Социально - экономические результаты промышленного переворота во Франции, Германии и США в середине XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 18:11, курсовая работа

Описание работы

Традиционно промышленный переворот начинается с технических усовершенствований в хлопчатобумажной промышленности. На смену простейшим инструментам приходят более сложные рабочие машины, повышающие производительность труда. Следующим крупным событием становится изобретение и внедрение парового двигателя. Важным условием завершения промышленного переворота является развитие машиностроения и переход к производству машин машинами. В результате всех этих нововведений формируется индустриальная система хозяйствования. О завершении революции можно судить по такому показателю как преобладание фабричных изделий в общей массе производимой в стране продукции.

Содержание работы

Введение_________________________________________________________ 3
1.Сущность промышленного переворота в Англии
Предпосылки промышленного переворота_____________________4
Направления и последствия промышленного переворота_________5
2.Социально - экономические результаты промышленного переворота во Франции, Германии и США в середине XIX века.
2.1 Франция_________________________________________________ 11
2.2 Германия_________________________________________________ 15
2.3 США____________________________________________________ 20
Заключение______________________________________________________ 22
Список использованной литературы________________

Файлы: 1 файл

1 промышленный переворот в англии.docx

— 47.62 Кб (Скачать файл)

           Существенные особенности промышленного  переворота в США предопределялись  природными условиями страны. Так, из-за обилия рек страна была  богата водной энергией, более  дешевой, чем энергия пара. Поэтому  здесь позже начала использоваться  в массовом масштабе паровая  энергия. Переход к паровой энергетической  базе (системе) начался, только в 40-е  годы XIX в., хотя первая паровая  машина появилась еще в конце XVIII в. а в 1803 г. была изобретена  паровая машина Оливера Эванса.

Еще одна особенность Промышленного переворота связана с изобилием в стране лесов, что предопределило длительное использование в качестве основного вида топлива древесного угля. Вплоть до 1860 г. на железнодорожном транспорте США потребляли дрова. Первая домна, работавшая на каменном угле, появилась в этой стране только в 1837 г. Задержка с заменой древесного топлива объяснялась также тем, что чугун, выплавляемый на нем, получался лучшего качества. Массовое применение минерального топлива в металлургии началось в 40-е гг., за 1847–1857 гг. построили 100 домен, работающих на каменном угле.

Поскольку США позже приступили к промышленному перевороту, но мануфактурный капитализм, как преддверие промышленного производства, в полной мере здесь не сформировался. Мануфактуры, возникавшие в колониальный период, не были устойчивы; их развитие сдерживала запретительная политика Англии. Поэтому правомерно говорить о том, что промышленный переворот проходил в условиях недостаточного развития мануфактурного производства.

Особенностью промышленного переворота в США была и крайняя территориальная и отраслевая неравномерность. Прежде всего, переворот охватил северо-восточные штаты; в то же время на Юге даже к началу Гражданской войны не было фабрик и заводов, что не могло не оказать влияния на ее исход. Здесь преобладала первичная обработка выращиваемых культур – хлопка, табака, риса, сахарного тростника и т. д. Кроме того, если для этого применялись машины, то обслуживались они рабами.

Запаздывали по временным рамкам становления промышленного капитализма и западные штаты. Отраслевая структура складывающейся здесь промышленности отличалась от Северо-востока. Западные штаты специализировались на переработке пищевых продуктов, лесных материалов, производстве сельскохозяйственной техники.

Промышленный переворот начался на Северо-востоке страны. Первой отраслью, которая стала переходить к машинному производству, была хлопчатобумажная. Изобретенная в 1793 г. Э. Уитни хлопкоочистительная машина позволила преобразовать переработку хлопка и обеспечить сырьем хлопчатобумажное производство. Различные улучшения превратили ее в высокопроизводительную машину, повышающую производительность труда в 100 раз. Английский иммигрант рабочий-текстильщик С. Слейтер по памяти составил чертеж ватерной машины, используемой в Англии. Впоследствии Слейтер стал крупным предпринимателем, и его называют «отцом» американской промышленности. Впервые в мировой практике прядильные и ткацкие машины были установлены на хлопчатобумажной фабрике, построенной Лаоудлом в 1814 г. С этого момента обработка сырья и выпуск готовой продукции были связаны в единый производственный цикл. В 1832 г. в США уже работало 795 хлопчатобумажных фабрик (625 из них в северо-восточных штатах), на них использовалось 1,2 млн. веретен; появились ситценабивные машины и другие технические новшества.

