Социально - экономические результаты промышленного переворота во Франции, Германии и США в середине XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 18:11, курсовая работа

Описание работы

Традиционно промышленный переворот начинается с технических усовершенствований в хлопчатобумажной промышленности. На смену простейшим инструментам приходят более сложные рабочие машины, повышающие производительность труда. Следующим крупным событием становится изобретение и внедрение парового двигателя. Важным условием завершения промышленного переворота является развитие машиностроения и переход к производству машин машинами. В результате всех этих нововведений формируется индустриальная система хозяйствования. О завершении революции можно судить по такому показателю как преобладание фабричных изделий в общей массе производимой в стране продукции.

Содержание работы

Введение_________________________________________________________ 3
1.Сущность промышленного переворота в Англии
Предпосылки промышленного переворота_____________________4
Направления и последствия промышленного переворота_________5
2.Социально - экономические результаты промышленного переворота во Франции, Германии и США в середине XIX века.
2.1 Франция_________________________________________________ 11
2.2 Германия_________________________________________________ 15
2.3 США____________________________________________________ 20
Заключение______________________________________________________ 22
Список использованной литературы________________

Файлы: 1 файл

1 промышленный переворот в англии.docx

— 47.62 Кб (Скачать файл)

Промышленный переворот в Англии затронул не только промышленность. Он затронул все сферы производства, в том числе и сельское хозяйство, вызвал рост городов и городского населения.

К началу 30-х годов XIX в. Завершился промышленный переворот в Англии. Крупное машинное производство одержало победу над ремеслом и мануфактурой. Торжество свободной конкуренции вызывало стремление к расширению производства. В итоге это приводило к значительному экономическому подъему страны. А усиление технической базы производства способствовало превращению Англии в мощную индустриальную державу – «фабрику мира, мастерскую». Её удельный вес составил более 40%.

Лидером индустриального развития оставалась хлопчатобумажная промышленность. Заметно набирала темпы тяжелая промышленность. Успехи индустриального развития во многом были обусловлены внедрением паровых двигателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Социально - экономические результаты промышленного переворота во Франции

 

Большое влияние на социально-экономическое развитие Франции оказали революционные события конца ХVIII в., в результате которых в стране были созданы необходимые условия для перерастания мануфактурного производства в фабричное: решен аграрный вопрос, отменена цеховая система, введены экономические свободы. Наступившие затем времена Консульства и Первой империи в целом были периодом динамичного развития промышленности — хлопчатобумажной, шелковой, шерстяной, химической, что имело большое значение для последующего индустриального развития страны. Уже в конце ХVIII в. во Франции появились первые прядильные и паровые машины (английские). А в эпоху Первой империи сформировались необходимые условия промышленного переворота. Протекционистская политика Наполеона содействовала технологическому обновлению промышленности страны и росту экспорта. Наполеоновские войны способствовали развитию суконного производства, что во Франции привело к росту числа зажиточных крестьян, формирующих повышенный спрос на промышленную продукцию. В 1810 г. французская промышленность превысила уровень дореволюционного производства (1788 г.) на 50 %.

Вместе с тем промышленный переворот во Франции во многом отличался от аналогичного процесса в Англии. Он носил затяжной и неравномерный характер. Зачатки машинного производства существовали во Франции еще до 1789 г., однако заметный прогресс в промышленности наметился лишь в 20-х гг. XIX в., а завершилась промышленная революция в 1860-х гг.

В первые десятилетия XIX в. во Франции в целом отсутствовали стимулы для развития изобретательской мысли и создания механизированного производства. Французские промышленники с неохотой внедряли технические новшества, поскольку в этом не было необходимости (ткацкий станок Жаккарда был изобретен в 1808 г., а стал широко внедряться лишь в 40-х гг.). В этой связи во Франции преобладали небольшие мануфактуры, ориентированные на производство и экспорт товаров индивидуального спроса, в основном предметов роскоши: модной одежды и обуви, дорогих тканей, ювелирных изделий, парфюмерии, галантереи и др. Эти предприятия, основанные на ручном труде высококвалифицированных ремесленников, трудно поддавались механизации.

