступая рыночной экономике в эффективности хозяйственной деятельности, насыщенности потребительского рынка товарами и услугами, административно-командная система опережала рыночную в перечисленных социальных моментах. Поэтому переходная экономика — это желание сочетать социалистическую социальную систему с эффективностью рыночной экономики.
Социальная справедливость в системе переходной экономике
Социальная ориентация экономики в переходный период
Создание социально
• достижение рационального уровня потребления для большинства населения, что предполагает, в частности, сокращение дифференциации в уровне потребления благ и услуг до пределов, при которых сохраняются стимулы к квалифицированному труду и эффективному предпринимательству;
Информация о работе Социальная справедливость: тормоз или стимул экономического развития ?