Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 01:18, контрольная работа
Одной из основных тенденций развития мировой экономики на рубеже XX-XXI вв. становится усиление интеграционных процессов. Интеграция рассматривается как проникновение отдельных элементов экономики одних стран в экономику других стран, процесс объединения национальных хозяйств в единую систему. Начинается он на уровне отдельных регионов, постепенно расширяясь и охватывая все большее количество стран. Наиболее совершенным примером такого процесса является создание Европейского сообщества (ЕС).
Введение
Глава 1. ЕС - основная интеграционная группировка в современное время
1.1. Этапы развития Европейского Союза
1.2. Политика ЕС в отношении России
1.3. Сценарии развития отношений Россия – ЕС
Глава 2. Развитие торгово-экономических отношений между Россией и Европейским союзом
2.1. Экономические отношения Россия – ЕС
2.2. Внешнеторговый товарооборот между Россией и ЕС
2.3. Договорно-правовая база для торговых отношений
Глава 3. Последствие расширения ЕС для экономики России
3.1.Стратегическое видение Россией и ЕС двустороннего партнерства
3.2. Отношения Россия - ЕС: направления и перспективы
Заключение
Список использованной литературы
16 декабря 1991г – подписание соглашений об ассоциации (Европейских соглашений) между Сообществом, с одной стороны, и Венгрией, Польшей и Чехословакией – с другой.
7 февраля 1992г. – в г. Маастрихт (Нидерланды) подписан Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор). Он предусматривал создание экономического, валютного и политического союза государств-членов Европейского сообщества.
2 мая 1992г. – Сообщество
и ЕАСТ подписали Соглашение
о создании Европейского
1 января 1993г. – завершена
программа строительства
1 ноября 1993г. – вступил в силу Маастрихтский договор, Сообщества стали официально именоваться Европейским Союзом
24 июня 1994г. – на о.
Корфу (Греция) заключено Соглашение
о партнерстве и сотрудничестве
(СПС) между ЕС и Россией.
К целям Соглашения относится
создание условий для
1 января 1995г. – Австрия, Финляндия и Швеция вступили в Европейский Союз.
12 июня 1995г. – ЕС и
страны Балтии подписали
1 июля 1995г. – вступило
в силу Шенгенское соглашение
о ликвидации пограничного
26 марта 1996г. – в Турине
(Италия) открылась
13–14 декабря 1996г. –
состоялась сессия
Июнь 1997г. – на саммите Европейского совета в Амстердаме (Нидерланды) появился на свет новый проект договора о ЕС, призванный реформировать институты ЕС в свете грядущего расширения.
1 декабря 1997г. – вступило
в силу Соглашение о
12–13 декабря 1997г. –
на Люксембургском саммите
2 мая 1998г. – сессия Европейского совета утвердила список стран, которые с 1 января 1999г. войдут в Экономический и валютный союз и введут единую валюту – евро.
1 января 1999г. – 11 стран ЕС (Австрия, Бельгия, Германия, Дания, Ирландия, Швеция, Италия, Люксембург, Нидерланды, Финляндия и Франция) вводят единую валюту – евро. Евро начинает использоваться для проведения единой валютной политики ЕС, размещения новых выпусков государственных ценных бумаг, обслуживания банковских операций и безналичных расчетов.
24–25 марта 1999г. – внеочередное заседание Евросовета, на котором впервые в истории ЕС произошла отставка Европейской комиссии в полном составе. Новым председателем Комиссии избирается бывший премьер-министр Италии Романо Проди.
1 мая 1999г. – вступил
в силу Амстердамский договор
о Европейском Союзе,
15–16 октября 1999г. –
в г. Тампере (Финляндия)
29 мая 2000г. – в Москве
состоялся Саммит Россия –
ЕС, который придал новый импульс
политическому и торгово-
23 июля 2000 г. – в г. Коттону (Бенин) ЕС подписал со странами АКТ новый договор о сотрудничестве на ближайшие 20 лет.
30 октября 2000г. – на
очередном Саммите Россия –
ЕС в Париже в принятом
7–9 декабря 2000г. –
состоялась сессия
10–11 декабря 2000г. –
начаты переговоры о
1 января 2001г. – Греция вступила в ЭВС и ввела единую валюту – евро.
23–24 марта 2001г. – состоялся
саммит ЕС в Стокгольме, на
который был приглашен
17 мая 2001г. – в Москве
состоялся очередной Саммит
14 июня 2001г. – в Гетеборге
(Швеция) состоялся первый саммит
ЕС и США с участием
Переговоры о вступлении с Кипром, Чехией, Эстонией, Венгрией, Польшей и Словенией были начаты 31 марта 1998г., а со вторым эшелоном кандидатов на присоединение — Болгарией, Латвией, Литвой, Мальтой, Румынией и Словакией — 15 февраля 2000г.
На заседании Евросовета в Ницце в декабре 2000г. были приняты решения о реформировании ЕС, получившие название Ниццкого договора. Формально Ниццкий договор открыл путь к расширению Европейского Союза. В декабре 2001г. на заседании Евро-совета в Лакене была выделена наиболее «продвинутая» группа стран, которая завершила согласование условий вступления в ЕС к концу 2002г. — Венгрия, Кипр, Мальта, Латвия, Литва, Польша, Словакия, Словения, Чехия и Эстония.
