Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 01:18, контрольная работа
Одной из основных тенденций развития мировой экономики на рубеже XX-XXI вв. становится усиление интеграционных процессов. Интеграция рассматривается как проникновение отдельных элементов экономики одних стран в экономику других стран, процесс объединения национальных хозяйств в единую систему. Начинается он на уровне отдельных регионов, постепенно расширяясь и охватывая все большее количество стран. Наиболее совершенным примером такого процесса является создание Европейского сообщества (ЕС).
Введение
Глава 1. ЕС - основная интеграционная группировка в современное время
1.1. Этапы развития Европейского Союза
1.2. Политика ЕС в отношении России
1.3. Сценарии развития отношений Россия – ЕС
Глава 2. Развитие торгово-экономических отношений между Россией и Европейским союзом
2.1. Экономические отношения Россия – ЕС
2.2. Внешнеторговый товарооборот между Россией и ЕС
2.3. Договорно-правовая база для торговых отношений
Глава 3. Последствие расширения ЕС для экономики России
3.1.Стратегическое видение Россией и ЕС двустороннего партнерства
3.2. Отношения Россия - ЕС: направления и перспективы
Заключение
Список использованной литературы
Особое внимание участники ситуационного анализа обратили на транспортную составляющую сотрудничества. Российская Федерация занимает уникальное положение наиболее удобного и безопасного на данное время маршрута движения Европа – Азия. Потенциально Россия могла бы извлекать из своего географического положения существенные экономические выгоды. В настоящее время Европейский союз стремится к усилению своего присутствия на российских транзитных магистралях, в первую очередь – воздушной. С этой целью Комиссия ЕС (КЕС) ведет борьбу за отмену выплат европейскими компаниями компенсационных платежей за пролеты по транссибирской магистрали. В случае положительного для ЕС решения данного вопроса будет создан важнейший прецедент, который позволит странам Евросоюза наращивать масштаб перевозок через российскую территорию, существенно теснить позиции российских авиаперевозчиков и не компенсировать России финансовые потери. Одновременно Россия недостаточно использует потенциал железнодорожных перевозок Европа – Азия, который способствовал бы ее реальной интеграции с Европой и в мировое хозяйство в целом. Повышение экологических требований затруднит проекты по транспортировке российских энергоносителей через Балтийское море.
Участники ситуационного
анализа сошлись во мнении, что
существует прямая зависимость между
качеством экономической
В настоящее время структура
российского экспорта на рынок ЕС
полностью отражает и соответствует
реальной конкурентоспособности
Сами страны ЕС, по мнению участников ситанализа, не проявляют чрезмерной заинтересованности в расширении спектра товаров российского экспорта, рассматривают и, в среднесрочной перспективе, будут рассматривать Россию скорее как сырьевой придаток. В сочетании с поддержанием элементарной политической стабильности, обеспечение устойчивых поставки энергоресурсов являются главными приоритетами политики ЕС.
При этом нельзя забывать, что сами страны ЕС стремятся к развитию новых источников природных энергоресурсов с целью обезопасить себя от потенциальных внутрироссийских катаклизмов и лишить Россию теоретической возможности использовать свои энергоресурсы в качестве инструмента политического влияния.
Политико-экономические
Относительно отношений
с ЕС в контексте вступления России
в ВТО эксперты разошлись во мнениях
о том, как расценивать условия,
на которых Россия подписала с
Евросоюзом протокол о завершении переговоров,
а также каким образом
Большинство участников придерживаются мнения, что, несмотря на позитивное значение подписания протокола, уступки, на которые Евросоюз заставил пойти Россию, могут нанести значительный урон как российской экономике в целом, так и отдельным российским корпорациям. Среди последних – ОАО «Аэрофлот», РАО «Газпром», РАО РЖД (повышение «калининградских» тарифов) и др. Неясен и вопрос о балансе выгод и ущерба в результате ратификации Россией Киотского протокола. Вместе с тем, подавляющее большинство участников ситанализа согласилось с тезисом, что сам факт «закрытия» темы ВТО позитивен, так как снимает с российско-европейской повестки дня один из главных раздражителей, если разумеется, КЕС не попытается его снова открыть.
В настоящее время практически нет механизмов и инструментов защиты интересов российского частного бизнеса на уровне отношений Россия – Евросоюз. Во-первых, за редкими исключениями сам российский бизнес не готов серьезно инвестировать в создание такой лоббистской инфраструктуры, а, во-вторых, современный формат взаимоотношений бизнеса и властей в России не способствует защите интересов российских предпринимателей вовне.
