Совокупный спрос и совокупное предложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 13:52, курсовая работа

Описание работы

Совокупный спрос и предложение воздействуют на установление равновесного общего уровня цен и равновесного объема производства в экономике в целом.
При прочих равных условиях, чем ниже уровень цен, тем большую часть национального продукта захотят приобрести потребители.
Зависимость между уровнем цен и реальным объемом национального продукта, на который предъявляется спрос, выражается графиком совокупного спроса, который имеет отрицательный наклон.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Совокупный спрос 4
1.1 Ценовые факторы совокупного спроса 6
1.2 Неценовые факторы совокупного спроса 8
2. Совокупное предложение 10
2.1 Три сегмента кривой совокупного предложения 10
2.2 Неценовые факторы совокупного предложения 12
3. Макроэкономическое равновесие в модели AD – AS 13
3.1 Классическая модель 14
3.2 Кейнсианская модель 17
3.3 Равновесный объём производства и равновесный уровень цен 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 24

Файлы: 1 файл

экономическая теория моя.docx

— 345.11 Кб (Скачать файл)

В экономической  литературе существует два подхода  к характеристике функциональной зависимости совокупного спроса от основного определяющего фактора:

• как зависимость  суммарных расходов общества от уровня реального национального дохода;

• как зависимость суммарных  расходов, запланированных всеми хозяйствующими субъектами на покупку конечных товаров и услуг, и общим уровнем цен в стране.

Эта зависимость  называется кривой совокупного спроса (рис. 14.1).

В неоклассической  модели (рис. 14.1, а) экономические агенты (сектора национальной экономики) располагают ограниченным бюджетом и увеличивают спрос по мере снижения цены товара, сокращают его в случае ее роста.

В макроэкономической теории Кейнса цена и объем спроса определяют объем производства нации: чем больше факторные доходы (заработная плата, прибыль, процент, рента), тем больше национальный доход. Поэтому кривая функции совокупного спроса имеет положительный наклон (рис. 14.1, б).

В современной  экономической теории наибольшее распространение получило теоретическое обоснование убывающей зависимости величины совокупного спроса от уровня цен (см. рис. 14.1, а), которое базируется на характеристике трех эффектов в экономике, вызываемых изменением общего уровня цен:

• эффект процентной ставки (повышение уровня цен вызывает рост спроса на деньги - рост процентной ставки - снижаются стимулы для инвестирования и получения кредитов для покупки автомобилей, домов, квартир и т.д.);

• эффект богатства  или реальных кассовых остатков (увеличение уровня цен снижает реальную стоимость банковских вкладов, облигаций, т.е. доход от финансовых активов, - потребители экономят на покупках, чтобы восстановить прежний уровень богатства);

• эффект импортных  покупок (повышение уровня цен - рост импорта иностранных товаров и услуг и сокращение экспорта национальных товаров - сокращение чистого экспорта, составляющей совокупного спроса).

Совокупным предложением (AS, aggregated supply) в экономической теории называется сумма всех произведенных в стране конечных товаров и услуг, которую фирмы готовы предложить на рынке в течение определенного периода времени при каждом возможном уровне цен.

Иными словами, это  реальный объем национального производства при различных значениях индекса цен на конечные товары и услуги.

Совокупный спрос  может быть представлен как использованный национальный доход, а совокупное предложение - как произведенный национальный доход.

Зависимость реального  объема национального производства (продукта) от уровня цен называется кривой совокупного предложения.

Характер влияния  уровня цен на объем национального  производства и, следовательно, вид кривой совокупного предложения в решающей степени зависит от продолжительности рассматриваемого промежутка времени. Поэтому следует различать долгосрочную и краткосрочную кривые совокупного предложения. В долгосрочном периоде все цены как на товары, так и на ресурсы являются гибкими и изменяются в одной и той же пропорции, а в краткосрочном либо все цены, либо цены на труд такой гибкостью не обладают.

Возможны четыре вида кривой совокупного предложения (рис. 14.2):

1) долгосрочная  кривая совокупного предложения;

2) краткосрочная  кривая при ожидании неизменности  цен на ресурсы;

3) краткосрочная  кривая при ожидании роста  цен на ресурсы;

4) обобщенная  кривая совокупного предложения.

В первом случае фирмы ожидают пропорционального  изменения цен на товары и ресурсы, они лишаются стимулов к увеличению объема производства при росте уровня цен, поскольку предполагают, что их издержки вырастут в той же пропорции, что и цены. Поэтому кривая совокупного предложения в долгосрочном периоде имеет вид вертикальной прямой (см. рис. 14.2, а).

