Совокупный спрос и совокупное предложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 13:52, курсовая работа

Описание работы

Совокупный спрос и предложение воздействуют на установление равновесного общего уровня цен и равновесного объема производства в экономике в целом.
При прочих равных условиях, чем ниже уровень цен, тем большую часть национального продукта захотят приобрести потребители.
Зависимость между уровнем цен и реальным объемом национального продукта, на который предъявляется спрос, выражается графиком совокупного спроса, который имеет отрицательный наклон.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Совокупный спрос 4
1.1 Ценовые факторы совокупного спроса 6
1.2 Неценовые факторы совокупного спроса 8
2. Совокупное предложение 10
2.1 Три сегмента кривой совокупного предложения 10
2.2 Неценовые факторы совокупного предложения 12
3. Макроэкономическое равновесие в модели AD – AS 13
3.1 Классическая модель 14
3.2 Кейнсианская модель 17
3.3 Равновесный объём производства и равновесный уровень цен 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 24

Файлы: 1 файл

экономическая теория моя.docx

— 345.11 Кб (Скачать файл)

Проявление закона спроса связано с рядом важных обстоятельств. Подавляющее большинство благ люди покупают, оценивая соотношение цена - полезность» по каждому конкретному благу. Если потребность человека в этом благе удовлетворена не полностью, то снижение цены ведет к росту оценки относительной желанности блага. А значит, ведет к росту спроса на него. Эта закономерность изменения желанности товара (блага) ведет к тому, что хотя снижение цены позволяет покупателю приобрести большее количество товара, но желанность каждой дополнительной единицы становится все меньше и меньше из-за постепенного насыщения потребности покупателей в этих товарах.

Какие еще факторы, кроме  полезности товара и его цены, влияют на формирование спроса? Таких факторов пять: доходы покупателей; цены на дополняющие  или заменяющие товары; ожидания относительно динамики цен в будущем; численность и возраст покупателей; привычки, вкусы, традиции и предпочтения покупателей. Кроме того, на спрос могут влиять и некоторые другие факторы (сезонность, правительственная политика, равномерность распределения доходов, реклама и др.).

Теперь перейдем непосредственно  к понятию совокупного спроса. Можно сказать, что совокупный спрос (AD) - сумма всех индивидуальных спросов на конечные товары и услуги, предлагаемые на товарном рынке. Из этого вытекает также следующее: совокупный спрос - модель, представляющая различные объёмы товаров и услуг (т.е. реальный объём производства ), которые потребители могут и готовы приобрести при любом уровне цен.

Покупателями на рынке  благ являются четыре макроэкономических субъекта: домохозяйтсва, фирмы, государство и заграница. Следовательно, необходимо определить объём спроса каждого из них.

Спрос домашних хозяйств доминирует на рынке благ. На него приходится объём  больше половины конечного совокупного  спроса. Выде-ляют следующие факторы, определяющие спрос домохозяйств на рынке благ:

1)   доход от участия в производстве,

2)   налоги и трансфертные платежи,

3)   размер имущества,

4)   доход с имущества,

5)   степень дифференциации населения по уровню доходов и размеру имущества,

6)   численность населения.

Два первых фактора объединяются в понятие «располагаемый доход». Два последних в коротком периоде  являются экзогенными параметрами. В зависимости от того, какой фактор считать наиболее значительным, можно  построить разные виды функции спроса домашних хозяйств на рынке благ, которая называется «функцией потребления».

Дж.М. Кейнс вывел четыре правила совокупного потребления:

1) Он исходил из так  называемой гипотезы абсолютного  дохода, в соответствие с которой  потребление домашних хозяйств  зависит от абсолютной величины  их текущего дохода.

2) Величина предельной  склонности к потреблению (Су = DС/Dу) показывает, на сколько увеличится потребление при увеличении текущего дохода на единицу и находится в пределах от 0 до 1, т.е. 0<Cу< 1.

3) По мере роста располагаемого  дохода снижается средняя норма  потребления ( доля потребления в доходе - С/у ) ( рис. 1 ).                                                   

Отсюда следует, что расширение производства потенциально содержит в  себе возможность возникновения  перепроизводства, так как уменьшение средней нормы потребления означает, что всё меньшая часть произведённой  продукции потребляется домохозяйствами.

                     С/y                                                                  C/y                                                                                                                 

у                                   

 Рис. 1. График средней  нормы потребления как функции  от дохода

4) С ростом дохода предельная  склонность к потреблению падает.

