Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 10:24, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование денежно-кредитной системы России. Данная цель предполагает решение следующих задач:
- рассмотрение сущности, функций, механизма функционирования кредитно- денежной системы;
- выявление особенностей кредитно - денежной системы России;
- анализ состояния кредитно – денежной системы России в настоящее время;
- анализ проблем и их решение в кредитной системе России
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты кредитно-денежной системы 2
1.1. История развития экономической теории 2
1.2. Денежно-кредитная система и денежно-кредитная политика 2
1.3. Понятие и структура кредитно-денежной системы 2
1.4. Центробанк, его функции и роль в экономике 2
Глава 2. Кредитно-денежная система и кредитно-денежная политика в России. 2
2.1. Анализ кредитно-денежной политики 2
2.2. Финансовый кризис в России: факты, причины, посткризисный период 2
Глава 3. Проблемы функционирования кредитно-денежной системы и пути их решения. 2
Заключение 2
Библиографический список 2
Центральный банк призван регулировать кредит и денежное обращение, контролировать и стабилизировать движение обменного курса национальной валюты, сглаживать своим влиянием перепады в уровне деловой активности, цен и занятости, стимулировать рост национальной экономики на здоровой финансовой основе. Центральный банк выступает в качестве агента правительства в таких сферах, как управление национальным долгом, валютная и кредитно-денежная политика. Кроме того, он является представителем правительства в финансовых операциях последнего.
Центробанк не имеет дела непосредственно с населением. Его главными клиентами являются коммерческие банки, выступающие как бы в роли посредников между экономикой и Центробанком. В Центробанке хранятся обязательные резервы коммерческих банков. Принимая на хранение резервы комбанков, Центробанк оказывает им кредитную поддержку. Для коммерческих банков он является кредитором последней инстанции, то есть кредитором на крайний случай. Обычно его кредиты предоставляются банкам по ставке более высокой, чем рыночная, и потому банки обращаются за поддержкой к Центробанку только в случае отсутствия иной возможности получить кредит.
Центробанк тесно связан с государством. В качестве банкира правительства Центробанк выступает его кассиром и кредитором, в нем открыты счета правительства и правительственных ведомств. Центробанк, как правило, осуществляет кассовое исполнение госбюджета, Доходы правительства, поступившие от налогов и займов, зачисляются на беспроцентный счет казначейства (министерства финансов) в Центробанке, с которого покрываются правительственные расходы.
В соответствии с принятым в нашей стране законодательством Центральный банк РФ выполняет следующие основные функции:
Таким образом, ведущую роль в кредитной системе занимает Центральный банк, который относительно независим, но согласует с правительством проводимую кредитно-денежную политику, является монополистом в вопросах эмиссии денег и регулирует деятельность как коммерческих банков, так и специализированных кредитно-финансовых институтов.
Глава 2. Кредитно-денежная система и кредитно-денежная политика в России.
2.1. Анализ кредитно-денежной политики
Денежно-кредитная политика – действия специализированных государственных учреждений на денежном и валютном рынке, направленные на контроль обменного курса, уровня инфляции, занятости, стабильности экономического роста. Как правило, за проведение денежно-кредитной политики отвечают центральные банки.
В России денежно-кредитную политику, согласно Федеральному закону № 86-ФЗ от 27 июня 2002 года «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)», определяет и проводит ЦБ.
Закон определяет основные инструменты и методы, которые могут использоваться:
1) процентные ставки по
2) нормативы обязательных
3) операции на открытом рынке;
4) рефинансирование кредитных
5) валютные интервенции;
6) установление ориентиров роста денежной массы;
7) прямые количественные
8) эмиссия облигаций от своего имени.
Ежегодно Банк России
до внесения правительством в Государственную
думу проекта бюджета на следующий
год готовит документ, который
называется «Проект основных направлений
единой государственной денежно-
В «Основных направлениях» должны быть отражены концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики, краткая характеристика состояния экономики Российской Федерации. А также результаты прошедшего года, сценарный прогноз развития экономики России на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, целевые ориентиры, показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов.
Кроме того, документ должен содержать план мероприятий Банка России на предстоящий год по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.
В настоящее время
действуют «Основные
В количественном выражении ЦБ РФ планирует следующие показатели. Инфляция: 5,5–6,5% в 2011-м, 4,5–5,5% в 2012-м и 4–5% в 2013 году. Прирост денежной массы (агрегат М2 по версии Банка России): в 2011 году – 11–23%, в 2012-м – 14–20%, в 2013-м – 13–17%. Кроме того, в плане отражено стремление Банка России сокращать влияние на валютный курс рубля. При этом предполагается направлять основные усилия ЦБ на контроль волатильности национальной валюты.
