Современная кредитно-денежная система России: проблемы функционирования и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 10:24, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование денежно-кредитной системы России. Данная цель предполагает решение следующих задач:
- рассмотрение сущности, функций, механизма функционирования кредитно- денежной системы;
- выявление особенностей кредитно - денежной системы России;
- анализ состояния кредитно – денежной системы России в настоящее время;
- анализ проблем и их решение в кредитной системе России

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты кредитно-денежной системы 2
1.1. История развития экономической теории 2
1.2. Денежно-кредитная система и денежно-кредитная политика 2
1.3. Понятие и структура кредитно-денежной системы 2
1.4. Центробанк, его функции и роль в экономике 2
Глава 2. Кредитно-денежная система и кредитно-денежная политика в России. 2
2.1. Анализ кредитно-денежной политики 2
2.2. Финансовый кризис в России: факты, причины, посткризисный период 2
Глава 3. Проблемы функционирования кредитно-денежной системы и пути их решения. 2
Заключение 2
Библиографический список 2

Файлы: 1 файл

Kursovaya.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

Центральный банк призван регулировать кредит и денежное обращение, контролировать и стабилизировать движение обменного курса национальной валюты, сглаживать своим влиянием перепады в уровне деловой активности, цен и занятости, стимулировать рост национальной экономики на здоровой финансовой основе. Центральный банк выступает в качестве агента правительства в таких сферах, как управление национальным долгом, валютная и кредитно-денежная политика. Кроме того, он является представителем правительства в финансовых операциях последнего.

Центробанк не имеет  дела непосредственно с населением. Его главными клиентами являются коммерческие  банки, выступающие  как бы в роли посредников между экономикой и Центробанком. В Центробанке хранятся обязательные резервы коммерческих банков. Принимая на хранение резервы комбанков, Центробанк  оказывает им кредитную поддержку. Для коммерческих банков он является кредитором последней инстанции, то есть кредитором на крайний случай. Обычно его кредиты предоставляются банкам по ставке более высокой, чем рыночная, и потому банки обращаются за поддержкой к Центробанку только в случае отсутствия иной возможности получить кредит.

Центробанк тесно связан с государством. В качестве банкира  правительства Центробанк выступает его кассиром и кредитором, в нем открыты счета правительства и правительственных ведомств. Центробанк, как правило, осуществляет кассовое исполнение госбюджета, Доходы правительства, поступившие от налогов и займов, зачисляются на беспроцентный счет казначейства (министерства финансов) в Центробанке, с которого покрываются правительственные расходы.

В соответствии с принятым в нашей стране законодательством  Центральный банк РФ выполняет следующие  основные функции:

  1. Во взаимодействии с правительством разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля.
  2. Монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организовывает их обращение.
  3. Хранит золотовалютные резервы страны.
  4. Является финансовым агентом правительства: предоставляет кредиты и выполняет расчетные и переводные операции  для правительства.
  5. Аккумулирует и хранит обязательные резервы коммерческих банков.
  6. Является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организовывает систему рефинансирования.
  7. Устанавливает правила осуществления расчетов в стране, проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы.
  8. Проводит государственную регистрацию кредитных организаций и осуществляет надзор за их деятельностью
  9. Регулирует прохождение валюты, определяет порядок расчетов с иностранными государствами.
  10. Дает консультации и предоставляет финансовую информацию.

Таким образом, ведущую  роль в кредитной системе  занимает  Центральный банк,  который  относительно  независим,  но  согласует   с   правительством проводимую кредитно-денежную  политику,  является  монополистом  в  вопросах эмиссии денег и регулирует  деятельность  как  коммерческих  банков,  так  и специализированных кредитно-финансовых институтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Кредитно-денежная система и кредитно-денежная политика в России.

2.1. Анализ кредитно-денежной политики

Денежно-кредитная политика – действия специализированных государственных  учреждений на денежном и валютном рынке, направленные на контроль обменного  курса, уровня инфляции, занятости, стабильности экономического роста. Как правило, за проведение денежно-кредитной политики отвечают центральные банки.

В России денежно-кредитную  политику, согласно Федеральному закону № 86-ФЗ от 27 июня 2002 года «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)», определяет и проводит ЦБ.

Закон определяет основные инструменты  и методы, которые могут использоваться:

1) процентные ставки по операциям  Банка России;

2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

3) операции на открытом рынке;

4) рефинансирование кредитных организаций;

5) валютные интервенции;

6) установление ориентиров роста  денежной массы;

7) прямые количественные ограничения;

8) эмиссия облигаций  от своего имени.

