Социально - экономические результаты промышленного переворота во Франции, Германии и США в середине XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 18:11, курсовая работа

Описание работы

Традиционно промышленный переворот начинается с технических усовершенствований в хлопчатобумажной промышленности. На смену простейшим инструментам приходят более сложные рабочие машины, повышающие производительность труда. Следующим крупным событием становится изобретение и внедрение парового двигателя. Важным условием завершения промышленного переворота является развитие машиностроения и переход к производству машин машинами. В результате всех этих нововведений формируется индустриальная система хозяйствования. О завершении революции можно судить по такому показателю как преобладание фабричных изделий в общей массе производимой в стране продукции.

Содержание работы

Введение_________________________________________________________ 3
1.Сущность промышленного переворота в Англии
Предпосылки промышленного переворота_____________________4
Направления и последствия промышленного переворота_________5
2.Социально - экономические результаты промышленного переворота во Франции, Германии и США в середине XIX века.
2.1 Франция_________________________________________________ 11
2.2 Германия_________________________________________________ 15
2.3 США____________________________________________________ 20
Заключение______________________________________________________ 22
Список использованной литературы________________

Файлы: 1 файл

1 промышленный переворот в англии.docx

— 47.62 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение_________________________________________________________ 3   

1.Сущность промышленного переворота в Англии    

    1.  Предпосылки промышленного переворота_____________________4
    2. Направления и последствия промышленного переворота_________5

2.Социально - экономические результаты промышленного переворота во Франции, Германии и США в середине XIX века.

         2.1 Франция_________________________________________________ 11

         2.2 Германия_________________________________________________ 15

         2.3 США____________________________________________________ 20

Заключение______________________________________________________ 22

Список использованной литературы__________________________________ 23

 

 

 

Введение.

Промышленный переворот – это качественные изменения в технике производства, состоящие в переходе от мануфактурной стадии капитализма к фабричной системе капиталистического производства, опирающейся на машинную технику.

Основным содержанием промышленного переворота была техническая революция, т. е переход от ручного труда к механизированному. С организационной точки зрения переход от мануфактур к фабрикам.

Промышленный переворот происходил во всех странах, вступавших на путь капиталистического развития. Он имел как специфические для каждой страны предпосылки и последствия, определяемые историческими, культурными, экономическими, социальными, политическими особенностями, так  и общие характерные для всех государств.

Традиционно промышленный переворот начинается с технических усовершенствований в хлопчатобумажной промышленности. На смену простейшим инструментам приходят более сложные  рабочие машины, повышающие производительность труда. Следующим крупным событием становится изобретение и внедрение парового двигателя. Важным условием завершения промышленного переворота является развитие машиностроения и переход к производству машин машинами. В  результате всех этих нововведений формируется индустриальная система хозяйствования. О завершении революции можно судить по такому показателю как преобладание фабричных изделий в общей массе производимой в стране продукции.

 

 

 

 

      1. Предпосылки промышленного переворота

В Англии раньше, чем в других странах, начался промышленный переворот, так как здесь к середине XVIII в. сложились благоприятные условия для развития машинного производства. Основными предпосылками  промышленного переворота стали следующие факты:

  1. В Англии было рано отменено крепостное право и ликвидирована феодальная раздробленность.
  2. В результате насильственного лишения крестьян земли, создан рынок свободной рабочей силы.
  3. Огромные доходы получала Англия и от работорговли, ежегодно вывозя в Америку около 20 тыс. негров.

Решающим фактором стало значительное накопление капитала, которое проходило различными путями, в том числе и посредством роста государственного долга, а следовательно, и роста налогового обложения. Причем крупный капитал концентрировался в руках небольшого количества людей, которые были способны предоставить государству средства для ведения войны. Накопление капитала происходило благодаря быстрому развитию торговли, а также открытому ограблению Индии. Торговые воины для Англии почти всегда сопровождались захватом новых колоний. Так, в XVIII в. Англия приняла участие  в 120 колониальных конфликтах.

Важными условиями процесса накопления капитала явились окончательное уничтожение класса крестьянства и полный переход сельского хозяйства на капиталистический путь.

В XVIII в. Мануфактурная система стала себя изживать и в наиболее развитых отраслях английской промышленности зашла в тупик. Технический базис мануфактуры вступил в противоречие с ею же созданными потребностями производства и запросами внутреннего и внешнего рынков. Требовалась новая база, соответствующая капиталистическому производству.

Столкнувшись на мировом рынке с продукцией из России, Швеции, Индии, Англия могла обойти конкурентов, лишь создав производство и наладив выпуск более конкурентоспособной продукции – качественной и недорогой. Все это позволило Англии стать родиной промышленного переворота.