В октябре 2002г. Европейский совет принял решение о заключении договоров о вступлении новых членов в ЕС весной 2003г., а также определил размеры бюджетных компенсаций, сельскохозяйственных субсидий и общую сумму дотаций этим государствам в рамках структурных фондов.
Состоявшийся в Копенгагене 12–13 декабря 2002г. Европейский совет на уровне глав государств и правительств принял решение о приеме в Европейский Союз первых десяти стран-кандидатов, согласованных в Лакене.
Подписание соответствующих соглашений между Европейским Союзом и вступающими в него странами состоялось 16 апреля 2003г. в Афинах.
Процедура их ратификации быта завершена к маю 2004г., и с 1 мая 2000г. десять стран стали полноправными членами Европейского Союза.
Расширение Евросоюза 2004г.,
безусловно, затронуло традиционные
для России связи со странами Центральной
и Восточной Европы.
1.2. Политика ЕС в отношении России
Европейский союз действует по отношению к России все более наступательно. В первую очередь это касается ситуации на «постсоветском пространстве» и конкурентной борьбы за рынки и экономические артерии будущего. В определенном смысле, Евросоюз, сохраняя заявленную цель «европеизации» России и кооперативистскую повестку дня, выступает жестким соперником и конкурентом РФ в экономической области. С последним утверждением согласились практически все участники ситанализа.
Выдвигая предложения по сотрудничеству с приграничными регионами России, ЕС, по мнению некоторых экспертов, выступает до известной степени, конкурентом Москвы уже на внутреннем российском пространстве. Главным инструментом здесь становится экономическая притягательность ЕС для части российских регионов. В первую очередь это касается Калининградской области и регионов Северо-Запада России, где предложения о совместном с ЕС финансировании проектов развития неизменно сопровождаются желанием Брюсселя оказывать прямое, и не всегда выгодное России, влияние на государственное управление.
Особую и неоднозначную
роль играют и новые страны-члены
ЕС, вступившие в Евросоюз весной 2004
года. Большинство из них отстаивает
откровенно жесткую линию по отношению
к современной России, стремится
блокировать пророссийские
С недавним расширением ЕС связана и проблема калининградского транзита. По мнению всех участников ситанализа, России не стоит рассчитывать на введение ЕС каких-либо специальных режимов передвижения российских граждан на данном направлении. Единственным условием, при котором такой спецрежим может быть введен, является гипотетическое установление контроля Евросоюза над регионом и де-факто утеря российского суверенитета над данной территорией.
Подавляющая часть экспертов (85 %) согласилась, что согласованное на сегодняшний день «решение» проблемы свободы передвижения людей и грузов между Калининградом и другими регионами России не удовлетворительно, и может рассматриваться как провал российской стороны. Де-факто существующий формат транзита ничем не отличается от полноценного визового режима, причем право предоставления транзитных документов принадлежит иностранным государствам и носит разрешительный характер. Происходит резкое удорожание грузового транзита.
Также маловероятно заключение отдельных двусторонних соглашений об облегчении режима транзита, не противоречащих Шенгенским правилам, как в случае с аналогичными соглашениями между Россией и Германией, Россией и Францией.
1.3. Сценарии развития отношений Россия – ЕС
Что касается наиболее благоприятного, с точки зрения развития России и будущего отношений с ЕС, сценария развития отношений после 2005–2007 гг., то мнения экспертов, принявших участие в дискуссии, разделились.
Большая часть экспертов (65 %) считает, что России выгодна тактическая пауза (но никак не замораживание) отношений, которую можно было бы использовать для нивелирования негативных аспектов нынешнего формата отношений, их внутреннего переосмысления, подготовки более устойчивой платформы на будущее и проведения в жизнь конкретных проектов.
В первую очередь это связано с тем, что российская экономика и бизнес пришли к стадии более тесных отношений с ЕС неподготовленными. В отечественной бизнес-среде и даже правительственном аппарате отсутствуют достаточные знания о механизмах функционирования Евросоюза, а сам бизнес плохо защищен государством от конкурентного давления со стороны хозяйствующих субъектов и бюрократии Евросоюза. В результате российские корпорации уже сейчас несут прямые убытки и могут потерять ряд важных рынков сбыта своих товаров и услуг.
Часть экспертов высказалась
в пользу интенсификации диалога
с ЕС, выражая опасение, что пауза
превратится в спад. При этом,
как уже указывалось, подавляющее
большинство экспертов
Глава 2. Развитие торгово-экономических отношений между Россией и Европейским союзом
2.1. Экономические отношения Россия – ЕС
Как известно, Европейский
союз является крупнейшим внешнеторговым
партнером Российской Федерации
– только за 10 месяцев прошлого года
товарооборот между Россией и
ЕС составил почти 190 млн. долларов. На
долю ЕС приходится более 50% российского
внешнеторгового оборота и
Информация о работе Согласование торгово-экономического режима РФ с Европейским Союзом