Сложность отношений между властью и бизнесом в современной России является, по мнению подавляющего большинства участников ситуационного анализа, одной из главных причин общей незащищенности российских экономических игроков в отношениях с ЕС.
Во многом поэтому переговорный процесс Россия – ЕС остается закрытым и непрозрачным для российского бизнес-сообщества, что приводит к недостаточному и неполному учету его интересов ответственными ведомствами. Консультации с представителями бизнеса ведутся только на самой ранней стадии переговорного процесса с Брюсселем. Часто для решения политических задач российские представители на переговорах с ЕС жертвуют материальными интересами бизнеса, даже если это касается крупных корпораций с государственным участием. КЕС действует ровно противоположным образом: скрупулезно торгуется даже по мелким вопросам.
2.2. Внешнеторговый товарооборот между Россией и ЕС
Евросоюз располагает 0,6 % мировых запасов нефти (у США – 2,5 %, у России – 6,6 %). На Европейский союз приходится 2,9 % мирового производства (на Соединенные Штаты – 8 %, на Россию – 12,3 %). Доля от мирового потребления составляет в случае Европейского союза 18,6 % (США – 24,1 %, Россия – 3,3 %). Что касается газа, то на территории единой Европы находится 1,3 % мировых запасов (в Соединенных Штатах – 3,3 %, в России – 26,3 %). На ЕС приходится 7,1 % мировой добычи газа (США – 18,5 %, Россия – 21,3 %) и 17 % мирового потребления (Соединенные Штаты – 22 %, Россия – 15,1 %). Ввоз энергоресурсов в Европу будет постоянно расти, что часто преподносится как усиление энергетической зависимости от поставщиков, в первую очередь от России.
Поставки газа в Евросоюз составляют 84,8 % от всего российского экспорта. 26,3 % газа, потребляемого на территории Европейского союза, приходит из России. Экспорт нефти из постсоветских стран в ЕС составляет 83,3 % от всех поставок из этой зоны и покрывает 38,7 % общего потребления нефти в Европе. Нефть, поступающая с постсоветского пространства в США, покрывает лишь 1,79 % потребностей этой страны. 75 % российских экспортных доходов непосредственно зависят от европейского энергетического рынка. Последняя цифра лучше всего отражает тесную взаимозависимость России и Европы в данной сфере.
Евросоюз является основным рынком сбыта для российского экспорта, а также крупнейшим поставщиком импортных товаров в Россию. Наиболее важными торговыми партнерами России в Евросоюзе являются Германия (объем торгового оборота 15 млрд. долл.) и Италия (9,1 млрд. долл.). На эти две страны приходится около 40% российского экспорта в Европу и из них поступает 30% европейского импорта. США является пятым торговым партнером России после Германии, Белоруссии, Украины и Италии, однако торговый оборот с США в 7,5 раз меньше, чем с Европейским Союзом.
Роль России как торгового партнера для Евросоюза гораздо скромнее. Россия является пятым крупнейшим торговым партнером EC. На Россию приходится всего 2,8% экспорта и 4,6% импорта стран Евросоюза. Однако, по отдельным товарным позициям значимость России существенно выше. Так, например, Россия обеспечивает 17% европейского импорта энергоносителей.
В структуре российского экспорта в ЕС преобладают топливо и сырье (до 90%), а импортируются, главным образом, потребительские товары и оборудование (по оценке, 66-67%).
Энергоносители составляют
67% российского экспорта в ЕС. Лидерами
по объемам импортируемого из России
топливно-энергетического
В списке товаров с наибольшей
долей в объеме торговле в первую
тройку попадают ядерные реакторы.
Предположительно, так отражается ввоз
радиоактивных отходов для
Германия ГТК (ТН ВЭД) |
Италия ГТК | |
Поставки из России |
Топливо, изделия из недрагоценных металлов, алюминий |
Топливо,чёрные металлы |
Поставки в Россию |
Реакторы ядерные и их части, электротехника, автомобили |
Реакторы ядерные и их части, электротехника |
За 2006-2007 гг. торговый оборот, регистрируемый Государственным таможенным комитетом, он вырос более чем на треть. ЕС, объединяющий 27 стран, получает из России четвертую часть необходимых энергоносителей, а больше половины совокупных российских поставок нефти и около четверти газа идут в Европу (хотя экспорт газа приходится частично компенсировать импортом из Центральной Азии). В последнее время доходы федерального бюджета России почти на 50 % складываются из налогов нефтегазовой сферы (налог на добычу сырья, налог на прибыль, экспортные пошлины). Конечно, далеко не все они связаны с импортом в Европу, но данное направление наиболее прибыльно: цены и экспортные пошлины здесь намного выше, чем внутри России и СНГ.