 

1.2  Направления и последствия промышленного переворота

Промышленный переворот  - это переход от мануфактуры с ручным разделением труда к фабрично-заводскому производству, сопровождающийся формированием промышленной буржуазии и промышленного пролетариата.

Промышленный переворот в Англии начался с новой тогда отрасли промышленности - хлопчатобумажной. Хлопчатобумажное производство с древности было развито в Индии. Оттуда ткани из хлопка привозили в Англию, и народ их охотно раскупал, потому, что они были относительно дешевыми. Английские промышленники попытались наладить хлопчатобумажное производство, но оказались не в состоянии конкурировать с индийскими ткачами, ткани которых были и лучше, и дешевле. Перед хозяевами английских хлопчатобумажных мануфактур встала задача усовершенствовать производство, чтобы снизить стоимость продукции. Эта задача и была выполнена в результате серии изобретений.

Началось с того, что в 30-х гг. XVIII века, Джон Кэй усовершенствовал ткацкий станок и изобрел "летучий челнок", который ударами ракеток перебрасывался с одной стороны станка на другую. Раньше это приходилось делать вручную, и ширина ткани ограничивалась длиной рук рабочего. Теперь можно было ткать более широкие ткани и делать это гораздо быстрее.

Это изобретение значительно ускорило работу ткачей, но теперь им стало не хватать пряжи. Недостаток пряжи вызвал ее вздорожание. Возникла диспропорция между двумя операциями.

После этого в результате трех изобретений (Джеймса Харгревса, Хайса и Кромптона) в 60-70-х гг. XVIII в. была создана прядильная машина, которая настолько повысила производительность труда прядильщиков, что вызвала обратное несоответствие - ткачи не успевали перерабатывать изготовленную пряжу.

Эта диспропорция была устранена изобретением в 80-х гг. XVIII в. ткацкого станка Картрайта, который повысил производительность труда ткачей в 40 раз.

Плоды изобретений для изобретателей оказывались горькими. Так, Джону Кэю, изобретателю "летучего челнока", промышленники отказались платить, а ткачи-ремесленники, которые боялись из-за новшества потерять работу, разгромили его дом. Харгревсу, изобретателю прялки "Дженни", также пришлось спасаться бегством, его дом тоже был разгромлен. "Мюль-машина" Кромптона вызвала у промышленников большой интерес. Они подсылали своих агентов, чтобы раскрыть секрет машины один из них даже пробил стену, чтобы подглядывать. У Кромптона не было денег, чтобы взять патент на свое изобретение. Он передал свое изобретение на общее пользование промышленникам, предполагая, что благодарные капиталисты вознаградят изобретателя. Те же собрали по подписке мизерную сумму. Через некоторое время Кромптон изобрел еще одну машину, но после некоторых колебаний ее уничтожил.

Если прежде рабочий сам двигал орудие труда, то теперь, когда материал обрабатывала машина, оставалось только приводить в движение эту рабочую машину. Но человек был слишком несовершенным для этой работы он слаб и нуждается в большом расходе на свое содержание. Чтобы приводить в движение прядильные и ткацкие станки, требовалась более дешевая и мощная сила. Сначала прибегли к паллиативу, используя силу рабочего скота или падающей воды. Первые машины не случайно назывались "мюль-машинами" (т.е. приводились в движение мулами), "ватерными машинами" (действующими от водяного колеса). Но лошадь нуждается в отдыхе, водяное колесо может работать только часть года, причем его действие зависит от уровня воды в пруду, кроме того, для того, чтобы оно работало, необходимо строить плотину на реке.

Полностью использовать преимущества машинного производства оказалось возможным только с появлением парового двигателя, и поэтому изобретение парового двигателя считается центральным событием промышленного переворота.

Первые паровые машины появились еще в XVII в., но их назначение было узким это были, в сущности, паровые насосы для откачки воды из шахт. Универсальный паровой двигатель, который можно было применять в разных отраслях промышленности и на транспорте, сконструировал лондонский университетский механик Джеме Уатт в 1782г.

История паровой машины лишний раз доказывает, что промышленный переворот не просто цепь изобретений. Русский механик Ползунов изобрел свою паровую машину раньше Уатта, но в России того времени она оказалась не нужна и о ней забыли, как забыли, очевидно, и обо многих других "несвоевременных" изобретениях.

Нет необходимости прослеживать промышленный переворот во всех отраслях промышленности. В металлургии, например, он отличался значительными особенностями. Некоторые процессы здесь были механизированы и до промышленного переворота, а другие и после переворота долго оставались ручными. Промышленным переворотом в таких производствах считается изменение технологии, которое позволяло увеличить и удешевить выпуск продукции.

Для английской металлургии это означало переход от древесного угля к каменному. Ко времени переворота леса в Англии были уже вырублены, угля не хватало, поэтому металлургия находилась в упадке, Англия была вынуждена ввозить металл из других стран.

