Содержание и задачи экономического анализа, его связь с другими экономическими науками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

Для обеспечения контроля за ведением бухгалтерского учета, финансовым состоянием и рациональным функционированием предприятия на многих хозяйственных субъектах вводится система внутреннего аудита.
Цель данной работы - изучение теоретических аспектов применения экономического анализа в аудите финансово - хозяйственной деятельности предприятия.

Файлы: 1 файл

Курсовая тэа.doc

— 227.50 Кб (Скачать файл)

Аудит будет значительно менее трудоемким, если обеспечена сопоставимость показателей. Для этого всю числовую информацию после проверки её доброкачественности приводят в сопоставимый вид.

Аналитическая обработка информации - это уже непосредственно процесс аудита. Организация обработки требует соответствующего методического обеспечения, определенного уровня подготовки аудиторов, их обеспеченности техническими средствами проведения обработки данных. Аудиторы должны постоянно совершенствовать методику анализа на основе изучения достижений науки и передового опыта в области анализа и аудита.

2.3 Экономический анализ в системе аудиторских процедур

Аудиторская деятельность должна опираться на широкий спектр приемов и методов экономического анализа.

Основная цель финансового анализа в аудите - получение нескольких ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом аналитика (аудитора, менеджера) может интересовать как текущее финансовое состояние предприятия, так и его ближайшие или отдаленные перспективы, то есть ожидаемые параметры финансового состояния.

Финансовый анализ как один из видов экономического анализа используется в аудите в двух аспектах.

Во-первых, как метод познания финансового механизма предприятия, процессов формирования и использования финансовых ресурсов для его оперативной и инвестиционной деятельности. Результатом анализа является оценка финансового благополучия предприятия, состояния его имущества, активов и пассивов баланса, скорости оборота всего капитала и отдельных его частей, доходности используемых средств.

Знакомство с балансом предприятия - клиента является обязательным этапом в работе аудитора как на этапе заключения договора, так и в ходе самой проверки. Финансовые оценки бухгалтерских отчетов в сжатом и концентрированном виде нужны аудитору как ориентиры. Они выполняют роль подсказки для выбора правильного решения в процессе аудита. Осведомленность аудитора вследствие проведенного финансового анализа придает ему уверенность в своих действиях, помогает правильно спланировать проверку, выявить слабые места в системе учета.

Во - вторых, финансовый анализ рассматривается как вид услуг аудитора или аудиторской фирмы. Администрации предприятия, учредителям, собственникам и акционерам нужна полная и обстоятельная информация о финансовом положении предприятия в конце отчетного периода, полученных доходах и их использовании. Такая информация может быть получена в результате проведения комплексного анализа финансовых отчетов по научно обоснованной методике.

Процесс развития аудита показывает, что удельный вес аналитических услуг в деятельности аудиторских фирм все более возрастает. Клиентов интересуют не только текущее финансовое состояние своего предприятия, но и перспективы роста, ожидаемые последствия от принятых решений, сканирование возможностей достижения стратегических целей.

Также целью анализа в аудите является определение аудитором содержания деловой активности клиента: оценка финансово - хозяйственных перспектив его функционирования; выявление зон возможных преднамеренных ошибок в отчетности клиента; сокращение детализированного тестирования на основной стадии аудита.

Для определения содержания деловой активности аудитор знакомится с характером деятельности клиента и его взаимоотношениями с партнерами, а также с имеющимися прошлыми знаниями о клиенте. Анализ применяется аудитором для сравнения учетных и отчетных данных текущего года с уже проверенной информацией прошлых лет. При этом обращается внимание на имевшие место изменения, которые могут отражать различные тенденции в хозяйственной деятельности клиента под влиянием различных факторов. Так, понижение процентного отношения прибыли к объему продаж за отчетный период может свидетельствовать о возрастающей конкуренции или же о наличии морально устаревших запасов готовой продукции (товаров) на складах предприятия.

Оценка финансово - хозяйственных перспектив клиента часто выявляет серьезные финансовые трудности, которые могут возникнуть в будущем. Например, если коэффициентное соотношение долгосрочного долга к собственному капиталу выше, чем обычно, а коэффициент прибыли к общей сумме активов ниже среднего, то, следовательно, существует довольно высокий риск финансовой нестабильности у клиента.

