Социальная справедливость: тормоз или стимул экономического развития ?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 16:30, курсовая работа

Описание работы

Теоретический анализ трансформационных процессов, происходящих в экономике России, предполагает разработку новых для отечественной экономической науки объектов исследования. Среди них важное место занимает проблема социальной справедливости в современном рыночном хозяйстве.
Возникающая в условиях переходной экономики множественность форм собственности обусловливает новые ориентиры и ценности социальной сферы.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 52.99 Кб (Скачать файл)

• создание условий для квалифицированного творческого труда, что тесно связано с качественным изменением структуры экономики (прежде всего сокращение до минимума применения тяжелого физического труда и экологически вредных производств);

• переход от хронического дефицита потребительских товаров и услуг к широкому предложению их на рынке;

• формирование эффективной системы социальной защиты, которая должна включать защиту от безработицы, обеспечение пособий для нетрудоспособных групп населения, соединение государственной и страховой систем социальной защиты.

В России создание социально  ориентированной экономики затруднено в силу следующих обстоятельств:

1) сильного отставания от современного технического уровня в ряде отраслей, особенно в сельском хозяйстве, что не позволяет быстро удовлетворить на высоком уровне потребности преобладающей части населения;

2) крайне нерациональной структуры экономики со слабым развитием отраслей, ориентированных на потребительский рынок;

3) сохранения бюрократических традиций управления, ведущих к значительной роли в экономической политике отраслевых интересов в ущерб социальным задачам:

4) преобладания в общественном поведении пассивных форм социальной адаптации (иждивенческие настроения некоторых социальных слоев);

5) необходимости при возобновлении экономического роста значительных инвестиций для технологического перевооружения экономики. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Противоречия  социальной справедливости и экономической  эффективности

Социальная справедливость в сфере экономики — это  соответствие системы экономических  отношений (преимущественно отношений  распределения) представлениям, потребностям, интересам, господствующим в данном обществе. Так, в разные эпохи считалось  справедливым распределение благ в  зависимости от следующих критериев: по статусу рождения (аристократ, свободный  плебей, раб); по положению (чиновник, простолюдин); по имуществу (собственник, пролетарий); по труду; по едокам (в крестьянской общине в России). В настоящее  время в общественном сознании россиян  сложились три основных критерия социальной справедливости: уравнительный, рыночный (распределение доходов  по факторам производства) и трудовой.

Экономическая эффективность  — это способ действий, обеспечивающий получение в результате осуществляемых усилий и затрат ресурсов максимального (наилучшего) результата. В принципе она противоречит социальной справедливости в таких сферах, как перераспределение  ресурсов в пользу малоимущих, поддержание  всеобщей занятости, решение экологических  проблем и др. Противоречие между  экономической эффективностью и  социальной справедливостью — это  отражение противоречия между производством  и потреблением.

В современных условиях применяется  более широкое понятие социально-экономической  эффективности, включающее категории  социальных издержек (заболеваемость, загрязнение окружающей среды и  т.д.), и социальных благ (здоровье, образование, научный потенциал). Такое расширение понятия экономической эффективности связано со стремлением к социальному консенсусу или хотя бы к смягчению социальных противоречий, без чего вообще невозможно нормальное функционирование экономики.

 

Социальная защита населения в рыночной экономике

Социальная справедливость в сфере экономики - это соответствие экономических отношений тем  представлениям, потребностям и интересам, которые доминируют в определенном обществе относительно возможности  пользования жизненно необходимыми благами. В разные времена считалось  справедливым распределение благ в  зависимости от различных критериев:

по происхождению, общественному  и имущественному положению, количеству вложенного труда, составе семьи  и т.п

Неравенство доходов характерно для всех экономических систем, и именно это часто становилась причиной социальных потрясений, переворотов, революций, политических и экономических кризисов. Поэтому в современном мире государство, активно регулирует не только экономику, но и тесно связанные с ней социальные процессы.

В рыночной экономике социальная справедливость реализуется главным  образом через перераспределение  доходов между разными группами населения, предоставление социальных гарантий, создания равных стартовых  условий для всех слоев населения.

Однако многое из того, что  касается одинакового распределения  доходов, вызывает возражения.

Основное то, что для  достижения социальной справедливости государство должно изымать в  виде налогов значительную часть  доходов высокооплачиваемых семей  или отдельных работников и передавать их малообеспеченным, уменьшая тем  самым намерения и тех, и других к максимальному увеличению заработков, ослабляя тем самым стимулы к  росту производительности труда  и повышению экономической эффективности  производства.

Экономическую эффективность  обеспечивают такие способы хозяйствования, которые дают наилучшие результаты от пользования ресурсами.