Во втором случае фирмы рассчитывают на то, что в  течение определенного периода цены на ресурсы (и, следовательно, издержки производства) останутся без изменения, то в ответ на увеличение совокупного спроса они будут увеличивать реальный объем производства при сложившемся уровне товарных цен. Тогда кривая совокупного предложения в краткосрочном периоде примет вид горизонтальной прямой (см. рис. 14.2, б).

Рис. 14.2. Виды кривых совокупного  предложения:

а - долгосрочная; б - краткосрочная при ожидании неизменности цен на ресурсы; в - краткосрочная  при ожидании роста цен на ресурсы; г - обобщенная; Р -уровень цен; V- объем национального производства; Y* - потенциальный объем национального производства (при полной занятости); AS - кривая совокупного предложения 

 

В третьем случае фирмы рассчитывают на то, что при  совокупном спросе цена на ресурсы будет расти, но в меньшей степени, чем товарные цены, кривая совокупного предложения в краткосрочном периоде будет иметь положительный наклон (см. рис. 14.2, в).

Четвертый график (см. рис. 14.2, г) характеризует кривую совокупного предложения, объединившую все три рассмотренные выше ситуации. Эта кривая нелинейная, она состоит  из трех отрезков: горизонтального, восходящего и вертикального.

Функционирование  экономики в краткосрочном периоде  при сохранении стабильных цен рассматривается в кейнсианской теории, горизонтальный отрезок кривой совокупного предложения называют кейнсианским отрезком.

Функционирование  экономики в долгосрочном периоде  при поддержании полной занятости  в экономике предмет изучения классической экономической теории. Соответственно вертикальную часть кривой совокупного предложения называют классическим отрезком.

Причины, обусловливающие  непропорциональное изменение цен на товары и ресурсы в краткосрочном периоде, были изучены представителями как неоклассического, так и неокейнсианского направления

Рис. 14.3. Равновесие национальной экономики:

Е - точка общего экономического равновесия; Ye- равновесный или реальный объем производства (ВВП); Pе - равновесный средний уровень цен 

Поэтому восходящий (промежуточный) отрезок кривой совокупного предложения не получил своего названия по имени какой-либо школы экономической мысли.

Если наложить график кривой совокупного спроса на график кривой совокупного предложения, мы выведем состояние равновесия национальной экономики, или общего экономического равновесия (рис. 14.3).

Национальный  выпуск продукции (Ye) и уровень цен (Pе) устанавливаются на таком уровне, при котором покупатели готовы приобрести то, что продавцы готовы реализовать. Формулируемые таким образом объем производства и уровень цен определяют занятость, безработицу и чистый экспорт.

Прежде чем  продолжить анализ макроэкономических проблем, 
необходимо предупредить о том, что нельзя путать макроэкономические кривые AD и AS с микроэкономическими кривыми D и S. Последние изображают количество и цены отдельных продуктов при 
постоянстве таких переменных, как национальный доход (или ВВП) 
и цены остальных благ. Кривые же AD и AS иллюстрируют определение совокупного выпуска и общего уровня цен при неизменности 
таких параметров, как денежная масса, налогово-бюджетная поли 
тика и запас капитала. Рассмотренные два аппарата кривых имеют 
внешнее сходство; но предназначены для объяснения совсем разных 
явлений.

Шоки спроса и  предложения. Теория катастроф.

Стабилизационная  политика

Резкие изменения  совокупного спроса и предложения - шоки - приводят к отклонению объемов выпуска и занятости от потенциального уровня. Шоки со стороны спроса возникают вследствие резкого изменения предложения денег или скорости их обращения, резких колебаний инвестиционного спроса и т.д. Шоки предложения обусловлены резкими скачками цен на ресурсы (ценовые шоки, например нефтяной шок), стихийными бедствиями, приводящими к утрате частиресурсов экономики и возможным уменьшением потенциала, усилением активности профсоюзов, изменением в законодательстве, значительным ростом затрат на экологию и т.д.

Рассмотрим ситуацию обвального, катастрофического падения цен, или рынок перенасыщения (рис. 14.4).

Рис. 14.4. График катастрофического  изменения цен

Ранней весной цены на помидоры на рынке весьма высоки и предложение незначительно, так как продаются или хорошо сохраненные помидоры прошлогоднего урожая, или парниковые. Затем, с вызреванием помидоров, их предложение на рынке увеличивается, а цена адекватно падает. Наступает момент, когда падение цены ускоряется и происходит быстрее, чем возрастание предложения. Продавцы помидоров перестают получать необходимую объективную информацию о предложении. Происходит катастрофа в ценообразовании, что отражается на графике иным по характеру участком и затем совершенно новой кривой. Примерно так можно представить теорию катастроф, разработанную математиками, но не экономистами.

