Совокупный спрос и совокупное предложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 13:52, курсовая работа

Описание работы

Совокупный спрос и предложение воздействуют на установление равновесного общего уровня цен и равновесного объема производства в экономике в целом.
При прочих равных условиях, чем ниже уровень цен, тем большую часть национального продукта захотят приобрести потребители.
Зависимость между уровнем цен и реальным объемом национального продукта, на который предъявляется спрос, выражается графиком совокупного спроса, который имеет отрицательный наклон.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Совокупный спрос 4
1.1 Ценовые факторы совокупного спроса 6
1.2 Неценовые факторы совокупного спроса 8
2. Совокупное предложение 10
2.1 Три сегмента кривой совокупного предложения 10
2.2 Неценовые факторы совокупного предложения 12
3. Макроэкономическое равновесие в модели AD – AS 13
3.1 Классическая модель 14
3.2 Кейнсианская модель 17
3.3 Равновесный объём производства и равновесный уровень цен 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 24

Файлы: 1 файл

экономическая теория моя.docx

— 345.11 Кб (Скачать файл)

 На рисунке 5б кривая  совокупного спроса пересекает  кривую совокупного предложения  на кейнсианском  отрезке, то есть там, где  кривая  расположена горизонтально. В этом конкретном случае уровень  цен не играет никакой роли в образовании равновесного реального объема национального производства. Если бы промышленный сектор произвел больший об]ем национального продукта, Q2, его нельзя было бы  продать. Совокупного спроса не хватило бы, чтобы скупить на рынке весь национальный продукт.  Столкнувшись с нежелательными запасами  товаров, предприятия сократили бы производство до равновесного уровня Qe, и рынок бы опустел. И    наоборот, если бы фирмы  производили  объем  национального производства,  обозначенный Q1,  их запасы быстро бы уменьшились, потому что объем  продаж был бы больше объема производства.  Поэтому фирмы расширили бы производство, и объем национального продукта увеличился.                                

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ    

 Рассмотрение проблемы  экономического равновесия в  системе «совокупный спрос –  совокупное предложение» позволяет  сделать один немаловажный вывод.  Действительно, теперь становится  легко понять, почему так много  принципиальных проблем в области  экономической политики остаются  до сих пор нерешенными: дело  в том, что  всякий раз  приходится рассматривать очень много вариантов. Существующие концепции зачастую весьма по-разному оценивают факты. И, наоборот, при разной трактовке фактов трудно решить, какой теоретический подход наиболее  правильный. При этом, исходя из самого характера экономической науки, невозможно однозначно доказательно проверить эти теоретические изыскания.

Да, невозможно порой достичь  истины, хотя все экономисты вроде  бы и преследуют одну и ту же правильную цель: добиваться устойчивости цен,  экономического  роста,  высокой занятости, повышения жизненного уровня. Без сомнения, так оно и есть. Но это не единственные цели, движущие поведением граждан или правительственных чиновников. У каждого из нас есть набор целей,  которые мы ранжируем в определенном порядке, исходя из ожидаемых плюсов и минусов, связанных с ожидаемым достижением каждой из них.

Все это следует учитывать  при построении концепции выхода из того экономического кризиса, в котором  оказалась сегодня наша страна. И  хотя понятно, что реальная экономика не может быть полностью описана никакой, даже самой предусмотрительной моделью, тем не менее безусловной необходимостью является правильная расстановка акцентов в данном, одном из ключевых вопросов экономической теории. 

Библиографический список

1. Макроэкономика. Учебник для ВУЗов/Под ред. Гальперина Е.В. М., 1995.

2. Рыночная экономика.  Учебник. Ч.2. /Под ред. Максимовой  В.Ф. М., 1992. 

3. Макконнелл К.Р, Брю С.А. Экономикс. М., 1995.

4. Хайман Д.Н. Современная макроэкономика: анализ и применение. М., 1992.

5. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Микроэкономика. Спб., 1997.

6. Липсиц И.В. Закономерности формирования спроса и предложения   

/Социально-политический  журнал, №№5-6, 1996.

2005г., №440 

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО МАКРОЭКОНОМИКЕ

НА ТЕМУ:

«СОВОКУПНЫЙ СПРОС, СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ФАКТОРЫ, ИХ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ»

 

Содержание

Введение

1. Совокупный спрос и  совокупное предложение

1.1 Совокупный спрос и  факторы, его определяющие

1.2 Совокупное предложение  и факторы его определяющие

1.3 Классическая и кейнсианская модели

2. Общее экономическое  равновесие

2.1 Анализ общего экономического  равновесия

2.2 Равновесие между уровнем  цен и объемом производства

2.3 Совокупное предложение  и равновесие производства

Заключение

Библиографический список литературы  

 

 

Введение 

 

Макроэкономика как самостоятельное  направление экономической мысли  оформилась в 30-х годах нашего столетия. Ее возникновение было вызвано теми глубокими социально-экономическими изменениями, которые произошли  в наиболее развитых странах Запада в связи с невиданной раньше депрессией и общим кризисом. Классическая модель экономики, утверждавшая, что свободный  рынок в состоянии сам себя регулировать с помощью механизма  цен, оказалась неспособной объяснить  возникшую ситуацию в экономике  и тем более предложить эффективные  меры выхода из кризиса.

