Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 01:18, контрольная работа
Одной из основных тенденций развития мировой экономики на рубеже XX-XXI вв. становится усиление интеграционных процессов. Интеграция рассматривается как проникновение отдельных элементов экономики одних стран в экономику других стран, процесс объединения национальных хозяйств в единую систему. Начинается он на уровне отдельных регионов, постепенно расширяясь и охватывая все большее количество стран. Наиболее совершенным примером такого процесса является создание Европейского сообщества (ЕС).
Введение
Глава 1. ЕС - основная интеграционная группировка в современное время
1.1. Этапы развития Европейского Союза
1.2. Политика ЕС в отношении России
1.3. Сценарии развития отношений Россия – ЕС
Глава 2. Развитие торгово-экономических отношений между Россией и Европейским союзом
2.1. Экономические отношения Россия – ЕС
2.2. Внешнеторговый товарооборот между Россией и ЕС
2.3. Договорно-правовая база для торговых отношений
Глава 3. Последствие расширения ЕС для экономики России
3.1.Стратегическое видение Россией и ЕС двустороннего партнерства
3.2. Отношения Россия - ЕС: направления и перспективы
Заключение
Список использованной литературы
Стратегия определяет задачи
развития отношений России и Европейского
Союза на следующее десятилетие
и средства решения этих задач. Она
является последовательным развитием
общей концепции российской внешней
политики в Европе и исходит из
объективной необходимости
Российская стратегия констатирует также, что она отражает основную направленность и задачи Коллективной стратегии ЕС. В этом контексте Россия выделяет приоритетные задачи развития и укрепления отношений партнерства и сотрудничества с ЕС в следующих областях: расширение формата и повышение эффективности политического диалога; взаимное развитие торговли и инвестиций; сотрудничество в финансовой области; учет интересов России при расширении ЕС; развитие инфраструктуры пан-европейского сотрудничества; сотрудничество в области науки и технологии, защиты прав интеллектуальной собственности; развитие трансграничного сотрудничества; совершенствование правовой базы взаимного сотрудничества, сближения законодательных норм сторон в области экономики и технических стандартов; сотрудничество в правоохранительной сфере; повышение роли деловых кругов в развитии сотрудничества; обеспечение реализации стратегии в России.
Соблюдение правил ВТО/ГАТТ
обеспечивает применение к импорту
из России в ЕС минимальных ставок
Единого таможенного тарифа (ЕТТ)
Союза, которые значительно ниже
так называемых базисных, или автономных
ставок ЕТТ. Фактически же ЕС с 1993г. предоставил
России преференциальный режим в
отношении таможенного
Уровень таможенного обложения российских товаров в ЕС дифференцирован в зависимости от степени переработки («облагораживания»): если сырье и определенная часть полуфабрикатов ввозятся беспошлинно или с пошлиной в 2-3%, то пошлины на готовые изделия могут достигать 10% (автомобили, фанера, текстиль) и 15% и более (икра, некоторые виды обуви и др.). В торговле рядом «чувствительных» товаров (текстилем, черными металлами, сельскохозяйственной продукцией) применяются особые механизмы регулирования, прежде всего количественное регулирование.
Таким образом, таможенное регулирование ЕС благоприятствует российскому экспорту в страны – члены Союза при его нынешней товарной структуре, в которой преобладают изделия топливно-сырьевой группы. В то же время оно препятствует диверсификации российского экспорта в сторону повышения в нем удельного веса продукции высокой стадии обработки, к чему стремится Россия.
В соответствии с режимом
внутреннего рынка ЕС российские
товары, прошедшие таможенную очистку
в одной из стран – членов Союза,
поступают в свободное
В целом процесс либерализации взаимной торговли РФ – ЕС в последние годы протекает поступательно и успешно. В то же время остаются поводы для взаимных упреков. Что касается России, то ее весьма беспокоит, например, применение ЕС антидемпинговых процедур в отношении российских экспортеров таких важных для РФ товаров, как черные металлы и минеральные удобрения.
Глава 3. Последствие расширения ЕС для экономики России
3.1.Стратегическое видение Россией и ЕС двустороннего партнерства
Стратегические цели ЕС сформулированы в ритуальной форме, характерной для политических документов такого рода: "Стабильная, демократическая и процветающая Россия, прочно связанная с объединенной Европой, свободной от новых разделительных линий, - залог устойчивого мира на континенте Европейский Союз имеет четкие стратегические цели:
- стабильная, открытая и
плюралистическая демократия в
России, основанная на принципах
правового государства и
- обеспечение стабильности
в Европе, укрепление глобальной
безопасности и поиск ответов
на общие вызовы, стоящие перед
континентом, путем
При всей традиционности этих
формулировок, в Общей Стратегии
появляется показательный пассаж о
том, что Европейский Союз готов
приложить все необходимые
Другая показательная
тенденция – это перенесение
акцента с экономического сотрудничества
на содействие формированию демократических
институтов и гражданского общества.
