Совокупный спрос, совокупное предложение и факторы их определяющие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 18:38, курсовая работа

Описание работы

Одна из целей государственной макроэкономической политики – это достижение макроэкономического равновесия, макроэкономической стабильности. Эта цель напрямую связана с тремя важными проблемами любой национальной экономики: безработица (занятость), инфляция (цены), экономический рост. Из этих трёх проблем следует, что центральная проблема макроэкономики связана с вопросом: каким должен быть объём выпуска продукции, чтобы обеспечить решение этих трёх задач.
Основные задачи данной курсовой работы: анализ совокупного спроса, его составляющих величин и факторов, которые его определют; анализ классической и кейнсианской моделей совокупного предложения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...………6
1 Совокупный спрос и факторы их определяющие.
1.1 Совокупный спрос: структура и его величина……………...………………....8
1.2 Неценовые факторы AD……………………………………………………......11
2 Совокупное предложение и факторы его определяющие.
2.1 Классическая модель совокупного предложения……………...…………......14
2. 2 Кейнсианская модель совокупного предложения...………………...……….17
2. 3 Факторы определяющие совокупное предложение……………………........20
Заключение……………………………………………………………………....…22
Список используемых источников…………………………………….…..….…..24
Приложения А………………………………………………………………...…….26
Приложение В…………………………………………………………….……..….26
Приложение C………………………………………………………………….…...27

Файлы: 1 файл

КУРС МАкроэк.docx

— 93.09 Кб (Скачать файл)

Обратную зависимость  между величиной спроса на товар  и его ценой можно объяснить  эффектом дохода и эффектом замещения. Эффект дохода состоит в том, что при снижении цены (что равнозначно росту дохода) товар становится дешевле относительно общей величины дохода и поэтому его можно купить в большем количестве, не отказывая себе в приобретении других товаров. Эффект замещения означает, что при снижении цены появляется стимул купить данный товар вместо аналогичных других, которые стали относительно дороже (если подешевели летом яблоки, то сократится спрос на бананы, апельсины, мандарины, так как станут приобретать яблоки). Эффект дохода и эффект замещения определяют нисходящий характер кривой спроса, т.е. по мере снижения цены увеличивается величина спроса [ 4 ].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Неценовые факторы AD

Кроме ценовых факторов на совокупный спрос влияют и неценовые  факторы. Будем считать, что уровень  цен задан и неизменен, а изменяются прочие условия, влияющие на совокупный спрос. Действие неценовых факторов будет приводить к смещению графика AD вправо (совокупный спрос растет) или влево (совокупный спрос сокращается) [ 5 ].

 Рассмотрим более подробно неценовые факторы. Изменения в потребительских расходах могут воздействовать на совокупный спрос под влиянием различных причин. Нагляден пример с покупкой импортных товаров. Ценовые факторы, при изменении уровня цен на внешнем и внутреннем рынках происходят изменения в ту или иную сторону в совокупном спросе. Однако подобные изменения происходят и при неизменных ценах: выясняется, например, что появившаяся на рынке Италии австрийская обувь отличается более высоким качеством, чем отечественная. Естественно, что спрос на эту продукцию при равных ценах будет выше. Таких вариантов действия неценовых факторов множество, однако основными являются благосостояние потребителя, задолженность потребителя и налоги [ 6 ].

Если обратиться к фактору  благосостояния потребителей, то можно  заметить, что оно зависит от состояния  дел в сфере финансовых активов (акции, облигации) и положения с  недвижимостью (земля, постройки). Так, повышение курса акций при  неизменном уровне цен на рынке приведет к росту благосостояния и совокупный спрос возрастет. В то же время  падение цен на землю снизит благосостояние и сократит совокупный спрос.

Можно также говорить и  об ожиданиях потребителей. Так, если они рассчитывают на увеличение своих  доходов в недалеком будущем, то уже сейчас начнут тратить значительно  больше доходов, что будет смещать  кривую совокупного спроса вправо. При обратной перспективе покупательские действия будут ограничиваться и  кривая совокупного спроса сместится влево. Очень чувствителен сдвиг в совокупном спросе в случае надвигающейся инфляции. Большинство покупателей стремится совершить покупку до повышения цен и воздерживается от нее в первые дни после повышения [ 7 ].

  На размер совокупного спроса влияет задолженность потребителей. Если человек приобрел крупную вещь в кредит, то в течение определенного времени он будет ограничивать себя в других покупках, с тем чтобы быстрее рассчитаться с задолженностью. Однако сразу после погашения кредита спрос на покупки быстро возрастет.

Прямая связь существует между размером подоходного налога и совокупным спросом. Налог уменьшает  доходы семей, поэтому его увеличение сокращает совокупный спрос, а снижение — увеличивает.