Новая модель регулирования  экономики, предложенная английским экономистом  Д. Кейнсом в книге «Общая теория занятости, процента и денег», появилась как ответ на те неотложные проблемы, которые поставила жизнь перед экономистами. Д. Кейнс подверг резкой критике классические представления о саморегуляции рынка, о том, что производство само создает потребление, и поэтому рынок не нуждается в каком-либо вмешательстве со стороны государства. Напротив, он утверждал, что только благодаря государственному регулированию можно обеспечить выход из так называемой Великой депрессии 30-х годов. Основная идея его теории заключается в том, чтобы увеличить реальный объем производства и ликвидировать его спад через расширение государственных расходов и снижение налогов. Такие расходы значительно увеличат совокупный спрос и тем самым будут способствовать подъему производства и оживлению экономики. Поскольку макроэкономика изучает не отдельные элементы и процессы экономической системы, а их совокупность в целом, постольку она оперирует агрегированными переменными. К ним относятся совокупные цены, или, точнее, уровень цен, а также совокупный объем товаров или реальный объем внутреннего или национального производства.

Приступая к изучению макроэкономических моделей, следует помнить, что хотя в них пользуются теми же графиками, что и в микроэкономике, однако, вместо индивидуальных переменных в  макроэкономике выступают агрегированные, или совокупные, переменные.

Агрегирование – компоновка хозяйствующих субъектов по конкретным частным показателям в единый агрегат, то есть агрегировать – значит объединять, суммировать какие-либо однородные показатели с целью получения  более общих, обобщающих совокупных показателей.

В рыночных условиях, когда  совершаются миллиарды сделок купли-продажи  на товарном рынке, для анализа их влияния на совокупный спрос и  совокупное предложение товаров  должны быть представлены и совокупные цены, что можно осуществить на основе их агрегирования.

Актуальность данной темы состоит в том, что в период глубокого экономического кризиса  в России всех волнуют экономические  проблемы. То и дело слышатся слова  «инфляция», «курс рубля» и тому подобные экономические термины. Цель курсовой работы – разобраться в  этой ситуации, для этого надо знать основные экономические законы, а так как мы хотим разобраться в ситуации в стране в целом, то мы должны также знать макроэкономические закономерности.

Задача курсовой раскрыть макроэкономические закономерности, рассмотрев категории совокупного спроса (AD) и совокупного предложения (АS); все  перемены в экономике страны можно так или иначе объяснить изменениями в уровнях совокупного спроса и совокупного предложения.

AD и AS могут быть представлены  как общая сумма, соответственно  индивидуальных спросов и предложений  во всей экономике страны, то  есть мы должны объединить  тысячи отдельных цен – на  зерно, персональные компьютеры, коленчатые валы, бриллианты, нефть,  духи и т.д. в единую совокупную  цену, или уровень цен. Мы также  должны собрать равновесное количество  отдельных товаров и услуг  в единое целое, которое называется  реальным объемом национального  производства.

 

1. Совокупный спрос и совокупное  предложение

1.1 Совокупный спрос и факторы,  его определяющие

Функционирование рыночного  механизма не просто устанавливает  равновесие между спросом и предложением на всех рынках товаров, услуг и факторов производства, но и обеспечивает оптимальное  развитие экономической системы  в целом. Ранее упрощенно предполагалось, что достижение рыночного равновесия происходит на отдельных локальных (частичных) рынках сравнительно независимо и автономно. Между тем в реальной жизни это далеко не так. Тесно  связанными между собой являются функциональные рынки потребительских  и инвестиционных товаров, финансовые рынки и рынки труда, рынки  научно-технических разработок и  информации. Все они объединены ограничением на совокупный доход.

В связи с этим в любой  национальной экономике возникает  необходимость постоянно синхронизировать во времени и экономическом пространстве меры и действия, направленные на развитие и регулирование всех рынков, активно  формировать их адекватную структуру. Чтобы успешно решать указанные  проблемы, следует специально выделить и анализировать состояние частичного и общего равновесия экономической  системы. Рынок товаров находится  в состоянии равновесия, если при  действующем уровне цен величина предполагаемого выпуска продукции  равна совокупному спросу или  планируемым совокупным расходам.

Совокупный спрос – это реальный объем национального производства, которые потребители, предприятия и правительство изъявляют готовность купить при любом возможном уровне цен.

