Социально-экономические последствия инфляции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 20:42, контрольная работа

Описание работы

Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны и всемирного хозяйства. Переломный период истории России характеризуется огромной инфляцией во всех формах и видах. Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику, направленную на борьбу с инфляцией.

Файлы: 1 файл

Миша курсовая.docx

— 175.77 Кб (Скачать файл)

Инфляционные  процессы, в  которые оказалось  вовлеченным все население страны, сформировали  определенную психологию "человека, ожидающего худшего".  Идет  закупка  и  заготовление "про запас". В зависимости  от уровня доходов и сбережений закупаются  мешки  муки  и  сахара,  наличные доллары, строятся коттеджи, выводятся  за границу  миллиарды  долларов. То есть  само  население  становится   источником  инфляции.  Немалую  роль  в инфляционных процессах  сыграло руководство страны, которое  все годы реформ   проводило   девальвационно-инфляционную  политику.  В результате обесценивание   рубля   имело катастрофические  последствия для   отечественной экономики и основной массы населения. Обращает на себя внимание, что практически ни разу за последние годы  фактический уровень инфляции не соответствовал прогнозируемому правительством. При этом, отклонения в сторону  увеличения  составляли  до  1,5  раза (не рассматривая 1998 г., когда расхождение составило 15 раз).

На развитие инфляционных процессов значительное воздействие оказывает накопление валютных резервов. Рост цен на нефть  увеличил поступление иностранной  валюты в экономику страны. Когда  Банк России скупает иностранную  валюту, он эмитирует дополнительное количество рублей. Чтобы излишние деньги не вызывали роста цен, необходимо изымать их из обращения. Такая операция называется стерилизацией. Обычно в  этих целях центральные банки  продают государственные ценные бумаги. В России рынок ценных бумаг, как отмечалось, пока не получил  должного развития. Это затрудняет изъятие денег из обращения. Чтобы  ограничить выпуск излишних рублей, Банк России уменьшил норму обязательной продажи иностранной валюты с 50 до 30% валютной выручки, полученной экспортерами товаров и услуг.

 Кредитно-денежная  политика российского государства  в целом носит антиинфляционный  характер, а ее главным инструментом  является снижение эмиссии денег.  Такой подход автоматически ведет  к сужению объекта макроэкономической  политики до сферы обращения  капитала, так как монетаристское  регулирование фактически сводится  к схеме: эмиссия денег —  увеличение предложения денег  на рынке обращения капитала  — рост спроса на иностранную валюту — снижение обменного курса рубля — повышение цен. Рамками этого контура ограничивались и попытки ослабить зависимость «эмиссия денег — повышение цен» (введение «валютного коридора», эмиссия ГКО). Результатом такой политики стало сокращение денежной массы до уровня, обеспечивающего контроль за кругооборотом денег в сфере обращении капитала, в которой сконцентрировалась большая часть оборота денежной массы. В течение 1992—1995 гг. продолжался перелив денежных ресурсов из производственной сферы в сферу обращения. Объем денежной массы стал снижаться. Это означало одновременно лишение производственной сферы денежных средств и свертывание производственной деятельности в реальном секторе экономики. В 1995—1996 гг. в обслуживании производственной сферы было задействовано не более 1/3 денежной массы. При этом в распоряжении предприятий этой сферы было в 7 раз меньше денежных средств, чем требовалось для покрытия просроченной задолженности поставщикам. Таким образом, результатом проводившейся денежной политики стали, во-первых, перелив денег в сферу обращения капитала и «обезденежение» производственной сферы; во-вторых, общее резкое сжатие рублевой составляющей реальной денежной массы; в-третьих, соответствующее увеличение денежных суррогатов и иностранной валюты. Эти последствия проводимой государственной политики отражают дезинтеграцию российской экономики на две почти не связанные между собой сферы — производственную и обращения капитала. В этих условиях свертывается материальное производство, снижается инвестиционная активность фирм, многие предприятия разоряются.

  После кризиса денежно-кредитная политика в России нацелена на создание благоприятных условий для долгосрочного экономического развития страны. Низкий уровень инфляции и стабильность национальной валюты являются основой для принятия эффективных решений в области осуществления сбережений, инвестиций и потребительских расходов — базовых для устойчивого экономического роста.

Пути  совершенствования антиинфляционной политики в РФ:

  1. снижение ставок таможенных пошлин;
  2. изменения в налоговой политике (снижение страховых взносов в ПФ);
  3. регулирование тарифов естественных монополий (в пределах инфляции предыдущего года). При инфляции ниже 7% стоит увеличивать тарифы на ту же величину, скорректированную на 1%-2% сверху. В противном случае основные отрасли будут терять инвестиционную привлекательность;
  4. ужесточение контроля над ценами;
  5. дотирование и возмещение расходов на ГСМ сельхозпроизводителей;
  6. создание финансового фонда для регулирования ценовой ситуации на продовольственном рынке в стране (рост цен на зерно - существенный фактор риска повышения инфляции в России, поэтому ценовая ситуация на рынке зерна оказывает определяющее значение на ситуацию на продовольственном рынке в целом).;
  7. в планах принятие закона "О торговле" (фиксирование цен на продукты, если цены растут более чем на 30% в течение 30 календарных дней. Закон также позволит принимать отдельные законы по установлению цен или предельных наценок на любые товары);
  8. ужесточение антимонопольного законодательства (введение уголовной ответственности за сговоры, ограничивающие конкуренцию, так называемые картели);
  9. для стабилизации цен на бензин и ГСМ предлагается согласование планов нефтяных компаний по ремонту НПЗ с профильными ведомствами; сезонное резервирование топлива; закрепление нормы по поставкам нефтепродуктов на внутренний рынок в лицензиях на месторождения с запасами от 5 млн. тонн нефти; выравнивание пошлин на сырую нефть и темные нефтепродукты.
  10. введение социальной нормы потребления коммунальных ресурсов: в пределах этой нормы цены будут зафиксированы, превышение же нормы будет тарифицироваться по более высоким ценам;
  11. перераспределение большей части продовольственной продукции на внутренний рынок. Предлагается создание новой модели распределения продовольственной продукции: а) насыщение внутреннего рынка; б) создание резерва на предстоящий период; в) продажа на внешние рынки. На момент 2011 года действовала модель, ориентированная в основном на внешний рынок.