Основная цель программы ТАСИС претерпела
аналогичные метаморфозы. Регламент
1991г. утверждал своей целью
3.2. Отношения Россия - ЕС: направления и перспективы
Основой отношений между ЕС и Россией является Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС), определяющее ЕС и Россию как стратегических партнеров. Соглашение было подписано главами государств или правительств в то время двенадцати стран членов ЕС, председателем Европейской Комиссии и президентом Российской Федерации в июне 1994 года на острове Корфу.
Промежуточное соглашение о торговле и экономических отношениях вступило в силу 16 февраля 1996 года. СПС было ратифицировано и вступило в силу 1 декабря 1997 года.
Соглашение о партнерстве и сотрудничестве содержит 112 статей, 10 приложений и 2 протокола, а также ряд совместных и односторонних деклараций. Положения СПС касаются развития политического диалога, торговли, бизнеса и инвестиций, платежей и капитала, вопросов конкуренции, защиты интеллектуальной, промышленной и коммерческой собственности, развития сотрудничества в области законодательства, экономики, а также сотрудничества в борьбе с противоправной деятельностью, культурного сотрудничества и сотрудничества в финансовой сфере.
СПС основано на базовых принципах, разделяемых сторонами, от содействия международному миру и безопасности до поддержки демократического общества, основанного на политических и экономических свободах. В духе равноправия и партнерства Соглашение нацелено на укрепление политических, торговых, экономических и культурных связей и определяет повестку дня для переговоров о возможности создания зоны свободной торговли. Соглашение содержит положения, в соответствии с которыми Россия и ЕС предоставили друг другу режим наиболее благоприятствуемой нации и ограничили возможности введения импортно-экспортных ограничений.
В соответствии с Соглашением
обе стороны обязались
Кроме того, каждый год проходят другие встречи министров, парламентариев и иных должностных лиц.
В июне 1999 года в Кельне Европейский Союз впервые принял "Коллективную стратегию" в отношении стран, не являющихся членами ЕС. Россия явилась первым партнером в этом новом инструменте политики ЕС.
В октябре 1999 года Россия утвердила свою Стратегию развития отношений с ЕС до 2010 года.
Отношения между Россией и ЕС определяют следующие документы:
· Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (1997);
· Коллективная стратегия ЕС по отношению к России (1999);
· Стратегия развития отношений России с ЕС на среднесрочную перспективу (2000-2010);
· Соглашение о торговле некоторыми изделиями из стали (1997);
· Соглашение о торговле текстильными товарами (1998);
· Меморандум по энергетике (1999);
· План совместных действий по борьбе с организованной преступностью (2000);
· План совместных действий по нераспространению и разоружению в РФ (1999);
· Решение Совета о выполнении Плана совместных действий по нераспространению и разоружению в РФ (2001);
· Соглашение о сотрудничестве в области науки и технологий (1999);
· Стратегия в отношении России (2002-2006);
· Соглашение о торговле некоторыми изделиями из стали (2002);
В конце 2007г. истек срок действия соглашения о партнерстве и сотрудничестве Россия – ЕС, который регулировал эти отношения на протяжении 10 лет. Действующее соглашение за эти годы во многом устарело, а при вступлении России в ВТО около трети текстов потеряют свою актуальность.
При разработке нового документа,
по мнению представителей российского
бизнеса, нужно "расширить диапазон
его действия не только на торговую,
но и на инвестиционную сферу". Новое
соглашение планируется подписать
весной 2008 года. Однако до сих пор
Россия и ЕС так и не приступили
к переговорам по его подготовке
из-за позиции Польши, которая блокировала
утверждение мандата
Масштаб нового соглашения о
торгово-экономическом
Высказывая свою позицию по поводу согласования сроков подготовки этого документа со временем вступления России в ВТО, Чубайс отметил, что "ВТО - это абсолютный приоритет, и все предпосылки для вступления России в эту организацию до конца года существуют". "Правильно было выстроить подготовку нового соглашения с ЕС как следующий шаг, как ВТО плюс", - подчеркнул он. "Мы не должны позволить себе остаться в ситуации, когда весь мир там, а баба Яга против", - сказал Чубайс
В любом случае новое соглашение должно будет отражать следующие аспекты:
1. концепцию четырех пространств;
2. дальнейшее углубление
экономической интеграции
3. создание в перспективе
экономического пространства
4. новый уровень политических
отношений, основанных на
5. новую институционную
структуру взаимоотношений,
Новый договор должен быть наполнен четкими формулировками, а не заверениями о намерениях сторон.
Информация о работе Согласование торгово-экономического режима РФ с Европейским Союзом