В целом промышленный переворот во Франции имел классическую схему: ведущей отраслью стало хлопчатобумажное производство, поскольку дешевые ситцевые ткани пользовались устойчивым спросом населения. В 1830-х гг. эта отрасль в основном механизировалось. Большую славу в Европе получила продукция шелкоткацкой промышленности Франции с центром в Лионе. Шелковые ткани были важным предметом французского экспорта. С середины 1830-х гг. в стране развернулось строительство крупных шелкоткацких фабрик. Успешно развивалось и французское сукноделие, на равных конкурировавшее с английским. С 1820-х гг. наметился сдвиг в развитии металлургии: начался переход на минеральное топливо. За 30—40-е гг. XIX в. выпуск чугуна увеличился в 2 раза, выросла угледобыча. Однако в целом металлургическая отрасль развивалась медленно. В эти годы появились и первые машиностроительные предприятия. Промышленный переворот сопровождался укрупнением производства. Особенно выделялись предприятия «Шнейдер-Крезо», с 1836 г. выпускавшие продукцию черной металлургии, вагоны, паровозы, различные машины.

Ускорителем промышленного переворота стало железнодорожное строительство, сыгравшее огромную роль в дальнейшем развитии индустриализации. Первая короткая железнодорожная линия во Франции была построена в 1828 г., затем, в 1835 г. — вторая. С 1840-х гг. железнодорожное строительство здесь приняло широкий размах. Оно сразу получило поддержку со стороны правительства: в 1844 г. был издан закон о его поощрении, а с 1859 г. правительство стало выступать гарантом при выплате дивидендов от доходов железнодорожных компаний. Одновременно с развитием железнодорожного транспорта строились шоссейные дороги, речные каналы. Удобные для судоходства реки и близость океана в целом создавали благоприятные условия для развития водного транспорта.

В первой половине ХIХ в. во Франции были заложены основы кредитной системы. Однако в целом банковская и кредитная сеть была еще слабо развита. Банк Франции, созданный в 1800 г., аккумулировал в своих руках крупные капиталы, но он был практически единственной организацией, дававшей краткосрочные кредиты. С 1818 г. большую роль в мобилизации денежных средств играли сберегательные кассы, первая из которых была учреждена в Париже. Однако в целом промышленность вынуждена была опираться на собственные денежные средства. Не случайно уже в это время во Франции темпы роста промышленного капитала были гораздо ниже, чем денежного.

Ликвидация феодального землевладения способствовала подъему сельского хозяйства. Увеличивались посевные площади, улучшалась агрикультура. Развивалось животноводство. Однако в первой половине XIX в. во Франции сохранялся относительно низкий уровень развития аграрного сектора, что в значительной степени обусловливалось преобладанием мелкотоварного хозяйства. Постепенно с ростом населения в деревне крестьянские хозяйства дробились, превращаясь в крошечные наделы — парцеллы. Парцеллярное земледелие особенно страдало от государственных налогов: крестьяне были вынуждены закладывать свои наделы в ипотечных банках под высокие проценты. Парцеллизация (дробление) в целом вела к обнищанию деревни, росту ипотечной задолженности крестьян. Владельцы мелких парцелл со временем становились лишь формальными собственниками земельных участков. Господство мелких хозяйств в аграрном секторе сдерживало расширение внутреннего рынка и являлось одной из главных причин низких темпов развития индустриализации во Франции.

В целом для экономического развития Франции первой половины XIX в. характерны такие черты как относительная неразвитость фабричной промышленности, преобладание ремесленного и мануфактурного производства, ориентация предприятий главным образом на производство товаров индивидуального спроса, довольно слабое развитие тяжелой промышленности, мелкотоварный характер сельскохозяйственного производства, опережающие темпы роста денежного капитала. Такому экономическому развитию соответствовала и социальная структура французского общества, в котором главную роль играли не промышленники, а банкиры, финансисты. Они стремились к высокому учетному проценту, что сдерживало развитие производства. Основная часть населения — крестьянство — страдало от малоземелья, огромных государственных налогов. Уровень доходов крестьян был очень низким, почти треть хозяйств официально считалась неимущими.