Наряду с построением  структурированных по рынкам моделей  общего экономического равновесия в  последние десятилетия особое развитие получил подход, подробно рассматривающий  условия обеспечения равенства  между совокупным спросом AD и совокупным предложением AS в национальной экономике. Прежде чем перейти к подробному рассмотрению

AD – AS – анализа при  решении проблем общего экономического  равновесия, сформулируем понятия  совокупного спроса и совокупного  предложения с учетом факторов, их определяющих. Их взаимодействие определяет динамику и пропорции воспроизводства, в том числе цен, заработной платы, налогов, денежного обращения и т.п.

Совокупный спрос AD – это потребность, представленная на рынке в денежной форме населением, предприятиями и государством. Методически целесообразно AD подразделить на четыре группы, в соответствии с распределением совокупного спроса по секторам экономики:

·  Потребление C – совокупный спрос домохозяйств;

·  Инвестиции I – спрос на капитальное оборудование со стороны предпринимателей;

·  Государственные закупки G – спрос на товары и услуги со стороны государства;

·  Чистый экспорт X – разность между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на иностранные товары.

Иными словами, AD равен общей сумме спросов за конечную продукцию: 

 

AD=C+I+G+X

Теперь рассмотрим факторы, которые, определяя конкретный спрос  на отдельный товар, в то же время  оказывают воздействие и на уровне целостной экономики. Если доход  покупателя возрастает, то его спрос  на конкретный товар также увеличивается.

Аналогично, если валовой  национальный продукт расширяется, то и совокупный спрос повышается. Однако, прежде чем описать взаимоотношения AD и ВНП, целесообразно выяснить, что влияет на изменение ВНП.

Одна из фундаментальных  пропорций макроэкономики состоит  в том, что стоимостная величина всех продаж за определенный период времени  должна равняться произведению предложения  денег на число оборотов этих

денег между всеми секторами  экономики за период. Иными словами, если в течении года вся денежная масса совершит 5 полных оборотов, т.е. каждая денежная единица в среднем пять раз пройдет из одного сектора экономики в другой, то объем годовых продаж конечных товаров в стране будет равен: 5 х предложение денег. Число полных оборотов денег называется скоростью V продаж конечных товаров. В нашем примере V=5 оборотов в год. Будем условно считать, что предложение денег М=200 млрд. ден. ед., тогда:

МхV= 200х5=1000 млрд. ден. ед. = стоимости всех продаж конечных товаров за год; МхV – уровень цен х Q = ВНП, где Q – объем товаров и услуг, произведенных в течении года. Окончательно имеем:

МхV = PхQ, где Р – уровень цен.

Из этого равенства  можно сделать вывод о том, что величина валового национального  продукта может увеличиваться только в случае изменения либо предложения  денег, либо скорости их оборота. Если ВНП возрастет, то при каждом уровне цен будет предъявляться совокупный спрос на большое количество товаров  и услуг, т.е. увеличится совокупный спрос. Следовательно, кривая спроса AD займет положение A1-D1, т.е. сместиться вправо. Приложение 1.

Аналогично падение ВНП  приведет к уменьшению совокупного  спроса и сдвигу кривой AD влево. Таким  образом, можно сделать вывод, что  на совокупный спрос влияют величина денежной массы и скорость обращения  между секторами экономики. AD является функцией М и V;

AD = f (М, V). Влияние всех других факторов (инфляционные ожидания, вкусы потребителей, цены на товары-заменители) на совокупный спрос, в конечном итоге, можно свести к изменениям денежной массы и скорости обращения. Итак, на уровень совокупного спроса, т.е. на положение кривой AD, оказывают воздействие только два основных фактора – M и V.

1.2 Совокупное предложение и  факторы, его определяющие 

 

Совокупное предложение AS определяется количеством материальных благ и услуг, которые предприниматели  предлагают на рынке. При этом они  стремятся достичь потенциального объема производства, поскольку любая  экономическая система стремится  к такой цели. Но это определяется размером производственных затрат, среди  которых важное место принадлежит  труду и капиталу. В таком случае совокупное предложение может быть приравнено к величине ВНП.

AS = ВНП = уровень цен  х Q;

AS = зарплата+рента+процент+прибыль

Рассмотрим факторы, влияющие на совокупное предложение. Это технология производства, издержки, которые вызывают изменение предложения на рынке  отдельного товара. Уровень агрегативности в этом смысле не играет существенной роли. В связи с этим кривая AS имеет восходящий вид. Графически взаимодействие совокупного спроса и совокупного предложения представлено в приложении 1. На оси абсцисс отложен объем производства, представленный реальным ВНП, на оси ординат – общий уровень цен. Спускающаяся слева направо линия – кривая совокупного спроса AD; поднимающаяся слева направо линия – кривая совокупного предложения AS. Соотношение совокупного спроса и совокупного предложения определяет уровни реального ВНП и цен, установившихся в данный период. Общее равновесие достигается в точке Е, точке пересечения AD и AS, и означает, что продавцы и покупатели удовлетворены, т.е. уровень цен таков, что покупатели готовы покупать равно столько, сколько продавцы готовы произвести и продать.

Информация о работе Совокупный спрос и совокупное предложение