Зоны возможных ошибок в отчетности определяются путем выявления неожиданных разниц между данными предварительной отчетности клиента за текущий период и другой информацией прошлых лет, используемой для сравнения. Одной из возможных причин существования необычных разниц являются преднамеренные и непреднамеренные ошибки в учете и отчетности.

Сокращение детализированного тестирования выражается в том, что если в ходе анализа не обнаруживается необычных колебаний, то возможность существенных преднамеренных ошибок в учете тех или иных показателей минимальна. Следовательно, аудитор может сократить дальнейшее тестирование по проанализированным объектам, что сэкономит его время и трудозатраты на аудит.

Анализ при планировании аудита осуществляется с целью определения сущности содержания и временных границ основной программы аудита. Результаты такого анализа должны углублять и расширять представление аудитора о бизнесе клиента, о финансово - хозяйственных фактах и операциях, имевших место со времени последнего аудита, а также помогать выявлять возможные преднамеренные ошибки в отчетности. При этом широко используется предварительный вариант отчетности, составленный бухгалтерией клиента, и данные текущего учета.

Использование анализа на заключительной стадии аудита ставит своей целью еще раз подтвердить объяснение всех существенных колебаний значений показателей отчетности и гарантировать реальность этих показателей как по сумме, так и по содержанию, что предполагает в некоторых случаях дополнительное тестирование.

Аудиторские фирмы по заказам предприятий или коммерческих банков могут проводить регулярные проверки и анализ состояния платежеспособности и финансовой устойчивости, экономической эффективности и рентабельности; оценивают реальность статей баланса, реальность финансового отчета. Без положительного заключения аудиторской фирмы ни один банк не вступит в кредитно - коммерческие отношения с предприятием, товариществом, акционерным обществом и т.д.

Особое значение приобретает в России анализ ликвидности баланса. Такая ситуация возникает, когда предприятие или организация объявляется банкротом. Анализируя баланс и реальность оставшегося имущества, аудиторская фирма дает конечные оценки, выносит суждения о продаже его с торгов на конкурентной основе или же передаче банку для последующего использования (передачи другому собственнику в порядке лизинга - на правах аренды).

Значительно больше аудиторское начало проявляется во внутреннем аудите, чем во внешнем. Это обусловливается прежде всего тем, что частные компании, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, концерны и другие хозяйственные ассоциации обладают в условиях рынка правом на коммерческую тайну. Они обязаны публиковать лишь баланс и отчет о финансовых результатах, которые и используются преимущественно внешними, независимыми аудиторскими фирмами. Остальные информационные данные используются по соглашению сторон.

Совершенно иное положение в отношении аудита внутреннего. Информационная база здесь расширяется; значительно меняются и акценты аналитических разработок.

Внутренний аудит, свойственный преимущественно крупным корпоративным объединениям, органично объединен с их маркетинговой деятельностью. Принципы маркетинга выражают систему управления торгово - производственной деятельностью. В эту систему входят контроль и анализ. Более того, экономический анализ здесь как бы оценивает правильность самой маркетинговой стратегии и тактики. С помощью предварительного, текущего, прогнозного анализа дается объективная с предельной степенью критичности оценка торгово - производственной деятельности и ее финансовых результатов в целом, а также в её локальных проявлениях.

Особое значение приобретает проблема минимизации затрат живого и овеществленного труда, основа изначального, исходного момента в ценообразовании. Необходимость анализа предварительных и отчетных калькуляций превращается в неизбежность. Только тщательный, повседневный анализ и контроль за производственными и торговыми расходами помогут выстоять в конкурентной борьбе.

2.4 Содержание и приемы экономического анализа при проведении внешнего и внутреннего аудита

Экономический анализ является частью общего, полного анализа хозяйственной деятельности, который состоит из двух тесно взаимосвязанных разделов: финансовый анализ и производственный (управленческий) анализ.