Ежегодно Банк России до внесения правительством в Государственную  думу проекта бюджета на следующий  год готовит документ, который  называется «Проект основных направлений  единой государственной денежно-кредитной  политики». А окончательный вариант  должен быть подготовлен до 1 декабря.

В «Основных направлениях»  должны быть отражены концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной  политики, краткая характеристика состояния  экономики Российской Федерации. А  также результаты прошедшего года, сценарный прогноз развития экономики России на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, целевые ориентиры, показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов.

Кроме того, документ должен содержать план мероприятий Банка России на предстоящий год по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.

В настоящее время  действуют «Основные направления  государственной денежно-кредитной политики на 2011 и период 2012 и 2013 годов». Согласно этому документу, основные задачи – это «преодоление последствий мирового финансового кризиса», «удержание инфляции на уровне 5-7%» и «выход на траекторию устойчивого роста».

В количественном выражении ЦБ РФ планирует следующие показатели. Инфляция: 5,5–6,5% в 2011-м, 4,5–5,5% в 2012-м и 4–5% в 2013 году. Прирост денежной массы (агрегат М2 по версии Банка России): в 2011 году – 11–23%, в 2012-м – 14–20%, в 2013-м – 13–17%. Кроме того, в плане отражено стремление Банка России сокращать влияние на валютный курс рубля. При этом предполагается направлять основные усилия ЦБ на контроль волатильности национальной валюты.

2.2. Финансовый  кризис в России: факты, причины, посткризисный период.

С чего начинался финансовый кризис в России? Десять фактов о финансовом кризисе в России в 2008 году.

  1. Резкое падение биржевых индексов РТС и ММВБ начавшееся в мае 2008 года. Из-за мирового кризиса российские индексы упали на 70%.
  2. Принятие Федерального Закона "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации", подписанного Дмитрием Медведевым 14 октября 2008 года.
  3. 15 октября вступили в силу поправки в статью 11 ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках РФ". Поправками гражданам гарантировалось страхование 100% суммы вкладов, не превышающих 700 тысяч рублей, при наступлении страхового случая.
  4. Индекса деловой активности в сфере услуг (индекс Менеджеров по снабжению) показал первое за всю историю снижение и опустился ниже критической отметки. Кризис в России 2008 года ударил по товарообороту, разорвал многие логистические цепочки.
  5. Агентство Fitch снизило суверенный рейтинг России до «негативного». Посчитав, что мировой кризис докатился и до России.
  6. Правительство распечатало ЗВР и направило их на поддержание ликвидности банков и в ВЭБ для выплаты долгов российских компаний. За сентябрь-октябрь ЗВР сократись на 100 млрд. долларов.
  7. Правительство объявляет о плавной девальвации рубля по отношению к бивалютной корзине. К концу 2008 года курс рубля по отношению к доллару снизился на 11%. Правительство фактически признало существование кризиса в экономике России, а ЦБ вынужден расширять валютный коридор из-за нехватки наличности.
  8. Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) создало фонд помощи тем, кто не сможет из-за сокращения или резкого снижения доходов по причине финансового кризиса в России выплачивать кредит по ипотеке.
  9. Премьер-министр Путин пообещал помочь гражданам выплатить кредиты на автомобили, выпущенные в России. Правительство собирается компенсировать две третьих процентной ставки ЦБ.
  10. Опубликован список 295 компаний, которым будет оказана финансовая помощь со стороны государства в случае их тяжелого положения из-за финансового кризиса в России.

Причины кризиса. Понятно, что кризис 2008 года в России не возник сам по себе. На то были определенные причины как внутри страны, так и за ее пределами. Однако по нашему мнению, внешние причины кризиса 2008 года оказали большее действие на финансовую систему, чем внутренние.

Внешние причины финансового  кризиса в России: резкое падение  цен на нефть с почти 150$ до 40$ за баррель. Финансовая катастрофа в США  и последовавшая за ней цепная реакция по всему миру. Мировой  кризис ликвидность, ограничивший доступ российских компаний к дешевым иностранным кредитам.

Внутренние причины финансового  кризиса в России. Сильная зависимость  экономики России от цен на энергоносители (нефть и газ). Экономика России ориентированная на экспорт сырьевых товаров столкнулась с ситуацией, когда спрос и цены на сырье упали. Банковская система так и не набрала силу, Сбербанк является фикически монополистом на рынке банковских услуг, большая часть , населения страны не стремиться хранить деньги в банках, тем более в банках, которые являются коммерческими. Система стоящая на 2-3 банках(Сбербанк, ВЭБ, Газпромбанк) очень зависима от этих монопольных банков, причем эти банки контроилруются гсударством в большой степени.