Вместе с тем в середине XIX в. Франция занимала второе место в мире по промышленному производству после Англии, отличалась перспективным ростом банковской системы, особым размахом кредитно-финансовых операций. Захват Алжира в 1830 г. возвращало страну в число лидирующих колониальных держав.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Социально - экономические результаты промышленного переворота в Германии

В Германии развитие капитализма началось позже, чем в других странах Европы. К началу XIX века это была экономически отсталая страна, 80% её населения было занято в сельском хозяйстве, в котором сохранились феодальные отношения. Одной из причин была феодальная раздробленность. Великие географические открытия вызвали перемещение мировых торговых путей, что «выключило» Германию из мировой торговли.

Развитие капитализма в сельском хозяйстве Германии происходило путём превращения феодальных поместий в крупные капиталистические хозяйства, путём превращения помещиков в сельских капиталистов, а крестьян – в наёмных рабочих. Росла культура земледелия. Началось широкое применение искусственных удобрений, тем более что Германия была богата залежами калийных солей и фосфатами. На полях появляется много сельскохозяйственных машин: культиваторов, сеялок, жаток. Растёт урожайность. По сбору картофеля и сахарной свеклы в 50-60-х годах Германия выходит на первое место в мире. Помещики на месте перерабатывают часть продукции, устраивая свеклосахарные, винокуренные и пивоваренные заводы.

Как уже сказано, к началу XIX века промышленный переворот в Германии ещё не начался. Первый паровой двигатель появился в Германии в 1788 году, а второй – только в 1822 году. Правда, во втором десятилетии XIX века началось некоторое оживление в промышленности. Континентальная блокада сократила импорт дешёвых английских товаров, и их производство пришлось налаживать в Германии. Именно в это время появились фабрики.

Из–за феодальной раздробленности отдельные районы Германии существенно различались по своему экономическому развитию. Так, если в западной Германии развивалась угольная, металлургическая и текстильная промышленность, то в восточной была только полотняная, да и та на стадии рассеянной мануфактуры.

До середины XIX века переворот не вышел из начальной стадии. Преобладало пока ремесло. Это объяснялось тем, что и в первой половине XIX века сохранились причины, которые тормозили развитие производства. Сохранялась феодальная раздробленность, продолжалось освобождение крестьян, Германия оставалась в стороне от мировых торговых путей.

Но к середине XIX века в Германии происходят события, которые частично устраняют препятствия. В 1833 году был образован Таможенный союз, который сначала объединил только часть германских государств, а затем к нему присоединились и другие. Пошлины были ликвидированы. Таможенный союз стал первым шагом к слиянию германских государств в единое экономическое целое.

В 1848 году произошла буржуазная революция. Перед этой революцией стояли задачи – ликвидировать остатки феодальных отношений и политическое господство феодалов. Была и не совсем обычная задача – объединить Германию в одно государство, ликвидировать феодальную раздробленность. Ведь обычно феодальная раздробленность кончается задолго до буржуазной революции. Революция закончилась компромиссным соглашением между феодалами и буржуазией. В результате этого компромисса земля осталась в собственности юнкеров, политическую власть разделили феодалы и буржуазия, феодальные отношения постепенно ликвидировались. Объединения Германии пока не состоялось. Но всё же революция расчистила путь для дальнейшего экономического развития. Но главным стимулом развития промышленности и промышленного переворота было, конечно, освобождение крестьян, которое в основном завершилось в середине века.

Промышленный переворот в Германии развернулся в 50-60-е гг. Но даже к 1870 году фабрика не вытиснила мануфактуру и ремесло. Из всех людей, занятых в это время в промышленности, лишь половину составляли рабочие, а половину – ремесленники. Дело в том, что Германия всё ещё не была объединена в одно государство, и в её составе наряду с экономически развитыми государствами сохранились отсталые аграрные. Завершение промышленного переворота могло произойти и произошло только после окончательного объединения Германии.