2.3. Договорно-правовая база для торговых отношений
Прогрессу в экономических отношениях РФ – ЕС способствует наличие солидной договорно-правовой базы для их осуществления. В результате двухлетних переговоров 24 июня 1994г. было подписано на греческом острове Корфу (вступило в силу с 1 декабря 1997г.) Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между РФ и ЕС. Оно содействует переводу отношений РФ – ЕС на качественно новый уровень ассоциативных связей. В нем не зафиксированы цели создания зоны свободной торговли (указывалось лишь на начало переговоров по этому вопросу в 1998г.) и в перспективе полного членства РФ в ЕС. Тем не менее СПС открыло новые горизонты экономического сотрудничества РФ – ЕС по всем его важнейшим направлениям
Статьи СПС, относящиеся к взаимной торговле, стали действовать еще до 1 декабря 1997г. Их применение предусматривалось и регулировалось Временным соглашением о торговле и связанных с торговлей вопросах, которое вступило в силу с 1 февраля 1996 г. Для России качественно новый момент состоит в том, что в СПС (и Временное соглашение) включены положения, согласно которым взаимная торговля РФ – ЕС во многом определяется нормами ГАТТ, являющегося составной частью правовой базы ВТО. Иными словами, на Россию еще до ее вступления в ВТО распространяются общепризнанные нормы международного права в сфере торговли, что ведет к устранению дискриминации по целому ряду (хотя и не повсеместно) направлений. Обоими соглашениями предусмотрено, что предоставляемый сторонами на взаимной основе режим наибольшего благоприятствования (РНБ) полностью соответствует нормам ВТО/ГАТТ в отношении таможенных пошлин и других сборов, взимаемых с экспортных и импортных товаров и при переводе платежей по экспорту и импорту (включая методы их взимания); правил и формальностей при осуществлении экспортных и импортных операций; внутренних налогов и других сборов на импортные товары; правил продажи, транспортировки, распределения и использования импортных товаров на внутренних рынках России и ЕС.
Применение РНБ означает, что любые преимущества, льготы и иммунитеты, предоставляемые Россией или Союзом товарам, происходящим из третьих стран, должны быть немедленно предоставлены товарам, происходящим соответственно из ЕС и России. Исключения из РНБ допускаются в отношении преимуществ, предоставляемых соседним странам в целях развития приграничной торговли, при создании на региональной основе таможенных союзов и зон свободной торговли (например, по соглашениям РФ со странами – членами СНГ о зоне свободной торговли), а также развивающимся странам – в соответствии с ГАТТ и другими международными соглашениями.
Для РФ предусмотрены выгодные ей дополнительные исключения из РНБ. России позволено до вступления в ВТО не распространять РНБ на преимущества, предоставляемые ею другим бывшим советским республикам. Она также может применить специальный режим ввоза товаров в рамках соглашений о кредитах, техническом и гуманитарном содействии, заключенных с третьими странами и международными организациями.
В июне 1999 года в Кельне Европейский Союз впервые принял “Коллективную стратегию” в отношении стран, не являющихся членами ЕС. Россия явилась первым партнером в этом новом инструменте политики ЕС. Помимо СПС, Коллективная стратегия ЕС для России также является базовым политическим документом, регулирующим взаимоотношения сторон. Коллективная стратегия ЕС четко устанавливает две цели:
· Существование стабильной, открытой и плюралистической демократии в России, основанной на верховенстве права и процветающей рыночной экономике, отвечает интересам народов России и ЕС.
· Интенсивное сотрудничество с Россией будет способствовать поддержанию стабильности в Европе, глобальной безопасности и способности сообща решить проблемы нашего континента.
Стратегия подтверждает, что
Соглашение о партнерстве и сотрудничестве
– это ядро отношений между
ЕС и Россией. Основываясь на Коллективной
стратегии, Европейский Союз будет
работать с Россией, международными
организациями и другими “
Подчеркивая особую важность
своих взаимоотношений с
Информация о работе Согласование торгово-экономического режима РФ с Европейским Союзом