2.2. Финансовый кризис в России: факты, причины, посткризисный период.
С чего начинался финансовый кризис в России? Десять фактов о финансовом кризисе в России в 2008 году.
Причины кризиса. Понятно, что кризис 2008 года в России не возник сам по себе. На то были определенные причины как внутри страны, так и за ее пределами. Однако по нашему мнению, внешние причины кризиса 2008 года оказали большее действие на финансовую систему, чем внутренние.
Внешние причины финансового кризиса в России: резкое падение цен на нефть с почти 150$ до 40$ за баррель. Финансовая катастрофа в США и последовавшая за ней цепная реакция по всему миру. Мировой кризис ликвидность, ограничивший доступ российских компаний к дешевым иностранным кредитам.
Внутренние причины
Масло в огонь добавило действия властей в отношении к бизнесу (Мечел, ТНК-BP), вмешательство России в грузино-осетинский конфликт. Резкий отток иностранного капитала в августе-сентябре 2008 года. Так же, ситуацию осложнила слабая банковская система, что вызвало кризис ликвидности и банковский кризис в России. После чего предприятия перестали получать доступ к дешевым кредитам. Усугубили финансовый кризис в России долги корпораций, которые сравнимы с ЗВР.
Россия переживает сейчас очень ответственный этап своего развития. Как известно, в посткризисный период темпы социально-экономического роста снизились почти в 2 раза. Докризисная экономика росла по 7% в год, а сейчас - 4%, инвестиции России росли по 13% в год, а сейчас -7%, реальные доходы увеличивались по 11% в год, а в 2010-2011 годах в среднем они росли по 2%. На 2012 год Минэкономразвития, МВФ и Всемирный банк прогнозируют более низкие темпы. Валовая внутренняя продукция увеличится на 3,5-3,7%, промышленность - на 4% и т.д. Если учесть, что в кризисный 2009 год наша экономика сократилась наиболее сильно среди 20 крупнейших держав мира (на 7,8%), то в сравнении с докризисным 2008 годом у нас пока экономический рост очень слабый.
Прогноз Минэкономразвития на 2012-2014 годы тоже ничего хорошего не сулит. По лучшему, умеренно-оптимистичному варианту этого прогноза, в 2014 году валовая внутренняя продукция России увеличится по сравнению с 2008 годом только на 13%, промышленность - на 15%, инвестиции - на 17% и т.д. В то время как экономика мира вырастет на го%, экономика стран БРИК - на 50%, наша доля в мировой экономике снижается.
При таких темпах социально-экономического развития у страны нет благоприятных перспектив. При столь медленном росте у нас попросту не будет средств, чтобы решить проблемы жилья, пенсий, технического обновления устаревшей материальной базы. Мы не сможем перестроить отсталую структуру народного хозяйства, перейти к массовому строительству автострад и скоростных железных дорог, не сможем по-настоящему поднять здравоохранение и образование. Проблема ускорения социально-экономического развития страны выдвигается на первое место.
Центральный банк, хорошо зная положение в нашей банковской системе и осуществляя ее регулирование, недостаточно осознает последствия сдерживания коммерческого кредитования для развития нашей страны. Мне кажется, Центральный банк не живет интересами развития народного хозяйства, ограничивая свои функции надзором за банками, регулированием инфляции. Этим наш ЦБ коренным образом отличается от Федеральной резервной системы США. Достаточно просмотреть доклады руководителя Федеральной системы, где у него на первом плане проблемы народного хозяйства, задачи по активизации экономической деятельности, по сокращению безработицы. Руководитель Федеральной системы делает доклады не о банковской системе, а о хозяйстве в целом, понимая, зачем и ради чего осуществляется вся денежно-кредитная политика. У нас же эта политика стала как бы самодовлеющей системой и рассматривается не в связи с общим социально-экономическим развитием, а сама по себе.
Взгляните на нашу кредитную
денежную политику с широких социально-
До сих пор не восстановились после кризиса объемы производства машин и оборудования - самой важной отрасли промышленности с перспективных позиций. Эта отрасль пострадала в кризис больше всех. Производство машин и оборудования сократилось на 32%, и пока еще эта отрасль не достигла своего докризисного уровня. В том числе в связи с этим в импорте немалую часть составляют машины и оборудование, которые замещают не произведенную продукцию отечественного машиностроения.