На совокупный спрос воздействуют и изменения в инвестициях. Если предприятия с целью расширения производства приобретают дополнительные средства, то кривая совокупного спроса сместится вправо, а при обратной тенденции — влево. Здесь могут  действовать и оказывать влияние  процентные ставки, ожидаемые прибыли  от инвестиций, налоги с предприятий, технологии, избыточные мощности [ 8 ].

Когда речь идет о процентной ставке, имеется в виду не ее движение вверх или вниз (это учитывалось в ценовых факторах), а изменение под воздействием колебания объема денежной массы в стране. Рост денежной массы снижает ставку процента и увеличивает капиталовложения, а уменьшение массы денег увеличивает ставку процента и ограничивает инвестиции. Ожидаемые прибыли увеличивают спрос на инвестиционные товары, а налоги с предприятии уменьшают спрос на инвестируемые товары. Новые технологии стимулируют инвестиционные процессы и расширяют совокупный спрос, а наличие избыточных мощностей, наоборот, сдерживает спрос на новые инвестиционные товары.

Государственные расходы  воздействуют на совокупный спрос следующим  образом: при неизменных налоговых  сборах и процентных ставках государственные закупки национального продукта расширяются, увеличивая тем самым потребление товарных ценностей [ 9 ].

Совокупный спрос связан и с расходами на экспорт товаров. Принцип здесь таков: чем больше товаров будет поступать на мировой  рынок, тем выше совокупный спрос. Дело в том, что возрастание национальных доходов других стран позволяет  им расширять закупку импортных товаров и изделий, что, в свою очередь, расширяет спрос на товары в тех странах, откуда импортируются товарные ценности. Поэтому для развитых государств внешняя торговля выгодна и с развивающимися, и с развитыми странами. В первом случае они имеют возможность продавать продукцию, не пользующуюся спросом на цивилизованных рынках, во втором, наоборот, удовлетворять запросы других государств на современные товары и услуги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Совокупное предложение  и факторы его определяющие.

2.1 Классическая модель  совокупного предложения.

Вторым компонентом в  макроэкономической модели AD-AS ("совокупный спрос - совокупное предложение") является совокупное предложение. Совокупное предложение AS (от английского aggregate supply) - это общее количество конечных товаров и услуг, произведенных в экономике. Оно отражает объем выпуска, который намерены предложить фирмы при каждом данном уровне цен в экономике (данное понятие используется как синоним ВВП) [ 10 ].

  Графический анализ кривой совокупного предложения AS является более сложным, чем кривой AD. Остановимся сначала на простой графической интерпретации кривой совокупного предложения AS. Она показывает (рисунок-3), какой объем совокупного выпуска может быть предложен на рынок производителями при разных значениях общего уровня цен в экономике (при прочих равных условиях). Положительный наклон кривой AS связывается в макроэкономике с эффектом издержек производства. Вид AS отражает рост издержек на единицу продукции по мере роста ВВП.

  Форма кривой AS интерпретируется по-разному классической (неоклассической) и кейнсианской школами. Динамика совокупного предложения зависит от периода времени. Различие между краткосрочным (обычно до 2-3-х лет) и долгосрочным периодом в макроэкономике связывают главным образом с поведением номинальных и реальных переменных. В краткосрочном периоде (обозначается SR) номинальные величины (номинальный объем выпуска, номинальные доходы, номинальная заработная плата, номинальная ставка процента) под воздействием рыночных колебаний изменяются медленно. Реальные величины (реальный объем выпуска, реальные доходы, уровень занятости, реальная ставка процента) более подвижные, "гибкие". В долгосрочном периоде (обозначается LR), наоборот, номинальные величины изменяются существенно, а реальные меняются медленно, так что для удобства анализа их часто рассматривают как постоянные.

  Классическая модель. Анализ совокупного предложения в классической теории 1) основывается на следующих предпосылках [ 11 ]:

- экономика делится на два независимых сектора: реальный и денежный (принцип классической дихотомии). Изменения в денежном секторе не влияют на реальный сектор экономики, они лишь приводят к отклонению номинальных показателей от реальных (принцип нейтральности денег). Данный принцип означает, что изменение предложения денег не оказывает воздействия на реальные показатели (реальный объем выпуска, реальные доходы, уровень занятости, реальная ставка процента), а влияет только на номинальные (номинальный объем выпуска, номинальные доходы, номинальная заработная плата, номинальная ставка процента). В классической модели реальный сектор представлен рынком труда, рынком капитала (заемных средств), товарным рынком, а денежный рынок отсутствует;

- экономика по своей природе является экономикой совершенной конкуренции (экономические субъекты не могут воздействовать на рыночную ситуацию и ориентируются на тот уровень цен, который сложился на рынке);