Таким образом, характер зависимости  потребления от величины текущего дохода Кейнс выводит из «основного психологического закона», который он формулирует так: «люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере,  в какой растёт доход». И эта функция имеет вид:

C = C+ Cу y;   C> 0;   0 < Cу < 1,                                    (1)

где С- величина автономного (независимого от текущего дохода) потребления (при у = 0 автономное потребление осуществляется за счёт сокращения имущества), которое зависит от изменения процентной ставки и от инфляционных ожиданий, (численные значения Си у, как правило, однопорядковые величины); Cу - предельная склонность к потреблению.

Для упрощения записи в  формуле (1) и последующих формулах вместо у(располагаемый доход) используется у ( весь доход ) на том основании, что при заданной ставке подоходного налога (Ту) существует пропорциональность между этими величинами: у=(1- Ту)у.

Практическая проверка функции (1) показала, что она хорошо аппроксимирует статистические данные о доходах  и потреблении домашних хозяйств в коротком (2-4 года) периоде. Так,  в России зависимость между потреблением и доходом в период между 1985 и 1990 гг. выражалась формулой ( в млрд. руб.)

С = 80.35 + 0.62у.

В то же время расчёты, проводившиеся  за более продолжительные промежутки времени, не показывают снижения средней  нормы потребления. В случае долгосрочного  планирования функция потребления  должна иметь вид С = Су у, не соответствующий «основному психологическому закону».

По мнению сторонников  абсолютного дохода, функция потребления c постоянной средней формулой неприменима, что проистекает из того, что «действительная» функция потребления типа (1) с  течением времени сдвигается вверх (рис. 2). Точки M, N, L относятся к разным функциям потребления, а луч OL, соответствующий выражению С = Суу, не является графиком функции потребления.                         

 С                                                 C t+2

                     Сt+2                                                L                     t+!                                                 

N                         Ct                   

 Сt+1                                         

 Сt                M                         

0        Уt         Уt+1     Уt+2              У                       

 Рис. 2. Временные сдвиги  графика функции потребления.

Другое объяснение данного  феномена дается на основе гипотезы относительного дохода Дж. Дьюзенбери (1949), в соответствии с которой потребление отдельного домашнего хозяйства ( С) определяется покупками его ближайших соседей,т.е. не его абсолютным доходом ( у), а отношением его дохода к среднему доходу (`у ) того социального слоя, к которому принадлежит данный субъект. Формально это выглядит так:       

 Сt/ уt= а+ ау/ уt; a> 0;     a> 0.                      (2)

Если растёт доход  i-го субъекта, то его средняя норма потребления снижается; если доход растёт у всех в одинаковом темпе, то доля потребления в доходе у субъекта не меняется. Кроме того, Дьюзенбери включил в число аргументов функции потребления привычку субъекта к достигнутому уровню потребления, в результате чего изменение в потреблении не находится в постоянной пропорции к доходу в коротком периоде.

Эта гипотеза имеет свои недостатки. Во-первых, в краткосрочном  периоде данная функция потребления  описывается только при падении  производства и уменьшении располагаемого дохода, не рассматривая возможный  рост экономики. Во-вторых, эта теория не рассматривает случаи длительного  спада в располагаемом доходе.

Ещё одно объяснение факту  относительной стабильности средней  нормы потребления в длительном периоде даётся в теории перманентного  дохода Фридмена (1957г.) посредством введения понятия перманентного дохода ( у), под которым понимается средневзвешенная величина из всех доходов, ожидаемых субъектом в будущих периодах. В целях упрощения возьмём только два периода с доходами у1и у2. Тогда у= у+ q ( у- у) = qу+ ( 1 - q ) у1; 0 < q < 1, где q - доля приращения дохода в будущем, присоединяемая к текущему доходу.

Если текущий доход  растёт, то перманентный тоже растёт, но с меньшей скоростью. Параметр весов(q ) принимает большее значение тогда, когда доход устойчиво растёт, чем тогда, когда уровень дохода колеблется. При стабильном доходе, т.е. при у= у= у, у= у*.

В соответствии с гипотезой  перманентного дохода

С= СP) = Cyq у+ С( 1 - q ) уt-1.                                    (3)

Отсюда легко объяснить, почему предельная склонность к потреблению  в коротком периоде меньше, чем  в длительном: при повышении дохода в текущем году на единицу потребление  увеличится на Сyqединиц в текущем году и ещё на Сy(1 - q) единиц в следующем году.