Падающий, обвальный  характер изменения цен по отношению  к какой-то группе товаров, в свою очередь, отражается на рыночной конъюнктуре в целом, ибо рынки взаимосвязаны, воздействуют друг на друга. Начальный негативный импульс может возникнуть, к примеру, в результате необычно высокого урожая других сельскохозяйственных культур. В итоге рынок оказывается перенасыщенным. На него выбрасываются все новые и новые партии сельскохозяйственных товаров. Цены постепенно снижаются. Но наступает момент, когда спрос достаточно насыщен. Поступление новых партий товаров нарастает, каждый производитель торопится реализовать свою продукцию, пока еще сохраняется относительно нормальный уровень рыночных цен. Однако даже, казалось бы, небольшой перевес предложения приводит к тому, что неожиданно цены равновесия (Р1, Р2) резко обрываются и падают вниз (Р3). Чтобы поддержать падающие цены и окупить издержки, производители (и поставщики) уничтожают часть урожая: на графике (см. рис. 14.4) кривая предложения S пошла влево.

Но рынок в  данном сегменте дезорганизован. Сброс  части продукции не помогает удержанию цен. Некоторое сокращение поставок должно было бы поднять точку равновесия, а она продолжает падать вниз. Временная потеря координирующей функции цен на одном участке (сегменте) рынка вызывает напряжение на других, задержки с расчетами, непредвиденные ценовые колебания. Вместо относительно плавного, постепенного движения цен наблюдаются скачки, обвалы,нарушается устойчивость системы в целом или на ее отдельных, но существенных горизонтах.

Катастрофические  скачки мировых цен на наиболее важные товары (например, на нефть в 70-е годы) также вызывают цепную реакцию во всей структуре мировых цен, вздорожание импорта, ухудшение платежных балансов, обострение конкурентной борьбы. Усиливается инфляция, снижается покупательная способность (совокупный спрос) населения.

Следует иметь  в виду, что рыночные сигналы не всегда правильно ориентируют в  отношении совокупного спроса. Как  отмечает венгерский автор Б. Хамори, если по каким-то причинам цены повышаются, то рынок может ввести в действие механизмы накопления и спекуляции, которые вновь и вновь вызывают повышение цен. Отсюда производители и поставщики могут прийти к выводу о наличии более обширного спроса, чем в действительности. Чем сложнее хозяйство, тем в большем количестве звеньев экономической цепочки отражается спекулятивный эффект и тем позже предприятия обнаруживают, что натолкнулись на рамки спроса.

В процессе либерализации  и реформирования экономики России оказалось, что после отпуска цен и ослабления механизма государственного регулирования одновременно развернулись процессы как падения совокупного спроса (исчезновение сбережений, структурные сдвиги в потреблении), так и сокращения производства, в том числе производства и предложения потребительских товаров. Такая ситуация свидетельствует о парадоксе во взаимодействии совокупногоспроса и совокупного предложения. Суть этого парадокса в том, что вместо привычной картины, когда под воздействием роста цен спрос сокращается, а предложение растет, складывается совсем иная: кривые совокупного спроса и совокупного предложения ведут себя однозначно, двигаются в одном направлении. На графике это выглядит таким образом, что кривые спроса и предложения между собой не пересекаются (рис. 14.5).

Рис. 14.5. Парадокс взаимодействия совокупных спроса и предложения («антиэффект монополизма»)

Объясняется создавшееся  положение общей обстановкой  в «рыночной» экономике России, которая  далеко еще не стала рыночной. Отсутствует конкурентная среда, не работает рыночная инфраструктура, сохраняется монополизм поставщиков, производителей, посредников, нарушены привычные хозяйственные связи, среди участников хозяйственных отношений доминирует психология инфляционных ожиданий.

В нестандартной  ситуации потребуются нестандартные  меры. С помощью модели AD-AS можно оценить воздействие шоков на экономику, а также последствия стабилизационной политики государства, направленной на смягчение колебаний, вызванных шоками, и восстановление равновесного объема производства и занятости на прежнем уровне.

