Современная демографическая политика государства : Плюсы и минусы
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2015 в 02:40, курсовая работа
Описание работы
История демографической политики восходит к временам глубокой древности. Она нашла отражение во многих правовых и законодательных актах древности, особенно в случаях перенаселения стран или, напротив, больших людских потерь (хотя религиозно-этические доктрины почти всегда имели большее значение, чем подобные акты). В средние века, в условиях повышенной смертности из-за войн и эпидемий, некоторые демографические меры, большей частью стихийные, были направлены на сохранение высокого уровня рождаемости
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………………..……3 1) Наука – демография и демографическая политика……………………………5 2) Демографическая политика в современном мире………………………..…….6 3) Демографическая политика в развивающихся странах…………………….....8 3.1 Китай. 3.2 Индия. 4) Демографическая политика в развитых странах……………………………....10 4.1 Франция. 4.2 Швеция. 5) Современная демографическая ситуация в России и тенденции ее развития…………………………………………………………….15 6) Плюсы и минусы демографической политики…………………………………24 Заключение…………………………………………………………………………….26 Список литературы…………………
5. Современная демографическая
ситуация в России и тенденции ее развития
Современная демографическая
ситуация в Российской Федерации в значительной
степени обусловлена социально-экономическими
процессами, происходившими в XX веке. Во
второй половине прошлого века в Российской
Федерации ежегодно рождались 2 — 2,5 млн.
детей, умирали 1-1,5 млн. человек. Продолжительность
жизни граждан постоянно увеличивалась
и приближалась к показателям европейских
стран. Средняя продолжительность жизни
в 1990 — 1991 годах составляла 68 лет.
С 1992 года началось стабильное
сокращение численности населения из-за
превышения уровня смертности над уровнем
рождаемости (естественная убыль населения).
В течение последних 15 лет в России ежегодно
умирали более 2 млн. человек, что в расчете
на 1000 человек в 2 раза больше, чем в европейских
странах и США, в 1,5 раза больше, чем в среднем
в мире, а ежегодно рождались в этот период
1,2 — 1,5 млн. человек.
По показателю ожидаемой продолжительности
жизни населения, особенно мужчин, Россия
все больше отстает от экономически развитых
стран: в 2006 году ожидаемая продолжительность
жизни в Российской Федерации составила
в среднем 66,7 года, в том числе мужчин —
60,6 года, женщин — 73,1 года.
Основной причиной низкой продолжительности
жизни населения в Российской Федерации
является высокая смертность граждан
трудоспособного возраста. Из общего числа
умерших почти треть составляют граждане
трудоспособного возраста, около 80 процентов
из них — мужчины. Смертность от заболеваний
сердечнососудистой системы, составляющая
55 процентов смертности от всех причин,
в России в 3 — 4 раза выше, чем в европейских
странах. Среди причин смерти в трудоспособном
возрасте значительную долю (более 30 процентов)
составляют внешние причины — случайные
отравления, самоубийства, убийства, транспортные
происшествия, прочие несчастные случаи.
Показатель младенческой смертности,
рассчитанный по действующей в Российской
Федерации системе, несмотря на его снижение
с 18 на 1000 родившихся живыми в 1992 году до
10,2 в 2006 году, примерно в 2 раза выше, чем
в развитых европейских странах, Канаде
и США (по расчетам в соответствии с рекомендациями
Всемирной организации здравоохранения).
Уровень смертности обусловлен
также высоким уровнем заболеваемости
населения, распространенностью алкоголизма,
наркомании, табакокурения. Не созданы
условия, побуждающие людей бережно относиться
к собственному здоровью и здоровью своих
детей. Недостаточно развиты формы досуга,
способствующие ведению здорового образа
жизни (физическая культура, спорт, туризм,
активный отдых и другие).
-15-
Начиная с 2000 года в Российской
Федерации отмечается рост рождаемости.
Вместе с тем уровень рождаемости пока
еще недостаточен для обеспечения воспроизводства
населения.
На рождаемость отрицательно
влияют: низкий денежный доход многих
семей, отсутствие нормальных жилищных
условий, современная структура семьи
(ориентация на малодетность, увеличение
числа неполных семей), тяжелый физический
труд значительной части работающих женщин
(около 15 процентов), условия труда, не
отвечающие санитарно-гигиеническим нормам,
низкий уровень репродуктивного здоровья,
высокое число прерываний беременности
(абортов).