- цены в экономике гибкие (они могут меняться как в сторону повышения, так и в сторону понижения и обеспечивают автоматическое восстановление равновесия на любом из рынков и в экономике в целом); отсюда обосновывался принцип государственного невмешательства в управление экономикой;

- основная проблема в экономике - ограниченность ресурсов, а значит они должны использоваться полностью. Поэтому объем выпуска всегда находится на уровне естественного выпуска (объема производства полной занятости - потенциальном объеме);

- ведущая роль в модели совокупный спрос - совокупное предложение (AD-AS) отводится AS, так как ограниченность ресурсов выдвигает на первый план проблему производства. Совокупный спрос всегда соответствует совокупному предложению, по мнению классиков. В экономике действует так называемый закон Сэя, который считал, что предложение автоматически порождает соответствующий спрос, так как каждый экономический субъект одновременно является и продавцом, и покупателем и его расходы всегда равны доходам;

- проблема ограниченности ресурсов (увеличение количества и улучшение качества) решается медленно (технологический прогресс, увеличение производственных возможностей - это процесс длительный). Отсюда классическая модель описывает поведение экономики в долгосрочном периоде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. 2 Кейнсианская модель совокупного предложения.

Кейнсианская модель достаточно хорошо описывает поведение экономики в краткосрочном (обычно до 2-3 лет) периоде. Она основана на предпосылке о том, что цены и номинальная заработная плата не регулируются столь быстро, чтобы восстановить равновесие на рынке труда. Эта модель отличается от классической тем, что исходит из жесткости номинальных, а не реальных величин [ 12 ].

  К номинальным величинам относятся цены, номинальная заработная плата, номинальная ставка процента. В краткосрочном периоде эти показатели меняются медленно под воздействием рыночных сил. Поэтому говорят об их относительной жесткости в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде номинальные величины изменяются достаточно сильно, т.е. они считаются «гибкими», а реальные меняются крайне медленно, поэтому их рассматривают как жесткие. К реальным величинам относятся объем реального выпуска, уровень занятости, реальная ставка процента. Теоретическое разделение реальных и номинальных величин, подразумевающее независимость уровня и динамики реальных показателей от номинальных называется классической дихотомией.

  В краткосрочном относительно жесткими считаются номинальные показатели, например, цены и номинальная заработная плата. В то же время реальные величины (объем выпуска, занятость) более подвижны и реагируют на рыночные колебания [ 13 ].

  Кейнсианская модель имеет множество интерпретаций. Сам Кейнс акцентировал внимание на жесткости номинальной заработной платы. Другие экономисты – кейнсианцы в качестве исходной посылки принимали жесткость номинальных цен. Вполне реалистично воспринимается утверждение о том, что в любой экономике номинальные цены и заработная плата не являются абсолютно гибкими. Со временем номинальная заработная плата может адаптироваться к неравновесной ситуации на рынке труда. Однако адаптация происходит слишком медленно для того, чтобы обеспечивать поддержание полной занятости в любой из моментов времени. То есть кейнсианская модель предполагает, что экономика функционирует в условиях неполной занятости факторов производства [ 14 ].

  Большинство экономистов считает, что относительная жесткость номинальных величин в краткосрочном периоде связана со следующими обстоятельствами:

- существованием долгосрочных трудовых отношений, в которых, как правило, предусматривается поддержание определенного уровня номинальной заработной платы на протяжении всего срока действия контракта;

- государственным регулированием минимальной заработной платы; например, с помощью закона о минимальной зарплате, что может приводить к негибкости номинальной заработной платы;

- деятельностью профсоюзов, которые  часто проводят протекционистскую политику, препятствуя найму лиц, готовых работать при той же или более низкой зарплате, но не являющихся членами профсоюза;

- внутренней политикой ряда фирм, основанной на принципе «эффективной зарплаты. То есть, сами фирмы могут удерживать зарплату на уровне выше рыночного, если привлечение более производительных работников будет способствовать сокращению издержек на найм и обучение персонала. Тем самым в экономике закрепляется такой уровень заработной платы, который не соответствует ситуации равновесия спроса и предложения [ 15 ].

   В кейнсианской модели основным уравнением является уравнение совокупных расходов (уравнение макроэкономического тождества):

Y = C + I+G+Xn, которое определяет величину номинального ВНП.

  В кейнсианской модели фискальная политика рассматривается как наиболее эффективное средство макроэкономической стабилизации, так как государственные расходы оказывают непосредственное воздействие на величину совокупного спроса и сильное мультипликативное воздействие на потребительские расходы. В классической модели фискальной политике отводится второстепенная роль по сравнению с монетарной, так как фискальные меры вызывают эффект вытеснения и способствуют повышению уровня инфляции, что значительно снижает их стимулирующий эффект.

Информация о работе Совокупный спрос, совокупное предложение и факторы их определяющие