Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 18:51, курсовая работа
Для обеспечения контроля за ведением бухгалтерского учета, финансовым состоянием и рациональным функционированием предприятия на многих хозяйственных субъектах вводится система внутреннего аудита.
Цель данной работы - изучение теоретических аспектов применения экономического анализа в аудите финансово - хозяйственной деятельности предприятия.
В формуле сначала выставляются все количественные факторы, затем - качественные (если расставить таким образом анализируемые факторы не представляется возможным, то сначала все действия (подстановки) выполняются с количественными факторами, затем - с качественными).
Выполняется ряд последовательных расчетов результирующего показателя, в которых постепенно базовые значения анализируемых факторов заменяются на отчетные. Количество расчетов всегда на один больше, чем число факторов в формуле. Первый расчет абсолютно равен значению результирующего показателя в базовом периоде, последний - абсолютно равен значению результирующего показателя в отчетном году.
Для определения влияния анализируемого фактора на результирующий показатель из результата расчета, полученного при замене этого фактора, вычесть результат предыдущего расчета.
Общее изменение результирующего показателя равно сумме изменений его за счет влияния каждого фактора.
Основной принцип аналитического чтения финансовых отчетов - это дедуктивный метод, то есть от общего к частному, который должен применяться многократно. В ходе такого анализа как бы воспроизводится историческая и логическая последовательность хозяйственных факторов и событий, определяются направленность и сила влияния их на результаты деятельности.
На практике выработаны основные методики анализа финансовых отчетов: горизонтальный анализ, вертикальный анализ, трендовый анализ, метод финансовых коэффициентов, сравнительный анализ, факторный анализ.
Горизонтальный (временной) ана
вертикальный (структурный) ана
трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный, прогнозный анализ;
анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей;
сравнительный (
факторный анализ - анализ влияния отдельных факторов на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), т.е. раздробление результативного показателя на составные части, так и обратным (синтез), т.е. соединение отдельных элементов в общий результативный показатель.
Рассмотрим полнее некоторые методы экономического анализа, наиболее широко используемые как в зарубежной, так и в отечественной практике аудита.
Метод чтения внешней отчетности заключается в изучении абсолютных значений показателей, представленных во внешней отчетности, с целью определения основных источников средств компании (предприятия) и направления их использования за истекший период, а также источников прибыли и дивидендной политики. Особое внимание обращается на наличие в отчетности необычных показателей и сумм, информации, публикуемой в сносках и примечаниях.
Метод отраслевого сравнительного анализа используется для сравнения финансовых показателей со среднеотраслевыми данными и использования их в качестве основы при проведении аудита. Преимуществом отраслевого сравнительного анализа является то, что в результате его проведения аудитор глубже понимает содержание бизнеса клиента и имеет возможность оценить устойчивость его финансовых позиций, платежеспособность и кредитоспособность.
Метод сравнительного анализа учетных и отчетных данных клиента за несколько временных периодов заключается в изучении аудитором отклонений (по сумме и в процентах) по выбираемым им показателям, а также процентных соотношений между промежуточными и итоговыми показателями отчетности.
Метод сравнительного анализа фактических и плановых показателей выражается в проведении аудитором разбора содержания и порядка составления сметы и обсуждения её с клиентом, а также детального тестирования фактических показателей. При этом аудитор устанавливает, являются ли плановые сметы реальными для использования, были ли фактические данные за текущий период изменены с целью достижения нужного планового показателя.
Метод сравнительного анализа фактических данных клиента с расчетами самого аудитора заключается в том, что аудитор пересчитывает те или иные показатели отчетности (особенно, если они получены в результате расчетов) и сопоставляет с результатом клиента. Часто это касается расчетов процентов, амортизационных отчислений по объектам, расходов будущих периодов и других объектов учета. При этом аудитор критически подходит к привлекаемой им информации, оценивает степень её достоверности и объективности. Аудитор должен определить минимальную и максимальную границу возможной разницы, наличие которой не требует дополнительного тестирования. Решение данной задачи зависит от степени существенности (материальности) выявленной разницы по отношению к связанным с ней показателям всей отчетности в целом. Если значение выявленной разницы неприемлемо, то аудитор пытается найти реальное объяснение или проводит дополнительное тестирование.
Метод коэффициентного анализа основан на определенных зависимостях между отдельными показателями отчетности.
Коэффициентный анализ аудитор может использовать в двух направлениях: как внутрихозяйственный и как внешний. Например, с точки зрения акционера или потенциального инвестора, важное значение имеет расчет коэффициентов прибыли на акцию, дивидендных выплат, дивидендной доходности, распределения имущества и пр.
При использовании различных методик экономического анализа аудитор ориентируется на применение ЭВМ и прикладных специализированных программ.
В процессе применения методов экономического анализа основное внимание аудитор уделяет двум показателям: себестоимости продукции (работ, услуг) и прибыли.
Аудит начинают с исследования себестоимости как основного фактора формирования прибыли и рентабельности. Последовательно проверяются все калькуляционные статьи (экономические элементы затрат), образующие себестоимость продукции. Изучают, насколько обоснована та структура затрат, которая отражена в отчете о себестоимости.
По материальным и трудовым затратам проверяются первичные документы, правильность их оформления и реальность отражаемых в них операций.
Особое внимание уделяется правильности списания затрат на конкретные виды продукции, обоснованности распределения косвенных расходов и точности калькулирования себестоимости (особенно высокорентабельных изделий).
При аудиторской проверке прибыли в первую очередь изучается порядок ценообразования на реализуемую продукцию, проверяют правильность формирования сумм балансовой прибыли с учетом внереализационных доходов и расходов, обоснованность и своевременность платежей и отчислений от прибыли в различные фонды и резервы. Контролируется законность распределения сумм чистой прибыли между учредителями совместного предприятия, исследуется порядок формирования уставного фонда и долей в нем предприятий - участников. Следует обратить внимание на то, все ли участники совместного предприятия полностью внесли свои вклады, предусмотренные учредительским договором и уставом, в какой форме делались эти вклады и подтверждены ли они соответствующими документами.
Основной целью применения всех перечисленных методов экономического анализа является получение небольшого количества ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом и аудитора, и управляющего (менеджера) может интересовать как текущее финансовое состояние предприятия, так и его проекция на ближайшую или отдаленную перспективу.