Постепенно машины внедрялись и в более сложное шерстяное производство. Уже в 1840 г. на Северо-востоке домашнее шерстяное производство уступило место машинному производству.

Северо-восток США был центром текстильной промышленности, здесь было сосредоточено 78% фабрик этой отрасли. С 40-х годов началось укрупнение текстильных фабрик. Механизация текстильного производства привела к уменьшению его издержек на единицу продукции, к снижению цен на ткани за 1815–1850 гг. в пять раз, уменьшению их ввоза из Англии.

В легкой промышленности промышленный переворот помимо текстильной охватил пищевую (прежде всего мукомольную), обувную, швейную, кожевенную. Изобретение швейной машины Зингера в 1841 г., а также машины для изготовления обуви в 1846 г. значительно повысило производительность труда и качество изделий, а также стимулировало развитие подотраслей машиностроения.

Другое важное направление промышленного переворота в США – развитие транспорта. Первыми транспортными системами были каналы. Строительство каналов началось в конце XVIII в. Развитию судоходства способствовало изобретение в 1807 г. Р. Фултоном первого в мире колесного парохода «Клермонт», спущенного на воду на р. Гудзон. В 1814 г. Фултон построил первое военное колесное паровое судно «Демалогос». Переход в 40-е годы к винтовым пароходам привел к решающим сдвигам в военно-морском деле. Качество американских судов не уступало английским. Тоннаж судов США и Англии в середине XIX в. почти сравнялся. В 1838 г. американские пароходы «Сириус» и «Грейт уэстерн» пересекли Атлантический океан.

Первые железнодорожные рельсы соединили города Балтимор и Огайо (1828–1830), за два последующих десятилетия длина железных дорог возросла в 300 раз.

Революция на транспорте повлекла ускоренное развитие металлургии, добывающей и лесной промышленности, машиностроения. Поэтому можно считать, что с 40-х годов в США начался второй этап промышленного переворота. Металлургия в США развивалась медленно.

В середине XIX в. в США уже имелись крупные машиностроительные заводы, например, в Нью-Йорке по выпуску паровых двигателей, в Пенсильвании и др. Это означало вступление промышленного переворота в завершающую стадию – создание производства машин машинами (машиностроение). В 1818 г. Э. Уитни изобрел фрезерный станок с многорезцовым режущим инструментом (фрезой). Уитни заложил основы техники и организации массового производства в машиностроении.

США стали крупным производителем паровозов, судов, а также сельскохозяйственных машин. Американские паровозы использовались и на европейских железных дорогах. В 1851 г. в США был создан электровоз. В 60-е годы строятся спальные вагоны, цистерны, вагоны-ледники.

С 40-х годов железо начинает применяться для обшивки судов, а потом и постройки судовых корпусов.

В итоге промышленного переворота США стали индустриальной страной – 67,3% ее промышленного производства обеспечивал Северо-восток. Вместе с тем США еще не во всем могли удовлетворить свои внутренние потребности и прибегали к ввозу европейской (английской) продукции.

 

 

 

Заключение.

 Промышленный переворот  имел важные последствия. Изменения  коснулись не только промышленности, но также социальной и политической  сферы.    

К числу общих для всех стран последствий промышленного переворота можно отнести:

1) изменение  соотношения сельского хозяйства  и промышленности по доле ВНП  в пользу промышленности; переход  к крупному производству;

2)более быстрые  темпы развития отраслей тяжелой  промышленности;

3) появление новых  видов транспорта и связи (паровые  железные дороги, паровые суда  речного, морского и океанского  назначения и. т.д.)

4) переход на  рыночные формы организации аграрного  сектора, торговли, кредитно-денежной  сферы и т.д.;

5) увеличение  доли и значения инженерно-технических  работников в составе занятых  в промышленности;

6)четкое оформление  классовой структуры общества  и усиление противостояния промышленных  рабочих и предпринимателей;

7) появление первых кризисов  перепроизводства и переход к  циклическому развитию с 1825г.

 

 

Список использованной литературы.

 

  1. История мировой экономики; Учебник для вузов (Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой, 1999г.)

  1. Электронный учебник по истории экономики

  1. История экономики; Учебник (Т.В.Кашникова, Е.П.Костенко, 2006г.)

 

 

 

 


Информация о работе Социально - экономические результаты промышленного переворота во Франции, Германии и США в середине XIX века