Содержание  
Введение  
1. Совокупный спрос, его структура и факторы его определяющие  
2. Совокупное предложение и факторы, влияющие на него  
3. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения и его особенности в России  
Заключение  
Литература  
 
Введение  
Изучение процессов совокупного спроса и совокупного предложения как факторов, влияющих на экономическое равновесие, является важнейшей задачей для экономистов любой страны.  
Данные категории являются одними из важнейших в макроэкономике, они освещаются практически в любом пособии, посвящённом макроэкономическому анализу, как отечественных, так и зарубежных экономистов.  
Современная теория равновесия совокупного спроса и предложения представляется моделью AD-AS. На рынках спроса и предложения механизм ценообразования решает три основных вопроса рыночного хозяйства: что, как и для кого производить. Но, равновесия на товарных рынках недостаточно для нормального развития экономики. Необходимо достижение равновесия и на денежном рынке. Только при одновременном достижении равновесия на товарном и денежном рынках экономика развивается бескризисно.  
Модель AD-AS является базовой для изучения колебаний объема выпуска товарного рынка в зависимости от уровня цен в экономике в целом; а также для изучения причин и последствий этих изменений. Исходя из этого, с помощью модели можно описать различные варианты экономической политики государства. Поэтому главная задача данной работы – определить структуры совокупного спроса и совокупного предложения; раскрыть принципы их взаимовлияния и равновесия; описать основные выводы, вытекающие из анализа модели AD-AS; доказать их необходимость и значимость для современного общества.  
 
1. Совокупный спрос, его структура и факторы его определяющие  
Совокупный спрос представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами, и общим уровнем цен в экономике.  
При отсутствии ограничений со стороны производства, а также при отсутствии сильной инфляции рост совокупного спроса стимулирует увеличение объема выпуска и занятости, оказывая незначительное влияние на уровень цен. Такое воздействие на экономику в период кризиса 30-х годов оказала государственная политика стимулирования совокупного спроса в США.  
Если экономика близка к состоянию полной занятости, то рост совокупного спроса вызовет не столько увеличение объема выпуска (так как практически все мощности уже задействованы), сколько рост цен.  
В структуре совокупного спроса можно выделить:  
1)           спрос на потребительские товары и услуги;  
2)           спрос на инвестиционные товары;  
3)           спрос на товары и услуги со стороны государства;  
4)           спрос на наш экспорт со стороны иностранцев (или спрос на чистый экспорт, если спрос на импорт входит в первые три компонента совокупного спроса).  
Одни компоненты совокупного спроса относительно стабильны, изменяются медленно, например потребительские расходы. Другие – более динамичны, например инвестиционные расходы, их изменения вызывают колебания экономической активности.  
Кривая совокупного спроса AD (от английского aggregate demand) показывает количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Она дает такие комбинации объема выпуска и общего уровня цен в экономике, при которых товарный и денежный рынки находятся в равновесии.  
Движение вдоль кривой AD отражает изменение совокупного спроса в зависимости от динамики общего уровня цен. Наиболее простое выражение этой зависимости можно получить из уравнения количественной теории денег:  
MV=PY, отсюда  
 
или  
,  
где  
P – уровень цен в экономике, в данном случае – индекс цен;  
Y – реальный объем выпуска, на который предъявлен спрос;  
M – количество денег в экономике;  
V – скорость обращения денег.  
Отрицательный наклон кривой AD объясняется следующим образом: чем выше уровень цен P, тем меньше реальные запасы денежных средств   (кривая AD строится при условии фиксированного предложения денег M и скорости их обращения V), а следовательно, меньше и количество товаров и услуг, на которые предъявлен спрос Y.  
Обратная зависимость между величиной совокупного спроса и уровнем цен объясняется также эффектом процентной ставки, эффектом богатства, эффектом импортных закупок. Например, рост цен увеличивает спрос на деньги. При неизменном предложении денег рост спроса на них увеличивает процентную ставку, что сокращает расходы экономических агентов, связанные с получением кредита, а значит, снижает объем совокупного спроса. Рост цен снижает также реальную покупательскую способность накопленных финансовых активов с фиксированной стоимостью (облигации, срочные счета), что делает их владельцев беднее и побуждает к сокращению расходов. Рост цен внутри страны при стабильных ценах на импорт перекладывает часть спроса с внутренних товаров на импортные и сокращает экспорт, что также снижает совокупный спрос в экономике.  
К неценовым факторам, влияющим на совокупный спрос, относится все, что воздействует на потребительские расходы домашних хозяйств, инвестиционные расходы фирм, государственные расходы, чистый экспорт: благосостояние потребителей, их ожидания, налоги, процентные ставки, субсидии и льготные кредиты инвесторам, колебания валютных курсов, условия на внешних рынках и т.д. Уравнение количественной теории денег дает также два неценовых фактора совокупного спроса: предложение денег M и скорость их обращения V. Изменение неценовых факторов отражается на графике сдвигом кривой AD. Например, увеличение предложения денег (или скорость их обращения) и соответствующий рост платежеспособного спроса в экономике отразятся на графике сдвигом кривой AD вправо (рис. №1), а снижение спроса на нефть на мировом рынке и соответствующее сокращение экспорта отразятся графически сдвигом AD влево (рис. №2).  
 

Информация о работе Совокупный спрос и совокупное предложение