- повышение доступности и качества
оказания бесплатной медицинской помощи
женщинам в период беременности и родов,
их новорожденным детям за счет развития
семейно ориентированных перинатальных
технологий, снижающих риск неблагоприятного
исхода беременности и родов, укрепления
материально-технического и кадрового
обеспечения службы материнства и детства
в соответствии со стандартами оснащения
родовспомогательных учреждений, развития
высокотехнологичной медицинской помощи
женщинам в период беременности и родов
и новорожденным детям;
- обеспечение доступности и
повышение качества медицинской помощи
по восстановлению репродуктивного здоровья,
в том числе вспомогательных репродуктивных
технологий, снижение доли рабочих мест
с тяжелыми, вредными и опасными условиями
труда в целях сохранения репродуктивного
здоровья;
- проведение профилактических
мероприятий в целях раннего выявления нарушений состояния
здоровья детей и подростков, обеспечение доступности первичной медико-санитарной, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи детям, совершенствование системы оказания реабилитационной помощи детям и подросткам, восстановительной медицины, усиление профилактической работы по предупреждению алкоголизма, наркомании, табакокурения, нежелательной беременности;
- развитие системы оказания
медицинской помощи детям и подросткам
в образовательных учреждениях, организация
качественного горячего питания школьников
и учащихся учреждений начального профессионального
образования, в том числе бесплатного
питания для детей из малообеспеченных
семей, обязательность занятий физической
культурой во всех типах образовательных
учреждений.
-19-
- Решение задач по укреплению
здоровья населения, существенному снижению
уровня социально значимых заболеваний,
созданию условий и формированию мотивации
для ведения здорового образа жизни включает
в себя:
- формирование у различных групп
населения, особенно у подрастающего поколения,
мотивации для ведения здорового образа
жизни путем повышения информированности
граждан через средства массовой информации
о влиянии на здоровье негативных факторов
и возможности их предупреждения, привлечения
к занятиям физической культурой, туризмом
и спортом, организации отдыха и досуга
независимо от места жительства, а также
разработку механизмов поддержки общественных
инициатив, направленных на укрепление
здоровья населения;
- разработку мер, направленных
на снижение количества потребляемого
алкоголя, регулирование производства,
продажи и потребления алкогольной продукции,
осуществление в образовательных учреждениях
профилактических программ, направленных
на недопущение потребления алкоголя
и табачных изделий детьми и подростками;
- создание эффективной системы
профилактики социально значимых заболеваний,
предупреждения факторов их развития;
- обеспечение безбарьерной среды обитания для лиц с ограниченными возможностями, развитие реабилитационной индустрии, направленной на обеспечение максимальной социализации инвалидов;
- внедрение комплексных оздоровительных
и реабилитационных программ по сокращению
сроков восстановления здоровья после
перенесенных заболеваний и травм, развитие
услуг, предоставляемых санаторно-курортными
организациями и оздоровительными учреждениями;
- разработку мер, направленных
на сохранение здоровья и продление трудоспособного
периода жизни пожилых людей, развитие
геронтологической помощи.