Масло в огонь добавило действия властей в отношении  к бизнесу (Мечел, ТНК-BP), вмешательство России в грузино-осетинский конфликт. Резкий отток иностранного капитала в августе-сентябре 2008 года. Так же, ситуацию осложнила слабая банковская система, что вызвало кризис ликвидности и банковский кризис в России. После чего предприятия перестали получать доступ к дешевым кредитам. Усугубили финансовый кризис в России долги корпораций, которые сравнимы с ЗВР.

Россия переживает сейчас очень ответственный этап своего развития. Как известно, в посткризисный период темпы социально-экономического роста снизились почти в 2 раза. Докризисная экономика росла по 7% в год, а сейчас - 4%, инвестиции России росли по 13% в год, а сейчас -7%, реальные доходы увеличивались по 11% в год, а в 2010-2011 годах в среднем они росли по 2%. На 2012 год Минэкономразвития, МВФ и Всемирный банк прогнозируют более низкие темпы. Валовая внутренняя продукция увеличится на 3,5-3,7%, промышленность - на 4% и т.д. Если учесть, что в кризисный 2009 год наша экономика сократилась наиболее сильно среди 20 крупнейших держав мира (на 7,8%), то в сравнении с докризисным 2008 годом у нас пока экономический рост очень слабый.

Прогноз Минэкономразвития на 2012-2014 годы тоже ничего хорошего не сулит. По лучшему, умеренно-оптимистичному варианту этого прогноза, в 2014 году валовая внутренняя продукция России увеличится по сравнению с 2008 годом только на 13%, промышленность - на 15%, инвестиции - на 17% и т.д. В то время как экономика мира вырастет на го%, экономика стран БРИК - на 50%, наша доля в мировой экономике снижается.

При таких темпах социально-экономического развития у страны нет благоприятных  перспектив. При столь медленном  росте у нас попросту не будет средств, чтобы решить проблемы жилья, пенсий, технического обновления устаревшей материальной базы. Мы не сможем перестроить отсталую структуру народного хозяйства, перейти к массовому строительству автострад и скоростных железных дорог, не сможем по-настоящему поднять здравоохранение и образование. Проблема ускорения социально-экономического развития страны выдвигается на первое место.

Центральный банк, хорошо зная положение в нашей банковской системе и осуществляя ее регулирование, недостаточно осознает последствия сдерживания коммерческого кредитования для развития нашей страны. Мне кажется, Центральный банк не живет интересами развития народного хозяйства, ограничивая свои функции надзором за банками, регулированием инфляции. Этим наш ЦБ коренным образом отличается от Федеральной резервной системы США. Достаточно просмотреть доклады руководителя Федеральной системы, где у него на первом плане проблемы народного хозяйства, задачи по активизации экономической деятельности, по сокращению безработицы. Руководитель Федеральной системы делает доклады не о банковской системе, а о хозяйстве в целом, понимая, зачем и ради чего осуществляется вся денежно-кредитная политика. У нас же эта политика стала как бы самодовлеющей системой и рассматривается не в связи с общим социально-экономическим развитием, а сама по себе.

Взгляните на нашу кредитную  денежную политику с широких социально-экономических  позиций. Жилищное строительство - одна из немногих отраслей, которая до сих  пор не восстановила докризисный уровень. В 2008 году мы ввели в эксплуатацию рекордные за 20 лет 64 милионов квадратных метров жилья, но это меньше, чем было в советское время. Затем два года объемы жилищного строительства сокращались, немного приподнялись они лишь в 2011 году. Из всех крупных отраслей самая малоприбыльная - строительство, которое еще окончательно не оправилось после кризиса. Причина - недостаточное финансирование, высокие процентные ставки, в том числе по ипотеке, дороговизна жилья и так далее.

До сих пор не восстановились после кризиса объемы производства машин и оборудования - самой важной отрасли промышленности с перспективных позиций. Эта отрасль пострадала в кризис больше всех. Производство машин и оборудования сократилось на 32%, и пока еще эта отрасль не достигла своего докризисного уровня. В том числе в связи с этим в импорте немалую часть составляют  машины и оборудование, которые замещают не произведенную продукцию отечественного машиностроения.

Информация о работе Современная кредитно-денежная система России: проблемы функционирования и пути их решения