 

В 2011 годжу антиицфляционная политика государства была направлена на следующее:

  1. регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах;
  2. продажа зерна из интервенционного фонда (порядка 5,6 млн. т зерна, ежемесячный объем торгов будет составлять до 500 тыс. т зерна (из них 100 тыс. - фуражного), проводились они до конца июня 2011 года);
  3. для поддержания стабильного уровня цен на зерно на внутреннем рынке в октябре 2011 года были введены ограничения экспорта зерна в пределах 24-25 млн.тонн (свыше этих пределов вводятся повышенные тарифы);
  4. ужесточение монетарной политики - повышение учетной ставки;
  5. повышение с 1 февраля 2011г. нормативы обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций перед юридическими лицами-нерезидентами в валюте РФ и в иностранной валюте - с 2,5 до 3,5%. С 25 марта размер обязательных резервов повысился с 4,5% до 5,5%, по обязательствам перед физлицами и иным обязательствам кредитных организаций в рублях и иностранной валюте - с 3,5% до 4%;
  6. ужесточение антимонопольных мер (по завышению цен на лекарства, бензин и продукты);
  7. регулирование (фиксация) цен на электроэнергию и бензин;
  8. снижение импортных пошлин (на национальном уровне и уровне Таможенного союза) на ряд продовольственных товаров (сахар, гречку, зерно);
  9. заимствование денежных средств на финансовом рынке - операции на открытом рынке (размещение евробондов РФ);
  10. расширение валютного коридора (гибкость курсообразования);
  11. прекращение экспорта бензина в мае и июне для стабилизации ситуации на внутреннем рынке. Экспортная пошлина на бензин с 1 мая 2011г. составит 408,3 долл./т, что на 34% больше по сравнению с изначально запланированной на май пошлиной и на 44% - по сравнению с действовавшей в апреле. В июне пошлина увеличилась до 415,8 долл.;
  12. повышение ставки рефинансирования
  13. сокращение государственных расходов на оборону и МВД;
  14. сокращение государственных инвестиций

 

Таким образом, сегодня антиинфляционная политика России осуществляется посредством комбинированного использования трех основных инструментов кредитно-денежной политики: выбора курсовой политики, ограничения с помощью операций на открытом рынке денежного предложения, установления краткосрочных процентных ставок по операциям Банка России.

 

 

 

 

Заключение

 

Как свидетельствует  мировой опыт, инфляция может быть контролируемым и регулируемым процессом. Важно признание необходимости  государственного регулирования экономики  в дополнение к рыночным регуляторам.

Известно, что монетаризм, утверждающий, будто  рынок лучше осуществит экономическое  регулирование, чем государство, потерпел фиаско и в чистом виде ни в одной  стране (кроме России до последнего времени) не возведен в ранг официальной  доктрины. Во всем мире его постулаты  сочетаются с кейнсианскими рецептами государственного вмешательства в экономику.

В России в период перехода к рыночной экономике  до конца 1998 г. преобладала поляризация двух направлений: либо безоглядный либерализм (пусть рынок сам регулирует), либо кейнсианские рецепты государственного регулирования экономики. Некоторые необоснованно предсказывают конфликт этих двух подходов в деятельности Правительства.

Между тем  односторонняя ставка на саморегулирующиеся рыночные силы (в трудных условиях шокового перехода к рынку) способствовала десятилетнему экономическому спаду  в экономике, оставшейся без надзора  и регулирования. Наметившийся с  конца 1998 г. поворот к государственному регулированию экономики (экономическими, а не административными методами) в сочетании с рыночными регулирующими механизмами вселят надежду, что инфляция в России будет поставлена под контроль в целях стимулирования подъема национальной экономики. 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Амбрацумов А., Стерликов Ф. 1000 терминов рыночной экономики. - М., 2004.
  2. Введение в рыночную экономику: Учебник. / Под ред. А.Я. Лифшица, И.Н. Никулина. – М., 2004.
  3. Гайгер Л.Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика. – М.: ИНФРА-М, 2005.
  4. Красавина Л.Н. Инфляция и антиинфляционная политика.- М., 2004.
  5. Основы экономической теории и практики рыночных реформ в России: Учеб. пособие. / Под ред. М.М. Загорулько. – М., 2004.
  6. http://www.forecast.ru – Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования.
  7. http://www.vzfei.ru – Всероссийский заочный финансово-экономический институт
  8. http://www.rbk.ru



Информация о работе Социально-экономические последствия инфляции