Решение задачи по
повышению уровня рождаемости включает
в себя:
- усиление государственной поддержки
семей, имеющих детей, включая поддержку
семьи в воспитании детей, для чего необходимо:
- развивать систему предоставления
пособий в связи с рождением и воспитанием
детей (включая регулярные пересмотр и
индексацию их размеров с учетом инфляции);
- усилить стимулирующую роль
дополнительных мер государственной поддержки
семей, имеющих детей, в форме предоставления
материнского (семейного) капитала, расширяя
в связи с этим рынок образовательных
услуг для детей и масштабы строительства
доступного жилья для семей с детьми;
-20-
- создать механизмы оказания
дополнительной поддержки неполных семей
с детьми и многодетных семей с низкими
доходами, семей, принимающих на воспитание
детей, оставшихся без попечения родителей,
а также семей, имеющих детей-инвалидов,
включая изменение размеров налоговых
вычетов для работающих родителей в зависимости
от дохода семьи и количества детей, формирование
государственного заказа на оказание
организациями различной организационно-правовой
формы социальных услуг семьям с детьми;
- обеспечить потребность семей
в услугах дошкольного образования на основе развития всех форм дошкольных образовательных организаций (государственных, частных), повышения доступности и качества их услуг, в том числе на основе принятия стандартов оказываемых услуг, стимулирования развития гибких форм предоставления услуг по уходу и воспитанию детей в зависимости от их возраста;
- создать в городах и сельской
местности среду обитания, благоприятную
для семей с детьми, включая установление
соответствующих требований к градостроительным
решениям, а также к социальной и транспортной
инфраструктуре;
- создание условий для повышения
доступности жилья для семей с детьми,
в первую очередь для молодых семей с детьми,
за счет:
- развития ипотечного кредитования,
внедрения новых кредитных инструментов,
расширения строительства доступного
жилья, отвечающего потребностям семей,
с одновременным строительством объектов
социальной инфраструктуры, необходимых
семьям с детьми;
- реализации региональных программ
обеспечения жильем молодых семей, разработки
системы дополнительных мер, направленных
на обеспечение жильем малоимущих граждан
с детьми, нуждающихся в жилых помещениях,
включая меры по расселению семей с детьми
из неприспособленных и ветхих жилых помещений,
первоочередному предоставлению жилья
детям, оставшимся без попечения родителей,
по окончании их пребывания в образовательных
и иных учреждениях, в семьях опекунов
(попечителей), приемных семьях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации;
- развития системы адресной
помощи при оплате жилищно-коммунальных
услуг в зависимости от состава и материального
положения семьи;
- реализацию комплекса мер по
содействию занятости женщин, имеющих
малолетних детей, в целях обеспечения
совмещения родительских и семейных обязанностей
с профессиональной деятельностью, в том
числе:
-21-
- создание для женщин, выходящих
из отпуска по уходу за ребенком, условий,
способствующих их возвращению к трудовой
деятельности, организацию системы повышения
их квалификации и переобучения профессиям,
востребованным на рынке труда;
- расширение использования гибких
форм занятости (в том числе надомный труд,
частичная занятость), позволяющих совмещать
работу с выполнением семейных обязанностей;
- разработку специальных программ,
позволяющих женщинам получить новые
профессии в случае их перевода (высвобождения)
с рабочих мест с вредными и тяжелыми условиями
труда на новые рабочие места.
- Решение задач по укреплению
института семьи, возрождению и сохранению
духовно-нравственных традиций семейных
отношений включает в себя:
- развитие системы консультативной
и психологической поддержки семьи в целях
создания благоприятного внутрисемейного
климата, профилактики семейного неблагополучия,
социальной реабилитации семей и детей,
находящихся в трудной жизненной ситуации,
подготовки и комплексного сопровождения
семей, принимающих на воспитание детей,
оставшихся без попечения родителей;
- пропаганду ценностей семьи,
имеющей нескольких детей, а также различных
форм семейного устройства детей, оставшихся
без попечения родителей, в целях формирования
в обществе позитивного образа семьи со
стабильным зарегистрированным браком
супругов, имеющих нескольких детей или
принимающих на воспитание детей, оставшихся
без попечения родителей;
- реализацию комплекса мер по
дальнейшему снижению числа преждевременного
прерывания беременности (абортов);
- повышение обязательств родителей
по обеспечению надлежащего уровня жизни
и развития ребенка;
- создание специализированной
системы защиты прав детей, включая дальнейшее
развитие института уполномоченных по
правам ребенка в субъектах Российской
Федерации, внедрение в работу органов
исполнительной власти и судебных органов
современных технологий профилактики
правонарушений, защиты прав детей, социальной
реабилитации и последующей интеграции
в общество несовершеннолетних правонарушителей
и детей, оказавшихся в трудной жизненной
ситуации.