Низкий уровень рождаемости
ведет к демографическому старению населения.
Если в 1992 году численность женщин в возрасте
старше 55 лет и мужчин в возрасте старше
60 лет составляла 19,3 процента всего населения,
то в 2006 году — 20,4 процента.
Наряду с общими демографическими
тенденциями, характерными для Российской
Федерации в целом, имеются значительные
различия между регионами.
По пессимистическому варианту
прогноза предположительной численности
населения Российской Федерации, рассчитанному
на основе динамики демографических процессов
в 2000 — 2005 годах без учета программ по
улучшению здоровья населения, сокращению
уровня смертности и увеличению уровня
рождаемости, население России сократится
к 2015 году на 6,2 млн. человек (4,4 процента)
и составит 136 млн. человек, а к 2025 году
— 124,9 млн. человек. Ожидаемая продолжительность
жизни уменьшится до 64,5 года, более чем
на 18 процентов уменьшится численность
женщин репродуктивного возраста, увеличится
доля граждан старше трудоспособного
возраста.
Справка к Указу «Об
утверждении Концепции демографической
политики Российской Федерации на период
до 2025 года»
В Концепции дается оценка современной
демографической ситуации в Российской
Федерации и тенденций ее развития, определяются
принципы демографической политики Российской
Федерации (основу которых составляют
комплексность решения демографических
задач, выбор по каждому направлению демографического
развития наиболее проблемных вопросов,
учет региональных особенностей демографического
развития, координация действий законодательных
и исполнительных органов государственной
власти на федеральном, региональном и
муниципальном уровнях), а также основные
задачи демографической политики Российской
Федерации.
-16-
К числу основных отнесены следующие
задачи:
сокращение уровня смертности
граждан, прежде всего в трудоспособном
возрасте;
сокращение уровня материнской
и младенческой смертности, укрепление
репродуктивного здоровья населения,
здоровья детей и подростков;
сохранение и укрепление здоровья
населения, увеличение продолжительности
активной жизни, создание условий и формирование
мотивации для ведения здорового образа
жизни, существенное снижение уровня заболеваемости
социально значимыми и представляющими
опасность для окружающих заболеваниями,
улучшение качества жизни больных, страдающих
хроническими заболеваниями, и инвалидов;
повышение уровня рождаемости;
укрепление института семьи,
возрождение и сохранение духовно-нравственных
традиций семейных отношений;
регулирование внутренней и
внешней миграции, привлечение мигрантов
в соответствии с потребностями демографического
и социально-экономического развития,
с учетом необходимости их социальной
адаптации и интеграции.
Концепцией также определены
комплексные меры, осуществляемые в три
этапа, следствием которых должно стать
улучшение демографической ситуации в
стране.
Такими мерами, в частности,
являются:
формирование у различных групп
населения, особенно у подрастающею поколения, мотивации для ведения здорового образа жизни;
проведение профилактических
мероприятий в целях раннего выявления
нарушений состояния здоровья;
ранняя диагностика заболеваний
с применением передовых технологий;
повышение доступности и качества
оказания бесплатной медицинской помощи;
улучшение материально-технического
и кадрового обеспечения учреждений здравоохранения;
применение новых инновационных
технологий лечения и развитие высокотехнологичной
медицинской помощи;
внедрение комплексных оздоровительных
и реабилитационных программ;
пропаганда ценностей семьи,
усиление государственной поддержки семей,
имеющих детей;
создание условий для интеграции
иммигрантов в российское общество.
-17-
Концепция демографической
политики Российской Федерации на период
до 2025 года
Цели, принципы, задачи
и основные направления демографической
политики Российской Федерации на период
до 2025 года
Целями демографической политики
Российской Федерации на период до 2025
года являются стабилизация численности
населения к 2015 году на уровне 142 — 143 млн.
человек и создание условий для ее роста
к 2025 году до 145 млн. человек, а также повышение
качества жизни и увеличение ожидаемой
продолжительности жизни к 2015 году до
70 лет, к 2025 году — до 75 лет.
Достижение целей демографической
политики Российской Федерации в значительной
степени зависит от успешного решения
широкого круга задач социально-экономического
развития, включая обеспечение стабильного
экономического роста и роста благосостояния
населения, снижение уровня бедности и
уменьшение дифференциации по доходам,
интенсивное развитие человеческого капитала
и создание эффективной социальной инфраструктуры
(здравоохранение, образование, социальная
защита населения), рынка доступного жилья,
гибкого рынка труда, улучшение санитарно-эпидемиологической
обстановки.