Нужно заметить, что в  концепции перманентного дохода имущество и доход не существуют сами по себе. Перманентный доход рассматривается  как усреднённый доход от всех видов имущества, в том числе  и от «человеческого капитала». С  другой стороны, имущество есть не что  иное, как источник дохода, и ценностную оценку этот источник получает через  капитализацию дохода. Так, величина человеческого капитала есть приведённая  к данному моменту посредством  дисконтирования сумма всех ожидаемых  доходов от труда.

Итак, посредством гипотез  относительного и перманентного  доходов делается попытка логически  обосновать наблюдаемый факт постоянства  средней нормы потребления в  длительном периоде при её изменчивости в коротком периоде.

Тем не менее функция потребления, построенная в соответствии с гипотезой абсолютного дохода, сегодня считается чрезвычайно упрощенной. Один из современных вариантов подходов к построению функции потребления заключается в том, что различают три вида этой функции: краткосрочную, долгосрочную и функцию потребления с учётом разных доходов населения (подоходная функция).

Краткосрочное потребление  вполне описывается кейнсианской функцией потребления: С = С+ Су у. Долгосрочная функция потребления имеет вид С = Су у , т.е. средняя и предельные нормы потребления равны.

При построении всех рассмотренных  до сих пор разновидностей функции  потребления использовались две  общие предпосылки:

1)     доход домашних хозяйств является экзогенной величиной;

2)     доля потребления в доходе  определяется  на  основе  привычек, традиций, психологических склонностей экономических субъектов.

Экономисты классической школы и современные неоклассики  используют принципиально иной методологический подход при построении функции потребления. В концепции классической школы  доход является для домашних хозяйств эндогенным параметром. Экономический субъект сам определяет, какова будет величина его дохода, путем распределения календарного времени на рабочее и свободное, исходя из критерия максимизации полезности.

Распределение дохода между  текущим потреблением и сбережением  осуществляется субъектом на основе учета, с одной стороны, степени  предпочтения им текущего потребления  будущему, с другой - сложившейся  ставки процента. Рассмотрим бюджетные  уравнения домашнего хозяйства  в двух смежных периодах:

y1+b (1+i)=C +b1,

y2+b(1+i)=C +b 2,                

где b -  реальная ценность облигаций, представляющих в данном случае все имущество субъекта на начало t-го периода; i-ставка процента. Определив из первого уравнения значение bи подставив его во второе, получим двухпериодное бюджетное уравнение субъекта:    

С12/(i+1)=y1+y2/(1+i)+ b(1+i)-b2/(1+i).              (3)

В левой его части представлена дисконтированная сумма потребления  за оба периода, а в правой - дисконтированная сумма имеющихся для потребления  средств. В последнюю, кроме доходов, получаемых за оба периода, включается также изменения объема имущества (фонда облигаций).

В концепции неоклассической  школы объем потребления домашних хозяйств является убывающей функцией от ставки процента. В целях упрощения  примем, что она линейна:

С(i) = -C+ у - ai,         

где С- независимый от ставки процента объем потребления; у- располагаемый доход; a - параметр, показывающий на сколько единиц сократится потребление (возрастет сбережение), если ставка процента увеличится на один пункт.

Соответственно неоклассическая  функция сбережений есть возрастающая функция от ставки процента:

S(i) = -C+ ai

Графическое отображение  неоклассических функции потребления и сбережения представлено на рис.3.            

a                                                б 

     i           

    С(i)                                                                          S(i) 

 

 

                                     

C                                                         S

Рис.3 Графики неоклассических  функций потребления (а) и сбережения (б)

Глава 2. Совокупное предложение

|

Предложение на товарном рынке  отражает зависимость между ценой  товара и объемами его производства (поставок в торговлю), возможными при  различных уровнях цен. Строго говоря, предложение позволяет ответить на два вопроса: «Какова будет  величина предложения при различных  уровнях  цен» и «Как изменится величина предложения при некотором изменении цены?»                 

Допустим, что рынок характеризуется  неизменностью всех факторов, кроме  цены. Тогда, как свидетельствует  опыт, рост цен будет вызывать увеличение предлагаемых к продаже (изготавливаемых) товаров, а снижение цен — их уменьшение. Такую закономерность поведения  производителей (продавцов) на рынках большинства товаров экономисты называют законом предложения, суть которого состоит в том, что повышение цен обычно ведет к росту величины предложения, а снижение цен — к ее уменьшению (при прочих равных условиях).

Информация о работе Совокупный спрос и совокупное предложение