- Решение задачи по привлечению
мигрантов в соответствии с потребностями
демографического и социально-экономического
развития включает в себя:
- содействие добровольному переселению
соотечественников, проживающих за рубежом,
на постоянное место жительства в Российскую
Федерацию, а также стимулирование возвращения
в Российскую Федерацию эмигрантов;
-22-
- привлечение квалифицированных
иностранных специалистов, в том числе
выпускников российских высших учебных
заведений, на постоянное место жительства
в Российскую Федерацию, привлечение молодежи
из иностранных государств (прежде всего
из государств — участников Содружества
Независимых Государств, Латвийской Республики,
Литовской Республики и Эстонской Республики)
для обучения и стажировки в Российской
Федерации с возможным предоставлением
преимуществ в получении российского
гражданства по окончании учебы;
- совершенствование миграционного
законодательства Российской Федерации;
- разработку социально-экономических
мер по повышению миграционной привлекательности
территорий, из которых происходит отток
населения и которые имеют приоритетное
значение для национальных интересов,
разработку и внедрение федеральных и
региональных программ, направленных
на создание благоприятных условий для
адаптации иммигрантов к новым условиям
и интеграции их в российское общество
на основе уважения к российской культуре,
религии, обычаям, традициям и жизненному
укладу россиян;
- создание условий для интеграции
иммигрантов в российское общество и развития
терпимости в отношениях между местным
населением и выходцами из других стран
в целях предотвращения этноконфессиональных конфликтов.
-23-
6.Плюсы и минусы демографической
политики
Демографическая политика стран
мира преследует различные направления
и цели. Каждая страна стремится к стабилизаций
своего населения ,и у всех свои методы
решения поставленных задач. Демографическая
политика имеет свои последствия, которые
бывают как положительные так и отрицательные
для той или иной страны.
Формально демографическая
политика Китая, безусловно, успешна: замедление
роста населения делает достижение экологически
обусловленного предела в 1,8 млрд человек
(при всей понятной условности этого показателя)
невозможным, даже если население Китая
составляет не официальные 1,3 млрд, а называемые
иногда 1,5 млрд чел. Естественно порождаемое
жесткими запретами социальное напряжение
сдерживается как формальными, так и неформальными
послаблениями, - от выдачи разрешений
на рождение второго ребенка наиболее
социально успешным семьям до относительной
слабости контроля за рождаемостью в сельской
местности и отсутствием прямых ограничений
рождаемости в отношении национальных
меньшинств.
Но главная, стратегическая
цель демографических ограничений
– стабилизация экологической
нагрузки на приемлемом уровне
– не решена, ибо стремление
расширяющегося и стремящегося
к западным стандартам потребления
"среднего класса" повышает
нагрузки на экосистему (не говоря
уже о мировых рынках энергоносителей
и продовольствия).
В стратегической перспективе
Китаю по-прежнему не хватит
воды, почвы и энергии. Уже видно,
что и поражающая воображение
технологическая революция, и глобальная
экспансия (то есть сброс населения
вовне) лишь отдаляют кризис, выигрывая
время для реализации по-прежнему
непонятных решений.
С другой стороны, успешное
сокращение рождаемости, естественно,
имеет негативные последствия. Переход
от крестьянского к индустриальному
типу семьи, рост демографической
нагрузки на детей по мере
старения родителей делает неизбежным
качественно новые, значительные, долговременные
и растущие социальные расходы.
Эти расходы могут
подорвать конкурентоспособность
Китая, который в условиях глобального
кризиса держит на своих плечах
весь мир, и стать самостоятельным
фактором сваливания человечества
в глобальную депрессию. (Правда,
скорее ее вызовут более "быстрые"
процессы вроде укрепления юаня
или сжатия спроса ЕС и США).
Также старение населения
снижает энергетику и предприимчивость
общества, повышает инерционность,
замедляет демократизацию.