В основу демографической
политики Российской Федерации положены
следующие принципы:
комплексность решения демографических
задач — мероприятия в этой сфере должны
охватывать направления демографического
развития (смертность, рождаемость и миграцию)
в их взаимосвязи; концентрация на приоритетах
— выбор по каждому направлению демографического
развития наиболее проблемных вопросов
и применение эффективных механизмов
их решения;
своевременное реагирование
на демографические тенденции в текущий
период;
учет региональных особенностей
демографического развития и дифференцированный
подход к разработке и реализации региональных
демографических программ;
взаимодействие органов государственной
власти с институтами гражданского общества;
координация действий законодательных
и исполнительных органов государственной
власти на федеральном, региональном и
муниципальном уровнях.
Основными задачами
демографической политики Российской
Федерации на период до 2025 года являются:
сокращение уровня смертности
не менее чем в 1,6 раза, прежде всего в трудоспособном
возрасте от внешних причин;
-18-
сокращение уровня материнской
и младенческой смертности не менее чем
в 2 раза, укрепление репродуктивного здоровья
населения, здоровья детей и подростков;
сохранение и укрепление здоровья
населения, увеличение продолжительности
активной жизни, создание условий и формирование
мотивации для ведения здорового образа
жизни, существенное снижение уровня заболеваемости
социально значимыми и представляющими
опасность для окружающих заболеваниями,
улучшение качества жизни больных, страдающих
хроническими заболеваниями, и инвалидов;
повышение уровня рождаемости
(увеличение суммарного показателя рождаемости
в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго
ребенка и последующих детей;
укрепление института семьи,
возрождение и сохранение духовно-нравственных
традиций семейных отношений;
привлечение мигрантов в соответствии
с потребностями демографического и социально-экономического
развития, с учетом необходимости их социальной
адаптации и интеграции.
Решение задачи по сокращению
уровня смертности населения, прежде всего граждан трудоспособного возраста,
включает в себя:
сокращение уровня смертности
от заболеваний сердечно-сосудистой системы за счет создания комплексной системы профилактики факторов риска, ранней диагностики с применением передовых технологий, внедрения образовательных программ, направленных на предупреждение развития указанных заболеваний;
улучшение материально-технического
обеспечения учреждений здравоохранения,
оказывающих помощь, в том числе экстренную,
больным, страдающим сердечно-сосудистыми
заболеваниями, оснащение и кадровое обеспечение
учреждений здравоохранения в соответствии
со стандартами, создание необходимых
служб в муниципальных и региональных
учреждениях здравоохранения, повышение
доступности высокотехнологичной медицинской
помощи указанным больным, а также развитие
системы восстановительного лечения и
реабилитации этих больных;
сокращение уровня смертности
и травматизма в результате дорожно-транспортных
происшествий за счет повышения качества
дорожной инфраструктуры, дисциплины
на дорогах, организации дорожного движения,
а также за счет повышения оперативности,
качества оказания медицинской помощи
пострадавшим в дорожно-транспортных
происшествиях на всех ее этапах;
сокращение уровня смертности
и травматизма от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний
за счет перехода в сфере охраны труда
к системе управления профессиональными
рисками (включая информирование работников
о соответствующих рисках, создание системы
выявления, оценки и контроля таких рисков),
а также за счет экономической мотивации
для улучшения работодателем условий
труда;
-19-
сокращение уровня смертности
от самоубийств за счет повышения эффективности
профилактической работы с гражданами
из групп риска, направленной на предупреждение
суицидов;
сокращение уровня смертности
от онкологических заболеваний за счет
внедрения программ профилактики, а также
за счет скрининговых программ раннего выявления онкологических заболеваний;
сокращение уровня смертности
от ВИЧ/СПИДа и туберкулеза за счет совершенствования
программ профилактики и лечения этих
заболеваний, а также за счет применения
новых инновационных технологий лечения;
внедрение специальных программ
для населения старших возрастных групп;
повышение доступности медицинской
помощи для жителей сельской местности
и отдаленных районов.
Решение задач по сокращению
уровня материнской и младенческой смертности,
укреплению репродуктивного здоровья
населения, здоровья детей и подростков
включает в себя: