Современная демографическая политика государства : Плюсы и минусы
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2015 в 02:40, курсовая работа
Описание работы
История демографической политики восходит к временам глубокой древности. Она нашла отражение во многих правовых и законодательных актах древности, особенно в случаях перенаселения стран или, напротив, больших людских потерь (хотя религиозно-этические доктрины почти всегда имели большее значение, чем подобные акты). В средние века, в условиях повышенной смертности из-за войн и эпидемий, некоторые демографические меры, большей частью стихийные, были направлены на сохранение высокого уровня рождаемости
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………………..……3 1) Наука – демография и демографическая политика……………………………5 2) Демографическая политика в современном мире………………………..…….6 3) Демографическая политика в развивающихся странах…………………….....8 3.1 Китай. 3.2 Индия. 4) Демографическая политика в развитых странах……………………………....10 4.1 Франция. 4.2 Швеция. 5) Современная демографическая ситуация в России и тенденции ее развития…………………………………………………………….15 6) Плюсы и минусы демографической политики…………………………………24 Заключение…………………………………………………………………………….26 Список литературы…………………
Необходимость решения
вопросов, возникающих в связи
с существованием огромного по
численности населения страны, вынуждает
китайское руководство проводить
демографическую политику, направленную
на ограничение рождаемости. Определенные
шаги в этой области были
сделаны еще в середине 50-х
годов с тех пор демографическая
политика, ее характер и обоснование
не раз претерпевали существенные
изменения, причем периоды “активности”
и “спада” во многом зависели
от состояния экономической и
политической жизни страны.
В настоящее время однодетная
семья рассматривается китайским руководством
в качестве единственно возможного метода
оптимизации воспроизводства населения.
Однако исследование современной демографической
ситуации в КНР и репродуктивного поведения
китайского населения показывает, что
в настоящих условиях население еще не
готово к восприятию и реализации установок
на однодетную семью. Осуществление этой
политики сталкивается с большими трудностями,
особенно в сельской местности, где население
ориентируется на менее чем на двухдетную
семью. Такой ориентации способствует,
и традиционные убеждения в необходимости
отдавать предпочтение сыновьям, боязнь
не иметь поддержки в старости. Следствие
этого – участившиеся в последнее время
явления инфантицида (убийство новорожденных
девочек). По материалам выборочного обследования
крестьянских семей в провинции Хубэй
иметь одного ребенка желают лишь 5% семей,
2-х детей – 51%, 3-х и более – 44%.
3.2 Индия
Демографическая политика Индии
становится официальной государственной
политикой с 1951 г. Главной задачей того
времени было не только ограничение рождаемости,
но и укрепление тем самым благосостояния
семьи как ячейки общества. Демографическая
политика ставила задачу перехода от традиционной
многодетной к двух-, трехдетной семье.
При этом средства контроля за рождаемостью
оставались традиционными, и заключались
либо в стерилизации, либо в предупреждении
беременности. С 1976 г. принята новая, более
жесткая программа планирования семьи,
в которой основная роль отводилась уже
принудительной стерилизации мужчин.
Возраст вступления в брак повысили для
женщин до 18 лет (с 15-ти в 50-х годах), для
мужчин до 23 лет (с 22-х соответственно).
Демографический
взрыв сильно осложняет решение
основных экономических и социальных
задач, стоящих перед страной. Достаточно
сказать, что в 1901 - 1991 годах средняя плотность
населения в Индии возросла с 27 до 267 человек
на 1 км кв. а это соответственно увеличило
“нагрузку” на обрабатываемые земли.
Что половину населения страны составляют
дети и молодежь до 18 лет, и по мере
их взросления государство должно
было бы каждую неделю строить тыс.
новых домов и создавать 100 тыс. рабочих
мест, а это практически невозможно.
Индия не в состоянии также ежегодно
строить 9 тыс. новых школ и подготавливать
400 тыс. учителей. И это не говоря уже о
такой сверхпроблеме, как обеспечение
быстро растущего населения продовольствием.
-9-
Вот почему в Индии
придавалось и придается особое значение
демографической политике, направленной
на снижение рождаемости. Индия была
первой из развивающихся стран, приступившей
к осуществлению национальной программы
планирования семьи в качестве официальной
государственной политики.
Сначала демографическая
политика ставила задачу перехода традиционной
многодетной к двух и трехдетной семье.
Она проводилась под лозунгами: “Два или
три ребенка - достаточно!”, “По - времени
заводить второго ребенка, а после третьего
остановись!”, “Малая семья - счастливая
семья!” и т. п. После того как
перепись населения 1981 года показала больший
рост населения, чем это ожидалось, активность
программ планирования семьи возросла,
причем с акцентом уже только на двухдетную
семью. Соответственно лозунгами ее стали:
“Имейте лишь, двух детей - первого и последнего!”,
“Два ребенка - достаточно!” и т. п.
С помощью таких программ правительство
рассчитывало уже к концу
текущего столетия достичь простого
воспроизводства населения, а в ХХ!
веке перейти к нулевому приросту и,
следовательно, к стабилизации его
численности. В 2000 г. была подготовлена
новая Национальная программа демографической
политики, основная цель которой заключается
в достижении в 2010 г. уровню фертильности,
соответствующего простому воспроизводству
населения, а к 2045 г. - стабилизации его
численности.
4. Демографическая
политика в развитых странах.
Демографическая ситуация в
экономически развитых странах сложная
– большинство переживает демографический
кризис, который может повлечь за собой
множество негативных последствий в экономической
и социальной сферах жизни. Разрешение
демографических проблем является сейчас
первостепенной задачей для правительств
экономически развитых стран.
В большинстве экономически
развитых стран, вступивших в полосу демографического
кризиса, осуществляют демографическую
политику, преследующую цель повышения
коэффициентов рождаемости и естественного
прироста. В первую очередь это страны
Европы. Не будет ошибочным утверждение,
что особенно активную политику до конца
1980 г.г. проводили социалистические страны
Восточной Европы.
В странах западной Европы система
мер демографической политики в общем
сходная, хотя, конечно, различается размерами
разного рода выплат и других льгот. Демографы
считают, что наиболее активно политику
поощрения рождаемости и естественного
прироста проводят Франция и Швеция.
-10-
4.1Франция
Определенным эталоном демографической
политики является Франция, первая из
европейских стран столкнувшаяся с депопуляцией
населения и разработавшая систему мер
по ее преодолению и увеличению численности
населения.
Динамика численности населения
Франции следующая: 1801 год – 28,3 млн. человек,
1901 год – 40,7 млн. человек, 2002 год - 59,8 млн.
человек.
В конце XIX - начале XX веков началось
резкое снижение естественного прироста
населения и рождаемости во Франции, которое
объяснялось стремлением многочисленных
мелкобуржуазных слоев (Франция – государство-рантье)
ограничивать число детей в семье. Несмотря
на постоянное снижение смертности, темп
снижения рождаемости был выше. Участие
в XX веке в двух мировых войнах, мировой
кризис 30-х годов обусловили депопуляцию:
за 1914-1919 годы население страны сократилось
на 3 млн. человек, за 1939-1945 годы – еще на
1,2 млн.
Активная демографическая политика,
направленная на повышение рождаемости,
проводится во Франции с начала 20-х годов
прошлого века. Причем до 1967 года была
запрещена продажа контрацептивов, до
1975 года – запрещены аборты.
В 1946 году во Франции была введена
в практику широкая система денежных выплат
и налоговых льгот семьям, направленная
на поощрение рождений первого, второго
и особенно третьего ребенка (пронаталистская
политика). В результате среди стран Западной
Европы в середине 80-х годов Франция имела
один из самых высоких суммарных коэффициентов
рождаемости (среднее число детей на 1
женщину) - 1,8 - 1,9. Население увеличивалось
ежегодно на 0,3 - 0,4%.
Суженный режим воспроизводства
населения побуждал правительство стимулировать
миграцию иностранных рабочих и принимать
меры по повышению рождаемости. С 60-х годов
XIX века до 30-х годов XX века миграционный
прирост населения Франции составил 3,2
млн. человек, что обеспечило 3/4 общего
прироста числа жителей. В 1931 году во Франции
было 2,7 млн. иностранцев и 0,4 млн. натурализовавшихся.
В 1931 году рабочие-иностранцы составляли
свыше 40% шахтеров, 1/3 металлургов, 1/4 строителей
и 1/3 сельскохозяйственных рабочих.
Во второй половине XX века, за
1946-1974 годы население Франции увеличилось
на 12,1 млн. человек, в том числе на 8,5 млн.
человек - за счет естественного прироста
населения, на 2,4 млн. человек - за счет
иммиграции и на 1,2 млн. человек – за счет
репатриации французов из бывших колоний.
Современные меры пронаталисткой
демографической политики Франции оказывают
существенное влияние на материальное
положение семей с детьми.
-11-
Базовое пособие на ребенка
назначается всем лицам, проживающим во
Франции и имеющим не менее двух детей,
независимо от гражданства, на их детей
в возрасте до 20 лет, проживающих в стране.
Размер пособия дифференцирован в зависимости
от числа детей: на двоих детей – 107 евро
в месяц, на троих – 244, на четверых – 382,
на пятерых – 519, на шестерых – 656 евро.
На каждого последующего ребенка выплачивается
надбавка в размере 137 евро. Предусмотрены
надбавки детям старше 11 лет – 30 евро и
старше 16 лет – 54 евро. Такая надбавка
не выплачивается на первого ребенка семьям
с двумя детьми. Доход семьи не влияет
на размер этого пособия.
В зависимости от
дохода семьи выплачиваются следующие
дополнительные пособия:
пособие на каждого ребенка в возрасте
до трех лет в зависимости от дохода с четырех месяцев беременности в размере 154 евро;
пособие одиноким родителям
502 евро в месяц плюс надбавка на каждого
ребенка 167 евро в месяц;
пособие к новому учебному году
на детей с 6 лет до 18 лет, которые учатся
в размере 67 евро;
семейная доплата семьям или
одиноким родителям с низкими доходами,
имеющими 3 трех и более детей в возрасте
от 3 трех до 21 года в размере 139 евро в месяц.
Помимо этого еще установлены
пособия на учебу на детей-инвалидов (107
евро в месяц), жилищные пособия семьям
с детьми.
Выплачиваются также пособия
по уходу за ребенком до 6 лет, проживающим
дома. Размер пособия зависит от дохода
семьи. Максимальный размер пособия составляет
1500 евро в квартал семьям, чей годовой
доход не превышает 33658 евро, а возраст
детей - 3 лет. Пособия на детей от 3 до 6
лет не превышают 500 евро в квартал. Выплачиваются
также пособия семьям, нанимающим нянь
для детей младше 6 лет.
Пособия родительского присутствия
выплачиваются родителям вынужденным
прекратить или сократить свое присутствие
на работе из-за тяжелой болезни ребенка.
Размер пособия зависит от оставшегося
дохода. Предусмотрены надбавки для одиноких
родителей. Детям-сиротам назначается
ежемесячное пособие 100 евро.
В последние годы введены также
единовременные пособия на рождение ребенка
в сумме 260% базовой зарплаты на первого
и 717% на каждого последующего ребенка,
а отпуск по беременности стал оплачиваться
в размере 90% заработка.
-12-
4.2 Швеция
Росту населения в последние
годы страна обязана щедрой демографической
политике; семейные пособия выплачиваются
всем, включая иммигрантов.
По международным стандартам
Швеция является наиболее равноправной
страной. Модель гендерной политики Северных
стран – это равенство, равноправие, равные
права и возможности, равный доступ к власти.