Промышленный переворот в Германии, её индустриализация, т.е. создание фабрично-заводской промышленности, имели свои особенности.

Первая особенность заключалась в том, что если в других странах, как например в Англии, переворот начинался с легкой промышленности, то в Германии в годы переворота развивалась главным образом тяжёлая промышленность. Переворот в текстильной промышленности хоть и начался в 30-е годы, но и в 1870 году в этой отрасли ещё господствовала рассеянная мануфактура. Это объясняется тем, что главными стимулами развития промышленности в Германии были строительство железных дорог и военные потребности. В середине XIX века в Германии началось ускоренное строительство железных дорог. Это строительство имело не только экономические цели, но и стратегические. Германия, как отмечалось, к этому времени оказалась в стороне от мировых торговых путей. Но железные дороги изменили эту ситуацию. Германия, занимающая центральное положение в Европе оказалась в центре европейской железнодорожной сети. Соседним государствам стало выгодно перевозить товары через её территорию.

Строительство железных дорог к тому же сближало отдельные германские государства, способствовало развитию торговли между ними и ускоряло их объединение. Более того, это создавало огромный спрос на металл, уголь, паровозы, т.е. стимулировало развитие тяжёлой промышленности – металлургической, угольной, машиностроительной.

Второй особенностью индустриализации Германии было то обстоятельство, что она была страной молодого капитализма. Германские заводы строились на пол века позже английских, естественно, оборудовались новейшей по тому времени техникой, приобретённой в Англии. Техническое же оснащение английских заводов к этому времени уже морально устарело. Впрочем, у немцев было немало и своих изобретений. Здесь открыли изобретение анилиновых красок, изобрели динамо-машину, а в результате этих открытий химическая и электротехническая промышленность Германии быстро вышли на первое место в мире.

Итак, по техническому уровню своей промышленности Германия вырвалась вперёд, причём этому способствовала и иностранная конкуренция. Она позволяла выжить наиболее совершенным предприятиям. Так как немецкие заводы строились на базе новейшей техники, они должны были выпускать продукцию лучше и дешевле, чем в Англии.

Третья особенность индустриализации Германии определялась тем, что значительная часть капиталов находилась не у буржуазии, а у помещиков. Чтобы мобилизовать эти капиталы для развития промышленности, в Германии развёртывается усиленное акционерное предпринимательство. Новые промышленные фирмы и банки создавались как акционерные. Продавая акции юнкерам, получали их капиталы. Но в результате оказалось, что юнкеры заняли сильные позиции не только в сельском хозяйстве, но и в промышленности.

По объёму промышленного производства Германия занимала 3-е место в мире. Впереди оставались Англия и США. В соответствии с ростом промышленности изменилась и внешняя торговля. Если за первую половину XIX века торговля выросла в два раза, то за 50-60-е годы – в три раза. Если в первой половине столетия Германия в основном вывозила сельскохозяйственную продукцию, то теперь в вывозе преобладала промышленная продукция – уголь, машины, ткани. И напротив, если раньше ввозились в основном промышленные товары, то теперь – сельскохозяйственная продукция.

 

 

 

2.3 Социально - экономические результаты промышленного переворота в США.

Важная особенность промышленного переворота в США заключалась в активной роли американской инженерной мысли: были изобретены швейная машинка, ротационная типографская машина, фосфорная спичка, электромагнитный телеграф Морзе, буквопечатающий аппарат Д. Юза, револьвер, пневматический тормоз. Все эти новшества, родившиеся в США, предопределили развитие многих новых отраслей промышленности. Швейные фабрики Зингера, Беккера, Уиллера выпускали изделия, которые пользовались спросом во всех уголках мира.

Информация о работе Социально - экономические результаты промышленного переворота во Франции, Германии и США в середине XIX века