Существенные особенности промышленного
переворота в США предопределялись
природными условиями страны. Так,
из-за обилия рек страна была
богата водной энергией, более
дешевой, чем энергия пара. Поэтому
здесь позже начала использоваться
в массовом масштабе паровая
энергия. Переход к паровой энергетической
базе (системе) начался, только в 40-е
годы XIX в., хотя первая паровая
машина появилась еще в конце
XVIII в. а в 1803 г. была изобретена
паровая машина Оливера Эванса.
Еще одна особенность Промышленного
переворота связана с изобилием в стране
лесов, что предопределило длительное
использование в качестве основного вида
топлива древесного угля. Вплоть до 1860
г. на железнодорожном транспорте США
потребляли дрова. Первая домна, работавшая
на каменном угле, появилась в этой стране
только в 1837 г. Задержка с заменой древесного
топлива объяснялась также тем, что чугун,
выплавляемый на нем, получался лучшего
качества. Массовое применение минерального
топлива в металлургии началось в 40-е гг.,
за 1847–1857 гг. построили 100 домен, работающих
на каменном угле.
Поскольку США позже приступили
к промышленному перевороту, но мануфактурный
капитализм, как преддверие промышленного
производства, в полной мере здесь не сформировался.
Мануфактуры, возникавшие в колониальный
период, не были устойчивы; их развитие
сдерживала запретительная политика Англии.
Поэтому правомерно говорить о том, что
промышленный переворот проходил в условиях
недостаточного развития мануфактурного
производства.
Особенностью промышленного
переворота в США была и крайняя территориальная
и отраслевая неравномерность. Прежде
всего, переворот охватил северо-восточные
штаты; в то же время на Юге даже к началу
Гражданской войны не было фабрик и заводов,
что не могло не оказать влияния на ее
исход. Здесь преобладала первичная обработка
выращиваемых культур – хлопка, табака,
риса, сахарного тростника и т. д. Кроме
того, если для этого применялись машины,
то обслуживались они рабами.
Запаздывали по временным рамкам
становления промышленного капитализма
и западные штаты. Отраслевая структура
складывающейся здесь промышленности
отличалась от Северо-востока. Западные
штаты специализировались на переработке
пищевых продуктов, лесных материалов,
производстве сельскохозяйственной техники.
Промышленный переворот начался
на Северо-востоке страны. Первой отраслью,
которая стала переходить к машинному
производству, была хлопчатобумажная.
Изобретенная в 1793 г. Э. Уитни хлопкоочистительная
машина позволила преобразовать переработку
хлопка и обеспечить сырьем хлопчатобумажное
производство. Различные улучшения превратили
ее в высокопроизводительную машину, повышающую
производительность труда в 100 раз. Английский
иммигрант рабочий-текстильщик С. Слейтер
по памяти составил чертеж ватерной машины,
используемой в Англии. Впоследствии Слейтер
стал крупным предпринимателем, и его
называют «отцом» американской промышленности.
Впервые в мировой практике прядильные
и ткацкие машины были установлены на
хлопчатобумажной фабрике, построенной
Лаоудлом в 1814 г. С этого момента обработка
сырья и выпуск готовой продукции были
связаны в единый производственный цикл.
В 1832 г. в США уже работало 795 хлопчатобумажных
фабрик (625 из них в северо-восточных штатах),
на них использовалось 1,2 млн. веретен;
появились ситценабивные машины и другие
технические новшества.
Постепенно машины внедрялись
и в более сложное шерстяное производство.
Уже в 1840 г. на Северо-востоке домашнее
шерстяное производство уступило место
машинному производству.
Северо-восток США был центром
текстильной промышленности, здесь было
сосредоточено 78% фабрик этой отрасли.
С 40-х годов началось укрупнение текстильных
фабрик. Механизация текстильного производства
привела к уменьшению его издержек на
единицу продукции, к снижению цен на ткани
за 1815–1850 гг. в пять раз, уменьшению их
ввоза из Англии.