Преодоление разногласий  между потребностями социальной справедливости и экономической  эффективности является важной проблемой  и государственного регулирования  экономики, и хозяйственной деятельности каждого отдельного предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В российской экономике реализация социальной справедливости в настоящий период возможна только при создании более действенной системы социальной защиты населения. Основной же задачей социальной защиты должно стать поддержание доходов наименее обеспеченных слоев населения на приемлемом уровне жизни. Поэтому, при всей важности и срочности оздоровления экономики, ее финансовой стабилизации, принятия антиинфляционных мер, достижения сбалансированности на потребительском рынке, первостепенное значение имеет переосмысление исторического опыта, разработка новой идеологии и экономических основ государственной социальной политики. 

Социальная справедливость очень хрупка, а идея неравенства людей по самым различным признакам уходит своими корнями в глубину веков. Некоторые серьёзные исследователи до сих пор пытаются доказать, что неравенство, культ силы и боязнь чужака в социальной жизни являются совершенно естественными как реализация глубинных биологических и психологических различий каждого индивидуума. Называть такой подход дискриминационным и несправедливым ранее просто никому не приходило в голову, поскольку он логично вписывался в общий фундаментальный принцип борьбы за выживание, где повсеместно торжествовало право сильнейшего. Насилие в решении любых вопросов жизнеустройства считалось естественной и безальтернативной нормой жизни.

Социальная справедливость выступает как мера равенства  по отношению к средствам производства, как соблюдение законности действий. Отсюда всякое неравенство есть несправедливость, а уравнительность близка к справедливости.

Идея справедливости обнаруживает не только огромную живучесть. Она еще и выступает во множестве разнообразных вариантов.  К этой идее обращались представители всех наиболее значительных философских школ,  и во всех ее интерпретациях обнаруживаются весьма серьезные отличия. Аристотель, как известно,  считал справедливость важным условием стабильности в государстве.  Но для одних философов справедливость связана с индивидуализмом, для других – наоборот,  с коллективизмом.  По мнению Платона, справедливо все,  что содействует интересам государства,  и в соответствии со справедливостью должна строиться жизнь и каждого индивидуума,  и всего общества.  Классики либерализма,  как философского течения,  связывают справедливость с соблюдением законов, выстраивая ее на нормах протестантской этики,  а Б.Франклин считал справедливость выражением прежде всего честности. В эпоху Просвещения продолжилась увязка понятия справедливости с человеческими правами –  с равенством, свободой слова,  совести,  собраний. Немецкая классическая философия обращается к зависимости идеи справедливости от способа организации общества и государства. Для утопистов социальная справедливость –  цен-

тральная идея во всех их рассуждениях,  но сводится практически  к уравни-

ловке. Классики марксизма  определяли коммунизм как «реальный гуманизм»

(К.Маркс). Новейшая философия   вновь обнаруживает крепкую увязку справедливости с этикой поведения и честностью,  хотя,  например,  К.Ясперс считал идею справедливости квазипроблемой, нерешаемой в принципе,  поскольку в обществе существует разделение материальных благ. Появляется и мысль о том, что рост экономического благосостояния радикально меняет смысл самой проблемы социальной справедливости. Бросаются в глаза, во-первых, устойчивость идеи социальной справедливости во всех основных философских учениях,  а во-вторых, –  настойчиво устанавливаемая всюду связь справедливости с представлениями о демократии и свободе.  Есть и другие особенности,  усложняющие и проблему социальной справедливости,  и отношение к ней. Важно,  например,  помнить,  что в гегелевской философии государство рассматривается в качестве перераспределителя социальных благ,  в то время как в других учениях соотношение государства и социальных функций рассматривается в ином ракурсе:  человек считается носителем «социальных прав», таких же неотъемлемых как право на свободу или право голоса. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Коэн А. Л., Аратпо Э. Гражданское общество и               политическая теория. М.: Весь Мир, 2003.
  2. Маневич В. А. О закономерностях становления рынка. Вопросы экономики, 2005 г., № 3
  3. Манохина Н. В. Институциональные структуры реальной экономики: теория развития и практика хозяйствования. Саратов: СГСЭУ, 2002; Клеппер Г. Б. Указ. соч.
  4. Полтерович В. М. Трансплантация экономических институтов // Экономическая паука современной России. 2001. N 3.
  5. Статья в журнале "РФ сегодня", 2009, № 1.(Что такое   справедливость сегодня?)
  1. Всеобщая декларация прав человека-http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/socdev.shtml

  1. «Парламентская газета» www.pnp.ru
  2. РБК daily ежедневная деловая газета -http://library.fes.de

 

 

 

 

14


Информация о работе Социальная справедливость: тормоз или стимул экономического развития ?