В 30-х годах XVIII в. Дерби открыл способ выплавки чугуна на каменном угле, а в 80-х годах другой английский металлург Корт способ переплавки этого чугуна на железо также на каменном угле (пудлингование). Поскольку каменного угля в Англии было достаточно, английская металлургия быстро вышла на первое место в мире.

Промышленная революция проходила как цепная реакция. Изобретения влекли за собой другие изобретения. Переворот начался с легкой промышленности, но в ходе него создавался рынок для тяжелой. Так, для изготовления массы машин для легкой промышленности, требовалось много металла, а это вызвало переворот в металлургии, спрос на машины нельзя было удовлетворить, изготовляя их в кустарных мастерских с ручным трудом, и это вызвало переворот в машиностроении. Рождение машиностроительных заводов, но возросшую массу товаров уже невозможно было перевозить на лошадях и парусных судах, поэтому произошли большие изменения на транспорте.

Первый в мире пароход был построен в Англии механиком Саймингтоном в 80-е гг. XVIII в. Однако власти запретили его использовать, заявив, что волна от парохода разрушает берега. Вторично пароход был изобретен Фултоном в Америке в 1807 г. И только после этого в Англии стали строить пароходы.

В 1825 г., была пущена в ход первая железная дорога. Железные дороги не сразу завоевали признание. Сначала рельсы делали из чугуна и они ломались под тяжелыми паровозами. Существовало мнение, что гладкие колеса будут скользить по гладким рельсам, и поэтому на колесах и рельсах делали зубья. Владельцы дилижансов, которые боялись конкуренции железных дорог, вели против них агитацию.

Машинное производство уже не требовало мастерства от рабочего. Работа приобретала характер простейших движений. С такой работой могли справиться женщины и дети, труд которых обходился капиталисту гораздо дешевле. Поэтому теперь в промышленности стал широко применяться женский и детский труд. Поскольку родители сначала не хотели отдавать детей на фабрику.

Развитие мирового капиталистического хозяйства первые партии детей поступали из приютов и сиротских домов. Благотворители оптом сдавали детей на фабрику за крупные суммы денег. В последствии, конкуренция дешевого женского и детского труда, а также то обстоятельство, что работа при машине не требовала прежнего мастерства, вели к снижению заработной платы. В начале XIX в. на свой дневной заработок английский ткач мог купить 2,5 кг. хлеба. На такие деньги нельзя было прокормить семью. Поэтому значительная часть рабочих оказалась на содержании церковных приходов.

Стремясь обеспечить рабочей силой нарождавшуюся промышленность, английские законодатели на протяжении XVIII - XIX вв. систематически проводили политику сурового принуждения к труду. Бродяги беспощадно наказывались, неимущие заключались в специальные «работные дома», где господствовал тюремный режим и принудительный труд. Нищенство строго запрещалось; закон 1698 г. обязывал бедняков, получающих пособие, носить специальные нарукавные знаки. Свирепые елизаветинские законы о бродягах и нищих продолжали применяться. С целью принудить бедняков выполнять самую тяжелую и низкооплачиваемую работу, законы под страхом жестоких наказаний воспрещали им самовольный переход из одного прихода в другой; приходские власти сами регулировали поставки рабочей силы, переправляя «излишки» бедняков в распоряжение предпринимателей по первому требованию последних. Особенный спрос промышленники предъявляли на детей бедняков, которых в самом раннем возрасте отрывали от семьи и принуждали к непосильному труду.

Законодательным путем государство внедряло дисциплину и беспрекословное послушание на работе. Действовавший с конца XVI в. закон Елизаветы устанавливал, что ремесленники и рабочие должны работать «с середины марта до середины сентября от шести часов утра до половины восьмого вечера, а с середины сентября до середины марта — от рассвета до темноты». Закон не воспрещал хозяину удлинять рабочий день зимой при искусственном освещении до 14,15 и 16 часов. Законы 1721 и 1726 гг. поручали регулирование ставок заработной платы мировым судьям; под угрозой штрафа запрещалось повышать устанавливаемые ими ставки. В то же время ряд законов категорически воспрещал рабочим объединяться для борьбы с целью повышения зарплаты и улучшения условий труда. Драконовскими мерами буржуазия подавляла всякую попытку трудящихся отстоять свои права. Маркс указывает, что капитализм при своем возникновении «свое право всасывать достаточное количество прибавочного труда обеспечивает пока не одной лишь силой экономических отношений, но и содействием государственной власти» ( К. Маркс, Капитал, т. I, стр. 276.).

Информация о работе Социально - экономические результаты промышленного переворота во Франции, Германии и США в середине XIX века