Разделение анализа на финансовый и производственный (управленческий) обусловлено сложившимся на практике разделением системы бухгалтерского учета в масштабе предприятия на финансовый учет и управленческий учет. Это же порождает деление анализа и аудита на внешний и внутрихозяйственный. Такое разделение анализа для самого предприятия является несколько условным, потому что внутрихозяйственный анализ может рассматриваться как продолжение внешнего анализа, и наоборот, в процессе их проведения происходит обмен информацией.

Финансовый анализ, основывающийся на данных только бухгалтерской отчетности, приобретает характер внешнего анализа, то есть анализа, проводимого за пределами предприятия заинтересованными контрагентами, собственниками или государственными органами. Этот анализ на основе только отчетных данных, которые содержат весьма ограниченную часть информации о деятельности предприятия, не позволяет раскрыть всех секретов фирмы.

Особенностями финансового анализа при проведении внешнего аудита являются:

а) множественность субъектов анализа, пользователей информации о деятельности предприятия;

б) разнообразие целей и интересов субъектов анализа;

в) наличие типовых методик анализа, стандартов учета и отчетности;

г) ориентация анализа только на публичную, внешнюю отчетность предприятия;

д) ограниченность задач анализа как следствие предыдущего фактора;

е) максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности предприятия.

Основное содержание финансового анализа при проведении внешнего аудита, осуществляемого партнерами предприятия по данным публичной финансовой отчетности, составляют:

1. анализ абсолютных показателей прибыли;

2. анализ относительных показателей рентабельности;

3. анализ финансового состояния, рыночной устойчивости, ликвидности баланса, платежеспособности предприятия;

4. анализ эффективности использования заемного капитала;

5. экономическая диагностика финансового состояния предприятия и рейтинговая оценка эмитентов.

При проведении внутреннего аудита финансовый анализ использует в качестве источника информации, кроме финансовой отчетности, также и другие данные системного бухгалтерского учета, данные о технической подготовке производства, нормативную и плановую информацию.

При внутреннем аудите финансовый анализ может быть дополнен другими аспектами, имеющими значение для оптимизации управления: анализ эффективности авансирования капитала, анализ взаимосвязи издержек, оборота и прибыли и т.д. В системе внутреннего аудита существует возможность углубления финансового анализа за счет привлечения данных управленческого производственного учета, иными словами, имеется возможность проведения комплексного экономического анализа и оценки эффективности хозяйственной деятельности. Вопросы финансового и производственного анализа взаимосвязаны при обосновании бизнес - планов, при контроле за их реализацией, в системе маркетинга, то есть в системе управления производством и реализацией продукции, работ и услуг, ориентированной на рынок.

Особенностями управленческого анализа при проведении внутреннего аудита являются:

1. ориентация результатов анализа для своего руководства;

2. использование всех источников информации для анализа;

3. отсутствие регламентации анализа со стороны;

4. комплексность анализа, изучение всех сторон деятельности предприятия;

5. интеграция учета, анализа, планирования и принятия решения;

6. максимальная закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческих тайн.

В аудите используется много различных способов экономического анализа. Среди них можно выделить традиционные способы, которые применяются и в других дисциплинах для обработки и изучения информации (метод сравнения, графический метод, балансовый, средних и относительных чисел, аналитических группировок).

Для изучения влияния факторов на результаты хозяйствования и подсчета резервов в аудите могут применяться такие способы, как цепные подстановки, абсолютные и относительные разницы, интегральный метод, корреляционный, компонентный, методы линейного, выпуклого программирования, теория массового обслуживания, теория игр, исследования операций, эвристические методы решения экономических задач на основании интуиции, прошлого опыта, экспертных оценок специалистов и пр. Применение тех или иных способов зависит от цели и глубины анализа, объектов исследования, технических возможностей выполнения расчетов и т.д.

Для примера рассмотрим наиболее подробно содержание способа цепных подстановок. Данный способ используется с случаях, когда число анализируемых факторов больше двух. Правила способа цепных подстановок следующие:

Определяется формула, увязывающая в виде произведения (частного, суммы и т.д.) анализируемые факторы с результирующим показателем.

Информация о работе Содержание и задачи экономического анализа, его связь с другими экономическими науками