Эти принципы реализуются и в демографической
политике Швеции.
Политика Правительства
Швеции направлена на создание экономической
самостоятельности женщин в браке – каждая
женщина имеет реальные возможности заработка.
По мнению шведских специалистов,
защита трудовых прав женщин в сфере занятости
является самой проблемной областью политики
обеспечения равных прав и возможностей.
Больше всего обращений в юридическую
службу Омбудсмена по вопросам равноправия
на рынке труда касаются защите прав беременных
женщин при трудоустройстве и при увольнении
по контракту. Практически все конфликты
решаются в интересах женщин.
Обеспечивается необходимое
количество мест в детских дошкольных
учреждениях для работающих родителей.
Работающие родители имеют право на отпуск
по уходу за ребенком до достижения им
возраста одного года (с 1 января 2002 года
– на 13 месяцев, в том числе 2-мя месяцами
может воспользоваться только отец ребенка,
что предусмотрено с целью привлечения
отца к воспитанию детей с раннего возраста).
На каждого ребенка до 18 лет выплачивается
пособие в размере 800 шведских крон в месяц
(80 долларов), для учащихся в вузах – стипендия
2000 шведских крон и льготный кредит 5000
шведских крон в месяц с рассрочкой на
20 лет.
Большое внимание уделяется
в Швеции проблемам планирования семьи
и сексуального образования молодежи,
профилактике семейного насилия.
В Швеции имеется
250 молодежных центров сексуального образования.
Они финансируются из местных бюджетов.
Центры бесплатно консультируют подростков
по вопросам психологии межличностных
отношений, контрацепции, создания семьи.
Обеспечивают нуждающихся контрацептивами
(бесплатно и на льготной основе). Помогают
разобраться с сексуальной ориентацией,
не навязывая своей точки зрения. Имеются
телефоны, по которым также даются консультации
по сексуальным проблемам и вопросам межличностного
общения и конфликтов с родителями и сверстниками.
В состав работников центров входят медики,
психологи, социальные работники, педагоги.
Развитие сексуального
образования в Швеции имеет длительную
историю. Впервые вопрос о необходимости
его обеспечения в школе обсуждался в
1905 году на съезде Союза шведских педагогов.
С 1942 года введено половое воспитание
в школах. При этом осуждались добрачные
связи, одинокие матери и ничего не говорилось
о сексуальных отношениях.
-13-
Начиная с 60-х годов, с начала
сексуальной революции, в школах стали
обсуждаться вопросы контрацепции, сознательного
родительства, планирования семьи, а несколько
позже – ответственности мальчиков за
аборты и однополые связи.
В Швеции осуждаются термины
“сексуальные меньшинства” и “нетрадиционная
сексуальная ориентация” как дискриминационные,
законодательно разрешены однополые браки,
а в 2002 году принят закон о разрешении
усыновления детей однополыми семьями
(такого нет ни в одной стране мира).
Одной из самых острых проблем
в сфере семейных отношений Швеции в настоящее
время признана проблема сексуального
насилия. Согласно законодательству предусмотрено
право супругов обращаться в суд по вопросам
сексуального насилия в семье. Сексуальное
насилие часто сочетается с серьезным
физическим насилием. Эта же проблема
обсуждается в шведском обществе применительно
к проституции.
Ныне средний возраст
вступления в брак в Европе составляет
26,4 года для мужчин и 23,4 года для женщин.
В Италии, Швейцарии, Швеции для мужчин
он превышает 27, а в Германии 28 лет. Для
женщин в Великобритании, Нидерландах,
Швейцарии, Испании он превышает 27 лет,
а в Дании и Швеции 29 лет. В США государственная
демографическая политика в обычной ее
трактовке фактически почти отсутствует.
Гражданам в этой сфере предоставлена
полная свобода выбора. Помощь семье оказывают,
как правило косвенную, в форме разных
налоговых льгот. Бурные споры в правительстве
ведутся о зарплате или легализации абортов.