В легкой промышленности промышленный
переворот помимо текстильной охватил
пищевую (прежде всего мукомольную), обувную,
швейную, кожевенную. Изобретение швейной
машины Зингера в 1841 г., а также машины
для изготовления обуви в 1846 г. значительно
повысило производительность труда и
качество изделий, а также стимулировало
развитие подотраслей машиностроения.
Другое важное направление
промышленного переворота в США – развитие
транспорта. Первыми транспортными системами
были каналы. Строительство каналов началось
в конце XVIII в. Развитию судоходства способствовало
изобретение в 1807 г. Р. Фултоном первого
в мире колесного парохода «Клермонт»,
спущенного на воду на р. Гудзон. В 1814 г.
Фултон построил первое военное колесное
паровое судно «Демалогос». Переход в
40-е годы к винтовым пароходам привел к
решающим сдвигам в военно-морском деле.
Качество американских судов не уступало
английским. Тоннаж судов США и Англии
в середине XIX в. почти сравнялся. В 1838 г.
американские пароходы «Сириус» и «Грейт
уэстерн» пересекли Атлантический океан.
Первые железнодорожные рельсы
соединили города Балтимор и Огайо (1828–1830),
за два последующих десятилетия длина
железных дорог возросла в 300 раз.
Революция на транспорте повлекла
ускоренное развитие металлургии, добывающей
и лесной промышленности, машиностроения.
Поэтому можно считать, что с 40-х годов
в США начался второй этап промышленного
переворота. Металлургия в США развивалась
медленно.
В середине XIX в. в США уже имелись
крупные машиностроительные заводы, например,
в Нью-Йорке по выпуску паровых двигателей,
в Пенсильвании и др. Это означало вступление
промышленного переворота в завершающую
стадию – создание производства машин
машинами (машиностроение). В 1818 г. Э. Уитни
изобрел фрезерный станок с многорезцовым
режущим инструментом (фрезой). Уитни заложил
основы техники и организации массового
производства в машиностроении.
США стали крупным производителем
паровозов, судов, а также сельскохозяйственных
машин. Американские паровозы использовались
и на европейских железных дорогах. В 1851
г. в США был создан электровоз. В 60-е годы
строятся спальные вагоны, цистерны, вагоны-ледники.
С 40-х годов железо начинает
применяться для обшивки судов, а потом
и постройки судовых корпусов.
В итоге промышленного переворота
США стали индустриальной страной – 67,3%
ее промышленного производства обеспечивал
Северо-восток. Вместе с тем США еще не
во всем могли удовлетворить свои внутренние
потребности и прибегали к ввозу европейской
(английской) продукции.
Заключение.
Промышленный переворот
имел важные последствия. Изменения
коснулись не только промышленности,
но также социальной и политической
сферы.
К числу общих для
всех стран последствий промышленного
переворота можно отнести:
1) изменение
соотношения сельского хозяйства
и промышленности по доле ВНП
в пользу промышленности; переход
к крупному производству;
2)более быстрые
темпы развития отраслей тяжелой
промышленности;
3) появление новых
видов транспорта и связи (паровые
железные дороги, паровые суда
речного, морского и океанского
назначения и. т.д.)
4) переход на
рыночные формы организации аграрного
сектора, торговли, кредитно-денежной
сферы и т.д.;
5) увеличение
доли и значения инженерно-технических
работников в составе занятых
в промышленности;
6)четкое оформление
классовой структуры общества
и усиление противостояния промышленных
рабочих и предпринимателей;
7) появление первых кризисов
перепроизводства и переход к
циклическому развитию с 1825г.
Список использованной
литературы.
История мировой экономики;
Учебник для вузов (Под ред. Г.Б. Поляка,
А.Н. Марковой, 1999г.)
Электронный учебник по истории
экономики
История экономики; Учебник
(Т.В.Кашникова, Е.П.Костенко, 2006г.)